Книжный рынок: замкнутые проигрывают общительным

«Крестным отцом» издательства «Манн, Иванов и Фербер» является Executive.ru: Игорь Манн и Михаил Иванов узнали друг о друге на страницах нашего портала. Видимо, поэтому крупнейшее издательство деловой литературы России уделяет такое внимание социальным медиа. Собеседник E-xecutive.ru – генеральный директор компании Михаил Иванов. Это интервью выходит ровно через 8 лет после того как в «Манн, Иванов и Фербер» вышла первая книга– «Клиенты на всю жизнь».

Еxecutive.ru: Какова динамика продаж в секторе электронных и бумажных книг в вашем издательстве и на рынке в целом?

Михаил Иванов: В 2012 году мы удвоили объем продаж . При этом динамика роста электронных книг еще выше. Мы рассчитываем, что в 2013 году выручка от продажи обычных книг увеличится на 25%, а цифровых – на 100%. В России мы – среди пионеров электронного контента, пока на него приходится 5-7% оборота компании, однако я не думаю, что в стране есть еще хотя бы одно издательство с аналогичными показателями. В Америке доля электронных книг в продажах издательств составляет 20-25%, в Европе эти объемы скромнее, исключение – Великобритания, где на цифровой контент приходится тоже 15-20% в зависимости от сегмента.

Еxecutive.ru: На какую платформу для распространения цифрового контента вы делаете ставку?

М.И.: На несколько платформ. Сейчас мы создаем свой магазин в Apple Store, но делаем это от безвыходности, поскольку в России нет ibookstore. Был бы ibookstore – не делали бы своего приложения. Наши книжки продаются на всех ключевых площадках («Литрес», «Озон», «Аймобилко»), мы приемлем все форматы, в которых человеку удобно читать – от ePub до pdf.

Еxecutive.ru: Электронные и бумажные книги читает одна аудитория?

М.И.: Думаю, что это две разные, хотя и пересекающиеся аудитории. Выросло поколение людей, которые уже не покупают бумажные книжки. Особенно это характерно для читателей в регионах – книга до них идет несколько недель, стоит она в глубинке дороже, к тому же человеку приходится идти на почту, чтобы получить бандероль. Проще, удобней и дешевле купить книжку в электронном виде. Есть также разница в сегментах. Одна из особенностей нашей стратегии – диверсификация. Мы очень активно входим в детское направление, где электронные продажи представлены слабо, и в сектор подарочных изданий – это дорогие, красивые книжки, такие как «Семейный ужин» или «Возраст счастья» Владимира Яковлева, которые в электронном виде не существуют. Таким образом, в одних сегментах бумажные книги уступают электронным, а в других – усиливают свои позиции.

Еxecutive.ru: В интервью нашему порталу главный редактор «Альпины Паблишер» Сергей Турко рассказал, как его издательство отслеживает тематические тренды. У вас тоже есть карта трендов?

М.И.: Мы разделили свой портфель на четыре части: есть две редакции, которые отвечают за деловую литературу, одну из них возглавляю я, другую – мой коллега Артем Степанов, есть детская и есть редакция подарочных книг. Таким образом, каждое подразделение работает со своим сегментом. В деловой литературе есть темы, которые растут, мы отчетливо это видим. Например, люди охотно покупают книги про личное развитие, это – тот самый тренд, который выделяют наши коллеги из «Альпины Паблишер». Интерес к маркетингу и продажам – стабилен, а к стартапам – падает. Но я говорю об этом, оценивая состояние нашего портфеля, а не рынка в целом. Есть издания, которые не вписываются ни в какие тенденции. Например, у нас скоро выходит книга CEO Google Эрика Шмидта, она, несомненно, будет хорошо продаваться. К какой теме ее отнести: история успеха? Интернет? Практика бизнеса? Какая-то иная категория? Издание не всегда можно классифицировать однозначно.

Еxecutive.ru: Существует ли корреляция между запросами в поисковиках, продажами в интернет-магазинах и в обычных книжных магазинах?

М.И.: Мы не ведем такие наблюдения, хотя, возможно, есть смысл изучить, что люди ищут в Yandex или Google. Для нас важно другое: во-первых, знаем ли мы автора, его возможности? Во-вторых, как книги на эту тему продаются на Западе и в России?

Еxecutive.ru: Есть ли существенные различия между тем, что читала Россия пять лет назад, и тем, что читает сейчас?

