Сотирис Макригианнис: «Образование нужно всегда, как и хлеб»

Вы виртуозно справляетесь с неразрешимыми бизнес-задачами, строите ракеты, преподаете в вузе или просто отлично вяжете? Своими знаниями и навыками вы можете поделиться сегодня с кем угодно, география не важна. Обучать можно бесплатно, желая сделать мир лучше, или с целью заработать. Интерфейс Eliademy понятен даже ребенку.

В 2012 году Сотирис Макригианнис, экс-директор по развитию платформы MeeGo в Nokia, покинул компанию ради создания Eliademy – бесплатной платформы (LMS) для создания онлайн-курсов и организации дистанционного обучения. Он проработал в Nokia 12 лет, благодаря работе его отдела появился смартфон N9. За девять месяцев существования N9 команда MeeGo в Nokia выпустила три крупных обновления ПО для этого устройства. Что заставило его сменить вектор профессионального и карьерного пути?

E-xecutive.ru: Почему вы ушли из Nokia?

Сотирис Макригианнис: Я покинул Nokia, так как не хотел занимать позицию директора по развитию программного обеспечения в Windows Phone Development (в 2011-2012 годах Nokia начала активно сотрудничать с Microsoft и перешла на платформу Windows Phone, а осенью 2013 года Microsoft объявила о покупке мобильного подразделения компании Nokia – E-xecutive.ru). Даже не смотря на предложенные мне хорошие деньги. Я не верю в продукцию Microsoft. У нас есть такая шутка-парадокс: «Microsoft работает». То есть просто работает, но не приносит пользы. К тому же я работал с open source operation, и идеология Nokia и Microsoft тут имеют две противоположных философии.


Wikipedia

Открытое программное обеспечение (англ. open-source software) — программное обеспечение с открытым исходным кодом. Исходный код таких программ доступен для просмотра, изучения и изменения, что позволяет пользователю принять участие в доработке самой открытой программы, использовать код для создания новых программ и исправления в них ошибок — через заимствование исходного кода, если это позволяет совместимость лицензий, или через изучение использованных алгоритмов, структур данных, технологий, методик и интерфейсов.

Проприетарное программное обеспечение (англ. proprietary software)— программное обеспечение, являющееся частной собственностью авторов или правообладателей и не удовлетворяющее критериям свободного ПО. Правообладатель проприетарного ПО сохраняет за собой монополию на его использование, копирование и модификацию, полностью или в существенных моментах. Большинство лицензий Microsoft являются проприетарными и позволяют обладателю авторских прав на продукт сохранять контроль над его использованием.


E-xecutive.ru: Уходя из Nokia, вы забрали с собой часть вашей команды. Вы увели людей из крупной компании в стартап. Как вам это удалось?

С.М.: С этими людьми я работал долгие годы. Они знали мои лучшие и худшие стороны, также как я знал их. Мы учились друг у друга, отлично взаимодействовали и как сотрудник-руководитель, и как команда. Когда мы узнали, что Nokia начала разваливаться, мы собрались всей большой командой – 170 человек – и устроили мозговой штурм о том, чем будем заниматься, где и как будем искать новую работу. Треть команды сказали, что останутся работать в Nokia, треть изъявили желание податься в Google и другие крупные компании – и я был уверен, что у них получится найти отличную работу, так как все они первоклассные инженеры (некоторые их них стали вице-президентами в таких компаниях, как Blackberry, Samsung, LG). А оставшиеся захотели быть предпринимателями. Именно с ними мы начали генерить много идей. И к тому моменту, когда мы уходили – у нас уже был четкий план того, что и как мы будем делать. Идеи не выстреливают очень быстро, но создание образовательной платформы для виртуальных классов нам казалось наиболее быстро реализуемым делом. Поэтому мы решили остановиться на этом. В конечном итоге развивать Eliademy со мной осталось 16 человек. На разработках программного обеспечения для крупных компаний мы подняли более 600 тыс. евро, которые вложили в старт проекта.

