ПИФ и ЧИФ: братья-близнецы или «однофамильцы» поневоле?

Кажется, про паевые инвестиционные фонды в последнее время не писал только ленивый. Практически каждую неделю – статьи в журналах и газетах, десятки сайтов в интернете, даже книги пишутся одна за другой. Управляющие компании сами активно освещают свою деятельность, чтобы пайщик смог разобраться в финансовых и законодательных принципах функционирования ПИФов.

Тем не менее, вполне понятно, когда, задавая на улицах Владивостока вопрос «Знаете ли вы, что такое паевой инвестиционный фонд?», мы получаем такие ответы:

«Понятия не имею. Дома валяется немножко акций – после ваучеризации остались. Но что с ними делать – не имею ни малейшего представления».

«Не знаю и не интересуюсь. После того, что с нами государство сделало, ни во что не верю. Акции у меня были. Оставались после работы на флоте. Продал за бесценок».

«Что такое ПИФ, я знаю. Но отношусь отрицательно. Насмотрелись уже на экономические реформы по-русски. У меня есть знакомые, которые профессионально работают с ценными бумагами. И от них я ничего обнадеживающего не слышал. Насчет личного участия в этом рынке – оно началось и завершилось на заре перестройки. После приватизации предприятия сплавил по дешевке какие-то бумаги».

«Довольно смутное представление имею. Вероятно, создание таких фондов – правильная идея. Деньги должны работать. Но воспользоваться самой гениальной идеей можно по-разному. И, к сожалению, новейшая история нашей страны в области экономики не дает почвы для большого оптимизма. Мне, кстати, доводилось продавать акции. В общем-то, с выгодой».

Тем удивительнее встретить среди посетителей продвинутого сайта-сообщества менеджеров и руководителей все еще настороженное отношение к паевым фондам. Причем, основанное на, якобы, схожести ПИФов и финансовых пирамид и сравнении с чековыми инвестиционными фондами. Вот, например, цитаты из обсуждений:

«Плюс надо учитывать прошлый опыт с чековыми фондами. И я бьюсь об заклад, что вся законодательная база ПИФов – это калька с чековых фондов с некоторыми доработками. Также учитывайте отсутствие достаточно развитого финансового законодательства в России».

«ПИФы весьма похожи на чековые инвестиционные фонды. А где сейчас чековые инвестиционные фонды? Может, уже все позабыли, что это такое?»

«В финансовой составляющей ПИФов настораживает то, что не совсем понятно, на чем она конкретно основывается. Мало ли чего там заявляют управляющие фонда. Они никогда не скажут всей правды. Особенно это касается России».

«Я знаком с мнением людей, которые достаточно хорошо анализировали законодательную базу ПИФов и их финансовую составляющую. В общем, анализ неутешительный. Кроме того, это очень напоминает пирамиды».

Не ставя себе задачей спеть хвалебную песнь индустрии коллективных инвестиций и затащить на рекламном аркане новых клиентов в управляющие компании, попробуем сравнить нынешние паевые фонды с бывшими чековыми. Не забудем и про пирамиды.

Паи vs Чеки

Родовое сходство ЧИФ и ПИФ опирается на тот факт, что оба типа фондов имеют одну экономическую природу и представляют собой форму концентрации множества мелких частных капиталов. В обоих случаях целью деятельности является увеличение совокупного капитала вкладчиков за счет эффективного управления диверсифицированным портфелем инвестиций. Для вкладчиков фонды дают преимущества профессионального управления даже самого мелкого инвестора своим капиталом за счет привлечения управляющих компаний. На этом, пожалуй, сходства заканчиваются.

Различий гораздо больше, причем принципиальных, делающих сравнение Чековых и Паевых фондов некорректным в принципе. Итак, по порядку:

Характер привлекаемых средств

Для ЧИФов ими были приватизационные чеки, которые активно рекламировались и пропагандировались, в том числе и государственными органами. То есть в ЧИФах собирали ваучеры (разовый и узкоспециальный инструмент), которые должны были быть обменены только на акции производственных предприятий.

ПИФы привлекают денежные средства частных инвесторов, то есть складывают вместе средства пайщиков, на которые управляющая компания приобретает ценные бумаги или другие активы, разрешенные действующим российским законодательством.

Вывод средств

Портфели ЧИФов были гораздо более долгосрочными и менее ликвидными. Их инвестиционные портфели могли быть привлекательными, но реализоваться они могли только по завершении процесса перераспределения собственности. ПИФы, в отличие от ЧИФов, – фонды открытого типа, то есть любой вкладчик имеет право потребовать от фонда выкупа своего пая в любой момент. В интервальных ПИФах – в период соответствующего интервала.

Юридический статус

ЧИФы имели статус юридического лица, ПИФы же являются имущественным комплексом и их собственность (точнее, собственность пайщиков) обособлена от имущества управляющей компании, создавшей фонд.

Система налогообложения

В чековом фонде предполагалось, что прибыль от управления активами будет выплачиваться вкладчикам в виде дивидендов. Акционеры чековых фондов подвергались тройному налогообложению: налог на прибыль предприятия, акции которого находятся в портфеле фонда (32%), налог на дивиденды, получаемые фондом как юридическим лицом (15%), и налог на доходы физических лиц (акционеров фонда). ПИФы не платят дивидендов, а прибыль пайщик получает, продавая обратно управляющей компании ранее приобретенные ценные бумаги (паи). Инвесторы паевых фондов платят налог на доходы физических лиц в размере 13% (для резидентов РФ) с полученной прибыли в момент продажи своих паев.

