12 ошибок стартапов: как их избежать

У истоков стартапов чаще всего стоят люди без опыта в предпринимательстве, без связей, инвестиций и команды. Более того, у них обычно нет бизнес-образования. Часто бизнес начинают студенты, у которых вообще нет образования. Даже опытные управленцы совершают ошибки. Что уж говорить о начинающих предпринимателях. Но для меня настоящий профи, настоящий бизнесмен – тот, кто идет путем проб и ошибок. И затем, анализируя их, делает соответствующие выводы. О своем опыте рассказывает генеральный директор технопарка «Сколково» Ренат Батыров.

Я составил список из наиболее часто встречающихся ошибок, которые допускают многие предприниматели. И я не стал исключением. Кроме того, мой опыт и должность позволяют мне наблюдать за начинающими бизнесменами со стороны. Большинство из ошибок не являются смертельными, но если бы удавалось их избежать, это сэкономило бы молодым предпринимателям кучу сил, времени и денег. К счастью, все эти ошибки можно заранее собрать, систематизировать и постараться обойти их стороной.

Ошибка 1. Неверно поставлена цель

Общаясь с начинающими бизнесменами, я интересуюсь, какие мотивы движут ими при создании бизнеса. Чаще всего мне отвечают следующим образом: «Хочу прилично зарабатывать». Денег в бизнесе приходится ждать достаточно долго: сначала нужно выходить на операционную эффективность, возвращать инвестиции, отдавать долги, реинвестировать. И только затем у вас будут оставаться свободные средства. Как показывает практика, в бизнесе гораздо проще не заработать, а потерять, что часто и происходит. А когда появляются свободные средства – большинство желающих развить свое дело снова и снова вкладывают их в свое любимое детище.

Второй частый ответ тех, кто пошел путем создания бизнеса – «Хочу стать свободным». На самом деле, в первые годы создания бизнеса все время уходит на то, чтобы он встал на ноги. О свободе и речи быть не может: все ресурсы уходят на развитие дела. И если наемные сотрудники и акционеры в любой момент могут покинуть лодку, вам все время придется стоять за штурвалом.

Третий распространенный мотив – «хочу, чтобы меня ценили, признавали». На осуществление этой цели уходят годы. И есть один важный момент – в это время, пока вы работаете по 15 часов в сутки, вы отдаляетесь от близких людей. Стоит ли оно того?

«Хочу развиваться и реализовываться». На самом деле, развиваться можно, и будучи наемным сотрудником – это лишь вопрос ваших собственных приоритетов.

«Хочу иметь статус собственника бизнеса». На самом деле, часто ощущение собственности и власти обманчиво, так как предприниматель сильно зависим от контролирующих органов, акционеров, партнеров, клиентов, подчиненных. Самый распространенный пример – когда уходящие менеджеры по продажам, юристы, консалтеры уносят всю клиентскую базу.

«Хочу жить яркой, насыщенной жизнью». На самом деле, будни предпринимателя заполнены общением с налоговой, юристами, подчиненными, инвесторами, выдавшими кредит банками. Каждый день надо брать на себя ответственность за принятие решений и затем отвечать за конечный результат. Меня, например, это не тяготит. Можете ли вы сказать то же самое о себе?

«Хочу обеспечить будущее себе и своим детям, внукам». Чаще всего бизнес умирает гораздо раньше его основателей. И если задача начинающего предпринимателя – обеспечить себе будущее, ему надо стремиться создать привлекательный для продажи бизнес. Или же идти путем создания семейного бизнеса, который будут поддерживать его дети и внуки, но таких историй в предпринимательстве не так уж и много.

Я шел в своих потребностях в соответствии пирамидой Маслоу. Когда я был студентом, мне важно было иметь собственные деньги, затем я стал беспокоиться об обеспечении семьи. И еще мной всегда двигала идея помощи другим людям. Но с течением времени я понял, что самые выдающиеся бизнесмены, которые известны всему миру, с самого начала стремились изменить мир к лучшему. И сейчас меня вдохновляет мысль о том, что я помогаю молодым, амбициозным, талантливым ребятам менять мир.

Ошибка 2. Неумение делегировать, стремление к самостоятельности во всем

В начале своего пути я старался сделать всю работу своими силами. И в итоге это привело к моему выгоранию и демотивации сотрудников. И я вывел железное правило – делегировать, делегировать и еще раз делегировать. А для этого развивайте в себе лень. Если вы научитесь отдыхать, переключаться – вы будете способны к инсайдам, найдете время для открытия новых направлений в бизнесе, для его оптимизации, а также будете больше времени уделять себе и близким.

В своей первой компании «Пилот» я и два других учредителя делали все своими руками. Но вскоре мы стали нанимать технических специалистов. Правда, последующие лет пять все финансовые и юридические, стратегические вопросы по развитию бизнеса мы решали своими силами. И у нас не оставалось времени и энергии для работы над новыми направлениями. И только когда мы передали 99% работы каждому из руководителей новых направлений, компания получила динамичный рост. Нам приходилось искать и обучать этих людей, на что ушло еще пять лет, но в итоге у нас все получилось. Пять лет назад, когда был найден исполнительный директор, я отошел от управления.

