Цифровые сироты, или Почему люди теряют себя в интернете?

Будущее не определено. Человек сам строит свое будущее, пытаясь сделать уже нынешнюю жизнь интересной и комфортной, а работу – более продуктивной. Однако многочисленные гаджеты, мощные компьютеры, системы автоматизации и многофункциональные роботы, которые уверенно списались в человеческие будни, не делают завтрашний день менее пугающим. Техники вокруг все больше, а людей – все меньше. Речь не о численности человеческой популяции, а о том, что в многомерном царстве IT человек обречен на роль цифрового сироты, чьи функции сведены к минимуму и ограничиваются лишь неуемным потреблением, мысленным нажатием нескольких кнопок и бесконечным диалогом с самим собой.

О том, что ждет человека завтра, а также через много веков, Executive.ru попросил рассказать эксперта, который смотрит в завтрашний день более чем уверенно, – российского журналиста, философа, футуролога, культуролога, автора книг и статей Константина Фрумкина.

Executive.ru: Вы возглавляете Ассоциацию футурологов. Как устроена эта организация?

Константин Фрумкин: В ней много участников, и все очень интересные. Это ученые, писатели, журналисты, философы, культурологи. При этом каждый специализируется на своей теме. Например, Артур Скижали-Вейс занимается архитектурой будущего. На сайте ассоциации можно посмотреть его работы, они очень интересные.

Executive.ru: Проекты действительно впечатляют. Но насколько реально такое построить?

frumkin (1).jpgК.Ф.: На самом деле фантастического в них совсем немного. Это лишь вопрос денег и новых материалов. Ведь, по идее, эти здания и конструкции должны быть очень большими. А большое сооружение всегда сталкивается с проблемой прочности. В контексте ожидаемой технологической революции от ученых ждут, в том числе, и новых формул суперпрочных материалов.

Что, по сути, представляют собой такие проекты, кажущиеся на бумаге фантастическими? Это могут быть, например, большие небоскребы, соединенные между собой транспортными трубами. И в этом нет ничего нереального, ведь о таких поездах говорят чуть ли не с начала XX века! Имитация подобных конструкций была в свое время очень распространена, ее часто можно увидеть в кино, и называлось это «пневмопочта». Это было популярная система связи в Америке и кое-где в Европе. Суть в следующем: дома связывались между собой системой трубок, а предмет, который нужно было передать, клали в вагончик, который мчался по трубе за счет давления воздуха. Вот и все, никаких чудес! Современный инновационный предприниматель Алан Маск предложил проект поезда, устроенного по сходному типу – он может двигаться со скоростью до 800 км/ч. Главное достоинство такого транспорта – в дешевизне, он, если верить Маску, будет в разы экономичнее скоростного. Проекты таких поездов на столбах разрабатывают в Новосибирске в Институте авиации имени Чаплыгина. Подобный поезд-трамвай разрабатывают в Харькове.

Так что все возможно. Но особенности возведения таких зданий заключаются не только в необходимой прочности конструкций и дороговизне строительства, но также в том, большие сооружения вообще никогда не строят без необходимости. Например, в свое время Останкинскую башню строили не из-за красоты, а потому что она была нужна для телевизионного вещания. Позже, когда изобрели спутниковое вещание, ТВ-башни перестали играть свою прежнюю роль.

Небоскребы стали строить не потому, что хотели жить высоко, а потому что в городах слишком дорогая земля. А высокий дом – это способ разместить большое количество людей на небольшом куске земли. Например, в Нью-Йорке земля дороже строительства. То есть проще построить небоскреб, чем купить второй участок в городе.

Когда у людей нет проблем, они начинают строить не небоскребы, а коттеджи. В этом контексте рекомендую прочитать интересный роман «Будущее» Дмитрия Глуховского. Это серьезный футурологичекий роман о демографии. Автор описывает будущее, в котором живет множество людей в огромных башнях. Мир перенаселен и непонятно, что ждет богатое, гуманное, но перенаселенное общество?

Executive.ru: Давайте поговорим о роли человека в царстве информационных технологий. Каким вам видится будущее этой области?

К.Ф.: Если человек останется таким, каков он есть сейчас, то прогресс телекоммуникаций будет заключаться в совершенствовании интерфейса. Человек хочет, чтобы гаджет был миниатюрным, надежным, всегда под рукой и независимым от экрана. Он должен представлять из себя миниатюрную вещь, вшитую в воротничок или встроенную в кольцо, которая по велению человека может развернуться в воздухе в виде какого-то изображения. В свою очередь, интерфейс должен быть простым, эргономичным, поддерживать множество функций.