E-xecutive.ru: Почему вы решили обратиться к образовательному онлайн-проекту?

С.М.: Я решил создать Eliademy.com, потому что создание нечто подобного было моей давней мечтой. Когда мне было 24 года, я пытался запустить одну из похожих образовательных платформ. В 1997 году она была одной из первых электронных школ на планете, появившаяся задолго до Coursera и edX. Но тогда я потерпел неудачу.

E-xecutive.ru: С чем был связан провал?

С.М.: Я опередил время. Было слишком рано. Люди не были готовы к такому новшеству. В то время в Греции интернет был менее чем у 10% населения. И такой продукт, как онлайн-образование, было очень сложно продвигать.

E-xecutive.ru: Какие сложности вам пришлось преодолеть при создании Eliademy?

С.М.: Изначальной идеей было распространять сервис через университеты. К сожалению, уже через полгода после запуска проекта мы столкнулись с проблемой медлительности университетов и их IT департаментов (кстати, напрямую Eliademy конкурирует именно с ними). Поэтому решили перефокусировать наши усилия по развитию на индивидуальных преподавателей, у которых нет доступа к большим закрытым LMS (Learning Management System — система управления обучением – E-xecutive.ru) или же просто они им не нравятся. Это сработало отлично, в данный момент все локализации Eliademy (локализация – это перевод, сделанный с учетом идиоматических и лингвистических особенностей текста – E-xecutive.ru) сделаны учителями-волонтерами, которые нашли «свою» платформу. За исключением русской и финской локализации – ими мы занимаемся сами.

E-xecutive.ru: Сколько времени ушло на запуск проекта?

С.М.: Компания была зарегистрирована в феврале 2012, а уже феврале 2013 мы запустили первую версию Eliademy. Тем не менее, первую половину года мы были заняты концептуализацией проекта. Если измерять время, когда вся команда была занята на 100%, получится ровно полгода.

E-xecutive.ru: Почему, на ваш взгляд, сегодня так активно растет спрос на онлайн-образование?

С.М.: Я вижу две главных причины. В развивающихся странах это мощный инструмент, способный сделать качественное образование доступнее для многомиллионной аудитории. В развитых странах образовательные онлайн-площадки становятся хорошими помощниками в условиях высокой конкуренции на рынке труда, когда людям крайне важно как можно раньше других узнавать о новых трендах, методиках, исследованиях и т.д. Они хотят учиться быстро, еще быстрее, чем это делается сегодня.

E-xecutive.ru: Что подразумевает термин «демократизация образования»?

С.М.: Демократия подразумевает, что каждый вовлечен в процесс создания чего-то или, как минимум, свободен в выражении собственного мнения. И самое главное, вы можете наблюдать результат вашего вклада, который будут ощущать на себе другие люди. Мы даем миру не просто образовательную платформу, а сообщество, где люди могут взаимодействовать и творить новые знания вместе с нами. Весь функционал, который мы представляем на платформе, основан на рекомендациях и голосовании наших пользователей. Любой человек, не зависимо от того, профессор он или студент, руководитель или специалист, - может создать на нашей платформе свой курс, может дать рекомендацию по улучшению портала. На Coursera это могут сделать только профессора престижных университетов. Поэтому Coursera – пример не демократизации, а олигархии.

E-xecutive.ru: Вас можно назвать MOOC (массовые открытые онлайн курсы) площадкой?

С.М.: Да, это MOOC, но я предпочитаю называть это EAS (образование как сервис).

E-xecutive.ru: Какова бизнес-модель Eliademy?