Ошибка 3. Неумение принимать оперативные решения

Лучше принять неправильное решение, чем вообще не принять его или принять слишком поздно. Гораздо эффективнее развернуть свою лодку на все 180 градусов во время пути, чем терять темп развития. Я не всегда обладал этим навыком. А сейчас, когда приобрел его, понял, насколько оно важно для эффективного развития дела. Одна компания, которая занималась разработкой мобильных приложений, предложила мне внести в ее развитие $100 тыс. Сначала я долго принимал решение, потом прикидывал, откуда взять денег. И в итоге вложился в другой проект. А потом узнал, что буквально через два года стоимость 50% той компании составляли около $3 млн.

Ошибка 4. Неумение вести финансовый учет и бухгалтерские дела

Часто компании погибают, так как теряют контроль над доходами и расходами. Я имею финансовое образование, но, несмотря на это, в свое время совершил серьезную ошибку, так как не уделял достаточного внимания учету. В итоге два раза мои проекты практически банкротились, но все же мне удавалось разруливать ситуацию. В идеале вам должен помогать грамотный финансовый директор. Пока же вы не можете нанять его, вы должны сами разбираться во всех тонкостях финансового учета.

Ошибка 5. Отсутствие гибкости

Предприниматель должен быть всегда готов к риску: внешняя ситуация меняется настолько быстро, что решение приходится принимать практически мгновенно, иначе момент может быть упущен. Когда я начал создать IT-парк FABRIKA, помощник по финансам честно признался, что не советует мне инвестироваться в данный проект. Не потому, что он неперспективный, а потому, что инвестиции окупятся лет через 250. Но я все же решил вплотную заняться этим проектом. Таким образом, я создал свой технологический бизнес, который позволил мне познакомиться с массой интересных людей. Да и срок окупаемости в итоге заметно сократился. Новый опыт и репутация позволили мне возглавить технопарк «Сколково». Если бы я четко следовал бизнес-плану, ничего бы этого не случилось.

Ошибка 6. Недооценка вопросов безопасности

Часто предприниматели задумываются о вопросах безопасности в последнюю очередь. Бизнес может серьезно пострадать, если не уделить вопросам юридической и информационной безопасности достойное внимание. Утечка конфиденциальной информации может поставить бизнес под угрозу.

Ошибка 7. Ничем не подкрепленное доверие

Эту ошибку я сам допускаю до сих пор, но уже в значительно меньшей степени, чем раньше. Итак, все договоренности с персоналом, клиентами, партнерами, топ-менеджерами надо тут же юридически оформлять. Все важные моменты после встречи следует сразу же фиксировать в письменном виде. Часто люди после переговоров расходятся, и со временем выясняется, что каждый понял вопрос по своему – так, как выгодно ему.

Ошибка 8. Отношение к бизнесу только как к источнику дохода

Стив Джобс, Марк Цукерберг – этими людьми руководила страсть к их делу, им было дико интересно то, чем они занимаются. Поэтому им удавалось и удается заражать своей энергетикой людей. Про них говорят, пишут, в них верят, ими восхищаются. Если предприниматель изначально рассматривает бизнес только как возможность заработать, он сам не будет высокоэффективным. И не сможет зарядить своей уверенностью команду, партнеров, инвесторов. Я, например, делаю только то, что люблю.

Ошибка 9. Деньги решают все. Ставка на инвестора

Большинство стартапов, которые я сегодня наблюдаю, готовы сразу пойти к инвестору. Желательно, чтобы он дал побольше денег и потом не проявлял особого интереса к бизнесу. Я всегда так думал, и моя уверенность в этом постулате крепнет с каждым годом: пока возможно – развивать бизнес нужно на собственные средства. Или обращаться в банк. Считаю, что нужно обходиться без инвестора так долго, как это возможно. Только когда на кону будет вопрос дальнейшего развития бизнеса, когда темп начнет серьезно падать – пора подумать о привлечении инвестиций.

Ошибка 10. Неважно, как заработал. Важно – сколько!

Иногда к вам обращаются с предложением быстро заработать. При этом называется очень хорошая сумма, но есть одно «но»: придется забыть про свои моральные принципы, так как предлагается нелегальная схема. Все подобные истории не имеют хэппи-энда. Ценности ваших коллег, подчиненных и партнеров должны совпадать с вашими. Помните замечательное стихотворение про «что такое хорошо и что такое плохо?». Если вы и ваши подчиненные одинаково отвечают на эти вопросы – у вас есть шанс успешно и долго развивать свой бизнес.

Ошибка 11. Делают ставку на более слабых в профессиональном и личностном плане людей

Некоторые акционеры и топы боятся нанимать более умных и профессиональных подчиненных, чем они сами. Такие люди банально боятся конкуренции, хотя в этом никому никогда не признаются, даже самим себе. Но команда, которая состоит из слабых сотрудников, из людей неамбициозных, без лидерских качеств, из тупых исполнителей будет стопорить ваш бизнес.

