Вся образовательная вертикаль требует радикальных изменений

12-14 января 2017 года в Москве состоялся VIII Гайдаровский форум, собравший крупных российских и зарубежных экспертов в области экономики, управления и образования. Цифры, прогнозы, предложения и предостережения, прозвучавшие на образовательных сессиях форума, в подборке цитат, собранной Executive.ru.

Для чего учить

Тим Мэскон, вице-президент ААСSB: «Бизнес-образование – инкубатор глобального процветания».

Константин Долгов, уполномоченный Министерства иностранных дел по вопросам прав человека, демократии и верховенства права: «Лидирующие страны готовы инвестировать огромные средства в скупку мозгов. Перед нами стоит задача не только эти мозги взрастить, но и включить в этот процесс использование новейших технологий».

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики: «В 2000 году из ста занятых высшее образование имели 22 человека. В 2015 году – 32 человека. К 2025 году занятых, имеющих высшее образование, будет около половины, и Россия фактически станет в этом отношении мировым лидером... И это даст к 2025 году в России или потенциал для колоссального экономического рывка, или структурный кризис из-за массовой миграции».

«Согласно нашим исследованиям, у нас 10% людей старше 40 лет учатся. В Германии – 40%, в Швеции – 60% учатся в данный момент. Это фактор нашего отставания, но это и показатель того, куда мы будем эволюционировать».

Сергей Кравцов, руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки: «Идет заработок (от приема на платные отделения – Executive.ru) на подготовке экономистов, юристов, вместо того, чтобы развивать сельское хозяйство, готовить кадры, работать с малым, средним бизнесом». По данным Кравцова, за последние полтора года аккредитации по юридическим и экономическим специальностям лишились 15 вузов.

Анатолий Милюков, член президиума НАСДОБР: «Необходимо завершить разработку по квалифицированным профстандартам и решить, каким образом стандарты качества работы управленческих структур будут доведены до субъектов».

Андрей Марголин, проректор РАНХиГС, заявил о необходимости создания концепции Сетевой академии для подготовки кадров государственного управления: «Дополнительное профессиональное образование – это тот фундамент, на котором может стоять Сетевая академия».

Чему и как учить в школе и университете

Герман Греф, глава Сбербанка: «Мы пытаемся воспроизводить старую советскую абсолютно негодную систему образования. Мы напихиваем в детей огромное количество знаний». По мнению Грефа, радикальных изменений требует вся образовательная вертикаль «от детских садов до вузов».

Елена Зарецкая, заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин РАНХиГС: «Я согласна с Германом Грефом: нужно полностью перестраивать среднее образование». По словам Зарецкой, школа должна раскрывать профессиональный потенциал детей, а не только давать теоретические знания.

Марина Ракова, генеральный директор Фонда новых форм развития образования: «Зачастую школа убивает творческое начало, потому как учебники построены по дедуктивной модели, когда итоговый результат предшествует доказательству».

Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета: «Мы на пороге принципиально иного регулирования системы». По словам Реморенко, изменения затронут всю российскую модель среднего образования, но предсказать эффект заранее не сможет ни один специалист.

Владимир Мау, ректор РАНХиГС: «ЕГЭ – это гениальное изобретение. Я как ректор – активный сторонник ЕГЭ и категорический противник любых дополнительных экзаменов в вузы».

Алексей Комиссаров, Фонд развития промышленности: «Я уверен, что ситуация будет меняться, потому что сейчас есть тенденция изменения профессий. Если много веков назад профессия передавалась из поколения в поколение, то сейчас человек за свою жизнь сменит несколько профессий. И в этой новой парадигме востребованность изобретателей будет только выше».

Чему и как учить в бизнес-школах

Пол Джадж, президент AMBA International: «Современные бизнес-школы должны учить предпринимателей не бояться рисковать, уметь подбирать, мотивировать и удерживать команду и даже рассказывать об искусстве, так как именно оно позволяет преодолевать барьеры между культурами и странами».

«Поскольку современные студенты не остаются у одного работодателя на протяжении всей своей жизни, им приходится проходить обучение в разных областях. Сегодня требуются междисциплинарные знания, знания в самых разных областях».

Юлия Чупина, заместитель председателя правления Сбербанка: «Компаниям будут нужны люди, способные быстро и эффективно решать проблемы в команде, однако ни одна из бизнес-школ сейчас не может предложить нам программы подготовки таких кадров».