Но это все интерфейс. Что касается интенсивности коммуникации, то сейчас мы явно находимся на пределе человеческой возможности восприятия. Человек не «рассчитан» на столь частое переключение между разными потоками информации. Как показывают психологические исследования, постоянное переключение между информационными каналами снижает эффективность работы и восприятия. Тем не менее, мозг способен адаптироваться ко всему, и в настоящее время вырабатывается особая порода людей, которая научилась переключаться очень быстро. Так что здесь такие люди обладают рядом преимуществ перед обычными пользователями, но проигрывают на длинных дистанциях, когда нужно сосредоточиться на каком-то одном занятии.

При этом интенсивность информационного поля можно увеличить еще немного, но для того, чтобы люди чувствовали себя в нем комфортно, их надо начинать обучать еще в детстве. Впрочем, нынешние дети и так взрослеют быстрее. Раньше отделение ребенка от семьи происходило лет в 14, а теперь в 10-12. Я как-то спросил знакомого психолога, почему это происходит. По его словам, причины, в том числе, в интенсивном потоке информации, постоянно окружающем человека.

Executive.ru: То есть, с одной стороны, человек стимулирует развитие технологи, а с другой – тормозит этот процесс?

К.Ф.: У меня есть статья «Цивилизации нужен другой человек». Она о том, что цивилизационные структуры становятся настолько превосходящими человека по своим масштабам и интенсивности, что человек со своей белковой телесностью в них уже не вписывается и таким образом задерживает развитие цивилизации. Самый яркий пример, - космические исследования, которые, несмотря на все вливания, застопорились и не оправдывают тех ожиданий, которые были на них возложены в середине XX века. Помните, как все были уверены, что в начале XXI века мы возведем колонии на Марсе и космические отели? А ничего такого нет. Причина этого не столько в технике и в экономике, хотя и в них тоже, сколько в уязвимости человеческого тела. Ведь человека нужно кормит, поить, защищать от радиации, – в общем, с ним слишком много возни.

Executive.ru: А как же отбор добровольцев для марсианской миссии?

К.Ф.: При нынешнем развитии техники это будут добровольцы-смертники, которые умрут от радиации во время полета.

Следовательно, космические исследования могли бы получить резкий толчок к развитию, если бы появился искусственный интеллект, который заменил бы космонавта в полете. Либо через какое-то время трансгуманизм и биотехнологии изменят человека настолько, что он перестанет испытывать свои биологические нужды и будет пригоден для долгого космического полета. Но это только теория.

Executive.ru: А вам не кажется, что человек потерялся среди гаджетов, интерефейсов и девайсов? Ему не одиноко?

К.Ф.: Да, он действительно потерялся, но потерялся уже давно и в первую очередь перед масштабами общества. Даже сто лет назад, когда человек не имел вокруг столько информации, он уже взаимодействовал с государством, общественными системами, мощью коллектива, обществом, которое, в свою очередь, живет своими интересами – территорией, войной, внешней торговлей, – и об отдельном человеке совершенно не думает. Так что человек не чувствует себя хозяином с тех пор, как возникли крупные социумы. Но сейчас социум приобретает еще бОльшую интенсивность и бОльшую мощь за счет технического прогресса и вплетенных в него гаджетов. В результате потребностей развития цивилизационной системы, например, в космических исследованиях, общество наталкивается на несоответствие этим потребностям человеческого тела.

То же самое происходит и с телекоммуникациями. Эта система независимо от человека ставит вопрос о параметрах участвующего в них человека, и он не вполне им соответствует.

Executive.ru: Какими же они должны быть?

К.Ф.: Человек должен нарастить память и быстродействие, то есть стать своеобразным компьютером нового поколения.

Executive.ru: И что же делать?

К.Ф.: Выходов несколько. Самый очевидный из них, который работает уже сегодня, – передача части человеческих функций компьютеру и искусственным системам. С тех пор как появились автоматические системы, роль человека в обработке информации существенно уменьшилась. Поэтому скоро мы перестанем быть хозяевами не только ядерных реакторов, но даже интернета. Есть так называемая концепция интернета вещей. Она заключается в том, что количество технических устройств, которые имеют выход в интернет, превышает количество людей. Таким образом, основными участниками интернета становятся вещи, к примеру, холодильник, который автоматически анализирует собственное содержимое и делает заказ в магазине через интернет, чтобы докупить недостающее. А представьте, сколько таких предметов вокруг! И такая ситуация потенциально опасна, потому что непонятно, какова роль человека во всей этой системе.

