Онлайн бизнес-образование в России: где учиться?

Популярность онлайн курсов среди российских менеджеров стремительно набирает обороты. Со слов Дафны Коллер, сооснователя Coursera, российская аудитория в возрасте 25-40 лет – одна из самых быстрорастущих. По состоянию на конец 2015 года на площадке зарегистрировано ни много ни мало – 350 тыс. русскоговорящих пользователей. Coursera – не единственный проект, заинтересованный в расширении своего присутствия в России. Подтягиваются и отечественные площадки. Executive.ru решил узнать, кто и как сейчас делит российский рынок онлайн бизнес-образования.

Муки выбора: миллион слушателей или денег

Всего на российском рынке Executive.ru насчитал 14 нлайн-площадок, предоставляющих обучающий контент (см. таблицу в конце статьи), который прямо или косвенно можно отнести к MOOC (massive open online courses). Среди них достаточно тех, кто сотрудничает с ведущими экспертами-практиками в бизнесе, лучшими вузами, и по окончании обучения предоставляет сертификат.

MOOC для предпринимателей и менеджеров в России практически нет , считает Максим Спиридонов

Максим Спиридонов, основатель проекта «Нетология», полагает, что MOOC для предпринимателей и менеджеров в России практически нет. Есть образовательный маркетинг, но не полноценные курсы. Это некие «предобразовательные продукты», которые являются ознакомительными и предваряют покупку образовательного продукта. Согласно «Википедии», MOOC – это обучающий курс с массовым интерактивным участием c открытым доступом через Интернет. Однако та же Coursera предоставляет доступ не только к бесплатным, но и к платным курсам. Цена за курс невелика, в среднем – $45.

Со слов Спиридонова, число пользователей «Нетологии» перевалило за 100 тыс. Проект не касается высшего образования, соответственно, не работает и с вузами. Полноценный курс тут – всегда платный. Средняя цена – 10-20 тыс. руб. За эту сумму вы освоите новую профессию, изучите важные для работы навыки и получите диплом. Бесплатные знания на портале тоже представлены, но лишь в виде отдельных семинаров. Тренд «платности» в России носит массовый характер. Практически все площадки, предоставляющие доступ к обучающим курсам, семинарам, видео и т.д., ориентированным, в первую очередь, на бизнес, имеют платный контент. А вот бесплатный – либо представлен в очень ограниченном формате, либо отсутствует вовсе. Таким образом, вполне возможно, что отсутствие равноценного бесплатного контента и стоимость курсов – главные причины, почему Coursera привлекает новых пользователей миллионами, а российские площадки – тысячами.

Образовательные платформы постепенно переходят на платный контент, говорит Александр Оганов

Однако генеральный директор и основатель платформы UNIWEB Александр Оганов считает, что на «платность» подсели не только российские платформы. «Необходимо обозначить ключевой момент в развитии образовательных платформ. Они постепенно приходят к осознанию того, что платная форма оказания услуг является единственной устойчивой моделью монетизации и что слушателям необходимо предлагать дополнительную ценность, которая может выражаться только в формировании полноценных образовательных программ. Как переход на эту модель отразится на количестве российских пользователей на зарубежных платформах, мы сможем судить только через год», - подытожил эксперт.

Места в первом ряду: российский рынок готов делиться

В целом динамику отечественного рынка e-learning Оганов оценивает как стагнирующую. «Общий экономический фон и покупательская способность заметно просели в виду тех условий, в которых мы сейчас находимся», - говорит эксперт. Вместе с тем мы видим достаточно сильный спрос на дополнительное профессиональное образование со стороны работодателей. В частности, остро ощущается необходимость подготовки инженерно-технических кадров, что обусловлено усилением роли отечественного промышленного комплекса. Здесь можно особенно отметить появление проекта «Открытая технологическая академия». Те же тенденции наблюдаются и в области медицинского, педагогического и бизнес-образования. По мнению Александра Оганова, нынешняя экономическая ситуация позволит отсеять некачественные продукты и откроет рынок для тех, кто будет уделять максимальное внимание вопросам и подходам к созданию качественного образовательного контента.