С.М.: Мы краудсорсим курсы. 80% наших индивидуальных преподавателей работают в вузах или школах и используют нашу платформу для обучения своих студентов. 10% - приходят к нам из бизнеса и пользуются нашим сервисов для обучения своих коллег. Оставшиеся 10% - это люди из разных сфер, которые готовы обучать бесплатно. Это, так сказать, позыв доброй души, и я рад, что таких людей становится все больше. Да, вы можете преподавать бесплатно. В этом случае нашими сервисами вы тоже пользуетесь бесплатно. Как пример: один из университетов Канады использует наш сервис для бесплатного обучения нигерийских предпринимателей. Если же вы хотите заработать – вы создаете курс и кладете его в каталог. В этом случае вы получаете 70% от прибыли, а мы – 30%. Вторая часть Eliademy – это образовательная платформа, которую мы продаем бизнесу. Компания получает закрытый каталог внутриорганизационных курсов, интерфейс администрирования, возможность следить за результатами обучения. Государственные учреждения (не зависимо от страны) могут пользоваться сервисом бесплатно. Мы подписываем контракт, что мы никогда не будем продавать их контент, не будем спамить их и не будем использовать данные о них в маркетинговых целях.

E-xecutive.ru: Курс можно создавать только на английском языке? На русском можно?

С.М.: Курсы можно создавать на любом языке. Это зависит от учителя.

E-xecutive.ru: Coursera активно расширяет свою многомиллионную аудиторию. Как вы планируете конкурировать?

С.М.: Я не верю в американский маркетинг, цель которого раскрутить вас до невероятных масштабов и объявить королем мира. Coursera – не король онлайн-образования и не монополист рынка. Например, вспомним про Moodle, который тоже можно сравнить с Coursera и edX. Проект дает возможность создавать сайты для онлайн-образования и ориентирован, прежде всего, на организацию взаимодействия между преподавателем и учениками. Он существует уже более 20 лет, у него порядка 87 млн пользователей по всему миру, он переведен на десятки языков. Но он далеко не у каждого на слуху. И Coursera, и мы движимы одной идеей: что мир должен быть образованным. Возможность реализовать ее у нас примерно одинаковая. Ведь сегодня онлайн-курсы используют лишь 100 млн из 7 млрд человек, живущих на планете.

Мы не планируем конкурировать. Так же, как российский вуз никак не конкурирует с Harvard. Аудитория просто разная. Переходя к деталям, на Coursera преподаватели не могут сами создавать курсы, их может создавать только команда площадки совместно с преподавателем, назначенным вузом, и только после заключения довольно дорогого контракта. У нас наоборот – любой преподаватель, вне зависимости от его финансового состояния и аффиксации с учебным заведением, может создать курс.

E-xecutive.ru: Ваш маркетинговый принцип состоит в том, чтобы не тратить денег на рекламу. Почему? Как вы намерены популяризировать свой ресурс?

С.М.: Да. Мы не хотим «покупать» внимание преподавателей и вузов. Мы хотим, чтобы человек сам пришел, опробовал наш сервис, порекомендовал другим, предложил нам при этом какие-то идеи, высказав нам свое мнение – что нужно улучшить. Мы всегда внимательны к таким замечаниям. На портале у нас есть раздел (сообщество), посвященный теме Support&Feedback. Любой может предложить свою идею, которую мы обсуждаем вместе с другими пользователями. Лучшие идеи выводим на портале в ТОП, реализуем их. Благодаря этому мы развиваемся, оставаясь полезными и актуальными, а люди видят, что их слово для нас очень важно, и становятся еще более лояльными. Это лучшая реклама, на мой взгляд.

E-xecutive.ru: Каковы сегодня масштабы вашего проекта?

С.М.: Проектом пользуются люди из 190 стран, наш интерфейс локализован на 32 языках. По охвату самая большая часть нашей аудитории проживает в Латинской Америке, Финляндии, Филиппинах, России (не только слушатели, но и преподаватели).

E-xecutive.ru: Многие эксперты говорят, что кризис – лучшее время для учебы. Согласна ли с этим ваша аудитория?

С.М.: Образование нужно всегда, как и хлеб. Мы работаем для того, чтобы при любом кризисе, в любую погоду у людей оставался доступ к знаниям. Мы совершенствуемся. Например, сейчас стало возможным создавать «живые уроки» – преподавание в реальном времени с использованием видео. Полагаю, наша аудитория среди и преподавателей, и студентов понимает, что, имея интернет и сервисы онлайн образования, она сможет научиться зарабатывать даже в самые экономически тяжелые времена.

