«Обучение, которое помогает людям стать кем-то большим…»

Чтобы ответить на вопросы, вынесенные в анонс, группа компаний «Институт Тренинга – АРБ Про» пригласила в Россию Мартина Томпсона, основателя компании MTa Learning (Великобритания), специалиста, который практикует и развивает Experiential Learning более 35 лет.

образование

Experiential Learning основано на естественной способности человека познавать через осмысление опыта. Мы все испытывали это на себе. Вспомните, как человек учится ходить и говорить. В основе подхода глубокое понимание того, как человек обучается, а не формальные методы «обучения-преподавания».

Согласно MTa Learning, Experiential Learning можно определить, как развитие способности осмысления, развитие навыков, умений и внутренних установок путем анализа полученного опыта (проделанной активности) и рефлексии. В данном случае, «активность» подразумевает все: от выполнения простого задания до сложных (комплексных) групповых взаимодействий, с множеством параметров умственной деятельности и поведения».

Важно учитывать два момента:

1. «Experiential Learning – активный процесс, подразумевающий вовлечение.

2. При таком обучении основой служит получаемый опыт, а продвижению познания способствует тщательный анализ и рефлексия этого опыта.

Обучение через опыт приводит к изменениям в мышлении и/или поведении. Человек начинает не просто понимать, но глубоко осознавать:

  • Какие изменения возможны или нужны?
  • Как можно осуществить эти изменения?
  • Какие выгоды и последствия могут обеспечить эти изменения?

В дальнейшем новое понимание, знание, навыки, умения и внутренние установки человека должны быть апробированы, протестированы и отточены в учебных ситуациях или в жизни, и стать для него ценными «уроками».

Основной принцип Experiential Learning заключатся в том, чтобы поощрять, подталкивать людей к тому, чтобы они осмысляли, узнавали и доходили до понимания самостоятельно. Тогда результат обучения становится для них действительно актуальным, и формируется внутренняя мотивация для оптимального использования полученного знания. Такой подход подразумевает убеждение, что не существует «правильных способов мышления», «установленных правил», «идеального алгоритма действия», которые каждый должен усвоить и применять.

Чтобы лучше разобраться в подходе Experiential Learning, Евгений Доценко, руководитель направления HR-консалтинг ГК «Институт Тренинга – АРБ Про», задал Мартину Томпсону несколько вопросов.

Евгений Доценко: Мартин, когда вы пришли к пониманию, что Experiential Learning чего-то стоит?

Мартин Томпсон: Этого я не помню. Помню, когда я первый раз провел сессию с применением подхода Experiential Learning. Это было после завершения обучения в университете, когда я пришел на стажировку в компанию Cadbury. Моей задачей было провести занятия с бригадирами по основам финансового учета. Мне было позволено делать все, что я хотел. Я предпочел сделать следующее: в качестве места обучения я выбрал паковочный цех; мы с группой бригадиров начали считать все затраты, связанные с этим цехом, все что было на «входе» и на «выходе (постоянные и переменные затраты). Я не читал лекций по калькуляции, не рекомендовал им учебников. Просто мы начали изучать, что такое финансовый учет с совершенно конкретной калькуляции затрат, связанной с цехом, где мы находились.

Я, конечно, тогда не понимал, что я использовал методику Experiential Learning. Это пришло изнутри. Меня этому не учили ни в школе, ни в университете, я не проходил специальных курсов и тренингов, до этого подхода я дошел сам, естественным образом.

Е.Д.: Это ваш первый опыт Experiential Learning. Как вы поняли, что это подход, который надо использовать, развивать?

М.Т.: Потому что этот подход сработал!

Е.Д.: Что вам нравится в этом подходе больше всего?

М.Т.: Нравится то, что подход действительно увлекает людей. Он помогает им стать кем-то большим, чем они есть. А происходит это потому, что участники обучения узнают нечто для себя важное и актуальное; это новое знание они могут связывать с ситуациями своей жизни. Именно поэтому такое обучение обретает для них особую ценность.

образование

Е.Д.: Как вы оцениваете эффективность метода, сработал он или нет?

