Хотите влиять на будущее? Избавьтесь от табу в вашей голове

Если вы считаете, что в ваших неудачах виноваты обстоятельства, действия правительства, плохая погода и т.д., пожалуйста, не читайте этот текст. Людям с внешним локусом контроля («Я – маленький человек, от меня ничего не зависит») он не принесет ничего, кроме раздражения. Для того, чтобы повлиять на мир, нужно прежде всего преодолеть табу, разрешить себе это делать: необходимо допустить мысль, что будущее творимо, вариативно, и что оно в определенной степени поддается воздействию человека. Такой подход позволяет подготовить себя и свой бизнес к грядущим переменам. Как это происходит? Об этом в интервью Executive.ru рассказывает управляющий партнер Fast Foresight Дмитрий Вальков.

Executive.ru: Почему популярность форсайтов в мире растет?

Дмитрий Вальков: Потому что в мире происходят нарастающие изменения, при этом в одних отраслях перемены идут быстрее, чем в других. Большую роль в трансформирующих изменениях играет интернет и технологические прорывы в различных сферах. Первые начинают воздействовать на вторые. Каждый человек в своей жизни видит воздействие интернета на разные сферы жизни. В этих условиях правительственные структуры, крупные корпорации и общественные организации стремятся сформировать желаемый образ будущего, используя форсайт-технологии, и последовательно двигаться к желаемому будущему в настоящем. Это связано с возникновением возможностей для изменения реальности за очень короткое время, 5-10 лет. Этому способствует существенное сокращение сроков превращения технологических разработок из идеи в голове инноватора до массового применения нового продукта и переустройства всех сфер жизнедеятельности, которые он затрагивает. Поэтому крупные игроки фактически могут создавать новые рынки в будущем, меняя за счет технологических прорывов отраслевую структуру. Как у уже говорил в интервью E-xecutive.ru, многие транснациональные компании используют форсайт-технологии и периодически выпускают отчеты, в которых описаны определенные сценарии развития: Shell, General Electric, Boeing, IBM и т.д. Что касается правительственных структур, США, Япония, страны Западной Европы, на правительственном уровне имеют подразделения, которые занимаются моделированием будущего. Например, в Великобритании проводился форсайт, посвященный тому, как страна до конца XXI века будет использовать собственную территорию, а также отраслевые форсайты, посвященные таким темам как медицина, перспективы семьи… Россия в последние годы также включилась в этот процесс.

Executive.ru: Кто делает форсайты в России?

Д.В.: Форсайт-технологии используют в своей работе институты развития, различные министерства, каждый – в своей сфере. Агентство стратегических инициатив (АСИ) использует форсайт-технологии по работе с экспертным сообществом для разработки дорожных карт по улучшению инвестиционного климата страны.

Executive.ru: На какую глубину планируют будущее зарубежные корпорации, правительства, АСИ?

Д.В.: АСИ решает задачу поднять рейтинг России Doing Business со 120 места в 2012 до 20 места в 2018 году. Сейчас Россия уже на 92 месте. АСИ также проводит форсайт «Образование 2030». Международные компании могут позволить себе думать в горизонте 30-50 лет. Форсайт Shell заканчивается в 2050 году. Правительственные структуры Великобритании, в «земельном форсайте» работают в перспективе до конца XXI века. Однако форсайты, связанные с интернетом и нацеленные на практические задачи инвестирования, которые могут проводить венчурные фонды, ограничены коротким горизонтом – пять лет, не более. Дальше для инвестиционных целей рассматривать бессмысленно, поскольку в этом секторе ситуация меняется очень быстро. И форсайт-технологии здесь применяются в виде сканирования многочисленных отчетов форсайтов различных игроков по исследуемой тематике. Плюс к этому форсайт обычно проводится регулярно, с частотой 1-3 года. Каждый новый релиз учитывает произошедшие изменения на рынках и в намерениях игроков и стейкхолдеров по отношению к будущему.


Карта форсайта

Часто сценарии развития событий изображаются участниками форсайтов как схема линий метрополитена. Для того, чтобы рассмотреть карту, кликните по ней.

Executive.ru: Как в пространстве форсайта связаны анализ и прогноз?

Д.В.: В форсайтах аналитическая часть, т.е. база для моделирования будущего, строится на основании данных мировых аналитических агентств. Образ желаемого будущего вырастает из той информации, которой с вами поделятся эксперты. Именно эксперты говорят вам об определенных событиях, точках ветвления, сценариях того, что может быть, по их мнению, чего не может быть.

Executive.ru: Что является результатом форсайта? Вот прошло несколько этапов, есть образ желаемого завтра, есть сценарий…Как можно оценить успешность форсайта?

Д.В.: Если ошибочно рассматривать форсайт как «простое исследование», то сам отчет, включающий желаемые сценарии, можно считать результатом, который будет «положен на полку». В этом случае его ждет судьба исследования, которое вы сделали, хотя и не очень-то хотели. Если же в результате форсайта рождается конкретная стратегия инвестирования, как бывает при проведении форсайтов для венчурного фонда, либо какой-то операционный план деятельности на ближайшую перспективу, который учитывает результаты форсайта для движения по тому или иному сценарию, то в этом случае вы становитесь активным участником. Вы понимаете, кто в процессе движения к вашему будущему будет «за» или «против», кто ваши стейкхолдеры, вы начинаете выстраивать линию поведения. Иными словами, вы фактически начинаете это будущее реализовывать. В этом смысле форсайт – это циклический процесс. Говорить о его результатах после проведения первой итерации не совсем корректно. Скорее понятие результата для форсайта лежит в области, когда вы дошли до желаемого будущего, или в результате форсайта оказались готовы к произошедшим изменениям на рынке.

