Айн Рэнд: Существует ли конфликт интересов?

dobrodetel_cover.jpgАйн Рэнд, «Добродетель эгоизма», – М.: «Альпина Паблишер», 2012

Айн Рэнд (1905–1982) — наша бывшая соотечественница, крупнейшая американская писательница, чьи книги оказали мощнейшее влияние на мировоззрение миллионов людей во всем мире, автор признанных бестселлеров — «Атлант расправил плечи», «Источник», «Гимн» и др.

Книга «Добродетель эгоизма» представляет собой сборник статей, написанных Айн Рэнд в разные годы и объединенных одной темой — защитой концепции «разумного эгоизма» как этической основы свободного капиталистического общества.

Автор на редкость живо и убедительно доказывает, что только в рамках системы, которая ставит во главу угла права личности и разум, люди могут свободно развиваться и обретать счастье, не оказываясь порабощенными диктаторами, государством и другими людьми. А значит — только такую систему можно признать нравственной и соответствующей человеческой природе.

Конфликты интересов

Некоторые студенты, изучающие объективизм, никак не могут разобраться с принципом, который гласит: «Между разумными людьми не может возникнуть конфликт интересов». Едва ли не чаще всего они задают такой вопрос: «Предположим, два челове­ка претендуют на одну и ту же должность. Только один из них ее получит. Разве здесь нельзя говорить о конфликте интересов и раз­ве благополучие одного человека не достигается за счет того, что принесли в жертву интересы другого?»

Разумный человек, отстаивая свои интересы, учитывает четы­ре взаимосвязанных условия, которыми пренебрегают или от которых уклоняются и в вышеприведенном вопросе, и во всех подобных подходах. Я определяю эти четыре условия так: 1) окру­жающая действительность; 2) обстоятельства; 3) ответственность; и 4) усилия.

1. Окружающая действительность. Термин «интересы» — всеохватывающее абстрактное понятие, которое включает в се­бя все сферы, имеющие отношение к этике. К нему относятся: ценности человека, его желания, его цели и то, насколько он их достиг к настоящему моменту. «Интересы» человека зависят от тех целей, которые он ставит перед собой, выбор целей зависит от его желаний; желания зависят от ценностей, а у разумного человека его ценности зависят от суждений, которые выносит его разум.

Желания (или чувства, эмоции, запросы, причуды) — не орудия познания. Их нельзя считать ни правомерным стандартом или ценностью, ни действенным критерием наших интересов. То, что человек чего-то хочет, не доказывает, что объект его желания хорош или что ему, человеку, он пойдет на пользу.

Утверждая, что чьи-то интересы приносятся в жертву, когда желание не осуществляется, мы поддерживаем субъективный взгляд на человеческие ценности. Другими словами, мы верим, что правильно, нравственно и возможно достигать своих целей независимо оттого, противоречат ли они реальности. Это, в свою очередь, значит, что мы разделяем нелогичный и мистический взгляд на жизнь. А уж это значит, что дальше и думать нечего.

Человек разумный при выборе своих целей (специфических ценностей, которые он хочет получить и/или удержать) руковод­ствуется размышлениями (процессом аргументации), а не только своими чувствами и желаниями. Он не считает свои желания не­преодолимыми первопричинами; не рассматривает их, как дан­ность, не думает, что сама судьба велит их исполнить. Ему не кажется, что фразы «Я так хочу» или «Я так чувствую» — доста­точная причина и оправдание его действий. Он выбирает и/или устанавливает свои желания, приводя различные доводы, и не пытается достичь желаемого, если не может разумно оценить его, учитывая все свои знания, другие ценности и цели. Словом, он не начнет действовать до тех пор, пока не сможет сказать: «Я этого хочу потому, что это правильно».

Определяя свои интересы, человек разумный прежде всего опирается на закон тождества (А есть А). Он знает, что достичь противоречащих друг другу целей невозможно и что попытка достичь его приведет только к краху и разрушению. Поэтому он не позволит себе поддерживать противоречивые ценности, пре­следовать противоречивые цели или воображать, что достиже­ние таких целей может при каких-либо условиях служить его интересам.