М.И.: Я могу говорить только про сегмент деловой литературы. Не продаются книги по инновациям. Очень плохо идут издания по лидерству. Видимо, люди считают, что это такие темы, где ты не сможешь получить практические навыки: прочитав книгу по лидерству, ты не станешь лидером. В отличие, например, от Запада, где эта тема очень популярна. Есть так называемые выгоревшие авторы, например, Сет Годин – его первая работа «Фиолетовая корова» очень хорошо продается до сих пор, а все остальные – либо гораздо хуже, либо вообще не продаются. Или, например, Филип Котлер. Есть несколько книжек, который продаются успешно, но он продолжает ежегодно писать новые (недавно вышла работа по маркетингу в Интернете, где он указан третьим автором), и издатели практически перестали их брать. Первые были насыщенными, а в нынешних имя Котлера девальвируется.

Еxecutive.ru: Как вы находите новых авторов?

М.И.: Начинающие авторы (знаю это по себе) обычно очень хорошо думают, в какое издательство они отнесут рукопись. Наше издательство не заметить трудно – мы крупные, поэтому они приходят к нам. У нас выстроена система коммуникации с авторами – если мы видим потенциал, встречаемся, обсуждаем, договариваемся. Новое имя – всегда знак вопроса. Сейчас недостаточно написать хорошую книжку, надо иметь так называемую платформу: читаемый блог, аккаунт в Twitter, большое число подписчиков в Facebook… Если всего этого нет, выводить человека рынок очень трудно, нужно прилагать очень большие усилия. Это сложно, в том числе и потому, что в деловой литературе мало авторов, которые в состоянии написать несколько книг. Обычно в первой книжке они выплескивает все, что копили долгие годы, а последующие работы представляют собой повторение высказанных идей с некоторыми вариациями – по этой причине мы не можем, в отличие от издательств, работающих в секторе художественной литературы, мыслить сериями. Издержки на выпуск одной книги нового автора довольно велики.

Еxecutive.ru: Какие факторы влияют на хитовость?

М.И.: Ширина платформы. Оценить это достаточно просто – я уже сказал, что для нас важна активность автора в социальных медиа. Мы издали книжку «Далеко-далеко» популярного блогера Сергея Доли. На рынке есть десятки книг про путешествия, но тираж его альбома – семь тыс. экземпляров – мы продали за 10 дней, потому что у него в блоге было 45 тыс. подписчиков.

Еxecutive.ru: Вы сказали, что успешность на западном рынке – один из аргументов в пользу того, что книгу можно выпускать на русском языке. А бывают ли примеры, когда западный автор на российском рынке, что называется «не пошел»?

М.И.: Да, таких примеров много, и это тоже вопрос платформы. Американская активность не переносится автоматически в Россию. Если автор читает лекции, проводит семинары, вебинары в США, это не значит, что он автоматически будет популярен в России. Возможно, здесь у него нет последователей. И когда мы видим, что у пустой книжки рейтинг на Amazon высок, мы понимаем, что автор так заводит свою аудиторию, что она готова покупать любые книги.

Еxecutive.ru: У издательства есть собственная платформа?

М.И.: Конечно. Мы очень активно работаем с читателями: у нас 36 тыс. друзей в Facebook и свыше 100 тыс. в В сети «ВКонтакте», есть сегментированная база данных для рассылки, есть люди, которые следят за тем, сколько человек посмотрело какой пост, сколько говорит о нем. Сейчас мы делаем такую штуку как сообщество российских авторов (у нас их около 70), которое объединит их. Если у нас выходит новая книжка, каждый автор МИФа может написать о ней в рамках своей платформы – об издании узнают десятки тысяч человек.

Еxecutive.ru: Авторы будут писать друг о друге?

М.И.: Если они не являются прямыми конкурентами и им понравилась книга. Кроме того, мы довольно успешно работаем с целевой аудиторией через платформы других организаций. Если, например, вышла книжка по дизайну, мы можем продвигать ее через возможности Британской высшей школы дизайна. Если про спорт – с лидерами в области любительского спорта. За каждой книгой у нас закреплен менеджер проекта, который отвечает за продвижение. Таким образом, возможности всех платформ – суммируются.

Еxecutive.ru: Можете ли заранее определить, станет ли книга хитом?

