Банк отказал в кредите? Попробуйте обратиться к интернет-кредиторам!

Банки, ограниченные требованиями регуляторов и собственными стандартами по рискам, не любят связываться с небольшими компаниями. Последним приходится искать альтернативные варианты заемного капитала. Но в среде малого и среднего бизнеса хватает кредитоспособных предприятий, поэтому новые участники кредитного рынка не упускают возможности захватить этот сегмент, пишет журнал CFO.

Особенно хорошо новая тенденция просматривается в области розничной торговли, где работает много небольших онлайн продавцов, не имеющих такого мощного бренда, как, например, Wal-Mart. Согласно недавнему докладу группы Aite, проводящей исследования в области финансовых услуг, для таких компаний получить кредит на традиционном банковском рынке – дело практически невозможное. «Банки просто не понимают провайдеров электронной торговли и не знают, как кредитовать их», – объясняет Кристин Пратт, отраслевой аналитик Aite.

Зато это хорошо знают конкуренты банков. Знакомьтесь с новыми интернет-кредиторамиAmazon.com и Kabbage.

Kabbage – это интернет-кредитор, разработавший собственную систему «социального андеррайтинга», которая позволяет учитывать анализ данных объемов электронной коммерции для оценки кредитоспособности онлайн-продавцов. Kabbage анализирует информацию о перевозках, доставке, потоках платежей и даже комментарии в СМИ и социальных сетях, чтобы понять, является ли «здоровой» розничная компания, подавшая заявку на кредит.

Для более точной оценки Kabbage поддерживает партнерские отношения с системой Yelp, аккумулирующей отзывы потребителей онлайн-услуг о компаниях-поставщиках. «Жалобы или негативные комментарии на работу потенциального заемщика, оставленные на Yelp, учитываются в оценке рисков при выдаче кредита», - отмечает Пратт.

Возможно, банкиры пока не рассматривают Kabbage как серьезного конкурента. Но выход на рынок поставщиков капитала Amazon.com уже должно вселять в их сердца страх. В прошлом году, в рамках специальной программы кредитования от AmazonCapitalServises, компания направила письма своим крупнейшим и наиболее надежным партнерам, предложив им предварительно одобренные кредиты для увеличения оборотного капитала. Ставки у Amazon оказались ниже, чем по кредитным картам, средства он готов был предоставить быстрее, чем традиционные банки, а ежемесячный платеж по кредиту просто списывался автоматически со счета продавца на Amazon.com. Правда, кредитор выставляет жесткое условие: заемный капитал может использоваться только для увеличения продаж через Amazon, а не через другие каналы в интернете.

«Каждый раз, когда потребитель покупает что-то через Amazon.com, ему по электронной почте отправляют письмо с просьбой оценить работу продавца. Кроме того, благодаря собственной системе логистики, компания знает, какой товар закуплен, отправлен и даже вернулся, а также располагает статистикой по оплате. То есть у Amazon есть практически все необходимые данные об обороте торговых компаний», - говорит Кристин Пратт.

Для традиционных банков анализ такой информации практически невозможен. У них нет и никогда не было хороших финансовых данных по небольшим непубличным компаниям, особенно из сферы онлайн-бизнеса. Банки не имеют доступа к информации о поведении потребителей, которой располагают Kabbage и Amazon. Законы США запрещают обмен личной информацией о заемщиках между банками и предприятиями розничной торговли. А Kabbage и Amazon ни под какие ограничения не подпадают, и могут свободно использовать любые данные.

Тем не менее, вряд ли будут полностью вытеснены с рынка кредитования онлайн-компаний. Наоборот, новые финансовые модели, используемые в сети, по оценкам экспертов CFO, фактически открывают двери этого сегмента для традиционных кредитных учреждений.

Одной из таких моделей является, например, сервис BoeFly.com, который представляет собой интернет-рынок коммерческих кредитов и небольших и средних компаний. У него более 3,6 тыс. пользователей, в том числе и 600 банков с общими активами более $3 млрд. BoeFly.com – это больше, чем просто кредитный брокер. У него есть собственная технология принятия решений на основе соответствующей информации о заемщиках и расчета параметров риска. Когда заемщик соответствующего профиля заполняет заявку на получение средств, BoeFly.com извещает об этом банк, осуществляя, таким образом, коммуникацию между заемщиками и кредиторами.

Банки платят членские взносы за участие в системе BoeFly.com, но не инвестируют в новые системы оценки кредитных рисков, отмечает Кристин Пратт. Заемщики платят $149 за то, чтобы подать заявку на сайте, и еще несколько сотен долларов, если хотят получить помощь специалиста по кредитам. BoeFly.com также специализируется на предоставлении различных вариантов финансирования для франчайзинговых компаний, которые испытывают трудности с доступом к банковскому капиталу с начала кризиса на финансовых рынках.

«Альтернативные способы кредитования и посредники, готовые оценить риски и наладить канал обмена информацией между банками и заемщиками – это как раз то, что нужно российским компаниям, занимающимся продажами в сети, - считает Тимур Ситнев, руководитель кредитного брокера «Рука помощи». – Этот бизнес у нас развивается в последнее время очень активно, там уже появились крепкие узнаваемые бренды. Однако банки до сих пор смотрят на онлайн-продажи с подозрением, часто отказывают в кредитах или предлагают ставки, неподъемные для малого бизнеса. Если кто-то возьмет на себя анализ информации и оценку рисков, поможет компаниям получить доступ к дешевым деньгам – это будет серьезный шаг в развитии всего рынка. Но пока, к сожалению, никаких подобных сервисов в России нет, на рынке присутствуют только кредитные брокеры или частные посредники. Возможно, нечто похожее на американское альтернативное кредитование появится в скором времени и у нас».

По материалам портала ww2.cfo.com

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Дмитрий Парамонов
Генеральный директор, Москва

Интересно узнать о сервисе, который поворачивается к нам ''спиной'': 1541085282 BoeFly is not accessable from your country.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.