Социальные сети могут погубить вашу карьеру

Вы публикуете в соцсетях три вида нежелательного контента, которые мы назовем ниже, и при этом пребываете в полной уверенности, что начальство не заглянет в ваш профиль. А оно наверняка полюбопытствует. Социальные сети будут кстати, если работодатель хочет получить о кандидате дополнительную информацию и принять конечное решение о его трудоустройстве. К этому выводу давно пришли на Западе – там подавляющее большинство рекрутеров и представителей компаний постоянно мониторят профили кандидатов и действующих сотрудников в социальных сетях. Больше всего боятся появления постов с информацией о наркотиках, алкоголе, размещения жалоб и ругани в адрес нынешнего и бывшего работодателей, а также фактов, свидетельствующих о недостаточной профессиональной квалификации или предоставления о ней заведомо ложных сведений.

Что касается России, то в нашей стране интерес работодателей к профилям сотрудников в социальных сетях также неуклонно растет, при этом многие из них считают свой интерес к такой информации совершенно обоснованным и полезным. Другие в то же время парируют – какая разница, увлекается ли будущий или нынешний сотрудник закаткой огурцов с собственного огорода или шедеврально танцует гопак, выкладывая в сеть соответствующие фотоотчеты, если у него отличное резюме и большой опыт работы? Мнения экспертов разделились.

Не всякому начальству интересен ваш профиль

Veronika_Gushina.jpgДля профессионального рекрутера сетевой профиль кандидата не столь важен и на него точно не будут опираться как на основной источник информации, считает менеджер по персоналу Cornerstone Вероника Гущина: «Я, например, никогда не просматриваю профили в социальных сетях, уделяя внимание только предоставленному кандидатом резюме. Также многие работодатели обращаются к социальным сетям уже после собеседования лишь для закрепления полученного впечатления от встречи и понимания, насколько органично кандидат может вписаться в корпоративную культуру и коллектив.

Я считаю, что большой необходимости в этом нет, поскольку хороший рекрутер после изучения предложенного резюме и проведенного интервью уже должен понимать, насколько кандидат подходит для компании. Информация же из социальных сетей может сбить хедхантера с толку и лишить компанию звездного специалиста, а ведь все мы не без своих «тараканов в голове».

Cheprasov_Ilya.jpgС Вероникой Гущиной согласен старший консультант банковской практики рекрутинговой компании Marksman Илья Чепрасов. По словам эксперта, решение о приеме сотрудника на работу принимается на основе его профессиональных компетенций, потенциального опыта работы с сопоставимым по масштабу бизнесом, информации об успешно реализованных проектах, персональных качеств и рекомендаций от бывших коллег и руководителей. «Я ни разу не слышал, чтобы HR-менеджер в процессе переговоров с кандидатом специально искал компрометирующую информацию о нем в социальных сетях, скорее, такой инструмент используется как дополнительное средство коммуникации с коллегой. По моему опыту, в России работодатели не придают особого значения личной информации, размещенной в социальных сетях, да и сами сотрудники компаний, особенно в крупных организациях, стараются максимально сдержанно публично высказывать точку зрения на темы, которые могут быть неоднозначно восприняты руководством компании, – говорит Илья Чепрасов. – В любом случае, со своей стороны рекомендовал бы при размещении материалов и фотографий, оценивать возможность того, что их увидит руководитель или коллега, а учитывая, что все мы по-разному воспринимаем одну и ту же информацию, это может привести к сплетням и возможному осуждению со стороны коллег, даже если вам кажется, что информация вполне безобидна».