E-xecutive.ru: Сложно ли новичку создать свой курс на вашей площадке?

С.М.: Нет, это гораздо проще, чем вы могли бы себе представить. Вам не нужно иметь навыки программирования. Курс создается простым кликом мыши – это проще, чем пользоваться Word. Если вы не хотите набирать текст и у вас есть веб-камера, вы можете устраивать видеоконференции. Это также просто, как звонить по Skype.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Преподаватель, Красноярск

Образование - это иерархия. Для формирования образовательной иерархии недостаточно, чтобы каждый, кому не лень, получил возможность выкладывать в сети свои онлайн-курсы.

Главный технолог, Белгород

Онлайн-курсы никогда не заменят классическое образование, но могут существенное его дополнить.
Тем, кто противопоставляет эти два явления следует запомнить несколько важных моментов:

Во-первых:
Возможность подписаться на дистанционные курсы и способность адекватно воспринимать полученную в них информацию - это две разные вещи. Как минимум должна быть база, позволяющая понять и использовать полученную в курсах информацию. Если у студента школьная ''тройка'' по химии - вряд ли он способен будет понять курс, например, коллоидной химии. С другой стороны - умный студент, которому ''не хватает'' базовой программы местного ВУЗа может весьма расширить свои знания. Также и специалист-практик может использовать дистанционные курсы для повышения своей квалификации.

Во-вторых:
обратная связь с преподавателем, для контроля полноты усвоения материала. Да даже не для контроля, а просто для получения разъяснения непонятных моментов.

В-третьих:
Простой пример из личного опыта: окончил институт с красным диплом, поступил в аспирантуру по специальности ''селекция и семеноводство'' (правда не окончил ее по причинам финансовым), сейчас совладелец семеноводческого предприятия, четыре года назад создали на фирме селекционное (т.е. научное) подразделение. И только сейчас понимаю, сколь много информации просто ''не помещается'' в рамки стандартных лекций и учебников. В классическом образовании этот пробел восполняется практическими занятиями, учебной и производственной практикой, прямым общением с преподавателем. В системе повышения квалификации - этот пробел восполняется практическим опытом специалиста.

В-четвертых:
Есть масса отраслей, где без практической части просто невозможно говорить о полноценном образовании - от получения водительских прав до медицины. И дистанционные курсы тут просто бессильны. Без практической поддержки местного ВУЗа - дистанционное обучение - ничто.

И самый последний аспект (о чем все умалчивают):
Участие в дистанционном образовании предполагает ЖЕСТОЧАЙШУЮ самодисциплину со стороны студента. Увы, но таких студентов крайне мало

Консультант по корп. финансам, Германия
Михаил Аглотков пишет: Во-вторых: обратная связь с преподавателем, для контроля полноты усвоения материала. Да даже не для контроля, а просто для получения разъяснения непонятных моментов.
На многих онлайн-платформах, вкл. Moodle, такая связь как для констроля, так и разъяснений обеспечена.
Михаил Аглотков пишет: В классическом образовании этот пробел восполняется практическими занятиями, учебной и производственной практикой, прямым общением с преподавателем. В системе повышения квалификации - этот пробел восполняется практическим опытом специалиста.
Пожалуста, выполняйте практические задания/кейсы онлайн. Не вижу здесь проблем, в т.ч. с обратной связью с препод.
Михаил Аглотков пишет: И самый последний аспект (о чем все умалчивают): Участие в дистанционном образовании предполагает ЖЕСТОЧАЙШУЮ самодисциплину со стороны студента. Увы, но таких студентов крайне мало
А вот с этим можно на 100% согласиться.
Менеджер по персоналу, Москва

Боюсь, что это пример втюхивания бизнес обучения. Утверждение, что ''образование нужно всегда, как хлеб'' - ложная посылка. Тем более - он-лайн, который превратили в панацею образования. Бред... и не понимание сути вещей.