Только человек, воспринимающий мир иррационально, то есть мистически или субъективно (в эту категорию я включаю всех, для кого стандартом человеческих ценностей оказываются вера, чувства или желания), постоянно испытывает «конфликт интере­сов». Его «интересы» вступают в конфликт не только с интересами других людей, но и друг с другом.

С философской точки зрения нетрудно сбросить со счета про­блемы человека, который жалуется на непримиримый конфликт, поскольку не может и съесть пирог, и сохранить его. Не нужно особо духовных аргументов, чтобы применить эту проблему к чему-то большему, чем пироги, скажем — ко всей Вселенной, как в доктринах экзистенциализма, или к причудам и прихотям, которые большинство людей считает своими интересами.

Когда человек доходит до мысли, что его интересы вступили в конфликт с реальностью, понятие «интересов» уже ничего не зна­чит, а проблема его переходит из философии в психологию.

2. Обстоятельства. Человек разумный не разделит никаких убеждений, если не учтет всех сопутствующих обстоятельств, то есть не обратится ко всем своим знаниям и не разрешит все воз­можные противоречия. Точно так же он не станет добиваться исполнения своих желаний, пока не учтет сопутствующих обстоя­тельств. Не судит он и о том, что способствует его интересам в пределах данного момента.

Обойти сопутствующие обстоятельства — один из основных психологических приемов, позволяющих уклониться от пробле­мы. Когда речь идет о желаниях, тут возможны два основных способа — в том, что касается действия, и в том, что касается средств.

Разумный человек рассчитывает свои интересы на всю жизнь и выбирает соответствующие цели. Это отнюдь не значит, что он должен быть всеведущим, непогрешимым или уж очень прозор­ливым. Просто он не строит совсем уж краткосрочных планов и не плывет, словно бревно, по течению. Каждый момент не от­резан для него от всей жизни, и он допускает, что между долго­срочными и краткосрочными интересами может возникнуть кон­фликт. Он не разрушает собственную жизнь, пытаясь добиться исполнения сиюминутных желаний, которые могут перечеркнуть все его ценности в будущем.

Разумный человек не теряет время на желания, которых он не может исполнить. Желая чего-то, он знает (или узнает) и рассма­тривает возможные средства. Ему известно, что природа не обе­спечивает ему автоматического исполнения желаний; что надо приложить определенные усилия; что жизнь и усилия других людей ему не принадлежат и совсем не обязательно совпадают с его желаниями. Таким образом, разумный человек никогда не стремится к целям, которых можно достигнуть прямо или кос­венно, за счет чужих усилий.

Основной социальный вопрос заключается в том, чтобы пра­вильно понимать, что значит здесь «косвенно».

Человек живет в обществе, а не на необитаемом острове, но это не снимает с него обязанности бороться за выживание. Един­ственное отличие этой борьбы — в том, что он поддерживает свою жизнь, обменивая продукты или услуги на продукты или услуги других людей. В рамках этого процесса человек разумный не хочет и не пытается обрести больше или меньше, чем может получить в результате собственных усилий. Что определяет его прибыль? Свободный рынок, то есть добровольный выбор и суж­дение о людях, которые готовы предоставить ему свои усилия в ответ на его усилия.

Когда один человек торгует с другими людьми, он явно или скрыто рассчитывает на их разумность, другими словами, на их способность признать объективную ценность его работы. (Тор­говля, основанная на других предпосылках, — мошенничество и обман.) Таким образом, когда разумный человек стремится до­стичь своих целей в свободном обществе, он не полагается на кап­риз, благосклонность или предубеждение других людей; напротив, он рассчитывает только на собственные силы, как прямо, за счет выполнения объективно ценной работы, так и косвенно, за счет объективной оценки его работы другими.

Исходя из этого, разумный человек никогда не стремится ис­полнить желание или достичь цели, которых не способен достичь собственными силами. Он обменивает ценность на ценность. Он никогда не ищет и не жаждет незаслуженного. Если он.берется за достижение цели, которая требует сотрудничества многих людей, он рассчитывает только на собственную силу убеждения и их до­бровольное согласие.