М.И.: На этапе, когда мы запускаем книжку в работу, мы присваиваем или не присваиваем ей статус приоритетного проекта – от этого зависит объем ресурсов, выделяемых на продвижение. Естественно, мы можем ошибаться. Если мы видим, что, несмотря на все усилия, книжка не продается, мы перестаем ее поддерживать, потому что невозможно побороть тренд. Это примерно как в моде. Если в этом году все носят зеленое, а ты продаешь синее, то можешь вкладывать сколько угодно усилий, но все равно не продашь. Поэтому мы умеем останавливаться и переключаться на другие книги – в 2013 году у нас выйдет 215 новых изданий, не считая допечаток.

Еxecutive.ru: Могут ли российские бизнес-школы генерировать контент, растить авторов?

М.И.: В нашем опыте такого пока не было. Проблема в том, что у преподавателей российских бизнес-школы нет времени на исследовательскую работу. У западных школ есть система грантов для проведения исследований, после реализации каждого проекта есть выводы, есть результаты, которые авторы стремятся опубликовать. В России такой практики нет. Поэтому пока я не припомню ни одного автора из профессоров российских бизнес-школ, которого мы бы издавали.

Еxecutive.ru: Есть ли у вас планы использовать возможности краудсорсинга для создания контента?

М.И.: Для создания деловой литераторы – нет. Но вы на навели меня на мысль по поводу детского контента. У нас есть сейчас один из продуктов – потешки и пестушки – это те выражения, которые используют родители, когда играют с ребенком, кормят, купают его: «Шла торговка мимо рынка, спотыкнулась о корзинку и упала в ямку - бух!». Этот проект мы хотим сделать в аудиоформате. Возможно, контент для этого издания мы будем собирать при помощи краудсорсинга.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород
«Издательство интересуют авторы, которым есть, что сказать, и которые умеют работать с социальными медиа, считает … Михаил Иванов», - отмечено в преамбуле публикации.
Я, однако, понял текст по другому (кстати, г.Иванов зайдет к нам на обсуждение?): - Главное не есть что сказать (об этом в интервью не увидел, извините), а то, чтобы автор должен прийти в издательство уже будучи раскрученным (самостоятельно), а также иметь ресурс для раскрутки своего детища – новой книги. Это раз. Мне представляется, что издательству под силу не просто увидеть существующий тренд, но увидеть не удовлетворенные потребности, чтобы предложить соответствующие продукты. Пример, что я приводил в обсуждении с С.Т. – существует разрыв между теорией и практикой управления в стране. Откуда следует, что книг, которые бы решали эту проблему эффективно, скорее всего нет.
В преамбуле отмечено также: ''Вы можете быть экспертом, но вы будете писать в стол, пока не научитесь эффективно общаться с аудиторией''.
У меня несколько иной опыт. Нужно уметь общаться не с аудиторией, а с ... издательствами, которые, по сути, занимаясь стартапами (новыми книгами) просто пытаются максимально снизить свои риски (это понятно), причем, как следует уже из второго интервью с издателем, за счет усилий самих авторов путем их собственной самораскрутки (это уже странно).
Партнер, Украина

Частное мнение, как автора уже изданной книги - Fast Management: Управление - это просто, если знаешь как - СПб, Питер, 2012. Книжкой доволен, тираж уже практически распродан, отзывы хорошие и т.п. В общем, претензий к издательству - нет.
Просто хочу высказать мнение с другой стороны.
Хорошее, честное интервью, которое прекрасно показывает проблемы издателя: каждая книжка является мини-стартапом, авторы выгорают и т.п. Поэтому вполне естественно, что издатели хотят издавать (инвестировать в) только раскрученных авторов, у которых уже есть своя аудитория и которые могут сами продать свою книгу.
При этом нарастает другая проблема о которой издатель в интервью не говорит ничего.
Авторские гонорары очень малы во всех издательствах, включая МИФ. Общепринятая позиция российских издательств - автор издает книгу не ради денег, а ради славы. Ради того, чтобы разрекламировать себя и свои услуги/бизнес.
Возникает противоречие: чтобы быть изданным, автор должен уже быть известным. Но если он уже известен, то зачем ему издавать книгу с помощью издательства? Чтобы стать еще более известным?
Тем более электронную книгу? Ее он может издать сам и напрямую продавать со своего сайта и книжных площадок.
В чем тогда роль издательства?
Редакторская правка и оформление? Эти услуги доступны на рынке.
Дополнительные продажи? Зачем они нужны, если весь доход нужно отдавать издательству?
Это противоречие интересов издательства и автора в корне меняет концепцию книги. Раньше книга была кульминацией авторской карьеры. В нее он выплескивал все лучшее, что у него есть, чтобы оставить след в истории.
Теперь, автору в одну книгу все выплескивать нельзя. Потому, что ничего не останется для послекнижных продаж. Книга превращается в эквивалент рекламной брошюры. Есть аудитория, которая уже есть у автора. И аудитория, которая есть у издательства. Книга - это набор полезного контента, необходимый и достаточный для того, чтобы автору получить доступ к аудитории издательства.
Чтобы потом продать им что-то еще, стоимостью в десятки или сотни раз дороже книги.
Есть даже примеры с разделением труда автора на владельца аудитории (продюсера) и собственно автора (создателя содержания). Автор берет в соавторы продюсера, который имеет отношения с издательствами и свою аудиторию. В результате книга продается большим тиражом. Издательства - довольны. Продюсеры - тоже.
Вопрос - что делать с читателями?
Им придется читать больше книг с меньшим содержанием в каждой.
Или издательствам пока хватает авторов с хорошими книгами, которых эта проблема не касается?