Дмитрий Буташин, директор ВШГУ РАНХиГС: «Важный момент – нехватка руководителей, которые могут внедрить проектное управление и сформировать проектную команду».

«Если мы поломаем старую систему, не разработав новую, то это будет намного хуже, чем просто несоздание нового поколения сверхподготовленных управленцев».

Алексей Моисеев, заместитель министра финансов России: «Эволюция обучения или переобучения людей – это очень важно. Если посмотреть на Россию, то бизнес-образование должно ориентироваться на то, как качественно переобучить людей».

Кирилл Игнатьев, председатель совета директоров группы компаний «Русские инвестиции»: «Очень важно, чтобы компании и бизнес мыслили, как дизайнеры, а наука и учеба мыслили, как бизнес».

Каким будет университет 3.0

Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики: «Можно предположить новую волну коммерциализации высшего образования, расширение доли бизнес-проектов самого разного уровня: от отдельного учебного курса или консультирования по его поводу до большой онлайн-площадки или даже офлайн-учебного центра, который целиком платный».

Андрей Шаронов, президент Московской школы управления «Сколково»: «Мы видим такой университет 3.0, который помимо обучений и исследований занимается инновациями».

Олег Хархордин, ректор Европейского университета в Санкт-Петербурге: «Все основные технические вызовы, стоящие перед нами, не сводятся к коммерциализации. Что мы будем делать с проблемой климата? Что мы будем делать с изменениями в биотехнологиях?» По мнению Хархордина, университет будущего – это не модель инкубаторов стартапов, а хранитель культуры и производитель смысла жизни.

Владимир Мау, ректор РАНХиГС определил десять критериев условного университета будущего, среди которых индивидуализация и непрерывность образования, универсальный язык, качественные знания и специалисты, мощный гуманитарный компонент, глобальная конкуренция: «Эта модель университета в чем-то будет возвратом к раннему доиндустриальному университету».

Людмила Огородова, заместитель министра образования России: «Университеты 3.0 имеют другие управленческие механизмы: это наблюдательный совет, это вовлечение губернаторов… Мы очень хотим видеть инициативу университетов. И главное – инициативу бизнеса и власти на территориях, которым мы даем эту возможность».

На фото: участники дискуссии, посвященной бизнес-образованию. Выступает ректор РАНХиГС Владимир Мау. Источник: gaidarforum.ru

По материалам: gaidarforum.ru, vedomosti.ru, tass.ru, interfax.ru, izvestia.ru, kommersant.ru,eu.spb.ru.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Торговый представитель, Италия

В Италии тоже структура образования, особенно школьная программа, требует обновлений, отвечающим современным и будущим реалиям. То, чему сегодня учат детей в итальянских школах (полагаю, в российских тоже) - уже давно устарело, программа неактуальна, сегодняшние ученики завтра просто не найдут работу. Их компетенции не отвечают реалиям, и это печально, т.к. государство, чтобы оставаться конкурентным на мировой арене, должно внедрять школьные программы обучения, которые смотрят далеко вперед. Но этого не происходит.

Директор по рекламе, Москва

ой такие богатые и важные господа либералы сетуют о том "о чем же учить"

а кто учит сегодня - фанатики профессий, которые получают например за ведение двух профилирующих предметов включая написание учебно методических комплексов (как поставщики "образовательной услуги") с занятостью 8 часов 4 полных рабочих дня в неделю - 16 000 руб. в месяц в Москве!

в Москве, Карл!!!

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

Возможно в Италии учат "устаревшему", ну скажем, логике и философии, это я не знаю. Зато знаю, что в России учат таким устаревшим предметам как алгебра и геометрия, русский язык и литература, география и физика.

Да и Грефу, следовало перед открыванием рта, подумать о том, чему учили лично его и чему учат его собственных личных детей, и не переживать за то, что другие дети получают образование в примерно тех же объемах, что и его дети.

Директор по рекламе, Москва
Виктор Шкурин пишет:
в России учат таким устаревшим предметам как

не везде все так плохо, в передовых инновационных ВУЗах в образование вводятся новые методологическо базовые комплексы - например Казацкий компонент в системе образования

Минобр способствует введению Казацкого компонента в методологические основы кафедр как в самых современных инновационных высших учебных заведениях, так и в широком спектре средних профессиональных учебных заведений, вершиной которых является и высшее профессиональное образование в ВУЗах

Идея компонента в образовательно методологических разработках - вполне современная идея и практика ведущих, нацеленных на инновационное развитие ВУЗах

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

То, что система образования в России нуждается в кардинальной реформе, согласны многие и почти на всех уровнях.