Не стоит и говорить о том, что человек разумный никогда не изменит и не исказит собственные критерии и суждения, чтобы воззвать к иррациональности, глупости или нечестности других людей. Он знает, что такой путь стал бы для него самоубийством.

Знает он и то, что достичь успеха или цели можно, имея дело с людьми разумными. Если при данном стечении обстоятельств победа в принципе возможна, только это условие ее обеспечит. В свободном обществе именно оно и приносит победу, какой бы тяжелой ни была борьба за нее.

Разумный человек никогда не отбрасывает обстоятельства, сопутствующие интересующим его вопросам, и понимает, что эта борьба — в его интересах, ибо знает, что в его интересах сама свобода. Знает он и то, что борьба включает возможность пора­жения. Никто не гарантирует ему автоматического успеха, неза­висимо от того, ведет ли он борьбу с природой или с другими людьми. Поэтому он судит о своих интересах не по какому-то поражению или по отдельной фазе борьбы, а по долгосрочным критериям; и принимает на себя полную ответственность знания, какие условия необходимы для осуществления его целей.

3. Ответственность. Большинство людей избегает интеллек­туальной ответственности. Именно поэтому они так удивляются поражению.

Большинство желает добиться чего-то, не учитывая никаких обстоятельств. Цели их маячат в туманной пустоте, в которой растаяло всякое представление о средствах. Они пробуждают себя к действию на очень короткий срок, которого хватает только на фразу «Я хочу». На этом они останавливаются и ждут, словно все дальнейшее зависит от какой-то неведомой силы.

Таким образом, они отказываются судить о мире и обществе. Они принимают мир как данность. «Не я его создал», — твердят они, слепо пытаясь приспособиться к непонятным требованиям неизвестных лиц, которые мир создали.

Однако смирение и самонадеянность — две стороны одной и той же психологической медали. Под стремлением отдаться на милость других скрывается мнимое право требовать чего-то от своих хозяев.

«Метафизическое смирение» открывает свое истинное лицо в бесконечном множестве ситуаций. Например, кто-то хочет раз­богатеть, однако не утруждает себя задуматься о том, какие сред­ства, действия и условия для этого необходимы. Ему ли судить? Не он сотворил этот мир, и «никто не давал ему шанса».

Или, скажем, девушка мечтает о любви, однако и не думает о том, что такое любовь, какие ценности она несет и есть ли в ней самой те качества, за которые ее можно полюбить. Это — не ее ума дело. Любовь, на ее взгляд, необъяснимое благо, и она им жаждет обладать, считая, что при разделе благ кто-то ее обделил.

Или, например, родители истинно и глубоко скорбят, что их сын (или дочь) их не любит, хотя не считаются с его (ее) убеждениями или даже пытаются уничтожить ценности и цели ребенка. В мире, который сотворили не они, дети любят родителей автоматически.

Или, например, человек ищет работу, но не задумывается о том, что требуется, чтобы выполнять ее хорошо. Какое он имеет право судить? Не он же сотворил этот мир. Кто-то должен его обеспе­чить. Как? Да как-нибудь.

Один мой знакомый архитектор из Европы рассказывал мне о своем путешествии в Пуэрто-Рико. С каким негодованием на весь мир описывал он бедность и убожество тамошней жизни. Потом он стал говорить о том, какие чудеса могло бы им подарить современное жилищное строительство; в своих мечтах он все просчитал, включая холодильники и ванные, выложенные краси­вой плиткой. «Кто за это заплатит?» — спросила я. Оскорбленно, почти заносчиво он ответил: «А вот это меня не касается! Архи­тектор должен придумать, что надо сделать. О деньгах пусть по­заботится кто-нибудь другой!»

Такова психологическая подоплека всех «социальных реформ», и «государств всеобщего благосостояния», и «благородных начи­наний», и разрушения мира.

Не желая отвечать за собственные интересы и жизнь, человек не желает думать об интересах и жизни других людей, которые должны каким-то образом обеспечить исполнение его желаний.

Если в перечень средств для достижения наших желаний мы позволим проникнуть словечку «как-нибудь», мы распишемся в «метафизическом смирении», которое, в психологическом пла­не, можно назвать паразитизмом. Как сказал в своей лекции Натаниэль Бранден, «как-нибудь» всегда рано или поздно сводит­ся к «кому-нибудь».

