IT-оккупация

Мировая практика показывает, что существует взаимосвязь между инвестициями в информационные технологии и усиливающейся конкурентоспособностью организаций. Согласно недавнему исследованию Нarvard Вusiness School, с середины 90-х годов XX века, ознаменовавшихся подъемом использования интернета и коммерчески-ориентированного программного обеспечения, конкуренция между компаниями увеличилась до беспрецедентного уровня. Конечно, есть много факторов, которые повлияли на этот процесс. Активные деятельность в сфере слияний и поглощений, выход на глобальные рынки и новые разработки научно-исследовательских организаций. Однако основным катализатором этих изменений эксперты называют значительный рост инвестиций в IT.

Никто не спорит, что информационные технологии создают новые возможности для бизнеса. Например, британская сеть Tesco активно использует технологии Web 2.0 не только как инструмент для аккумулирования идей, но и в качестве помощника для их генерации. Как и многие другие ритейлеры в мире, Tesco собирает информацию о совершаемых покупках, чтобы классифицировать своих покупателей и подготовить для каждой группы специальные предложения. Но компания не останавливается на этом: она отслеживает востребованность этих предложений и ставит различные эксперименты с целью получить лучший отклик от клиентов. В итоге в отрасли, где средний показатель выполнения директ-маркетинговых инициатив составляет около 2%, в Tesco он уже достигает почти 20%.

И тем не менее, никакие технологии не могут полностью заменить человека, которого, например, неожиданно посетила потрясающая идея. Они лишь дополнение, помогающее ускорить или упростить бизнес-процессы. Однако на практике порой мы сталкиваемся с завышенной оценкой возможностей IT и всеми вытекающими из этого последствиями.

Последнее десятилетие IT-организации упорно трудились над тем, чтобы улучшить качество предоставляемых услуг, что в свою очередь привело к увеличению влияния технологий на бизнес. В своем стремлении достичь этой цели, они, возможно, немного перестарались.

Почему? Во-первых, непрерывное внимание мелочам приводит к потере драгоценного времени, которое могло быть потрачено на более важные дела. Во-вторых, постоянная помощь другим, которые и сами могут помочь себе, мешает изучению новых тенденций. Это снижает их чувство ответственности и не дает возможности и времени мыслить стратегически. И в конечном счете это замедляет общий прогресс, поскольку процесс коммуникации постоянно проходит через посредника.

IT-отделы в компаниях порой заняты внедрением современных, но никому ненужных сервисов и «примочек», работать с которыми – по принципу «раз уж сделали, надо пользоваться» – приходиться другим сотрудникам. В итоге получается, что, вместо того чтобы помогать бизнесу развиваться, они ставят «палки в колеса». Ведь если задуматься, то именно за это порой мы так недолюбливаем IT-отделы.

Сюзан Грэмм, CIO и вице-президент Taco Bell Corporation в прошлом, а в настоящее время – основатель и президент Valuedance и постоянный эксперт Нarvard Вusiness Review по вопросам информационных технологий, выделяет в качестве основных проблем, связанных с взаимодействием с IT-отделом, следующие моменты.

1. IT ограничивает полномочия менеджеров
Например, ваш отдел приносит 10% дохода огромной компании, но не может позволить себе проект за $100 тыс., если с этим не согласен IT-отдел. Кроме того, бюрократизм IT-отдела порой настолько высок, что приводит к торможению реализации любых нововведений.

2. CIO абсолютно недоступен
Единственный способ «достучаться до небес» – это завести своего сотрудника в IT-отделе, который будет действовать как ваше доверенное лицо при общении с CIO.

3. Они – финансовые вымогатели
Когда в последний раз вы столкнулись с необходимостью срочной помощи IT, которая обошлась вам в приличную сумму денег? Прибавьте к этому те деньги, которые были израсходованы IT на ненужные компании сервисы, и вы захотите сами стать продавцом технологий.

4. IT-проекты никогда не завершаются
Проекты «в работе» всегда не выполнены на 90%. «Законченными» проектами считаются те, в которых несогласованны функциональные возможности, а люди, которые обещают добавить недостающие функциональные возможности на следующих этапах, всегда являются «загадочно пропавшими без вести».

5. Служба поддержки беспомощна
Когда появляется проблема, вы словно нищий за подаянием приходите в IT, однако скорой помощи порой приходиться долго ждать: каждый специалист отдела уверяет, что в его части работы нет просчетов и вообще не может быть, чтобы что-то не работало.