Генеральный директор, Нижний Новгород
Федор Нестеров пишет: каждая книжка является мини-стартапом, авторы выгорают и т.п.
Очень интересное мнение, Федор Владимирович. Приятно увидеть совпадение по поводу книги как стартапа. Откуда следует пара выводов: 1. Технологию стартапов можно применять в издательстве. 2. Новую технологию стартапов можно апробировать на издании книг. Но не понял мнение на счет выгорания (как и мнение Иванова по поводу того, что у автора всего одна книга - вот я написал в стол книг 5-6, но остановился. поскольку сначала целесообразно ''продать книгу издательству'', чтобы затем двигаться дальше).
Старший консультант, Германия
Владимир Токарев пишет: Приятно увидеть совпадение по поводу книги как стартапа. Откуда следует пара выводов: 1. Технологию стартапов можно применять в издательстве. 2. Новую технологию стартапов можно апробировать на издании книг.
Владимир Федорович, откуда следует эта ''пара выводов''? Возьмите просто историю книгопечатания, посмотрите, как и почему (в какой логике) она развивалась. Возьмите период разделения коммерческого предприятия, продуктом которой является книга -- по специализации (отдельно издательство и отдельно типография). Возьмите появление ''субъекта коммерческой деятельности'' -- литературного агента. История книгоиздания (от ситуации до книги) -- насчитывает несколько веков. Что нового может принести Ваша ''загадочная'' ''технология стартапов''? Кроме новых ''красивых слов''? Это я к тому, что если Вы понимаете функцию, а не слова, то... это венчурным фондам надо учится у издательств. [COLOR=gray=gray] Но текст то у Вас другой...[/COLOR]
Федор Нестеров пишет: Есть даже примеры с разделением труда автора на владельца аудитории (продюсера) и собственно автора (создателя содержания).
Вообще-то это называется ''литературный агент''. И имеет отношение к переговорам с издательствами. И к проблеме того, что хороший автор НЕ РАВНО хороший переговорщик. А вот то, что Вы пытаетесь назвать ''владелец аудитории'' -- это и есть Издательство. ''И в куче'' у Вас проблема новых технологий (ин-нет) и влияния на ситуацию. Здесь ключевым является то, что издержки на публичность текста для Автора сейчас близки к нулю. Остальное зависит от Автора и от его целей. Заработать на книгах с продаж -- дано не всем. Создать свою аудиторию и быть ''ее владельцем'' -- желание и готовность к ежедневной деятельности. И... если есть, что сказать. В сети полно примеров, когда книги сначала появляются в сети. И есть ресурсы типа ''самиздата''. А потом уже Авторы получают запрос от издательств. Это как театр и кино. Одно не убивает другое. Просто дает выбор. Кто что хочет...
Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Володарский пишет: Что нового может принести Ваша ''загадочная'' ''технология стартапов''?
Вы правы, Александр Михайлович, по поводу ''загадочной технологии стартапов''. Возникает первый вопрос - есть ли такая технология, или - ''просто статистика - выстреливают 1-2 проекта из 10''? Если есть, ее, по моему мнению, можно апробировать на книгах, если нет (либо кто-то предлагает новую) - ее также можно проверить. Что касается истории книгопечатания - то вряд ли она поможет издательствам в решении тех проблем, что описаны в публикации.
Генеральный директор, Москва