Общеизвестно, что Система образования включает в себя:

- систему дошкольного образования

- систему общего образования (школьного)

- систему среднего специального

- систему высшего образования

В последние годы стали говорить о системе семейного образования, системе самообразования, системе дополнительного образования, включая бизнес-образование. Еще говорят: «улица научит», или «жизнь научит». Но сейчас не будем вдаваться в системы, подсистемы, формы и виды.

Сейчас важно определить:

- Кого учить?

- Чему учить?

- Как учить?

- Сколько времени учить?

- Кто будет учить?

Для того, чтобы дать толчок мыслям, сразу задам ряд вопросов, которые мы задавали некоторым учителям школ и преподавателям ВУЗов, в том числе преподающим экономику и технические дисциплины:

1.Что вы знаете о «подрывных» технологиях, когнитивных технологиях, биотехнологиях, нанотехнологиях и их синтезе?

2.Что означает «шеринговая экономика», «циркулярная экономика»?

3.Как понимать «блокчейн»?

4.Что такое «3D-сканер, 3D-принтер, где и как они используются?

5.Можете ли вы рассказать своим ученикам о цифровых технологиях, облачных технологиях, «роевых» технологиях, виртуальной реальности, краудсорсинге,

6.Можете ли вы рассказать о последствиях четвертой промышленной революции, как она повлияет на рынок труда, какие профессии будут сокращены, а какие требуются уже сейчас и будут востребованы ближайшие 30 лет?

Наверное, вы догадываетесь, какие мы получили результаты. Только 3% опрошенных смогли ответить и то только в общих чертах. А чему они тогда научат студентов?

Уверен, что нашему государству не нужна система образования, в которой школьников и студентов учат пользоваться логарифмической линейкой для расчетов или кульманом для черчения. России нужна суперсовременная, супергибкая, суперпередовая система образования, которая бы была устремлена в будущее.

Правило, когда «Мы все учились по-немногу, чему-нибудь и как-нибудь», должно уйти в прошлое. Врач должен обладать профессиональными знаниями, умениями и опытом, как, впрочем, инженер, юрист, строитель, программист, дизайнер, повар, столяр и другие специалисты. Их профессиональные знания должны иметь приоритеты по отношению ко всем другим знаниям.

Директор по рекламе, Москва
Александр Жириков пишет:
студентов учат пользоваться логарифмической линейкой для расчетов или кульманом для черчения

Если что то базовыми компетенциями нового стандарта среднего проф образования в России по специализации дизайн по болонской системе является как раз черчение и перспектива то самое черчение карандашиками

Директор по рекламе, Москва

P.S.

Послушал интервью г-на Мау в котором он рассказывал, что не посетил круглый стол по инновациям на котором спикером был байкер Хирург и услышал нотки сожаления в его голосе и пришло осознание нашего коренного мировоззренческого отличия от западного пути развития экономики, образования и всего остального (спасибо г-ну Мау за то, что навел на эти мысли, он как консервативный либерал и историк экономики со своей историческо экономической позиции видит ценность устойчивости в крупных временных периодах)

и так наши ключевые отличия от "западников"

западники строят свои методы, техники, стратегии на ключевых свойствах - рационализм, интеллектуальность и общительность

у нас другой набор - мудрость, хитрость и компетентность (г-н Мау обладает всеми этими качествами как никто другой и поэтому крепко сжимает в руках штурвал Гадаровского форума, хочется пожелать ему как капитану этого корабля большой воды и долгого успешного плавания)

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург

"Для того, чтобы дать толчок мыслям, сразу задам ряд вопросов, которые мы задавали некоторым учителям школ и преподавателям ВУЗов, в том числе преподающим экономику и технические дисциплины:"

Для того, что бы дать толчок мыслям я задам вопрос, который ответно НЕ ЗАДАВАЛИ учителя школ вопрошающим

"Какую главную роль в социальной структуре общества играет институт образования?

Какой из институтов общества потеснил институт образования в исполнении этой главной роли за последнюю 1000 лет?"

