Хотите стать выдающимся лидером? Пять полезных книг для вас

В январе 2014 года журнал Fortune опубликовал список лучших работодателей 2014 года в США. В него вошли 100 компаний, сотрудники которых больше всего довольны своим местом работы. Две трети рейтинга каждой компании определяются на основе «индекса доверия» – он показывает, как люди оценивают авторитет руководителей, удовлетворенность работой и обстановку в коллективе. Еще одна треть отражает корпоративную культуру, включая зарплаты и бонусы.

Третий год подряд верхнюю строчку списка занимает Google, также хорошо представлены другие IT-компании, фирмы профессиональных услуг и медицинские группы. Кроме того, в списке есть несколько розничных компаний и представителей гостиничного бизнеса.

К сожалению, большинство компаний не стремится обеспечить сотрудникам хорошие условия работы, что может плохо сказаться на бизнесе. Исследования показывают, что в среднем компании используют около 50% потенциала своих людей. Это значит, что у настоящих лидеров есть прекрасная возможность радикально улучшить результаты – нужно мотивировать сотрудников больше вкладываться в работу.

Вот обзор пяти книг от известных экспертов, которые помогут руководителю укрепить свои лидерские качества и сделать компанию отличным местом работы для своей команды.

1. В новой книге «12 принципов лидерского превосходства. Как добиваться максимума» (2014 год) автор деловых бестселлеров Брайан Трейси определяет лидерство как «способность добиваться экстраординарной производительности от обычных людей».

Traysi_12-principov.jpg

Эта способность часто сводится к эмоциональным факторам: тому, как сотрудники воспринимают руководителя, продукты и услуги компании и как к этим сотрудникам относятся в ходе ежедневной работы. Оказывается, отношение людей к своей организации на 50 – 70% зависит от личности лидера. Задача руководителя – увеличить человеческий капитал, используя максимум умственной, эмоциональной и физической энергии личности.

Трейси выделяет два главных фактора, которые лишают нас мотивации в жизни и работе – мы встречаемся с ними в детстве и не расстаемся во взрослой жизни. Первый фактор – страх неудачи. Действительно, в обзоре лучших мест для работы «возможность сделать ошибку и не получить за это критику или наказание» считается ключевым элементом доверия. В условиях отсутствия страха люди могут работать гораздо эффективнее. Второй фактор – страх отказа. Успешные организации создают особую рабочую остановку: люди чувствуют, что можно добиться успеха, апеллируя к лучшему в других.

2. Методы Трейси в основном строятся на исследованиях, описанных в работе Дэниела Гоулмана, Ричарда Бояциса и Энни Макки «Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта» (2012 год). Книга, очередное издание которой вышло в 2014 году в Harvard Business School Press, переведена на 28 языков.

Goulman_emoc_liderstvo.jpg

В ней описывается, как исследования работы мозга позволяют взглянуть на лидерство по-новому. Главная задача лидера – направить коллективные эмоции сотрудников в позитивное русло и ликвидировать разрушительные эмоции, создавая таким образом здоровый эмоциональный климат на рабочем месте. Связать ежедневный труд с мечтами, желаниями и идеальным «я» – это, несомненно, самый эффективный способ поддерживать в людях мотивацию.

Более того, эмоциональный интеллект и ключевые лидерские навыки можно приобрести. Новые нейронные пути продолжают развиваться во взрослом возрасте, и правильное обучение может изменить мозговые центры, которые регулируют положительные и отрицательные эмоции. Обучение лидерству на основе этих исследований способно привести к долгосрочным результатам, но нужно учитывать, что эмоциями управляет примитивная лимбическая система головного мозга. В то время как кора больших полушарий позволяет нам понять вещь, о которой мы услышали или прочитали всего один раз, лимбическая система обучается гораздо медленнее и требует постоянной практики и повторений. Последовательное обучение для развития лидерских качеств ведется с использованием так называемых «пяти открытий» – Ричард Бояцис применяет этот термин в научных трудах и работе с организациями. «Пять открытий» нацелены на закрепление желаемых навыков скорее на эмоциональном, а не на когнитивном уровне.

3. Еще один важный пропагандист здоровой корпоративной культуры – автор и консультант Патрик Ленсионе. В новой книге «Сердце компании. Почему организационная культура значит больше, чем стратегия или финансы» (цифровая книга – 2013 год) он утверждает, что лидеры должны стремиться не стать умнее, а оздоровить всю организацию.

