Перспективные профессии: журналист нового формата

Молодежь уже не помнит, но в «доинформационные» времена одной из самых распространенных профессий была профессия машинистки. Девушки и дамы, которые умели печатать слепым десятипальцевым методом, сидели в приемных, или в отделах (как правило, по одной на отдел), или в больших залах, называемых машбюро, и занимались исключительно печатанием. Несмотря на обилие машинисток, работы для них было еще больше, и многие подрабатывали, беря на дом диссертации, дипломные работы, книги, за которые авторы рассчитывались с машинистками наличными или коробками конфет… Персональный компьютер, объединив процесс печати и коммуникаций в одно целое, убил профессию машинистки. Это было первое «преступление» цифрового века. Профессия была истреблена практически начисто и навсегда. Но нас ждут и другие закаты профессий, и это также будет связано с информационной эпохой.

«Гибель» еще одной профессии происходит у нас на глазах. Это профессия корреспондента. Как и в случае с машинистками, «виноваты» новые возможности информационных технологий. Бытовые видеокамеры становятся все лучше, и сегодня снятые на них сюжеты по качеству подходят даже для телевидения. Уже не редкость, когда по новостным программам показывают видеоролик из YouTube, сделанный каким-то жителем в другом уголке планеты, а политические комментаторы ссылаются на высказывания политиков из Twitter. Да и сами новости начинают распространяться не только новостными агентствами. В социальной сети кто-то выложил фотографию пожара рядом с офисом Яндекса, снятую несколько минут назад, а в новостных лентах это появилось лишь спустя час. А сколько происшествий оказалось доступным для просмотра благодаря видеорегистраторам, установленным в машинах обычных граждан?! Люди становятся источниками новостей, даже не думая быть корреспондентами!

Все новое ― это хорошо забытое старое, гласит мудрость. И это действительно так. Как модная ныне система непрерывного повышения качества ― кайдзен имела предшественников в советской России в виде движения рационализаторов, так и «народное подвижничество» в получение информации также было опробовано в советские времена ― в то время такие «ополченцы» назывались внештатными корреспондентами. Однако новые средства коммуникации позволили внештатность из дополнительной деятельности сделать основной практикой средств массовой информации. Например, радиостанция «Русская служба новостей» использует своих слушателей, одновременно и как корреспондентов, и как экспертов. Если где-то случилось происшествие, ведущий обращается к слушателям, которые находятся вблизи этого места, с просьбой рассказать подробности. Когда необходим специалист в какой-то конкретной области, также приходит на помощь аудитория, среди которой, как правило, есть люди разных профессий или опыта. А многие электронные газеты и вовсе строятся на статьях обычных людей, модерируемых и «причесываемых» профессиональными журналистами.

Несмотря на «вырождение» профессии корреспондента, сама журналистика не умирает, а даже наоборот ― крепнет. Как умение печатать тексты не пропало с появлением персонального компьютера, а стало достоянием многих людей, так и получение и передача информации стали доступны обычным людям, но не менее им необходимы. Доступность для всех людей и легкость фотографирования не уничтожили профессию фотографа, а сделали ее более художественной и профессиональной. То же самое касается и журналистики: профессиональный журналист все больше и больше должен уметь не столько добывать информацию, сколько правильно ее приоритезировать в общем потоке, «упаковывать» и доставлять «по адресу». Для этого ему необходимо быть не только оратором или писателем, но и психологом, и социологом, и… даже айтишником, разбирающимся в возможностях и алгоритмах работы теле- и радиовещания, социальных сетей, блогосферы и т.п.

Наиболее дальновидные представители корреспондентского корпуса понимают требования времени и развивают новые компетенции ― знание истории и традиций страны, из которой они передают новости, знания по определенным специальностям, информация о которых интересна читателям, слушателям или зрителям. Профессионалы в своих областях получают доступ к передаче корреспондентской информации, а корреспонденты становятся знатоками в профессиональных областях. Сетевая структура информационного общества делает сетевыми взаимоотношения между людьми. Можно говорить, что журналистика в цифровую эпоху становится сетевой, Журналистикой 2.0.

8 сентября 1943 года в гестаповских застенках был замучен известный чехословацкий журналист и автор знаменитой книги «Репортаж с петлей на шее» Юлиус Фучик. С тех пор дата 8 сентября отмечается как день солидарности журналистов. Однако сегодня журналистом может быть каждый, и каждый рискует пострадать за желание поведать правду: и корреспондент, и блоггер, и просто автор странички в живом журнале. Именно в цифровую эпоху движение за права журналиста фактически становится движением за права человека быть журналистом, иметь возможность высказываться. Но не просто высказаться (Интернет уже давно позволил всем писать все!), а быть услышанным. Именно система «донесения до всех» важной информации должна стать системой защиты людей от манипуляций, а журналистов ― от преследований.

Можно ли создать такую систему, не фантастика ли это? И можно, и нужно. Свобода информации может быть реализована исключительно в виде системы коллективного самоинформирования, строящейся на активности ее участников, но только такой, которая увеличивает доверие и компетенцию. Необходимо поддерживать все инструменты сетевой социализации, дающие человеку мыслить, встраивая их в современное гражданское общество. Социальные сетевые технологии ― это всего лишь инструмент, которым можно пользоваться, как во благо, так и во вред. Журналистика 2.0 подразумевает создание таких отношений, построенных на профессионализме и доверии, которые позволят каждому человеку донести свою точку зрения до всех: в виде голосования, суждения, статьи или даже книги. Журналистика 2.0 ― это система информационного обмена в современном цифровом мире, объединяющая всех людей.

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Master Data manager, Москва
>«Гибель» еще одной профессии происходит у нас на глазах. Это профессия корреспондента. Автор видно вообще не понимает, что такое работа журналиста. Журналист был и будет, вне зависимости от развития технологий. Журналист это человек имеющий определенные навыки по сбору и анализу информации, которым нужно учиться и никакая техника их не заменит. И репортажи где используется юзерское видео, всё равно обрабатывается теми же журналистами, а без обработки такая информация часто никому не интересна. Автор прежде чем писать ''умные'' статьи разберитесь в вопросе.
Аналитик, США

Эту статью, мне кажется, вполне можно отнести к наиболее слабых, опубликованным в последнее время в Ексе. Почему? Об этом уже сказали комментаторы здесь и в Фейсбучной части.

Руководитель проекта, Санкт-Петербург

Автор просто использует один из бесплатных, но тем не менее, эффективных способов рекламы. В принципе в этом нет ничего плохого. )))

Knowledge manager, Вологда
Странно, что читатели не увидели рационального зерна в статье Бориса. Это наводит на размышления. Любо все чересчур продвинутые, как http://www.kazhdy.ru/andrey_miroshnichenko/smert_gazet/ либо не осознают до конца тех перемен, которые происходят в обществе и влияют на них самым прямым способом. Свобода информации может быть реализована исключительно в виде системы коллективного самоинформирования, строящейся на активности ее участников, но только такой, которая увеличивает доверие и компетенцию. Необходимо поддерживать все инструменты сетевой социализации, дающие человеку мыслить, встраивая их в современное гражданское общество. Социальные сетевые технологии ― это всего лишь инструмент, которым можно пользоваться, как во благо, так и во вред. Журналистика 2.0 подразумевает создание таких отношений, построенных на профессионализме и доверии, которые позволят каждому человеку донести свою точку зрения до всех: в виде голосования, суждения, статьи или даже книги. Журналистика 2.0 ― это система информационного обмена в современном цифровом мире, объединяющая всех людей.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.