ну и в качестве ответа на "Для того, чтобы дать толчок мыслям, сразу задам ряд вопросов, которые мы задавали некоторым учителям школ и преподавателям ВУЗов, в том числе преподающим экономику и технические дисциплины:""

приведу отрывок из книги Александра Покровского

"Шел инспекторский строевой смотр. К нему долго готовились и тренировались: десятки раз разводили экипажи подводных лодок под барабан и строили их по категориям: то есть в одну шеренгу - командиры, в другую - замы со старпомами, потом - старшие офицеры, а затем уже - мелочь россыпью.
В шеренге старших офицеров стоял огромный капитан второго ранга, командир БЧ-5, по кличке "Ботик Петра Первого", старый, как дерьмо мамонта, - на флоте так долго не живут. Он весь растрескался, как такыр, от времени и невзгод. В строю он мирно дремал, нагретый с загривка мазками весеннего солнца; кожа на лице у него задубела, как на ногах у слона. Он видел все. Он не имел ни жалоб, ни заявлений и не помнил, с какого конца начинаются его функциональные обязанности.
Перед ним остановился проверяющий из Москвы, отглаженный и свежий капитан третьего ранга (два выходных в неделю), служащий центрального аппарата, или, как их еще зовут на флоте, - "подшакальник".
"Служащий" сделал строевую стойку и...
- Товарищ капитан второго ранга, доложите мне... - проверяющий порылся в узелках своей памяти, нашел нужный и просветлел ответственностью, - ...текст присяги!
Произошел толчок, похожий на щелчок выключателя; веки у "Ботика" дрогнули, поползли в разные стороны, открылся один глаз, посмотрел на мир, за ним другой. Изображение проверяющего замутнело, качнулось и начало кристаллизоваться. И он его увидел и услышал. Внутри у "Ботика" что-то вспучилось, лопнуло, возмутилось. Он открыл рот и...
- Пошшшел ты... - и в нескольких следующих буквах "Ботик" обозначил проверяющему направление движения. Ежесекундно на флоте несколько тысяч глоток произносят это направление.
- Что?! - не понял проверяющий из Москвы (два выходных в неделю).
- Пошел ты... - специально для него повторил "Ботик Петра Первого" и закрыл глаза. Хорош! На сегодня он решил их больше не открывать." ...

"Старшему проверяющему достаточно было только взглянуть, чтобы все понять, он умел ценить вечность. "Ботик" откупорил глаза - в них была пропасть серой влаги.
- Куда он тебя послал? - хрипло наклонился старший к младшему, не отрываясь от "Ботика". Младший почтительно потянулся к уху начальства.
- Мда-а? - недоверчиво протянул старший и спокойно заметил: - Ну и иди, куда послали. Спрашиваешь всякую... - и тут старший проверяющий позволил себе выражение, несомненно относящееся к животному миру нашей родной планеты. "


Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Цитата изи статьи:Чему и как учить в бизнес-школах Пол Джадж, президент AMBA International: «Современные бизнес-школы должны учить предпринимателей не бояться рисковать, уметь подбирать, мотивировать и удерживать команду и даже рассказывать об искусстве, так как именно оно позволяет преодолевать барьеры между культурами и странами».

Бизнес-школы до неузнаваемости сменили подход. Теперь это целая "радуга разных" подходов как заработать деньги, от традиционных школ, которые уже в меньшинстве до обычного Бакалавриата - чёткой границы уже нет. Стоит ли повторять такой опыт "размывания" обучения и далеко отходить от классического подхода для ВУЗов?

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Сегодня был в сеульской компании (Республика Корея), которая специализируется на производстве продукции, основанной на технологиях виртуальной реальности и искусственном интеллекте. В очередной раз убедился в том, что нам необходимо разрабатывать и внедрять прорывные (подрывные) технологии, технологии будущего.

Всячески поддерживать творческих людей, новаторов, изобретателей, одержимых «бредовыми» идеями людей. Участвовать во всех международных выставках, в конкурсах. Самим организовывать выставки и конкурсы, притягивающих прогрессивные компании и высококлассных специалистов, выбирать из них лучших и приглашать к нам работу. Почему, за футболистов наши клубы (читай – наша страна) платят десятки миллионов долларов, а за супер-программистов не можем? Создавать команды - школы в сферах когнитивных технологий, биотехнологий, нанотехнологий и их синтеза, а также автоматизации интеллектуального труда, передовой робототехники, самоуправляемых автомобилей, беспилотных летательных и подводных аппаратов, дронов, передовой геномики, накопления и хранения энергии, трехмерной печати, высокотехнологичных материалов, новых методов поиска и добычи нефти и газа, возобновляемых источников энергии и других.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.