Чтобы поток мыслей не «заклинило»

книгаМарк Леви, «Гениальность на заказ. Легкий способ поиска нестандартных решений и идей», – М.: «Манн, Иванов и Фербер», 2013

Когда дело касается генерации идей, мы часто сдерживаем сами себя. В каждом из нас сидит внутренний цензор, который призван бесконечно шлифовать наши мысли, чтобы мы не выглядели глупо в глазах окружающих. Но что если мы сталкиваемся со сложными проблемами, где традиционные решения заводят нас в тупик? Как выйти из ступора и найти нетривиальное решение?

Марк Леви предлагает простую, но очень эффективную технику — фрирайтинг. Он использовал ее на протяжении многих лет для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и даже книг.

Несмотря на простоту методики, для ее успешного применения нужно соблюдать ряд правил. Автор раскрывает шесть секретов эффективного фрирайтинга, а также рассказывает о 15 принципах, которые помогут значительно улучшить ваши навыки решения проблем и развить креативность в целом.

Эта книга для тех, кто ищет решение сложных проблем и понимает, что традиционные методы не дают результата.

Формулируйте правила

Кстати, Хемингуэй не мог просто сидеть и писать. Он ис­пытывал потребность в правилах, на которые можно опи­раться.

Одно из его правил касалось минимального количества слов. Он поставил перед собой задачу писать от пятисот до тысячи слов в день независимо от того, как он себя чувству­ет и как продвигается работа. Он даже записывал соответ­ствующие цифры на большом листе бумаги, прикреплен­ном на стене. Другое его правило гласило: каждодневную работу нужно завершать на середине предложения. Таким образом, последняя мысль знаменитого автора оставалась неоконченной до следующего сеанса писательства.

Минимальное количество слов и неоконченные предло­жения? Зачем Хемингуэй прибегнул к этим ухищрениям?

Даже его писательство иногда приводило в уныние. Нужное слово или элемент сюжета могли быть болезненно неуловимыми. Однако четкое представление о том, что се­анс писательства начнется («Я должен завершить вчераш­нее предложение») и закончится («Я могу остановиться, написав от пятиста до тысячи слов»), позволяло ему с уве­ренностью смотреть в лицо неопределенности творческой работы.

Потребность в подобных правилах испытывал не только Хемингуэй. Мы все ощущаем большую уверенность, если, принимаясь за писательство, знаем, что делать, и знаем, что мы способны на это.

Если я предварительно не запланировал свой день, то долго не решаюсь заняться делом. В такие дни я обычно играю со своими собаками, отвечаю на электронные сообщения, разгружаю посудомоечную машину. Откладывание на потом происходит не сознательно, а из-за некой бесхребетности. Иной раз за целый день я не напишу ни слова. Пребывая в должном расположении духа, я знаю, как обойти эту нерешительность, прежде чем она овладеет мною. Подобно Хемингуэю, я формулирую правила. Обычно делаю это вечером предыдущего дня. Характер установок зависит от того, чего я хочу добиться.

Если я решаю писать, не прилагая особых усилий, мои правила рекомендуют «бег с барьерами». Я стараюсь «размяться».

Одно из таких разминочных упражнений можно назвать игрой в противоположности. Я прочитал об этом в книге Джона Ворхауса The Comic Toolbox («Рабочие инструменты комика»). Эту игру часто используют сценаристы комедийных сериалов и авторы юмористических произведений, Играть в нее легко и интересно; поясню правила.

Итак, напишите профессию человека, название места или название вещи. Для этого необязательно прибегать к воображению. Возьмите пример из жизни. Теперь превратите этого человека, место или вещь в нечто противоположное. Что я имею в виду? Скажем, вы написали; «Черный кот». Что считать противоположностью? Поскольку у черных котов нет прямой противоположности, перебирайте варианты. Черный — белый. Кошка — собака. Итак, противоположностью черного кота будет белая собака.