4. Усилия. Разумный человек знает, что он должен добиться ис­полнения своих желаний собственными силами. Для него не тайна, что ни богатства, ни работы, ни других человеческих ценностей просто нет в том ограниченном, статичном количестве, которое нужно просто разделить между всеми. Он знает, что все услуги и при­вилегии надо прежде всего произвести, что прибыль одного челове­ка совсем не обязательно влечет за собой убытки другого, что чело­век достигает своей цели не за счет тех, кто этой цели не достиг.

Таким образом, он не считает и не может считать, что у него есть какие-то незаслуженные односторонние претензии к другому человеку, и в достижении своих целей не полагается на милость какого-то человека или определенного фактора.

Если он сталкивается с конкуренцией, он либо пытается по­тягаться с противниками, либо ищет другую линию. Нет такой работы, чтобы лучшее, более профессиональное ее выполнение осталось незамеченным и неоцененным, уж по крайней мере — в свободном обществе. Спросите у любого руководителя!

Только пассивные, паразитирующие адепты «метафизики сми­рения» видят в каждом конкуренте угрозу, ибо добиться положе­ния в обществе за счет собственных достоинств им представляет­ся невозможным. Они не так воспринимают жизнь. Себя они видят как взаимозаменяемых посредственных существ, которые не могут ничего предложить и борются в «статичной» Вселенной за чье-то беспричинное расположение.

Разумный человек знает, что он не может рассчитывать только на «удачу», «шанс» или чье-то расположение. Для него нет такого понятия, как «единственный шанс»; это гарантировано ему самим существованием конкурентной борьбы. Он не считает, что какая- то определенная цель или ценность незаменима. Он знает, что незаменимы только люди, которых мы любим.

Знает он и то, что среди разумных людей нет конфликта инте­ресов даже тогда, когда дело касается любви. Как и любая другая ценность, любовь — не какая-то статичная масса, которую надо разделить между всеми, а безграничное чувство, которое надо заслужить. Любовь к одному человеку не угрожает любви к дру­гому, равно как и любовь ко всем членам семьи, если они ее за­служивают. Самая привилегированная форма любви, влюблен­ность, не имеет никакого отношения к конкуренции. Если два человека влюблены в одну и ту же женщину, то, что она испыты­вает к одному из них, не обусловлено тем, что она испытывает к другому. Если она выбрала одного, то «проигравший» не мог получить того, что получил «победитель».

Только среди нелогичных людей, которые руководствуются одними эмоциями, никак не связывая любовь со шкалой ценно­стей, бытуют случайные соперничества, конфликты и выбор на­угад. Но в этих случаях победитель мало что получает. Среди тех, кем правят эмоции, ни любовь, ни любое другое чувство не име­ют особой ценности.

Таковы вкратце четыре основных принципа, которыми руко­водствуется человек, определяя свои интересы.

Теперь вернемся к тому вопросу, который мы поставили изна­чально: два человека претендуют на одно и то же место. Посмо­трим, каким образом он пренебрегает или противостоит этим четырем принципам.

1. Окружающая действительность. Само то, что два человека претендуют на одно место, совсем не доказывает, что один из них заслуживает его или имеет на него право и что его интересы будут ущемлены, если он его не получит.

2. Обстоятельства. Оба претендента должны знать, что, если они хотят занять какую-то должность, их цель осуществима только при том условии, если какая-то компания может им ее предоставить. Мало того, у компании должна быть воз­можность рассматривать несколько (не меньше двух) кан­дидатур на вакансию. Таким образом, существующая кон­куренция не только не вредит, но способствует их интере­сам, хотя одному из них и придется проиграть.

3. Ответственность. Ни один из претендентов не имеет нрав­ственного права принимать во внимание все эти соображе­ния, утверждая, что ему просто нужна работа. Он не имеет права выражать какое-то желание или «интерес», не зная толком, что требуется для его осуществления.

