Как использовать служебное положение в личных целях?

fast.jpgФедор Нестеров «FAST-менеджмент. Управлять – это просто, если знаешь как», – СПб.: «Питер», 2012

Федор Нестеров – бизнес-консультант, управленец, бизнесмен, тренер руководителей и владельцев бизнеса. Много лет собирает и создает инструменты повышения эффективности труда руководителя. В своей книге, главу из которой публикует Executive.ru, он обобщил свой опыт почти двадцатилетней деятельности, создав FASTManagement – набор управленческих приемов и методик, необходимый и достаточный для того, чтобы стать руководителем и сделать успешную карьеру.

Дайте мне пять минут,
и я смогу оценить вашу квалификацию как руководителя
и предсказать вашу карьеру на много лет вперед!
Федор Нестеров

Мир власти циничен. То, что в одной компании «хорошо», в другой компании считается «плохим», и наоборот. Каждый может найти себе компанию, моральные ценности которой совпадают с его личными моральными ценностями. Поэтому мы не будем здесь говорить об общечеловеческой морали.

Но есть вещи, которые считаются «хорошими» или «плохими» с точки зрения руководителей в целом. Вот об этом говорить можно и нужно. Особенно, когда руководитель остается один на один с очень деликатными вопросами.

Обычный человек для достижения своей цели рассчитывает только на свои силы и ресурсы (ну, может, еще на ресурсы ближайшего окружения: семья, родственники, близкие друзья). Отличие руководителя от обычного человека в том, что руководитель может и должен использовать свою организацию как инструмент для достижения своей цели. При этом нужно понимать, что у разных категорий руководителей разные цели – и разные возможности для использования организации в качестве инструмента.

Главная задача владельца бизнеса – создать такую компанию, которая позволит ему добиться своих целей. Для этого он создает компанию как таковую и задает желаемые цели компании, реальность достижения которых корректируется внешним окружением. Он при этом находится вне компании – над ней. И его личная цель становятся руководящим документом для целей компании. Его цель обычно более масштабна, чем цель компании или даже сама компания. Компания может быть только этапом в достижении этой цели. А может быть, для этого ему потребуется создать несколько компаний. Богатство – всего лишь одна из возможных и обычно не самая главная цель. Более того, самое большое богатство, как правило, достигается как побочный результат движения к какой-то другой, более масштабной цели.

Пример
Уоррен Баффет – инвестор. Чтобы стать богатым, он инвестирует в различные компании.
Билл Гейтс – предприниматель. Он поставил цель сделать так, чтобы у каждого был персональный компьютер. И для этого создал одну компанию –
Microsoft. Гейтс не декларировал, что его цель – стать богатым, но в списке самых богатых людей мира много лет подряд Гейтс стоял на первом месте, а Баффет – на втором.

Главная задача руководителя компании (топ-менежера) – сделать так, чтобы его компания стала лидером рынка. Тогда его положение как руководителя этой компании будет все более и более значимым. Компания для него – транспортное средство, на котором он движется к цели. Его цель неразрывно связана с компанией, но находится вне ее.

Главная задача руководителя подразделения – сделать карьеру внутри компании. Руководить все более и более крупными и важными подразделениями, пока не доберется до самых больших высот внутри своей организации. Его цель неразрывно связана с компанией и находится внутри нее.

Кроме целей, у разных категорий руководителей и разные зоны влияния, в которых у них есть полная свобода действий. Самая большая зона влияния у владельца компании – он может делать со своей компанией все, что хочет: он ее создает, реорганизовывает и при необходимости – закрывает вообще. Свобода топ-менеджера уже ограничена. Масштаб ограничений устанавливается владельцем. Обычно ограничиваются возможности по изменению внутренней структуры компании и поведение компании во внешнем мире (наприимер, по политическим соображениям). Зато он может совершать любые действия внутри заданной структуры (например, принимать и увольнять персонал) и управлять поведением компании во внешнем мире в рамках заданных ограничений. Зона влияния руководителя подразделения, как правило, ограничена размерами его подразделения. Зато он имеет полную свободу действий внутри своей функциональной задачи (например, организация продаж) и может организовывать свои личные действия по продвижению внутри компании.