Можно подумать об общеизвестном суеверии; если черный кот приносит несчастье, то ваш черный кот, являющийся его противоположностью, приносит счастье.

Именно это вы и пишете: «Черный кот, который приносит счастье».

Предположим, далее вы пишете «скунс». С чем у людей ассоциируется это слово? С отвратительным запахом. Что придумать? Ваш скунс благоухает. Или даже стреляет духа­ми. Итак, ваш скунс испускает «Шанель № 5».

Вы продолжаете писать и называть противоположности. Приведу несколько примеров.

  • Политик, который боится выступать на публике.
  • Комик, выдающий только шаблонные реплики.
  • Механик в смокинге.
  • Больное горло, благодаря которому вы спокойно спите всю ночь.
  • Салфетка из наждачной бумаги.
  • Молоток из стекла.
  • Компьютерная клавиатура с клавишами без обозна­чений.
  • Рыба, которой нельзя мокнуть.
  • Изюмина, которая, поглощая воду, превращается в вино­градину.
  • Лазанья, фаршированная черносливом.
  • Облако керосина.
  • Страна без государственного флага.
  • Экономика с опорой на семя льна.

Итак, у вас большое пространство для маневра в том, что считать противоположностью. Возьмем последний пример, «экономика с опорой на семя льна». До начала 1970-х годов экономики большинства стран опирались на золотой стан­дарт; именно это представление я ниспровергаю. Является ли семя льна противоположностью золота? Возможно. Зо­лото — высокоценный твердый металл, а вот семя льна — растительный материал, и его стоимость по сравнению с зо­лотом ничтожна. Разве не противоположность? По крайней мере, в рамках разминочного упражнения.

Обратите также внимание: чем более конкретный харак­тер имеет исходное слово, тем более интересна противоположность. Поскольку лазанья, как правило, фаршируется мясом или овощами, фаршированное фруктами, это блюдо можно считать противоположностью традиционному.

На игру в противоположности я обычно трачу двадцать минут. Без ограничения времени я, наверное, играл бы в нее весь день. Она заставляет меня взглянуть на вещи по-иному, с улыбкой.

Размявшись, приступаю к работе. В отношении нее у меня тоже имеются установки, которых я стараюсь при­держиваться.

При поиске идей одно из правил, сформулированных мной для себя, предполагало вначале осуществление поиска методом мозгового штурма и документирование не реше­ния проблемы, а вопросов, приходящих в голову во время размышлений.

Зачем начинать с вопросов? Попытки сразу записать ре­шения изматывают, оставляя слишком много возможно­стей для подобных мыслей: «Эти решения ужасны. Я уже столько времени ломаю голову над этой проблемой! Я ни­когда не найду подходящий ответ». А вот разрабатывать вопросы методом мозгового штурма несложно. Тут у вас все должно получиться.

Какие виды вопросов я накапливаю таким образом? Все возможные виды, под всеми возможными углами зрения. Не задумываясь!

Предположим, я хочу разработать маркетинговую кам­панию для продукта. Какие вопросы пришли бы мне в го­лову?

  • Что это за продукт?
  • Для чего он нужен?
  • Зачем его изобрели?
  • Чем он лучше любого другого?
  • Чем хуже?
  • Кто мог бы покупать его?
  • Почему они могли бы его покупать?
  • Почему они могли бы игнорировать его?
  • Почему они могли бы ненавидеть его?
  • Почему они могли бы обожать его?
  • Как они могли бы узнать о нем?
  • Как могла бы распространяться информация?
  • Как они могли бы покупать его?
  • Что они могли бы делать за пять минут до того, как ку­пить продукт?
  • Как он упакован?
  • Какова бизнес-модель?
  • Где опись?
  • Как быстро его можно изготовить?
  • Сколько стоит его производство?
  • Как его транспортировать?
  • Какова гарантия?
  • Как распоряжаться доходами?
  • Какими ресурсами мы располагаем?
  • Какими ресурсами мы не располагаем?
  • Что хуже всего можно сделать при маркетинге продукта? Что самое хорошее можно сделать при маркетинге про­дукта?
  • Что меня здесь беспокоит больше всего?
  • Что меня беспокоит меньше всего?