Их это касается

Maria_Chernitskaya.jpgВ свою очередь, президент iConText Group Мария Черницкая уверена в обратном: для работодателя социальные сети весьма полезны. А кандидатам, которые публикуют в них все подряд, могут оказать медвежью услугу. «Вот сидит нарядный кандидат на собеседовании, в костюмчике и с причесочкой. Закатывая глаза, сладко поет о том, как хочет работать именно у вас. О том, как ценит корпоративную культуру и хочет принести пользу вашей компании. Что будет не досыпать, не доедать и только трудиться, не покладая рук, – рассказывает Мария Черницкая. – Но вот за милым кандидатом закрывается дверь, и вы заходите в социальные сети и видите там такое, от чего на голове начинают шевелиться волосы. Тут и сопли о том, что жизнь не удалась, и откровенные фотки, и проклятия в адрес капиталистов, и радикальные политические высказывания. И тут нанимающая сторона крепко задумывается. И об обмане, и по существу высказываний. Декорации можно сменить на заказчик-клиент; начальник-подчиненный… Вот и получается, что любые вольности в соцсетях – только для друзей. И вот ты уже задумываешься, говорить ли, что думаешь о… да о чем угодно. Куда не плюнешь, все равно можешь попасть в кого не надо. И, да, я читаю, что пишут в соцсетях те, кого я беру на работу. И что пишут те, кто у нас уже работает».

Менеджер по подбору персонала RichartsMeyer | Recruitment Group Светлана Петрова согласна с Марией Черницкой: «По опыту могу сказать, что работодатели достаточно часто просматривают аккаунты потенциальных сотрудников в социальных сетях. Благодаря этому есть возможность узнать о кандидате дополнительную информацию, которой нет в резюме. Личные фотографии, интересы, круг общения, да и просто позиционирование себя в сети порой может стать основным фактором при принятии решения о найме на работу. Поэтому соискателям я бы посоветовала сначала привести в порядок свои публичные профили, избавиться от провокационных фото, сомнительных ников, а потом уже искать работу».

Anna _Karmishina.jpgИсполнительный директор студии МартДизайн Анна Кармишина поддерживает коллег: «Мы всегда смотрим профили не только кандидатов, но и клиентов, партнеров. Профиль в социальной сети удобен тем, что позволяет лучше понять человека, его стиль общения, вкусы и интересы, социальное окружение. При этом сам вопрос немного сродни тому, чтобы спросить, не вредит ли карьере фотография в вашем резюме – конечно, вредит, если вы метите на позицию начальника отдела в банке, а на фотографии вы на фоне вашей машины в стильных трениках. К сожалению, многие забывают о том, что личный профиль – это публичная информация, и то, что вы там говорите и делаете, доступно для всех, в том числе и для потенциального работодателя. Профиль сам по себе не помогает и не вредит, а вот ваш образ, создающийся через этот профиль, может повлиять на решение о проведении собеседования».

Какой контент раздражает и настораживает работодателя больше всего?

Улика номер один: вульгарные и компрометирующие фото

Irina_Leonova.jpegК этой категории контента, которая производит впечатление в плохом смысле этого слова, относятся фото с дружеских вечеринок, корпоративов и других мероприятий, где герой показал себя не в лучшем свете – подшофе, исполняя в зале заседаний любительский стриптиз или в попытке запечатлеть поцелуй в декольте главного бухгалтера. Разномастную вульгарщину, в том числе унылого псевдоэротического содержания на фоне настенных ковров выставляют и соискательницы, и соискатели. Цель – показать себя общительным и раскрепощенным человеком, душой компании и светского общества, прекрасно владеющим своим телом. Только вот работодатели, глядя на эти шедевры досуга, морщат носы. По словам консультанта «ВИЗАВИ Консалт» Ирины Леоновой, здесь все зависит исключительно от кандидата и рассматриваемой позиции. «Не могу сказать, что если увижу фотографии веселого препровождения времени, то меня это отпугнет, ведь отдыхать тоже нужно. Но, к сожалению, часто просматривается низкий уровень культуры человека, поэтому формулировки «меня не взяли на работу, потому что в моем профиле есть фото с алкогольными напитками» редко соответствуют действительности. Просто не сложилось впечатления о кандидате, как о разносторонней, зрелой личности. Особенно часто мы в «ВИЗАВИ» сталкиваемся с такими ситуациями, при подборе личных помощников и секретарей, здесь, прежде чем звать на собеседование, просматриваются профили в социальных сетях. Часто можно встретить вульгарные фотографии неопрятных соискательниц. Естественно о дальнейших переговорах речи идти не может».