Проще всего представить иерархию целей на примере океанской яхты, которая участвует в призовой гонке – какой-нибудь международной регате.

fast1.jpg

Цель владельца яхты при этом может быть любой. Главный интерес – это слава и известность. Деньги тоже присутствуют, но не очень ярко, поскольку затраты на яхту и участие команды обычно во много раз превышают ценность приза. Может быть и множество других интересов – например, любовь к яхтенному спорту или желание создать самую скоростную яхту. Цель капитана яхты – сделать ее лидером гонки и занять призовое место. Чем лучше позиция яхты в гонке, тем большее славы, почета и материальных благодарностей ее капитану. Его цель – это позиция яхты в гоне. Она находится во внешнем мире, но неразрывно связана с яхтой. Цель члена команды яхты – сделать карьеру внутри команды от простого матроса до значимых постов: рулевой, помощник капитана и т.п.

Руководитель всегда использует свою организацию как инструмент для реализации своих целей! Он не только может, но и должен это делать, ибо в этом сущность работы руководителя – организовывать работу других людей для достижения цели.

Личные цели не исключение – руководитель их тоже достигает с помощью своей организации. Просто потому, что другого инструмента у него нет и быть не может. И это нормально! При условии, что наемный руководитель всегда правильно выставляет приоритеты: сначала цели владельца, потом цели компании и уже внутри заданного владельцем направления – не противоречащие цели наемного руководителя.

Само собой разумеется, никто не мешает руководителям воздействовать на убеждения вышестоящих руководителей так, чтобы скорректировать их цели в свою сторону. Топ-менеджер может убедить владельца изменить цель компании. Например, мотивируя это тем, что так личная цель владельца будет лучше достигаться. А руководитель подразделения может убедить топ-менеджера поставить его подразделению другую цель.

Но это не меняет сути дела: руководитель может убедить вышестоящего руководителя изменить его вышестоящие цели так, чтобы добиться совпадения (свои цели он может менять сам, для этого ему никто не нужен). Но он не имеет права требовать, чтобы его личные цели имели более высокий приоритет, чем цели вышестоящего руководителя. Потому что это будет попыткой украсть у вышестоящего руководителя право распоряжаться своей властью. А ни один нормальный руководитель никогда не позволит своему подчиненному сделать это и никогда не простит этой попытки.

С другой стороны, будет очень хорошей для владельца бизнеса инвестицией в достижение своих целей выяснить, какие цели есть у его наемного руководителя. А потом – создать условия для того, чтобы они тоже реализовывались, если компания станет такой, какой нужно для достижения целей владельца. Тогда руководитель будет вести компанию вперед для достижения своих собственных целей (ну, и попутно реализует цели владельца).

Теперь давайте поговорим об использовании организации в более мелких масштабах.

Обыватели считают, что использовать служебное положение вообще плохо. В уголовном законодательстве даже есть специальная статья по этому поводу.

Я же считаю, что должность – это такой же инструмент руководителя, как телефон или авторучка. Я не знаю ни одного человека, который, получив служебный телефон, не разрешал бы себе использовать его для звонков по личным делам (речь идет об обычных звонках, междугородние, международные и прочие высокозатратные – не в счет). Если вы с этим не согласны, попробуйте представить себе человека, которому на работе выдали авторучку, но дома он пишет своей, чтобы не истратить служебную пасту. Ага! Теперь вам смешно?! А в чем принципиальная разница между этими двумя случаями?

Разница только в масштабах потерь компании от такого использования. Когда они малы, вам кажется, что это допустимо, а когда велики – кажется, что недопустимо. Похоже, что нужно определиться с тем, что вообще следует понимать под использованием служебного положения. На мой взгляд, практически все случаи можно свести в три группы:

Плохо

Хорошо

Обсуждаемо

Заставить другого человека поступать против его собственных интересов

Использовать свое положение для создания новых продуктов и достижения своих целей, не мешающих окружающим

Пограничные моменты из «Хорошо» и «Плохо», которые могут переходить в другую категорию при определенных условиях