М.Т.: По обратной связи, которую я получаю спустя время, когда встречаюсь с кем-то из участников через 12 месяцев или через пять лет. Они рассказывают о произошедших изменениях, и говорят, что обучение дало им что-то ценное. Можно судить об эффективности обучения в краткосрочной перспективе. Например, если вспомнить, какие изменения произошли во время этого семинара (речь о внутреннем обучении ГК «Институт Тренинга – АРБ Про»). Эффект очевиден.

Интересно отслеживать изменения после обучения в одной организации на протяжении нескольких лет. У меня есть такие примеры. Лучше всего узнавать о результатах в неформальной беседе, люди сами рассказывают, что у них изменилось, как прошедшая сессия /семинар что-то поменял в их понимании, в жизни. Самое волнительное, когда люди начинают верить в этот подход в личном плане, когда обучение помогает им достичь положительных изменений в их частной жизни.

Очень показательный момент, когда кто-то из участников моих семинаров получает руководящие должности и выражает желание провести обучение, основанное на методе Experiential Learning.

Е.Д.: Experiential Learning очень популярно, модно и людям кажется, что работать по этому методу очень просто. Но каковы критические факторы этого метода? Самое основное, буквально два, три слова.

М.Т.: Я не знаю)) Говоря серьезно, чтобы люди поняли, что такое обучение через опыт, нужно, чтобы они этот опыт на себе испытали. В этом заключается одна серьезная проблема. Как бы подробно, продумано и четко мы ни пытались описать этот подход на лекции, в статье или книге, люди все равно не поймут по описанию всю его действенность и глубину.

Если вдуматься, как человек учится ходить, говорить, взаимодействовать с родителями, то мы поймем, что это и есть Experiential Learning. Когда-то такое обучение было неотъемлемой частью образования, нам надо только вернуть его назад.

Е.Д.: Вы развиваете метод Experiential Learning 35 лет. Как вам кажется, растет ли интерес?

М.Т.: Да, интерес растет, но по-разному в разных странах. Есть одна серьезная вещь. У Experiential Learning сложилась плохая репутация. Некоторые эксперты свели этот подход к «игре ради игры». Так называют все что угодно, даже пейнтбол. Важно понимать, что когда играют ради развлечения, игра не может стать платформой для обучения. Этот опыт не преобразуется в полезное и актуальное знание для человека.

Е.Д.: За счет чего сложилась плохая репутация. За счет чего не происходит обучение?

М.Т.: Фасилитаторы часто основное внимание уделяют разработке очень сложных и длинных «активностей», которые занимают час или даже два часа. Для меня же самое главное – обеспечить эффект обучения. Я убежден, что даже десятиминутное упражнение может давать пищу для двухчасового глубокого обсуждения, разбора. В жизни часто бывает наоборот. Сама активность длится час, два, пять часов. После нее следует десятиминутный разбор (дебрифинг), причем этот дебрифинг сводится к тому, что фасилитатор сам сообщает слушателям, чему они должны были в процессе активности научиться. Это не может быть обучением через опыт. Если бы делали все по-настоящему, не было бы плохой репутации.

Е.Д.: Что бы вы рекомендовали тем, кто заинтересовался этим подходом? С чем ознакомиться, что почитать?

М.Т.: Проделать несколько активностей с хорошим фасилитатором, получить опыт эмпирического обучения.

Е.Д.: Вы первый раз в России, и первый раз столкнулись с русскими людьми?

М.Т.: Не совсем. Мне доводилось работать с русскими, но не в России. Русские почти не отличаются от других людей, если говорить в широком смысле и вынести за скобки кросс-культурные особенности и внешние отличия. Процесс обучения на наших семинарах разворачивается одинаково, где бы они ни проходили – будь-то Бомбей, Чикаго или другое место… Здесь в России у людей есть особенности, их нужно учитывать. Все поверхностные отличия растворяются довольно быстро. Глубоко внутри люди – это люди. И принципы процесса познания для всех одинаковы.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Плетенев
Консультант, Томск

На двух страницах изложена простая мысль: ''Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю.'' (c) Конфуций

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.