Ошибка 12. Я посвящаю бизнесу почти все свое время

Крупная игра по зарабатыванию денег порой так затягивает, наполняет адреналином, что постепенно вы забываете про другие сферы жизни – друзей, близких, родственников, даже про самого себя. Это выбор каждого – что он ставит в приоритет. Я свой выбор сделал – в свое время я отошел от бизнеса и стал помогать молодым, амбициозным и талантливым ребятам. При этом у меня осталось время на семью и близких людей. Считаю, что только насыщенная и сбалансированная жизнь способна сделать нас счастливыми.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Хороший материал, приятно читать.

CIO, Сыктывкар

ОТличная статья ! Множество ошибок таких прошел и сделал выводы. Самый главный вывод - надо научиться отдыхать.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Обычно я нахожу что не так в интересной мне публкиации. Эта публикация мне понравилась (тем более, что ее готовила моя землячка).

Потому впервые решил отнестись не критически, а, напротив, - пытаясь найти то, в своем опыте, что поддерживает публикацию. Поехали!

В качестве реального примера я рассмотрю недавно запущенный нами стартап.

Цитата - Ошибка 1. Неверно поставлена цель

Точно, запустили стартап (новый продукт - технология разработки стратегии силами самих предпринимателей, в частности и запускающих стартап). Причем повторно (первый раз он сразу не выстрелил, и партнер резко ушел с проекта, сейчас партнером выступает другая компания, которая не догадывается, что она партнер, но мы ей намекаем). То есть, первый раз - партнер не увидел быстрых денег и ушел - точно как в данной публикации.

Но сейчас уже я допускаю ошибку (согласно мнению - Рената Батырова) - запускаю стартап, чтобы заработать (приоритетная цель).

Цитата - самые выдающиеся бизнесмены, которые известны всему миру, с самого начала стремились изменить мир к лучшему. Это рекомендация по 1 пункту, спасибо.

Вот предыдущий стартап (чуть раньше) мы запускали именно с такой приоритетной целью, посмотрим как они будут развиваться. Разница во времени несколько месяцев.

ПРИМ. Под стартапом я понимаю не только новый бизнес с нуля, но и любой новый продукт существующей компании, как в нашем случае.


Генеральный директор, Таджикистан

Все правильно. Готов лично подписаться под каждым пунктом.

Аналитик, Москва

Отличная статья. Всё так. Анализируя прошлый опыт, готова подписаться под каждым пунктом. Сейчас стараюсь не повторять ошибок.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Ну вот, думал я один с положительным отзывом, а тут все "За". Чтобы было интересно обсуждать - меняю благожелательную оценку на конструктивную критику:

Цитата - Ошибка 2. Неумение делегировать, стремление к самостоятельности во всем

А при чем здесь стартап? Речь идет просто о менеджменте. Есть компания, ею нужно правильно управлять. И ограничиваться только вопросами делегирования не стоит.


Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Ошибка 3. Неумение принимать оперативные решения... Одна компания, которая занималась разработкой мобильных приложений, предложила мне внести в ее развитие $100 тыс. Сначала я долго принимал решение, потом прикидывал, откуда взять денег. И в итоге вложился в другой проект. А потом узнал, что буквально через два года стоимость 50% той компании составляли около $3 млн.

А кто гарантирует, что могло быть иначе - вложил 100 тысяч все оказалось мимо.

"Оперативные решения", как это читается в статье, - это не оперативные решения - а интуитивные (когда информации недостаточно, чтобы получить результат наверняка). Здесь как повезет. Но кто не рискует ...


Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Ошибка 4. Неумение вести финансовый учет и бухгалтерские дела

В первом приближении бесспорно. Но я вернусь к этому тезису еще раз в самом конце анализа.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

На Ошибку 4 я решил ответить (критически) цитатой из Ли Якокки - В конце концов, когда дело касается затраты 300 миллионов долларов на создание нового изделия, хочется быть – абсолютно уверенным в том, что находишься на верном пути. В теории все это выглядит прекрасно, но реальная жизнь просто не укладывается в такую схему. Разумеется, менеджер обязан собрать возможно больше информации и прогнозных оценок. Но в какой-то момент приходится довериться интуиции, пойти на риск. Во- первых, потому, что даже правильное решение оборачивается ошибочным, если оно принято слишком поздно. Во-вторых, потому, что как правило, такой вещи, как абсолютная уверенность, не существует.

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - Ошибка 5. Отсутствие гибкости

Предприниматель должен быть всегда готов к риску: внешняя ситуация меняется настолько быстро, что решение приходится принимать практически мгновенно, ...Но я все же решил вплотную заняться этим проектом.... Если бы я четко следовал бизнес-плану, ничего бы этого не случилось.

Этот пункт я бы озаглавил иначе - так как считаю к гибкости не имеет никакого отношения - это интуиция. О ней я написал выше и она противоречит ошибке 4 у самого автора.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.