6. Работы, отданные на аутсорсинг, выходят из-под контроля
Вы знаете, что передача работы на аутсотрсинг не была идеей IT-отдела. И тем не менее вы злитесь на него за то, что приходится объяснять внешним подрядчикам специфику вашего бизнеса. Это похоже на попытку обучить 4-летнего ребенка интегральному исчислению.

7. IT-отдел заполнен отсталыми от жизни людьми
Как-то странно, когда о возможностях социальных сетей вы узнаете дома от своего 12-летнего сына, в то время как IT до сих пор не могут наладить вам электронную почту. Когда вы пытаетесь обсудить с IT, как лучше применить новую технологию, в ответ вы получаете лишь наставления.

8. У IT никогда нет хороших новостей
Независимо от того, сколько вы тратите и с каким трудом работаете, вам никогда нечего отпраздновать: работа IT не выполняется полностью в срок, а обещанные и так необходимые вам нововведения постоянно находятся где-то вне вашей досягаемости.

Как лучше поступать в таких случаях? Готовых рецептов нет, тем более что в каждой компании своя специфика работы с IT-отделом. Но можно дать некоторые рекомендации. Чтобы увеличить шанс инновации на успех, руководителям соответствующих подразделений следует включиться в управление процессом внедрения. Это означает, менеджеры всех уровней должны расценивать задачи IT как свои собственные, среди которых - управление проектами и изменениями, анализ данных и поиск неисправностей в системе, в том числе и инициировать необходимые подразделению или компании в целом сервисы.

Многие менеджеры скажут: «Стоп! А зачем тогда держать целый штат IT-специалистов? Разве не для этого существует IT-отдел?» Основная задача этого отдела состоит в том, чтобы информационные технологии применялись для поддержки существующей стратегии и позволяли бизнесу быть конкурентоспособным. IT-специалисты должны обеспечивать поддержку сервисов, но при этом они не знают всей специфики работы каждого отдела и не могут заменять сотрудников других специальностей.

Принимая на себя контроль над нововведениями в своем отделе или организации, вы можете быть уверенными, что IT-отдел сосредоточен на действительно нужной работе, делает то, что послужит интересам бизнеса.

При подготовке материала использована статья “Investing in the IT That Makes a Competitive Difference”, “When Better Service Is a Bad Thing”  из Harvard Business Review.

Фото: pixabay.com

 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Партнер, Москва

Вот вот... :) Именно так!CIO пора бы перестать думать и разговаривать на языке ИТ и начать выполнять свою функцию - Служить переводчиком между ИТ рынком и бизнесом. А для этого следует узнавать язык бизнеса.Сейчас CIO огромная финансовая дырка в компании. Предлагаю каждому CIO выкупить ИТ отдел у владельцев компании и начать свой бизнес. Станет понятнее, что нужно бизнесу на самом деле. И последнее, если Вы CIO но вы сами себя не автоматизировали, то никого автоматизировать вы в принципе не можете :) С уважением

Нач. отдела, зам. руководителя, Беларусь

IT-проекты никогда не завершаются :D

Директор по маркетингу, Нижний Новгород

На самом деле описанная ситуация отражает ситуацию на западном рынке. Не даром главными экспертами выступают не российские специалисты. В России ИТ формируют 'финансовую дыру' чаще из-за неграмотно поставленных задач. Авторитет CIO в России не сопоставим с авторитетом владельцев, генеральных и финансовых директоров. Масла в огонь подливает еще и низкая ИТ-грамотность сотрудников, из-за которой оказываются невостребованными или блокируемыми целый спектр хороших начинаний. Однако надо отметить, что ИТ в бизнесе - прежде всего помощник. Технологии должны, во-первых, способствовать ускорению и облегчению бизнес-процессов, во-вторых, помогать агрегировать разрозненные данные, в-третьих, улучшать коммуникацию внутри и вне компании .