CIO
Как со-учредитель проекта я должен не согласиться в вашим замечанием. Пару лет назад я принимал участие в одной научной экспедиции на Мадагаскаре, которая очень сильно повлияла на направление нашей деятельность. Дело в том что около 18 миллионов населения острова живут у условиях средних веком. Они пользуются исключительно примитивными способами земледелия (http://en.wikipedia.org/wiki/Slash-and-burn), постройки любых сооружений (обычно это нагромождение глины или шифера), не знают концепции дымоотвода (готовка происходит на костре в закрытой кузни), гигиены, консервирования пищи итд. Список можно продолжать бесконечно. По большому счету все достижения западной цивилизации за 19 век - здесь попросту отсутствуют. Но присутствуют прекрасно сохранившиеся церкви и поместью постоянные тем же коренным населением около 100 лет назад, но под колониальным управлением. Я не буду вдаваться в исторические подробности, но за последние 80 лет Малагази полностью развалили практически все институты обучения. Библиотек нет, интернет есть. И вот сейчас крестьянин может выйти в интернет и открыть для себя концепцию трехполья, пестицидов селекции и прочих полезных в хозяйстве открытий. Второй официальный язык французский - поэтому с пониманием информации проблем особо нет. Проблема только с желанием. Наша задача всего лишь сделать возможность структурирования информации и получением к ней доступа возможным любому человеку, вне зависимости от из социального местоположения. Онлайн курсы вовсе на панацея, но уж лучше с ними, чем совсем без ничего. P.S. На всякий случай вот пример как Eliademy используется в Африке .
Преподаватель, Красноярск
Sergey Gerasimenko пишет: И вот сейчас крестьянин может выйти в интернет и открыть для себя концепцию трехполья
Для мадагаскарского крестьянина предложенный вами тип интернет-образования безусловно сможет обеспечить скачок производительности труда. Касаемо же индустриального общества (в частности, российского), развитие такого типа интернет-образования ведёт к обратному эффекту: производительность труда снижается из-за возросших потерь рабочего времени. Интернет пока, к сожалению, используется в основном не для созидательного труда, а для разрушительной праздности. Кроме того, он содержит ничем не ограниченную ''шумовую'' составляющую. Ваш ''образовательный'' проект ИСКАЖАЕТ СУТЬ ОБРАЗОВАНИЯ, так как относится в большей степени к ''шумовой'' составляющей, а не к отборной, первосортной информации.
Sergey Gerasimenko пишет: Пару лет назад я принимал участие в одной научной экспедиции на Мадагаскаре
Нахаляву, небось?;)
Директор по рекламе, Москва

Все это вопрос мотивации и научного интереса.
Школа без ''активной продажи'' контента несколько отличается от школы с ''активной продажей'', когда цели продажи служит форма контента а его суть уже не важна.

Как пример приведу коммерческое образование дизайнеров, которым ''продается'' цветоведение Иттена. Иттен последователь мистики цвета Гёте, соратник антропософа Штайнера, то есть полный мистицизм преподается под видом ''науки'' в дизайне. Потому что Иттен авторитетен тем, что участвовал в великих школах начала 20 века, таких как Баухаус, движение Дойче Веркбунд и вроде бы даже в Ульмской школе.

Результат - дизайнеры пытаются настроить цветовые профили мониторов и принтеров и у них ЕСТЕСТВЕННО ничего не получается, зато расписать философию цвета брэнда для маркетолога получается отлично, так как много мистических и солидных слов :)

Бесплатными платформами просто должны пользоваться ученые для фиксации и обмена информацией, это крайне важно, ведь и Кант не стал бы основой немецкой философии, если бы с ним не общались а он был крайне необщительный. ^_^