Если бы я дал себе двадцать минут, то, возможно, задал бы сотню вопросов или даже больше. Когда они появятся на бумаге, я смогу решить, на какие из них следует ответить.

Если у меня есть правила относительно разминки и по­иска идей, не сомневайтесь, что у меня есть правила и для написания прозы. И их множество!

Одно из моих правил относительно прозы гласит: писа­тельство и вычитка должны быть отдельными процессами.

Пытаясь писать и редактировать одновременно, вы пода­вляете себя. Дэвид Тэйлор называет такую ситуацию «пе­регрузкой задачами». Смысл этого словосочетания понять нетрудно. Создание прозы — это одна задача. Внесение по­правок в прозу — вторая задача. Попытка выполнять их одновременно вызывает перегрузку мозга, и он в результате «зависает», как компьютер, которому дано слишком много команд.

Поэтому я напоминаю себе: не допускай перегрузки за­дачами. Можно заниматься только чем-то одним. Вначале накопи идеи и создай прозу. Запиши очень много мыслей, любыми словами, которые придут на ум. И только когда ты сделал это, можно решать, что следует сохранить, что убрать и как сделать материал более благозвучным.

И еще несколько мыслей о правилах

Главная идея, которую я хотел бы донести до вас: просто сядьте за стол и начните писать, если этот подход эффективен для вас. В ином случае попробуйте сформулировать одно или два правила, ориентирующих ваше мышление и поведение в нужном направлении. Правила заставят вас писать и подскажут, о чем писать. Вам не придется постоянно спрашивать себя: «Что мне делать теперь?».

Правилом может послужить что угодно: новое упражнение, опреде­ленная методика, задание, которое необходимо выполнить, философ­ское изречение и конструктивный параметр, подкрепляющий вашу логику. Вместе с тем оно должно быть вам по силам, к тому же потом необходимо оценить результат. Его основное назначение заключается в том, чтобы придать вам уверенности и спокойствия. Хорошее правило помогает писать.

Ваши правила должны быть несложными. Пусть они будут вам по си­лам. (А вот выполняете ли вы их во время того или иного конкретного сеанса – это уже другой вопрос.)

  • «Я должен создать эскиз работы» – хорошее правило.
  • «Я пойду на эксперимент – буду писать от второго лица» – тоже хорошее правило.
  • И такое: «К концу дня у меня должно быть пять черновых версий первого абзаца».
  • А вот «Написанное мною за день должно изменить мою жизнь к лучшему» – плохое правило.

Обязательно формулируйте правило, чтобы сосредоточиться на чем-то конкретном и осуществимом. Придерживаясь своих установок, мы можем также сделать и что-то другое. Предположим, вам нуж­но написать пост для блога о финансовом управлении. Вы решаете превратить этот процесс в игру, сформулировав правило: «Мне нужно каким-то образом ввести в свою работу слова «майонез», «скребок стеклоочистителя» и «Марс». Это произвольная, но потенциально неплохая установка, поскольку, придерживаясь ее, вы, вероятно, напишете свой пост.

Читателю на заметку

Прежде чем приступать к фрирайтингу, сформулируйте несколько не­сложных, выполнимых правил, чтобы полностью сосредоточиться на работе. Для каждой составляющей творческого процесса необходима установка. Вы можете сформулировать правило для разминки, для разработки идей, для писательства и т. д. Однако не отягощайте себя правилами. Их единственное предназначение – помочь вам. Хорошее правило позволяет вам сделать все как следует.

Практикум

Сформулируйте одно писательское прави­ло и опробуйте его прямо сейчас. Если ничего не приходит на ум, воспользуйтесь таким: «Напишите о проблеме, пере­числяя плохие решения — глупые, немыслимые, смуща­ющие, отвратительные или опасные».

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.