Lensioni_Serdce-kompanii.jpg

Самыми большими проблемами, с которыми сталкиваются организации, являются интриги и беспорядок. Сотрудники любого уровня и любой организации должны чувствовать, что в сердце их компании находится нечто грандиозное и вдохновляющее. Первый шаг к успеху – создать объединенную команду лидеров. Коллективная ответственность, общие цели и обстановка доверия, в которой члены команды могут признать ошибки и попросить о помощи, – ключевые факторы. Так же, как и в спорте, независимо от индивидуальных результатов, выигрывает вся команда. Счет ведется один на всех.

Здоровая организация – не та, в которой нет конфликтов. Если члены команды лидеров избегают дискомфорта в отношениях, они неизбежно транслируют его в многочисленные группы по всей организации, с которыми работают. Ленсиони описывает продуктивные способы справиться с конфликтом и не сделать обстановку нездоровой или деструктивной.

4. Считается, что в культуре компании Starbucks люди важнее прибыли. В книге «Дело не в кофе. Корпоративная культура Starbucks» (2013 год) описываются десять принципов лидерства бывшего президента Starbucks International Говарда Бехара.

Behar_Delo-ne-v-kofe.jpg

Starbucks – прежде всего «компания по обслуживанию людей», которая имеет дело с впечатлениями. Хотя приготовление кофе – неизменный рецепт, и ванильный латте в Токио и Бостоне одинаков на вкус, Бехар рассматривает стандарты и ожидания компании скорее как рецепты и рекомендации, чем как правила. Нужно слушать сотрудников и давать им возможность проявить самостоятельность. Многие инновации, такие как появление «фраппучино», начались с удачной инициативы одного человека, которую затем подхватили другие. В книге также описывается, как Starbucks адаптировалась к международным рынкам, проявляя внимания к местному персоналу и культуре.

5. Гуру менеджмента Том Питерс в книге «Основы. Лидерство» (2006 год) описывает, как функция лидера сместилась от контроля к объединению, плетению плотной сети, в которую включены люди на самых разных уровнях.

Piters_Liderstvo.jpg

Лидеры – это те, кто воспитывает других лидеров, а не только последователей. Когда Джек Уэлч был президентом General Electric, он призывал всех руководителей относиться к сотрудникам так, как будто эти люди будут управлять ими в следующем году. Поскольку в General Electric способные сотрудники быстро продвигались по службе, начальникам нередко приходилось работать под руководством людей, которые не так давно были их подчиненным. Это убедительный повод, чтобы сосредоточиться на создании в организации позитивной культуры.

Хелен Эдвардс, руководитель библиотеки Московской школы управления «Сколково»

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Экономист, Московская область

Однако! Замечено, и уже давно, что книг читают всё меньше и меньше. Одна из основных причин в их бесполезности. Возьмите первую сотню руководителей страны - эти люди вообще книги читают? А вторую сотню, а пятую, десятую. В одиннадцатой, может быть, вам удастся увидеть лицо, по которому будет видно, что оно читает книги, и не только в туалете...
В массовом книжном потоке ''для руководителей'' хлынувшем на России в 90, очень мало полезного. В этом быстро убедилась читающая публика. Искали волшебную палочку, но там её не было. Западные писатели не писали, что мало руководить, надо ещё и управлять. Они думали, что это и так понятно. наши же разогнали экономистов, прекратили их готовить, а теперь пытаются найти в иностранных брошюрах несуществующие секреты.
Руководить надо по интуиции, ничего другого у вас нет и не будет. Успех же компании обеспечит только рациональное управление. Там где есть управление, там и интуиция другого уровня!

Менеджер по маркетингу, Москва

Хелен, спасибо Вам за интересную подборку книг. Отдельные слова благодарности за рецензии. Они написаны увлекательно и по существу. Ваши комментарии помогут быстро определиться с выбором, какие книги проштудировать в первую очередь. Уверен, сегодня книга - по-прежнему лучший способ получить знания ''прицельно'' (решить конкретную проблему) и системно.

Отвечая на Ваш вопрос: ''Какие книги добавили бы вы в список?'', поделюсь личным опытом. В свое время мини-революцию в моем сознании совершила книга Сергея Потапова ''50 уроков на салфетках. Лучшая книга по делегированию полномочий''. Рекомендую добавить в Ваш список эту или любую другую, ''прокачивающую'' навык делигирования полномочий. Убежден, что он ключевой, как для выдающегося лидера, так и менеджера. Кстати, первый и второй - это разные люди. Но это уже другая тема...

Researcher, Москва

А интересно, автор заметки прочитала рекомендованные ею же книги?

