Чем отличаются внешний и внутренний аудит бизнеса

Рядом с такими понятиями, как внешний и внутренний аудит, возникает много спорных и неразрешенных вопросов. В чем же особенности этих двух типов проверки деятельности предприятия? Начнем с более известного понятия. Задача внешнего аудита – оценка качества составления определенной отчетности, правил и устоявшихся норм ведения хозяйственных операций в организации. В ходе таких мероприятий проверяются на соответствие нормам законодательства нюансы бухгалтерской и кадровой работы, проводится инвентаризация. В большинстве случаев внешний аудит осуществляется сторонней организацией на основании договора об оказании аудиторских услуг. Внешний аудит можно спокойно назвать ревизией.

Внутренний аудит пришел к нам из Соединенных Штатов Америки. Именно в этой стране в 1941 году возник Международный институт внутренних аудиторов. С точки зрения американской концепции, внутренний аудит должен выявлять всевозможные причины возникновения рисков, угрожающих предприятию в скором будущем. Для этого он в первую очередь должен быть нацелен на то, чтобы установить факторы и подходы к ведению бизнеса, которые создают предпосылки для возникновения данных причин. Внутренний аудит уже нельзя назвать ревизией. Его проводит специалист предприятия или целая выделенная служба с одной лишь целью – улучшить положение своей фирмы на рынке, определить никому не известные факторы, которые могут затормозить ее развитие. Внутренний аудитор в первую очередь должен душою болеть за свою организацию и разоблачать в ней всевозможные предпосылки некачественной и некомпетентной работы.

Внутренний аудит включает следующие мероприятия:

  • Проведение оценки инвестиционной деятельности предприятия, изучение проектов и планов в данном направлении. Чего хорошего принесет той или иной проект фирме? Какую прибыль получит организация после его запуска? Найдутся ли поставщики, подрядчики, покупатели, согласившиеся на условия, заложенные в проекте?
  • Защита имущества организации посредством разработки на уровне предприятия локально-нормативных актов, которые устанавливают правила охраны этого имущества, условия его обновления, реконструкции, ремонта, наказания за его порчу. При этом внутренний аудит не должен злоупотреблять расследованием внутри организации фактов мошенничества, воровства, халатности, других оплошностей сотрудников.
  • Бюджет, методика его построения, планирование, учет всех известных факторов и причин текущего периода, имеющих на него любое влияние. Учет затрат также обязан подвергнуться анализу и проверке при внутреннем аудите. Все это делается лишь с одной целью – выявить факторы, увеличивающие расходы предприятия, и найти способы оптимизации затрат без ущерба для качества производимой продукции (услуг).
  • Немаловажная роль отведена анализу и контролю качества продукции, которую выпускает экономический субъект, изучению свойств, особенностей и возможностей выпускаемой продукции на конкурентном рынке.
  • Контроль, наблюдение за действиями служб по работе с клиентами, оценка качества их обслуживания. Возможно, наличие у определенного сотрудника специфических качеств характера негативно влияет на отношении к фирме потенциальных клиентов. А возможно, какой-то цех задерживает поставку продукции, что вызывает недовольство ее покупателей. Все это можно и необходимо выявить.

Таким образом, сфера внутреннего аудита не ограничивается проверкой юристов, кадровиков и сотрудников бухгалтерии на соблюдение норм законодательства. Внутренний аудит – это проверка всех сфер деятельности предприятии, поддержание бизнес-процессов на конкурентном уровне и выявление факторов, тормозящих развитие экономического субъекта.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.