Сексуальные домогательства на работе

Служебный роман по обоюдному согласию

Финансовый директор использует свои служебные отношения с банкиром для получения хороших условий по личному кредиту

Финансовый директор оформляет свой личный кредит под гарантию возврата со стороны своего предприятия

«Плохо» – когда мы заставляем другого человека действовать против собственных интересов. Сексуальные домогательства на работе – один из таких примеров. Но если секс на работе происходит по взаимному согласию, он уже превращается в служебный роман и попадает в категорию «обсуждаемо». Для участников это становится приемлемо, но для самой компании – уже зависит от дополнительных условий, поскольку одни компании служебные романы осуждают, а другие – поощряют.

«Хорошо» – когда мы используем свое служебное положение для создания чего-то своего или для достижения собственных целей, которые не мешают окружающим. В таблице приведен пример с финансовым директором, который получает личный кредит, используя служебные связи. Но если он сам его оплачивает и возвращает, то это никому не мешает.

Служебное положение – законный инструмент руководителя для достижения любых его целей. Нужно только, чтобы это никому не мешало, и тогда это все будет попадать в категорию «Хорошо».

Написать личную книгу, используя доступную для вас служебную информацию и ваш опыт руководителя, – «Хорошо». При условии, что в книге вы не будете разглашать коммерческие тайны и/или наносить ущерб репутации компании.

Получить в банке кредит для «выкупа компании менеджментом» – «Хорошо».

Использовать свое знание проблем компании для создания личного бизнеса, целью которого будет решение этих проблем, – «Хорошо». При условии, что ваш бизнес будет работать на обычных конкурентных условиях.

Ну, и так далее.

Не нужно думать, что если работодатель платит вам зарплату, то он покупает вас целиком, вместе со всеми мечтами, идеями и прочим содержимым. У вас честная сделка – вы обеспечиваете компании результаты работы своего подразделения, а она вам платит вознаграждение и сдает во временное пользование вашу должность. Вы не можете ее приватизировать и передать по наследству. Вы можете только ею пользоваться, пока вы ее занимаете.

Вот и используйте свою должность и все, что она вам предоставляет, в личных корыстных целях. Но так, чтобы не нарушать сторонних интересов. Иначе попадете под действие законодательства, и тогда уж не взыщите – вас заранее предупреждали о возможной уголовной ответственности.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Партнер, Украина

Для тех, кому интересно - видео отчет о встрече с читателями книги:
http://youtu.be/4srJpfRZPLY

Менеджер, Украина

Интересная постановка вопроса. Думаю, не многие вообще открыто заявляют о том, что привелегии должности можно использовать в личных целях. Звучит довольно цинично, но тем не менее примеры говорят о том, что по сути в этом нет ничего предосудительного.

На практике же все может оказаться очень условно, и в любом использовании служебного положения можно будет найти и позитивные, и негативные стороны. Причем они могут взаимозаменяться в зависимости от того, с точки зрения кого производится анализ. Тот же пример с сексуальными домогательствами плох в качестве принуждения, но, возможно, для кого-то условно хорош в качестве причины продвижения по карьерной лестнице.

Спасибо за поднятый неоднозначный вопрос. Хотелось бы увидеть обсуждения.

Директор по маркетингу, Москва

''Вот и используйте свою должность и все, что она вам предоставляет, в личных корыстных целях.''

Да, Федор. Интересное, нестандартное мнение/решение. Балансирование на грани ''добра'' и ''зла''.

Директор по маркетингу, Москва

Федор, как пример: получение от партнеров подарков на Новый год/день рождения/23 февраля/8 марта. Здесь же нет «нарушения сторонних интересов»? Но как это действие соотносится с нормами морали/комплаенса ?

Генеральный директор, Тверь

Этот Федор придерживается взглядов саентологии, уважает Рона Хаббарда. Это не просто так, видимо, он саентолог. А это опасная запрещенная в России секта по выкачиванию денег из людей. И в первую очередь из бизнесов.И маскируются эти товарищи под всякие обучающие программы. Настоящие волки в овечьей шкуре.

Аналитик, Москва

Довольно интересна статья и тема очень редко всплывающаяя в обсуждениях ..

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.