Вузы объединились, чтобы дать отпор Западу

«Где термин MOOC сформировался, так это на рынке высшего образования, в качестве дополнительных курсов, - говорит Спиридонов». В большинстве случаев ведут эти курсы сами преподаватели, профессора. И если год назад внимание российских вузов на мировой арене MOOC ощущалось не так явно, то сегодня произошел кардинальный скачок. Например, к Coursera присоединилось уже шесть российских вузов: МФТИ, НИУ ВШЭ, СПбГУ, ТГУ, НГУ и МИФИ. А восемь ведущих российских университетов, которые уже имели опыт разработки онлайн-курсов (МГУ, НИТУ МИСиС, НИУ ВШЭ, МФТИ, ИТМО, УрФУ, СПбГУ и СПбПУ), создали в России Национальную платформу открытого образования – Openedu.ru, презентация которой состоялась в сентябре 2015 года в Москве на EdCrunch.

Миссия университетов – делиться своими накопленными знаниями не только в стенах университета, полагает Сергей Рощин

«Речь идет не о том, чтобы переключиться, а о том, чтобы создать еще один ресурс, который ориентирован на пространство российского образования, - говорит Сергей Рощин, проректор Высшей школы экономики (НИУ ВШЭ). - Действительно, НИУ ВШЭ был одним из трех первых вузов, подписавших соглашение с Coursera. Но одновременно среди вузов мы вели дискуссию о создании международной платформы. Придя на Coursera, мы поняли, во-первых, что есть огромная потребность в курсах на русском языке. И это связано, в том числе, с основным образованием. Во-вторых, на Coursera не совсем удобны универсальные стандарты с точки зрения того, как делается курс, как он упаковывается, длительность и т.д. На национальной платформе мы можем говорить о стандартах, адаптированных к российской системе образования. Это даст возможность использовать ее российскими вузами».

Чем национальная платформа надеется привлечь отечественную аудиторию? Со слов Александра Оганова она практически один в один дублирует подход зарубежных площадок. Существенное преимущество заключается в возможности перезачета пройденных на платформе курсов в рамках формальных образовательных программ. Однако, по мнению эксперта, было бы разумно сначала внедрить систему трансферных академических кредитов и понятную нормативную базу для зачета и перезачета дисциплин на онлайн-площадках, а не наоборот. Возможно, наличие платформы и образовательного контента ускорит процесс формирования нормативной базы, но пока делать какие-то выводы преждевременно.

«Если появится нормативная база, которая будет в достаточной степени объективной по отношению ко всем участникам рынка, то это, на мой взгляд, даст существенный толчок в плане открытой конкуренции на рынке онлайн-образования. Если же нормативная база найдет отражение только в национальной платформе, это будет означать, что мы приобрели некоего монополиста в области MOOC-движения в России, что будет достаточно обидно с учетом присутствия на рынке других игроков», - заключает Оганов.

Нужен свой агрегатор лучших профессоров, курсов и вузов

Образование в интернете становится трендом. В 2015 году в сфере достаточно консервативного высшего образования сформировалось понимание того, что онлайн-образование – инструмент, который нужно использовать. Что это не конкурирующий, а дополняющий инструмент. Что миксы из онлайн- и очного образования – хороший инструмент для более эффективного обучения имеющихся и для привлечения новых студентов. «Учитывая тот факт, что мы сейчас стремимся все импортозаместить, понятно, что нам нужна своя Coursera, - говорит эксперт, – нужен свой агрегатор лучших профессоров, курсов и вузов страны. С одной стороны, это выработает свой стандарт качества, на который будут равняться региональные вузы. С другой стороны, это будет одновременно и убийцей некоторых региональных вузов, просто потому, что они могут не выдержать конкуренции». Сейчас онлайн-курсы рассматриваются как дополнительное образование. Однако эксперт уверен, что со временем все знания, которые могут «уползти» в онлайн, будет это делать. Разумеется это процесс небыстрый, но вполне реальный.