Государственный контроль

Можно с уверенностью утверждать, что в России отсутствовал государственный контроль деятельности ЧИФов. Положение о ЧИФах не предусматривало процедур и механизмов госрегулирования и санкций, которые Госкомимущество РФ могло бы применить к фондам в случае несоблюдения последними правил, установленных Положением нормативов. Единственное, что могло сделать Госкомимущество РФ, – отобрать у фонда лицензию или приостановить ее действие. Понятно, что такая мера вряд ли способна защитить акционеров. Работу ПИФов регулирует Федеральная служба по финансовым рынкам, которая следит за деятельностью управляющих компаний в интересах пайщиков. Сегодня юридическая база для работы ПИФов содержит более 30 положений и других документов, где самым подробным образом установлены правила работы паевых инвестиционных фондов.

Требования, которые установлены для управляющей компании, специализированного депозитария, регистратора, аудитора, не позволяют нарушать интересы пайщиков. Во-первых, требования Федеральной службы не дают этим организациям использовать средства фонда незаконным образом. Во-вторых, они не позволяют совершать слишком рискованные вложения средств инвесторов. В-третьих, исключены нарушения при хранении средств пайщиков. В-четвертых, нормы не позволяют рассчитывать прибыль произвольным образом. Наконец, этими правилами ПИФам предписывается также предоставлять в средства массовой информации и всем заинтересованным лицам полную и точную информацию о своей деятельности и о стоимости активов.

Строители пирамид

Финансовая пирамида – ситуация, при которой текущая доходность проекта оказывается ниже ставки привлечения инвестиций, и тогда часть выплат по вкладам инвесторов производится не из выручки (прибыли) проекта, а из средств новых инвесторов.

Первая финансовая пирамида была придумана в Америке в 1919 году неким Чарльзом Понти, который создал компанию под названием «Сохранение и безопасность бизнеса». Средства инвесторов привлекались под очень высокий процент, но деньги никуда не инвестировались, а проценты платились за счет новых вкладчиков. Через год афера открылась и Понти посадили. Два самых известных российских примера: МММ и ГКО. В первом случае граждане несли деньги в расчете на бесконечный рост своих инвестиций. Во втором случае государство сознательно занимало деньги с целью финансировать выплаты по ранее выданным аналогичным обязательствам. В результате государство было вынуждено непрерывно наращивать ставку заимствований, а, когда выплаты стали невозможными, – объявить дефолт.

Итак, корректно ли сравнивать Паевые фонды и финансовые пирамиды? Посмотрим…

Юридический статус

Современные пирамиды, как правило, маскируются под вывесками некоммерческих партнерств (которым законом запрещена коммерческая деятельность), ассоциаций, кооперативов или товариществ. При этом компании, виды деятельности которых установлены законом (банк, страховая, управляющая компания, пенсионный фонд) не могут в принципе быть «пирамидальны» по своей сути.

Инвестирование средств

Деньги вкладчиков паевых инвестиционных фондов находятся в управлении у соответствующей компании и вкладываются в жестко регламентированные инвестиционной декларацией инструменты – государственные и муниципальные ценные бумаги, акции и облигации российских и иностранных компаний, паи открытых и интервальных фондов. Деньги вкладчиков «пирамид» не инвестируются в акции и ценные бумаги, а идут на выплаты процентов предыдущим вкладчикам, то есть за бумагами этих «финансовых структур», фактически, – воздух, а не реальное наполнение, поэтому выплата высоких процентов очень быстро заканчивается.

Отчетность перед вкладчиками

МММ и ей подобные организации не имели никаких форм отчетности перед своими вкладчиками, они были абсолютно закрыты и никаким образом не информировали о своей деятельности тех, кто доверил им деньги. Инвесторы же паевых фондов всегда могут проверить состояние своего вклада: Управляющая компания присылает вкладчику выписки о совершенных операциях при покупке и погашении паев, ежедневно публикует информацию о стоимости чистых активов и стоимости одного пая в интернете. Если нет доступа в интернет, любую финансовую информацию о деятельности компании можно получить в ее офисе или у агентов по продаже паев данного фонда.

Гарантированная доходность

«Строители» финансовых пирамид обещали и обещают золотые горы величиной с небезызвестные египетские постройки, при этом гарантируя доходность 30, 40, а то и все 70% годовых, что совершенно нереально в современных рыночных условиях. Повторюсь – нереально гарантировать доходность 40% годовых, а ипотечные кредиты не могут выдаваться под 2% годовых. Управляющая компания не имеет права гарантировать какую-либо определенную доходность, потому что стоимость активов фонда определяется рыночной конъюнктурой. Однако компания гарантирует сохранность активов с точки зрения контроля государства и отсутствия мошенничества. Ценные бумаги и другое имущество, составляющее фонд, хранятся и жестко контролируются специализированным депозитарием. Права инвесторов защищает независимый регистратор, ведущий реестр владельцев инвестиционных паев. Каждый фонд не реже одного раза в год проходит аудиторскую проверку, осуществляемую независимым аудитором. Действия всех участников рынка коллективных инвестиций жестко регламентированы и контролируются Федеральной службой по финансовым рынкам.

И еще одно короткое, но важное наблюдение – за 10 лет работы индустрии паевых фондов не было ни единого случая мошенничества, а кризис 1998 года пережили, в отличие от банков, все управляющие компании. Однако, весьма печально, что эти факты мало кто знает…

Так каковы же выводы? – спросите вы. Выводов не будет. Для себя я их уже сделал, вам еще только предстоит их сформулировать самостоятельно. Насильно тащить вас в светлое (или темное) будущее я не хочу. А то еще скажете, что строю свою пирамиду!

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.