И если прочитала то, наверное, уже стала супер-пупер лидером... А если не стала...? То книги бесполезные?

Старший консультант, Москва
Да уж. Валерий Овсий как всегда занят любимым делом ''размазывание автора заметки по столу''. Поддержу его в этом: По Списку: 1. Брайан Трейси - автор 45 книг и 400 видеокурсов. Ему около 65 сейчас то есть он писал по книге в год а в промежутках записывал видео. Когда же он сам осваивал методики и где набрал столько материалы непонятно. Его книги - полное графоманство. Англоязычная википедия очень скромно описывает его - автор и мотивационный оратор. И всё практически. Зато наши описывают как гуру из гур. Высшего образования нет, опыта работы в приличных местах нет. Сразу появился как гуру. В общем моя оценка - в топку. 2. Цитата ''Методы Трейси в основном строятся на исследованиях, описанных в работе Дэниела Гоулмана, Ричарда Бояциса и Энни Макки'' . Очень странная - Трейси уже в 1981 году представил свою ''методику''. В то время про этих парней на исследованиях которых и строится учение Трейси(по утверждению автора статьи) еще и в проекте не было. Могу конечно ошибаться, но концепция эмоционального интеллекта это модель 2000 годов. 3. Про этого автора ничего не скажу - не читал и ничего про него не слышал. 4. Основатель компании Шульц в 2008 году вернулся в Старбакс так как посчитал ситуацию катастрофической. Оне уволил CEO компании и много еще кого кто по его мнению был в этом виноват. Читаем биографию автора книги которую советуют прочитать: Говард Бехар ушел из компании в 2008 г. Я бы читал члучше вторую книгу Шульца как он вывел старбакс из кризиса в конце 2000 годов. 5.Цитата из Тома Питерса ''Когда Джек Уэлч был президентом General Electric, он призывал всех руководителей относиться к сотрудникам так, как будто эти люди будут управлять ими в следующем году'' . Реальность: Джек Уэлч имел прозвище ''Нейтронный Джек'' за то что выгнал из компании около 200 000 человек за время своего руководства ей. Такая ''забота'' о персонале впечатляет. Он был предельно жесткий я бы сказал жестокий руководитель нацеленный только на победу - кличка как бы намекает что случается с теми кто ему противостоял Итог: читать всегда полезно. Ибо умный чтец даже из не очень хорошей книги сумеет извлечь пользу! ------------------------------------------------------------------------------------- Понятно что это мой личный взгляд на подборку.
Генеральный директор, Москва

''Если вы заботитесь о своем пищеварении, мой добрый совет - не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И - Боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет.'' (с) Булгаков ''Собачье сердце''

Ну а если вы хотите преуспеть в управлении не читайте популярных книг по менеджменту, в лучшем случае это пустая потеря времени, в худшем - засорение ума ''правильными'' идеями и теориями. И упаси вас Боже от того, чтобы ''хотеть стать выдающимся лидером'', потому что так вы станете только лишь потребителем книг и тренингов и прочей продукции для ''выдающихся лидеров''.

Впрочем, секрет успеха есть и он весьма прост. Его можно уместить в нескольких словах, но он не может вместиться во всех написанных книгах. В жизни нужно искать свой путь, стараться стать полезным членом общества, расти профессионально, уважать людей, тогда может быть станешь лидером... а может и не станешь... но человеком станешь точно, а это уже по нонешним временам серьезное достижение :))

Адм. директор, Москва

Для разнообразия добавила бы российского автора:
Евгений Бутман ''Ритейл от первого лица. Как я строил бизнес Apple в России''

Старший консультант, Москва

Бутман - крут. реально сильная книга - перечитывал пару раз. написано честно и искренне. мне понравилось.

Researcher, Москва
Олег Заболотный пишет: сильная книга - перечитывал пару раз
Нужно еще раз, третий финальный, перечитать и смело писать в своих данных: юрист+MBA и лидер по совместительству. Страшное дело... Это покруче будет чем телец + крыса (это я)
Директор по маркетингу, Нижний Новгород
Валерий Овсий пишет: Это покруче будет чем телец + крыса (это я)
Мышка...))
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

 
В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ продолжает программу ППК по кейс-методу

В ВШБ стартовал второй поток программы «Разработка учебных кейсов и использование кейс-метода в преподавании бизнес-дисциплин».

МИРБИС принял участие в форуме FMCG & Retail Trade Marketing 2024

Преподаватели МИРБИС выступили на VII Ежегодном Всероссийском форуме по торговому маркетингу в сфере товаров повседневного спроса.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.