Партнер, Москва
Андрей Лазуткин пишет: Образование - это иерархия. Для формирования образовательной иерархии недостаточно, чтобы каждый, кому не лень, получил возможность выкладывать в сети свои онлайн-курсы.
Во-первых, надо бы разобраться... о предмете дискуссии. Мы говорим ВОООБЩЕ об образовании, или, учитывая специфику портала Е-хе..., мы говорим об образовании взрослого., то есть мы говорим об Андрагогике. Во-вторых, как отнестись к следующему тезису:
[COLOR=blue=blue]Исходя из результатов ряда исследований, взгляд на развитие, отнесенный к особенностям образовательного пространства развивающего типа, можно кратко, то есть по существу представить следующими несколькими чертами, ... 3. В нем у обучающихся должна усиливаться та часть способностей, которая отвечает за субъектность. Следуя за Лотманом, надо признать, что история живого началась лишь с момента появления человека как существа, способного делать выборы на основе внутренних ценностей, а не заученным способом. Если так, то усиление мощности развития связано с усилением именно субъектности и мышления, как существенных признаков исторических процессов.[/COLOR] (А. Теслинов., ''Гиперболоид'' решений по организации образовательного пространства развивающего типа., 2014., www.DBAconcept.ru)
Получается, иерархия для образования взрослого...не всегда оправдана. Не правда ли??? Может именно возможность выкладывать свои онлайн-курсы, позволит топ-менеджменту, обрести некоторую свободу... не держаться за кресло с бирками ГенДир и т.д. до момента гибели на боевом посту, а своевременно уйти в образование, консалтинг... и наконец потеснить чистых академиков, которые морочат мозги переведенкой, и не умеют продать даже свои монографии, а например борются с паразитарным государством, или еще чего-нибудь отчебучивают... Может быть я резок... извините. Меня так карежит от однозначных, жестких тезисов, типа вот так, и не иначе. Давайте вернемся к определению предметной области дискуссии. Мне хочется говорить об образовательном пространстве взрослого развивающего типа., то есть вести диалектическую беседу об [COLOR=red=red]Андрагогике развития.[/COLOR]
Преподаватель, Красноярск
Юрий Родионов пишет: Меня так карежит от однозначных, жестких тезисов, типа вот так, и не иначе.
Меня тоже корёжит. Потому, видимо, и монографии свои продать не мог, что однозначных мер в борьбе с паразитарным государством не предлагал;)
Юрий Родионов пишет: именно возможность выкладывать свои онлайн-курсы, позволит топ-менеджменту, обрести некоторую свободу
Информационное разнообразие, порождаемое расширением горизонтальных интернет-коммуникаций, конечно же нужно трактовать как благо, несущее освобождение. Но до определённой меры! При нарушении этой меры, проекты типа того, что мы обсуждаем, следует трактовать как зло, поскольку они становятся частью ''программы по редуцированию человека (субъекта) до точечного, абсолютно бессодержательного центра активности'' (В.С. Библер). Обсуждаемый проект не выдерживает критики по критерию селекции информации (надеюсь, понятно было, что под термином ''иерархия'' не имелись в виду формализованные отношения ''учитель-ученик'', ''господин-раб'')
Юрий Родионов пишет: Мне хочется говорить об образовательном пространстве взрослого развивающего типа, то есть вести диалектическую беседу об Андрагогике развития.
А мне диалектическую беседу вести уже не хочется. Хочется редуцировать диалектические законы до простых правил игрового взаимодействия и запустить интернет-проект, который бы помогал перевести сознание каждого взрослого человека с траектории деградации на траекторию развития.
Директор по рекламе, Москва
Андрей Лазуткин пишет: При нарушении этой меры, проекты типа того, что мы обсуждаем, следует трактовать как зло, поскольку они становятся частью ''программы по редуцированию человека (субъекта) до точечного, абсолютно бессодержательного центра активности'' (В.С. Библер).
Это вопрос отношения к институциональности отраслей деятельности (они же отрасли н\\х) Как ответ - институты отраслей вероятно могут так же становиться разлитыми в обществе как и другие разлитые социальные институты, но оставаться связанными информационно и деятельностно тем же инетом - инструменты совместной работы прогрессируют и кооперация включается во многие профессиональные пакеты (а не только в игры, которые в этом лидировали)
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.