Финансы простым языком. Виды учета

Управленческий учет (managerial accounting)

Управленческий учет – это построенная в компании система регистрации, сбора, обработки и предоставления информации, важной для принятия решения. Задача управленческого учета – предоставить руководителям компании и части ее сотрудников финансовую информацию о состоянии дел компании. Из этой информации должны вытекать принятие решений и необходимые действия.

В управленческом учете нет стандартизированных форм отчетности – он не предназначен для внешних пользователей. Отчетность может включать в себя целые разделы финансового учета, а может содержать специальные отчеты, отражающие очень узкую финансовую часть деятельности. Грубо говоря, управленческий учет – это отчетность в удобной для руководителей форме по важным и интересным для компании вопросам.

Еще одно важное отличие: финансовый учет лишь отображает картину прошлого, тогда как управленческий – помогает анализировать ситуацию и принимать решения по поводу будущего. Как правило, в компании управленческий учет информативнее, понятнее и человекоориентированнее, чем финансовый учет. И шире, чем налоговый, оперативный и бухгалтерский.

финансы

Финансовый учет (financial accounting)

Отображает движение и наличие финансовых ресурсов компании, ее обязательств. ФУ в первую очередь адресован внешним пользователям (акционерам, банкам, кредитующим предприятия, инвесторам, органам государственного управления…), заинтересованным в оценке финансового состояния и результатов компании, но которые не могут или не имеют права изучать специализированные управленческие отчеты (или их не обязаны показывать).

Финансовый учет по количеству обрабатываемой и предоставляемой информации, более узок, чем управленческий. Зато превосходит налоговый, оперативный и бухгалтерский. В состав обязательной информации входит: отчетный баланс, отчет о финансовых результатах деятельности предприятий, отчет о движении денежных средств и др. Методология определения показателей должна соответствовать установленным стандартам.

Бухгалтерский учет (accouting, business accounting)

Это работающая в компании система ведения и сбора информации в деньгах об имуществе и обязательствах компании, а также их движении. Все это делается путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций.

Основные элементы метода бухгалтерского учета (регламентируются законами РФ):

  • бухгалтерские счета,
  • двойная запись,
  • баланс,
  • документация,
  • инвентаризация,
  • бухгалтерская отчетность, оценка и т.д.

Основные задачи БУ для внутренних пользователей (руководители, учредители) и внешних пользователей (инвесторы, кредиторы, государство) – предоставить достоверную и полную информацию о финансовой деятельности организации и ее имущественном положении. Это позволяет:

  • Находить внутренние резервы, чтобы сохранить финансовую устойчивость.
  • Соблюдать закон и держаться подальше от проверок.
  • Обезопасить себя от убытков, своевременно увидеть приближение «финансовой задницы».
  • Контролировать движение имущества и обязательств, использования имеющихся ресурсов, соответствие работы компании нормам, сметам, нормативам.

Бухгалтерский учет тесно связан с управленческим и налоговым учетом, только более медленный и менее детальный, чем оперативный.

Налоговый учет (tax accounting)

Цель – предоставить госорганам в меру точную и полную информацию, чтобы заплатить налоги со всех хозяйственных операций компании. То есть, это вся деятельность, что делает бухгалтер для учета налогов. Это и выписка счетов-фактур по НДС, и ведение журналов учета выставленных и полученных счетов-фактур, книг покупок и продаж, составление налоговых деклараций и т.д.

Фирмы сами самостоятельно выбирают налоговый учет, сами определяют правила и порядок его ведения. Это должно быть записано в учетной политике (утверждается руководством).

Если бухгалтерский учет честно рассказывает обо всех хозяйственных операциях компании, то налоговый учет о работе предприятия не рассказывает, операции компании не отражает.

Часто на практике можно даже увидеть такое, что НУ – это просто дополнительные записи по отдельным операциям компании. Делается это для налоговой инспекции и только для того, чтобы рассчитать налог на прибыль. И никаких других целей у него нет. То есть, это просто один из кусочков финансового учета.

Оперативный учет (records management)

Это учет:

  • производства,
  • себестоимости и выпуска продукции,
  • закупок,
  • продаж,
  • фонда ЗП,
  • рентабельности,
  • денежных, кредитных, расчетных операций.

Проводится компаниями в дополнение к бухгалтерскому учету, чтобы обеспечить входную информацию.

Оперативный учет более быстрый и детальный по сравнению с бухгалтерским, так как не предполагает обязательное документирование операций. Кроме того, ведется в подразделениях компании самими работниками этих подразделений.

Основные методы – это наблюдение хозяйственных операций. Сюда входят и такие операции, которые невозможно непосредственно отразить в бухгалтерском учете, например, явка работников, нагрузка на производственные мощности, простои, режим технологического процесса, характер брака.

Оперативный учет существенно уступает управленческому как в инструментах, так и в обрабатываемой / отображаемой информации.

Источник фото: bolshe.su, личные архивы автора

Впервые статья была опубликована на Executive.ru 7 февраля 2012 года в рубрике «Творчество без купюр». Реанонсирована в контентном блоке в рамках специального проекта редакции

Расскажите коллегам:
Комментарии
Елена Черепнева Елена Черепнева Бренд-менеджер, Москва

Скажите, а в чем заключается ценность свободного, но все же цитирования методической литературы? Ни выводов, ни оценочных суждений в тексте нет совсем. Даже если цель - ''чистый евангелизм'', после таких объяснений это все мало прояснит картину мира для тех, кто не в теме, а те, кто в теме и так свободно оперируют базовыми понятиями.
Или сейчас так писать статьи модно?

Руководитель проекта, Екатеринбург

Отличная статья - просто, понятно, структурировано, коротко. Я веду профессиональную библиотеку для сотрудников - отправляю статью в соответствующий раздел. Я для одной компании писала курс под странным названием ( так заказчик захотел назвать этот курс) Финансы для нефинансистов. Сейчас посмотрю как я изложила эту тему, если хуже - в дальнейшей работе буду пользоваться этой информацией. Спасибо, Сергей!

Финансовый директор, Украина

Зачем вводить людей в заблуждение. Я тоже люблю творческий подход, но не настолько же. Во-первых: Финансовый учет не есть составной частью Управленческого. Это классика жанра. Это разные виды учета, хотя и переплетаются порой очень живописно.
Во-вторых: Любой учет - отражает прошлое. В т.ч. и Управленческий. И любой учет помогает что-то анализировать и прогнозировать.
Никаких интересных идей у автора не заметил, к сожалению, и не в обиду будет сказано.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.