Е-xecutive.ru: Какие факторы влияют на хитовость?
М.И.: Ширина платформы. Оценить это достаточно просто – я уже сказал, что для нас важна активность автора в социальных медиа.
Коллеги, это же просто: это синергический эффект. Ак. Алферов – тоже всего себя выплеснул, но до славы великого коммерциализатора Эдиссона или даже ак. Фортова ему – как до неба, даже РАН не сумел возглавить! Боб Биман прыгнул на мировой рекорд – и стал несчастным человеком. А Бубка или Исимбаева, раскручивая себя в шоу и на PR-подмостках, по-настоящему озолотились: 35-36 мировых рекордов! И не беда, что – плюс 1 см… Зато – плюс $1 млн.
Так и авторы: кто-то за 15 лет напишет «Капитал», разорится, но – прославится! А в «серию» не может пойти, все, что накопилось, выплеснул. А кто-то вроде А.Дюма, пишет «на потребу дня» и в варианте «Продолжение следует» - и становится Великим, так как его просто приятно читать!
Но мне нравится вариант Л.Толстого, который сумел совместить оба эти подхода в «Войне и мире» и «Анне Корениной»: и смыслы описав так, что поди, попробуй, посоревнуйся (!), и деньжат за каждую строку срубив немало.
Чехов, Достоевский – тоже из этой серии. Так что – «каждый выбирает по себе!»