4. Усилия. Кто бы ни получил эту работу, он заслужил ее (при условии, что наниматель разумен). Это преимущество обу­словлено его личными заслугами, а не тем, что «принесли в жертву» кого-то, кто и не имел законного права на эту работу. Если человек не получает того, что никогда ему и не принадлежало, вряд ли можно говорить о «принесении в жертву его интересов».

То, что здесь описано, применимо только к сфере отношений между разумными людьми в свободном обществе. В свободном обществе человеку не приходится иметь дела с нелогичными людьми. Он может просто избегать их.

В несвободном обществе никто не может достичь своих целей; в нем невозможно ничего, кроме постепенного разрушения.
Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по развитию, Владивосток

Первая мысль после прочтения - словоблудие: ''...Таким образом, существующая кон­куренция не только не вредит, но способствует их интере­сам, хотя одному из них и придется проиграть'' (с). Другими словами: ''что ни делается, все к лучшему'' - а это уже из области чувств, эмоций, желаний (всего того, что по мнению автора, препятствует ''разумности'').
Вторая мысль после прочтения - найдена область, где закон нормального распределения не работает. Если исходить из авторского определения ''разумного человека'', не то что пяти % от общего количества, - одной стопроцентно разумной особи не сыщешь. Как бы человек ни учитывал все ''сопутствующие обстоя­тельства'', в его рассуждениях всегда присутствует эмоциональная составляющая, потому что - человек.
Интересно, у меня одной осталось впечатление, что автор уверен в следующем: из двух претендентов один всегда не имеет законного права на эту должность (читай - попросту неразумен)?

Консультант, Ростов-на-Дону

Наверное, неразумно думать, что только получение того результата, который мы хотим получить, и есть то, что нам действительно нужно. Тогда любой сбой в сценарии ожиданий превращается в катастрофу. И зачем нам это надо?
Есть известный афоризм Фицжеральда «Пробным камнем первоклассного интеллекта является способность удерживать в уме две противоположные идеи одновременно и все-таки сохранять возможность действовать».
От себя добавлю, что, видимо, существует некий духовный закон бытия, согласно которому надо действовать в целях получения результата, но при этом быть готовым принять любой исход, тогда мы получим то, чего действительно заслуживаем (вернее, то, что нам действительно необходимо). И получаем мы это не столько благодаря своим действиям и заслугам, сколько равнодействующей всех сил и устремлений (своего рода ''тонкий план'' реальности).

Менеджер по персоналу, Ростов-на-Дону
Гарник Кочарян пишет: мы получим то, чего действительно заслуживаем (вернее, то, что нам действительно необходимо). И получаем мы это не столько благодаря своим действиям и заслугам, сколько равнодействующей всех сил и устремлений (своего рода ''тонкий план'' реальности).
Интересная мысль. Заставила прочесть саму статью. ''Первая мысль после прочтения - словоблудие''. Прочел второй раз и не пожалел. Трудный язык. Но и мысль Гарника стала еще интересней.
Консультант, Ростов-на-Дону
Владимир Бердников пишет: мысль Гарника стала еще интересней
Спасибо, Владимир. Продолжу :-). Развитие, эволюция есть не просто освоение компетенций на пути к запланированному результату, а – умение сформировать достойный отклик на те вызовы, которые нам бросает время и реальность (всегда неожиданно, всегда непредсказуемо). Дать такой отклик мы сможем, лишь если будем всегда готовы принять любой исход, несмотря на то, к чему стремились. То есть лишь в двойственности стремления к цели и готовности принять любой исход мы формируем наш отклик, и тем развиваемся. Так, неполучение должности, к которой стремился (компетенции), дает повод подлинно развиваться. По большому счёту, за этим стоит доверие к миру. Подлинное доверие к миру ресурсно (в этом мире есть всё, что мне нужно, но получить это можно лишь при деликатном взаимодействии с ним, в частности, готовность принять отказ в должности). Ещё одна тема - встроенная цель. Например, если послали в магазин за хлебом, потому что придут гости, то надо купить хлеба. И даже если придется перевести старушку через дорогу, то потом всё равно надо не забыть и купить хлеба и вернуться домой до прихода гостей.
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Все очень логично, ни убавить, ни прибавить.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.