Показателен и еще один кейс. Рассказывает Мария Л., интернет-редактор: «В редакции, где я работала пару лет назад, одна из моих коллег, с виду совершенно спокойная и в общем даже неприметная девушка, однажды выставила в своем аккаунте несколько эротических фото, которые сделала сама же на мобильный телефон. Если это и возбуждало, то только волну смеха и глумления – фото были ужасного качества, впрочем, и сама модель не блистала. Не уверена, что кто-то хоть раз «лайкнул» это творчество, зато в компании над ним не посмеялся только ленивый, хотя девушка, поняв свою ошибку, поспешила убрать позорные фотографии. Однако пищи для обсуждения хватило надолго – кто-то успел скопировать эти шедевры и показать тем, кто был еще не успел ими восхититься. Все-таки работу следует отделять от личной жизни, иначе можно остаться непонятым».

Улика номер два: ложь относительно профессиональных компетенций и опыта

Svetlana_Petrova2.jpegХорошо подготовившись к собеседованию, можно пустить пыль в глаза даже опытному работодателю. А вот Facebook или другая сеть в таких случаях помогает последнему снять розовые очки.

«В моей практике был случай, когда компания искала сотрудницу на позицию персонального ассистента, – рассказывает Светлана Петрова, – выбрав одну из кандидаток, руководитель решил ознакомиться с ее аккаунтом в Facebook. Зайдя на ее страницу, он обратил внимание на переписку на английском языке под одной из фотографий. Совершенное знание английского было основным требованием к вакансии, поэтому заметив всего одну грубую ошибку, работодатель сразу же отказался проводить интервью с этой кандидаткой, несмотря на то, что изначально резюме ему очень понравилось».

При этом эксперты единодушно отмечают – прежде всего работодатель интересуется профилями кандидатов, претендующих на младшие и средние менеджерские позиции. Когда речь идет о профессионалах высокого уровня, работодатели не склонны искать их профили в соцсетях.

Улика номер три: острые политические и религиозные высказывания, а также критика бывшего и нынешнего работодателей

Aleksander_Pokrasov.jpgКаждый человек, безусловно, имеет право на личные политические, религиозные, эстетические и любые другие пристрастия. Другой вопрос в том, стоит ли публиковать подобные манифесты там, где их сможет увидеть начальство, а оно, в свою очередь, бывает весьма осмотрительно. По словам руководителя департамента аутсорсинга и аутстаффинга Antal Russia Александра Покрасова, не стоит размещать на своих страницах фотографии, ссылки и прочие данные, которые могут насторожить или «отпугнуть» работодателя, или, воспользовавшись никнеймом, лучше завести второй профиль, доступный только друзьям. «Кроме того, не следует вступать в политические, религиозные и другие подобные дискуссии, рьяно отстаивая свое мнение, так как велика вероятность задеть кого-то из коллег, что может не очень хорошо сказаться на рабочих отношениях», – советует эксперт.

Профессиональные сети вам в помощь

Подводя итоги вышесказанного, можно вывести идеальную форму активности в соцсетях, которая не будет раздражать начальство и даст полную свободу самовыражения ее хозяину: создать профиль «для друзей» – с частной информацией, спорными фото и шутками, которые поймут лишь избранные, – его лучше сделать закрытым. И параллельно завести профили в профессиональных соцсетях – E-xecutive.ru, LinkedIn, Профессионалы.ru, которые помогут создать качественный деловой образ и предоставить необходимую информацию о компетенциях.

Ирина Леонова подтверждает – такие сети весьма полезны: «Все чаще при поиске кандидатов мы обращаемся к ним. Это дает возможность рассмотреть более широкий круг претендентов, ведь далеко не все, кто зарегистрирован, допустим, в LinkedIn, находятся в активном поиске работы, это просто инструмент, позволяющий поддерживать и развивать профессиональные связи. А для работодателя это шанс заинтересовать подходящего профессионала и рассказать о возможностях, которые дает компания. Для потенциального претендента есть свои плюсы: информация о том, насколько условия в его нынешней компании соответствуют рыночным, можно давать рекомендации на коллег, которым сейчас это необходимо, тем самым развивая отношения, или поможет связаться позднее с написавшем рекрутером, когда надумает выходить на рынок труда».