Но этот путь развития нашей цивилизации подразумевает индивидуальную уязвимость за счет коллективного могущества. Точнее, наоборот, коллективное могущество за счет индивидуальной уязвимости.

Есть еще один выход. Он подразумевает перестройку человеческого организма, – то, о чем я уже говорил ранее. За такие биоинновации ратует трансгуманизм – своеобразное «чирлидерство», которое приветствует научные достижения, изменяющие человеческое тело. Причем и эта идея не нова – татуировки, прокалывание ушей, изобретение очков, протезов – все эти изобретения в свое время были призваны сделать тело человека более совершенным.

Современная генетика обещает много, но ее важнейшие достижения пока не вышли из лабораторных стен. Тем не менее, теоретически можно изменить человеческое тело, сделать его менее уязвимыми и нарастить объемы мозга.

Executive.ru: То есть будет создан настоящий киборг?

К.Ф.: Есть и такая идея. Речь о создании некоего симбиоза живого тела и компьютерных устройств, тем более что эти устройства могут работать на каких-то биоподобных элементах. При этом до вживления чипов в голову еще очень далеко, но сегодня об этом говорят так, как будто это случится уже завтра.

В целом с точки зрения ненужности человека в системе коммуникации идея киборгизации создает иллюзию решения проблемы. Хотя, конечно, это вообще вопрос философский и достаточно сложный, хотя бы если посмотреть на ситуацию с точки зрения того, что такое человеческая личность и что ей принадлежит. К примеру, принадлежит ли вам ваша память, которая завтра откажет?

Вот вы сидите перед компьютером, что-то забыли, ввели запрос в Google, и он вам моментально помог. Но Google – это не вы, это только ваш помощник. И это очевидно – вот вы, а вот ноутбук на ваших коленях. А если в вашей голове будет чип и запрос можно ввести мысленно? Казалось бы, это внутри вас. Но только материально. А по факту ваше сознание взаимодействует с некоторым техническим устройством внутри вас, которые задействует ресурсы мировой сети. Вы ли это? Или это просто компьютер в вашем мозге? Становится ли компьютер более вашим, если он встроен под череп, а не стоит рядом на столе? Вот такая философия...

Что внушает сравнительный оптимизм – во всей этой гигантской системе человеческий индивид является единственным субъектом, испытывающим какие-то желания и потребности. Если нет индивидума, который отдает указания, то все перестанет двигаться и работать.

Executive.ru: Создание искусственного интеллекта станет решением проблемы одиночества человека в царстве айти? Искусственный разум станет другом человека или его оппонентом?

К.Ф.: Это все равно, что спросить будет ли игрушка нашим собеседником? Да, будет, если мы захотим.

Что касается того, будет ли искусственный интеллект собеседником – это не совсем вопрос об искусственном интеллекте, это вопрос о компьютерной имитации человека. Будет ли ее создавать человечество? Да, будет, потому что нам этого хочется, и это соответствует нашим потребностям. По мере того, как мощь компьютеров будет расти, люди смогут создать научных оппонентов для ученых, собеседников для пенсионеров и так далее. Вопрос в другом, – насколько эти компьютерные личности будут полноценными? Будет ли у них сознание? Вероятно, нет. Хотя и это спорный вопрос.

Так что искусственная личность будет создана, но она будет лишь игрушкой в руках человека, потому что для управления техническими системами, экономикой, человеческая личность не нужна. Требуются мощные системы обработки информации, заточенные под решения конкретных задач. Вот и все.

Executive.ru: Какие из этих передовых технических систем работают уже сегодня?

К.Ф.: Прежде всего я бы указал на соединение медицинской диагностики с методикой «Больших данных». Уже существуют компьютерная система, которая может обобщить весь предыдущий опыт лечения пациентов со схожими диагнозами и на основании этого поставить более точный диагноз, нежели лечащий врач. В основном речь здесь идет о лечении онкологии. Такая система лечит лучше, чем врач, ведь она может проанализировать гораздо больше историй болезней и вынести более правильные рекомендации по лечению. И для этого не нужен искусственный интеллект. Требуется просто мощный компьютер.

Executive.ru: А для решения каких задач компьютер еще не приспособлен?

К.Ф.: Чтобы заменить человека, нужна игрушка, имитирующая его. Но для решения великих интеллектуальных задач, допустим, доказательства теорем, критики статей и фильмов, совершения научных открытий, компьютер еще не приспособлен. Одни ученые считают, что в будущем он сможет решать и такие задачи. Другие менее оптимистичны.