CIO, Москва

Судя по всему первые два комментирующих - представители бизнеса :D Я, как CIO, посмотрю на проблему с другой стороны. Я уже практически забыл (может правильнее сказать не помню) когда представители бизнеса могли внятно и структурировано изложить свои требования и желания. И это по той работе, которой они занимаются ! Обычно ИТ получает поток не очень связанных мыслей с непременным 'забытием' 'мелочей', которые критически важны для реализации. После выполнения разработок начинаются претензии к ИТ за то, что сами и забыли описать. Все мои самые успешные проекты были те, по которым мы сами являлись не худшими, а зачастую и более компетентными специалистами в данной области и могли составить ТЗ существенно более глубоко, чем это предлагал бизнес. Любой руководитель ИТ приведет вам таких примеров сотни.А уж сколько было затрачено сил впустую на реализацию глупых и мертворожденных идей, на которых бизнес-заказчики стояли насмерть и которые обходились банкам в не малую сумму и не дали ни копейки прибыли - даже упоминать не стану ! таких примеров каждый CIO приведет массу.Безусловно говорить о всех ИТ подразделениях, обобщая, глупо, есть сильные команды и есть слабые. Я как-то работал всегда в сильных, может поэтому у меня такой взгляд.Статью можно охарактеризовать одним словом - никакая ! Сборище негативного опыта, которое выдается за общую картину всей отрасли.

Консультант, Украина

При чем тут IT к тому, что руководство не умеет управлять компанией?Собирается круглый стол. Оговаривается ТЗ, устно. Все протоколируется, скрепляется подписями об незменении и проект выходит в срок.Никакие поправки после фиксирования ТЗ не принимаются. :) Вобщем учитесь управлять компанией, господа руководители. IT поможет, только не мешайте и утверждайте реальный бюджет, а не хлебные крошки.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Аркадий Затуловский пишет:Я уже практически забыл (может правильнее сказать не помню) когда представители бизнеса могли внятно и структурировано изложить свои требования и желания. И это по той работе, которой они занимаются ! Обычно ИТ получает поток не очень связанных мыслей с непременным 'забытием' 'мелочей', которые критически важны для реализации. После выполнения разработок начинаются претензии к ИТ за то, что сами и забыли описать.
Согласна на 200%. Сразу вспоминается 'Ходишь ходишь в школу...'. Делаешь, показываешь, а оказывается это не подходит... хотя 15 человек утвердили и согласились. В результате именно 'реализаторы' крайние. Грамотный аналитик часто спасает ситуацию, но они нынче редкость :(
Председатель совета директоров, Москва
Аркадий Затуловский пишет:Я уже практически забыл (может правильнее сказать не помню) когда представители бизнеса могли внятно и структурировано изложить свои требования и желания. И это по той работе, которой они занимаются ! Обычно ИТ получает поток не очень связанных мыслей с непременным 'забытием' 'мелочей', которые критически важны для реализации.
-дык, это и есть ваша первейшая задача, о чем пишет М.Трушкин :|
Рук. группы бюджетирования, Воронеж

Если говорить о сроках, которые зачастую не выполняются многие забывают о не хватке кадров для реализации проектов. Естественно те кто требует от ИТ отдела скорейшей реализации, поставленной задачи не хотят видеть, что в подразделении не хватает 'рук' для реализации этой задачи в поставленный им срок. Очень часто 'забывают' о материальной компенсации за 18 часовые рабочие дни. Забывают также о необходимости эксплуатировать существующую информационную систему. Ведь программист тратит не все время на новый проект, но и много времени уходит на текущие вопросы.

Менеджер, Москва

Статья не только бесполезная, но и вредная! Автор не разбираясь в ситуации пытается судить об IT, причем с ЧУЖИХ слов!!! При этом 14% прочитавших на данный момент считают статью интересной и полезной. Я потрясен и возмущен!О чем эта статья? - Да, ни о чем! Обычный выплеск негатива. На самом деле есть огромное количество компаний, в которых все в точности до наоборот. Так же существует практика поощрения IT-шников за то, что все исправно работает.Обращение к авторам:Уважаемые авторы! Относитесь к Сообществу с уважением! Прежде чем заработать дешевый авторитет на перепечатке чужих, надерганных под тему абзацев, задумайтесь о том, что несведующий читатель воспримет их за истинное положение вещей! P.S. Извините за резкость, накипело... Всем удачи в делах!

Директор по продажам, Санкт-Петербург

Согласен с предыдущими высказавшимися - статья ни о чем - в каждой компании влияние IT да и само представление об IT индивидуально и достаточно сильно разнится. В данной же статье задана просто куча вопросов и ни одного ответа - такое ощущение что автор писал статью, собирал материал, сортировал и структурировал его, а потом ему сказали - срочно сдавай работу и он как обрубил - ну в общем помогайте IT и все будет хорошо :D

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.