При этом эксперты советуют максимально подробно заполнять свои профили, не ограничиваясь информацией о дате рождения, образовании и нынешнем месте работы. Илья Чепрасов советует: «До сих пор существует проблема, связанная с тем, что при заполнении профиля люди указывают только свою должность и мало уделяют внимания описанию своих обязанностей. Иногда это приводит к тому, что HR-менеджер может пропустить их резюме, отнеся его к нерелевантным. Поэтому при заполнении профиля в социальных сетях рекомендую размещать информацию не только о текущем опыте и предыдущих местах работы, но и подробно описать функциональные обязанности и успешные проекты».

При этом рекрутеры отмечают – изначально непрофессиональные сети Facebook и ВКонтакте также могут быть весьма полезными. «Если не говорить о LinkedIn, которая непосредственно ориентирована на объединение профессионалов по всему миру, то Facebook все чаще становится площадкой, где можно найти интересных специалистов в рамках Москвы и Санкт-Петербурга, а ВКонтакте приносит свои плоды в процессе поиска кандидатов в регионах», – заключает Александр Покрасов.

Источник фото: личные архивы спикеров, Freeimages.com

 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Санкт-Петербург

Проблема решается элементарно. Заводишь аккаунт под вымышленным именем. Всё, ищи работодатель, ищи...

IT-менеджер, Москва

Вообще тема больше относится к профессиональному этикету. Это же по сути гигиена репутации. Раньше например люди скрытно посещали общество куклус-клан т.к. это вредило профессиональной репутации... а вспомните советские времена - Партия, воля, народ!

Одним словом, стоит просто рекомендательно подчеркнуть, что современному человеку необходимо соблюдать гигиену в соц. сетях.
Заводите себе псевдонимы и альтернативные аккаунты если вы не можете жить без свободы слова, революционного романтизма, политической демагогики и прочих неформатных интересов....

Наше с вами время больше приветствует профессиональную проактивность - печать статей по своей профессиональной тематике, путешествия, разный профессиональный самопиар.

Екатерина К +119 Екатерина К Секретарь, Австралия

нужно ходить строем в одинаковой униформе. тогда стресс на вашей фирме будет - явлением нормы, как и текучка. чем дальше в лес, тем меньше хочется работать в России.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Сергей Колесников пишет: А что такое ''социальные сети''?
е-хе например
Директор по маркетингу, Москва
Марат Бисенгалиев пишет: е-хе например
)) Но здесь все как то чинно-благородно, ''кошмарных'' фото нет.
Генеральный директор, Санкт-Петербург
Екатерина Карицкая пишет: нужно ходить строем в одинаковой униформе. тогда стресс на вашей фирме будет - явлением нормы, как и текучка. чем дальше в лес, тем меньше хочется работать в России.
Я согласен с Вами, что ''всем прическу как у Ким Чен Ына'' это не здорово, но за что минус статье? - в ней всего лишь рассмотрен вопрос.
Александр Бичев Александр Бичев Бренд-менеджер, Москва

По-моему, в реальной жизни хватает вранья и фальши. Нужно делать каменное лицо перед олухом на вышестоящей должности, нужно изображать радость на постылом корпоративе, нужно демонстрировать счастье, когда тебя увольняют, чтобы твое место в компании досталось родственнику одного из учредителей.

Но чтобы еще и в свой фейсбучный профиль лгать - нет уж!

В этом смысле и бывшего работодателя можно мордой в лужу приложить.
В конце концов работодатель покупает наши мозги лишь на 8 часов в сутки под ожидаемый им результат. Остальное - идите лесом. Личное время, личное пространство, личная жизнь.
Кстати, умный работодатель прекрасно понимает, что его наемные или подчиненные за глаза считают его старым козлом. Что в целом делает его умнее и мудрее.
А с глупого вообще какой спрос?

Специалист, Москва

Мне кажется смотря какая позиция работника. Рядовой вроде как не важно чем занимается в свободное время. А вот кто повыше- наверное важно понять какие-то приоритеты человека. Если например с ним нужно будет по работе быть ''в одной упряжке''.

И кстати не соглашусь тут по поводу высказывания что работать в РФ неохота- тенденция-то общемировая. Вспомним историю Сноудена.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.