Допустим, будет изобретен креативный компьютер, который сможет совершить научное открытие, это не значит, что, по сути, он будет являться повторением человека и искусственным интеллектом. Подразумевается, что для совершения креативных поступков нужно быть подобным человеку. Может быть да, а, может быть, и нет. Возможно, достаточно быть просто односторонней системой, заточенной под совершение креативных действий и не быть при этом личностью. Грубо говоря, быть тупой машиной, но писать романы.

Executive.ru: Где человека нельзя будет заменить?

К.Ф.: В потреблении.

Развитие цивилизации подразумевает перекладывание человеческого труда на автоматизированные системы, которые позволяют человеку отвлечься. Если экстраполировать этот процесс, то теоретически со временем все человеческие заботы будут переложены на компьютеры. При этом человек станет частью этих систем, - в голове у него будет работать Google, а «хозяин» будет уверен, что это он сам работает.

В результате через несколько столетий люди станут беспечными, с массой свободного времени с станут серьезно задумываться о смысле жизни.

Executive.ru: Нарисуйте портрет ближайшего будущего. Каким оно будет?

К.Ф.: Я вспоминаю свое детство - мы представляли XXI век более фантастическим, чем он оказался на самом деле. Что же изменилось в реальности? Конечно, прогресс налицо во всех сферах жизни, но все же самое главное изменение – появление информационных технологий, интернета, компьютеры и мобильных телефонов. Эта огромная перемена изменила жизнь серьезнейшим образом.

Что будет дальше? Информационные технологии достигли своего предела. Со временем компьютеры будут все меньше, интерфейс - все разнообразнее. Возможно, отомрут экраны. Благодаря созданию искусственного интеллекта и наращению мощности компьютеров, они станут решать больше задач. Но все же главных изменений ждут от биотехнологий. Однако лично мне кажется, что в этой в сфере биотехнологий раньше, чем лет через 10-15, ничего впечатляющего не произойдет.

К настоящему времени одна научно-техническая волна закончилась, а до второй еще надо подождать. Нас ждет не очень красивая эпоха, без больших свершений, со слабо растущей экономикой. Она продлится примерно 10-15 лет, хотя эта цифра весьма приблизительна, и легко может быть короче или длиннее.

А потом мы посмотрим, что нам дадут биотехнологии. А они, в свою очередь, могут кардинально изменить человеческое тело, человеческую природу. И тогда произойдет революция покруче интернет-бума!

Так что поводов для негативных прогнозов нет. Все происходит на благо человека.

Фото в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Аналитик, США

Спорная позиция автора:
''В результате ,через несколько столетий, люди
станут беспечными, с массой свободного времени
и станут серьёзно задумываться о смысле жизни.''

Если люди не'' станут серьёзно задумываться о смысле жизни'' сейчас и дальше будут проявлять ''беспечность'', то их не будет на Земле значительно раньше.

''Цивилизации нужен другой человек'' - справедливо ,
но не только в плане его ''белковой телесности'' , но
и в плане сознания.

''Где человека нельзя будет заменить ?''
К.Ф. В потреблении''

Опять модель ''потребления'' ?
То есть от процессов созидания, управления развитием
и всей ''технической громадой'' мы его освобождаем ?

Построение ноосферы на базе технического прогресса
подразумевает, в первую очередь, рост ''разумности''
человека,способности принимать грамотные , масштабные
решения.
Кроме почивших Вернатского,Моисеева можно почитать
современников на эту тему.

Аналитик, США

''А вместо этого, унылыми вечерами разговариваем
с компьютером и мечтаем, чтобы кто-то позвонил
по телефону просто так.''

А вместо этого ,освободившись от дневных забот,
весело сажусь за компьютер, общаюсь со всем миром
и мечтаю ,чтобы кто-то не позвонил просто так.

Финансовый директор, Тула

Нет ни слова об энергетике. Самоограничение?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

!!''У меня есть статья «Цивилизации нужен другой человек»''!!
Ну-ну...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Если архивы открыты - работай. Почему нет. Если планируются археологические раскопки и экспедици...
Все дискуссии
HR-новости
80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.

В Москве утвердили новые требования к курьерам

Новые требования вступят в силу постепенно в течение года.

Рабочие специальности в России стали самыми дефицитными

В топ-3 сфер по востребованности вошли сегменты производства и сельского хозяйства, строительства, а также транспорта и логистики.

76% россиян не принимают встречное предложение от работодателя, если решили уволиться

Большинство из них отметили, что новое предложение о работе все равно оказалось лучше по условиям, чем на предыдущем месте.