Executive.ru: Снижение веса самолета в известном форсайте Boeing было промежуточным или финальным результатом?

Д.В.: Думаю, это был промежуточный этап, в ходе которого компания Boeing реализовала определенные количественные цели. При этом Boeing, сколь громадной ни была бы эта корпорация, не в состоянии обеспечить технологические прорывы в отраслях, которые позволяют снизить вес самолета. Иными словами, Boeing сумела вовлечь в процесс решения задачи достаточно большое количество игроков из других отраслей. В результате организаторы получили серьезное сообщество из активных бизнес-единиц, с которыми они могут пойти дальше.

Executive.ru: Насколько форсайт уместен в условиях полузакрытой или закрытой экономики?

Д.В.: Понятно, что в этих условиях могут быть ограничения: «Нам сюда нельзя, дальше мы пойти не можем», но как только приходит понимание того, как эта проблема связана с другими темами, отраслями, сферами жизнедеятельности, всегда находится сценарий и путь, двигаясь по которому участники могут достигнуть своих целей, договориться о взаимоприемлемом будущем.

Executive.ru: Каким образом инструментарий форсайта может быть использован для корпоративных целей: управления изменениями, развития маркетинга?

Д.В.: Сам по себе процесс, когда вы исследуете область, в которой работаете, привлекаете экспертов, объявляете некие цели, делая это публично (форсайт очень часто – публичное мероприятие), приводит к объединению сторонников определенного формата потребления, сторонников определенного сценария. В связи с этим форсайт является инструментом и для построения PR-стратегии, для брендинга. Представление о будущем часто строится в терминах стратегического менеджмента – разрабатывается некий образ, который будет применим и воспринимаем той или иной группой – так происходит не только в корпоративных, но и в общественных форсайтах (например, при разработке сценария развития Южной Африки, после падения режима апартеида). Этот образ помогает консолидировать сотрудников компании на ее пути в будущее.

Executive.ru: Вы сказали, что одна отрасль может влиять на другую. Как это происходит? Можете пояснить на примере интернета?

Д.В.:
«Интернетизация» (этот термин появился в ходе форсайта «Интернет-экономика-2030», который проводился в 2011 году) состоит из нескольких этапов. Суть этого процесса – «засасывание» той или иной отрасли или сферы жизнедеятельности в пространство www. Сначала происходит декомпозиция этой деятельности внутри интернета, т.е. разделение ее на элементарные составляющие, после этого – сборка отрасли, когда элементы складываются в новую бизнес-модель. После этого модель возвращается в офлайн и «пересобирает» нашу реальность. Этот процесс уже глубоко вовлечены такие сферы как медиа и торговля, в результате появились электронные медиа и интернет-магазины. Однако на этом история не заканчивается: в цифровом пространстве становятся возможны принципиально новые явления, например, www.kickstarter.com – эта платформа переворачивает наши представления о том, как появляются новые товары: продукт рождается на свет, если сообщество проголосует за него деньгами. За четыре года существования на этой площадке собрано для различных проектов и новых товаров $860 млн. Таким образом, в результате интернетизации создаются такие бизнес-модели, которых в аналоговой действительности попросту не было. Кстати, появление в России в 2012 году краудфандинговых платформ четко согласуется с Дорожной картой форсайта «Интернет-экономика 2030», в которой краудфандинг указывался в качестве новой рыночной ниши для малого и среднего бизнеса

Executive.ru: Можно ли сделать форсайт внутри одной компании или персональный форсайт?

Д.В.: Да. Есть набор навыков, который чрезвычайно полезен для работы с будущим. Они позволяют – понять тот сценарий, который желаем, увидеть то будущее, которое хочется увидеть, в котором вам будет комфортно, а дальше выстроить модель, как к нему двигаться. Главнейший из них – сферное мышление: умение выйти за пределы той отрасли, в которой вы работаете, увидеть, как ваша индустрия зависит от других, как она может измениться в зависимости от технологических прорывов в других областях профессиональной деятельности. Способность увидеть новые рынки, которые возникнут в результате технологических революций – в течение ближайших 15 лет таковых стоит ждать как минимум две-три. Понимание того, что теперь на вас влияет не только ваша отрасль, не только круг, к которому вы привыкли, но и вообще весь мир. Какой-нибудь маленький стартап в состоянии быстро вырасти в большую глобальную компанию и переменить жизнь человечества.

С другой стороны, необходимо критически оценивать вашу зависимость от других отраслей, отсекая в соответствии с принципом Парето те обстоятельства, значение которых может оказаться несущественным. Вы должны обладать навыками работы с экспертным сообществом. Получения от экспертов знания, которое актуально здесь и сейчас и не успело перекочевать на страницы книг и журнальных статей, а значит устарело.

Важны также навыки формулирования проблем, вызовов и угроз, которые могут возникнуть на пути вашего движения по желаемому сценарию. Не надо также забывать про возможности и союзников. Надо стараться искать тех, кто пойдет с вами, возможно в своих целях, но разделяя тот образ будущего, к реализации которого вы стремитесь уже сейчас, «переставляя ноги» в нужном направлении.


Данная публикация представляет собой конспект выступления Дмитрия Валькова на конференции Сообщества менеджеров Executive.ru и Международной школы бизнеса Финансового университета «Саммит неравнодушных: контуры будущего». Сообщение было сделано в формате публичного интервью, вопросы которого частично пересекались с вопросами интервью, опубликованного на портале Executive.ru.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.