Партнер, Украина
Владимир Токарев пишет: Очень интересное мнение, Федор Владимирович. Приятно увидеть совпадение по поводу книги как стартапа. Откуда следует пара выводов: 1. Технологию стартапов можно применять в издательстве. 2. Новую технологию стартапов можно апробировать на издании книг.
Уважаемый Владимир Федорович, Из моих высказываний это напрямую не следует. Мне кажется, что книга не является чистым стартапом. Книга - это продукт издательства, который содержит некоторые черты стартапа. Все таки у издательства есть своя читательская аудитория, оно отслеживает тренды-читательские предпочтения и старается предсказывать будущий спрос на книгу. Но как и с любым продуктом есть риск того, что он не будет воспринят потребителем. Возможно, технологии работы со стартапами и могут быть использованы в работе издательства. Может быть они это и используют. Но это их локальные потребности и в интервью не было запроса на помощь со стороны консультантов. Скорее, наоборот - это было интервью руководителя успешного бизнеса (рост продаж в 2012 - 100%!!), который делился своими взглядами на то, как нужно вести себя авторам, чтобы быть успешными в этом рынке.
Партнер, Украина
Федор Нестеров пишет: Есть даже примеры с разделением труда автора на владельца аудитории (продюсера) и собственно автора (создателя содержания).
Александр Володарский пишет: Вообще-то это называется ''литературный агент''. И имеет отношение к переговорам с издательствами. И к проблеме того, что хороший автор НЕ РАВНО хороший переговорщик.
Уважаемый Александр Михайлович, Видимо Вы просто не в теме. Под словом продюсер я имел в виду блоггера (автора рассылки, тренера...) у которого есть собственная аудитория от 10 000 подписчиков-читателей. Есть и такие, у которых сотни тысяч подписчиков. Это никакие не литературные агенты. Агенты представляют интересы автора, а продюссеры - свои собственные интересы. Можете считать их для простоты понимания издателями собственных электронных журналов со своими подписчиками. Посмотрите список бестселлеров книг в рунете. Там есть авторы, которые в соавторстве издают десятки книг в год. Такое количество просто физически невозможно написать. Даже если Вы только генерируете идеи и используете литературных негров. Но если Вы сами их не пишете, а только используете свои связи с издательствами, то публиковать и продавать их можно на потоке. Вот это и есть те, кого я называл продюссерами. Конкретных имен не называю, это не имеет значения. И опять-таки, это не хорошо и не плохо. Это есть и с этим приходится считаться. P.S. Поставьте пожалуйста фотографию в свою учетку. Очень некомфортно общаться с анонимом.
Старший консультант, Германия
Владимир Токарев пишет: Если есть, ее, по моему мнению, можно апробировать на книгах, если нет (либо кто-то предлагает новую) - ее также можно проверить.
Владимир Федорович, Вы изволите ''говорить загадками''. Или, иначе говоря, Ваш цитируемый текст не соответствует Вашему образованию и опыту. Как я пытался писать выше, в производстве книг (как и, например, фильмов) [COLOR=blue=blue]УЖЕ[/COLOR] многие десятки и сотни лет используется ''технология управления рисками''. Связано это с тем, что существуют отдельные книги (как и фильмы), которые в десятки и сотни раз окупают вложения в них. Поэтому издательства и студии фильмов, с одной стороны, готовы вкладывать в надежде на успех. С другой стороны, знают, что далеко не каждое вложение дает такую отдачу. Ровно эта же причина (возврат денег в десятки и сотни раз превышающий инвестированные) привела к появлению понятия ''венчур'' в промышленности. Только история ''венчура'' -- гораздо меньше. Поэтому употребление Ивановым термина ''книга как стартап'' -- является пояснением на примере более модной темы. Но читать это пояснение -- как возможность применения ''логики стартапов'' как более профессионально развитой??? Издательства, как и студии фильмов -- разные. Должен ли я Вам писать, что умение выбрать правильную реальную историю для исследования и проведение исследования позволяет получить большинство ответов?
Владимир Токарев пишет: Что касается истории книгопечатания - то вряд ли она поможет издательствам в решении тех проблем, что описаны в публикации.
Приведите Ваш перечень проблем, которые, с Вашей точки зрения, не имеют аналогов в истории книгоиздательства. /я бы еще заметил, что вряд ли Иванов использовал интервью для поиска решения проблем... в силу этого вряд ли обозначал реальные проблемы... /
Генеральный директор, Москва
Владимир Токарев пишет: Александр Володарский пишет: Что нового может принести Ваша ''загадочная'' ''технология стартапов''? Вы правы, Александр Михайлович, по поводу ''загадочной технологии стартапов''. Возникает первый вопрос - есть ли такая технология, или - ''просто статистика - выстреливают 1-2 проекта из 10''?
Технология типично «стартаперская», «длинного хвоста», когда и сам уже забыл, с чего начал – а все «покупаюсь и покупаюсь». И Вы в ней, коллеги, до сих пор участвуете. Это технология ''раскрутки'' продукта. Например, два автора публикуют примерно «равные» материалы примерно в одно время: «Смена парадигмы: лидерство против научного менеджмента» Валерий Чемерис Дата публикации – 04.09.2012 Прочтений - 9115 Форум – 71 Рейтинг статьи: 4.5 Бесполезно 10% Почти бесполезно 0% Полезно 0% Весьма полезно 10% Чрезвычайно полезно 80% Кому нужна модернизация России? Владимир Боглаев Дата публикации – 14.12.2010 Прочтений - 11209 Форум – 1116 Рейтинг статьи: 4.43 Бесполезно 4.8% Почти бесполезно 5.6% Полезно 3.2% Весьма полезно 13% Чрезвычайно полезно 73.1% Владимир Боглаев: «Пришло время пересмотра экономической парадигмы России» Дата публикации – 30.04.2013 Прочтений - 6342 Форум – 1509 Рейтинг статьи: 3.82 Бесполезно 8.6% Почти бесполезно 10.8% Полезно 17.3% Весьма полезно 15.2% Чрезвычайно полезно 47.8% И подача статей (автор – перед материалом, и КРУПНО), и – интерес к ее прочтению после предыдущего материала, и – своевременность заголовка – все ДЕЛАЕТ из довольно странной ИДЕИ ИЗМЕНЕНИЯ ПАРАДИГМЫ – хит сезона! И – не беда, что комментарии эти без смеха читать не станешь – но это ПРОДАЕТСЯ! Это – наш ГЕРОЙ! Хотя ИМХО материал В.Чемериса на порядок более профессионален и полезен. Но что обсуждать в тексте, который ''умнее читающего''? P.S. И не беда, что итог дискуссий подвел сам ГЕРОЙ, и не важно, что в эту дырку в заборе видно море (О.Генри). Редакции «Важен читательский интерес»… И я ее понимаю ;-) ===> Цитирую с форума (62 стр. дискуссий): Владимир Боглаев пишет: Код ЦитатаСергей Норкин пишет: Я - шизею!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! По этой причине я перестал пользоваться услугами консультантов. ?
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.