Можно ли в этом ключе говорить про бизнес-школы? Вполне. Например, в конце 2014 года ИБДА РАНХиГС запустил программу совместно с UNIWEB под названием iMBA, предоставляющую 40% программы MBA онлайн. Стоит ли упоминать, что стоимость обучения на ней значительно ниже, чем на офлайновой. Это вселяет надежду, что российское бизнес-образование продолжит следовать за высшим в онлайн.

Список проектов онлайн бизнес-образования, представленных в России

Ресурс

Платно/

бесплатно

Профиль

Целевая

аудитория

Даты

Серти-

фикат

Eduson

(1089 курсов)

+/+

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера,

Предпринимательство, Финансы

Менеджеры B2B,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Плавающие

+

Нетология

(11 программ,

155 курсов)

+/+

Предпринимательство,

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера, Финансы, Web

Студенты,

менеджеры B2C,

менеджеры B2B

Жесткие/

Гибкие*

+

Универсариум

(81 курс)

-/+

Менеджмент, Маркетинг,

Финансы, Web

Студенты,

менеджеры B2C,

менеджеры B2B

Жесткие

+

Uniweb

(73 программы)

+/+

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера, Финансы

Менеджеры B2B,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Жесткие

+

Intuit.ru

(599 курсов)

+/+

Web, Менеджмент,

Маркетинг, Финансы

Студенты,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Гибкие

+

Knowledgestream

(80 лекций)

-/+

Менеджмент, Маркетинг, Web,

Карьера, Предпринимательство

Студенты,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Гибкие

-

Hexlet

(31 курс)

+/+

Web

Студенты,

менеджеры B2C

Гибкие

-

Аргус-М

(6604 теста)

+/+

Менеджмент, Маркетинг,

Предпринимательство,

Web, Финансы

Студенты,

менеджеры B2B,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Гибкие

-

Lektorium.tv

(26 курсов, 3205 лекций)

-/+

Web, Менеджмент,

Маркетинг, Карьера, Финансы

Студенты,

менеджеры B2C

Гибкие

-

Businesslearning.ru

(104 курса и модуля)

-/+

Предпринимательство,

Менеджмент, Маркетинг,

Финансы, Web

Студенты,

менеджеры B2C,

менеджеры B2B

Гибкие

+

Eclass – агрегатор MOOC

(1312 курсов на русском языке)

+/+

Предпринимательство,

Менеджмент, Маркетинг,

Финансы, Web

Студенты,

менеджеры B2C,

топ-менеджеры

Жесткие/

Гибкие

+

Учи новое

(80 курсов)

+/+

Предпринимательство, Web,

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера, Финансы,

Студенты,

менеджеры B2C

Гибкие

-

Get2Know

(23 курса)

+/-

Предпринимательство,

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера, Финансы, Web

менеджеры B2C

Жесткие/

Гибкие

-

Zillion

(263 курса, 358 видео)

+/+

Предпринимательство,

Менеджмент, Маркетинг,

Карьера, Финансы, Web

менеджеры B2C

Жесткие/

Гибкие

+

* Жесткие даты – курс проходит в строго обозначенные организатором сроки. Гибкие даты – курс не привязан к конкретным срокам и подразумевает самостоятельное изучение.

Источники изображения: pixabay.com, hse.ru, личные архивы экспертов

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Татьяна Орлова, Кира Анчадова
IT-консультант, Москва

Спасибо за статью. Пусть небольшое количество рекламы и присутствует, однако это - небольшая плата за таблицу проектов. Вещь очень полезная.

Кира Анчадова Кира Анчадова Студент, Москва

Coursera классная, куча всего. Но я понабрала программ, думая, что они для свободного изучения, а они в режиме реального времени идут.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.