Веселый бизнес-повар, или Как распознать бизнес-тренера – подделку?

Интрига: недавно я побывала на открытом тренинге молодого и уже популярного бизнес-тренера. После тренинга я поняла, что у моего коллеги нет психологического образования, указанного в его данных. В Интернете я внимательно просмотрела многочисленные резюме популярного бизнес-тренера, сопоставила даты и места его работы с периодами обучения и местонахождением вузов – получилась очевидная нестыковка. Потом я сделала запрос в вузы, которые тренер указал в теме «Образование». Ответы были отрицательными. Вот, что в итоге выяснилось: молодой человек закончил торгово-экономический техникум, приобрел специальность повара, получил сертификат коуча, посетил несколько тренингов известных авторов. Никаких других дипломов у этого «специалиста» нет. По сути, он не бизнес-тренер, а веселый бизнес-повар.

Время от времени в СМИ появляются репортажи о подделках различных товаров и услуг. Люди обмануты в своих ожиданиях. Про тренинги (активную форму бизнес-образования) говорят много негативного. Обидно слушать, но люди правы.

Если вы учитесь на актера, психолога, разведчика и т.п., то в курс вашего обучения будут включены практические занятия по формированию новых моделей поведения.

Классическое образование дает большое количество академических знаний и никогда не формирует модели поведения человека в обществе. В лучшем случае на семинарах обсуждаются важные жизненные темы в плане этики, системы ценностей и т.п. Семинар – это прекрасно. И семинары, и вебинары проясняют ситуацию. Это как посмотреть репортаж по фигурному катанию с хорошим комментатором и повторным показом важных моментов. Все понятно, но на льду самостоятельно повторить невозможно. Нужна тренировка, нужен тренинг.

Цель тренинга – это прояснить (найти причину, мотив) и сформировать новую модель поведения. Именно сформировать. Тогда человек, не задумываясь, будет поступать по-новому, успешно.

Классическое построение любого тренингового модуля (следуя идее кандидата психологических наук Елены Сидоренко):

  • Краткое теоретическое введение (минилекция, которая обосновывает правильность поведенческой модели);
  • Выявление привычных для участников способов действия (мозговой штурм);
  • Инструктирование участников о новых возможных способах поведения;
  • Закрепление новых навыков в ролевых играх, психологических (правильно говорить «психогимнастических») упражнениях, дискуссиях (обсуждениях, как сделать лучше).

Приведенная структура обучения очень важна.

ВНИМАНИЕ!!! Научный факт – это то, что воспроизводится всегда с одним и тем же результатом, это не частный опыт какого-то известного человека или дорогого родителя самого тренера (что я периодически наблюдаю на открытых тренингах). Социально-психологический тренинг зиждется на социально-психологических законах, которые гарантируют воспроизводимость результата и которые обязан знать бизнес-тренер. Именно научный подход гарантирует участнику результат.

Наработанную в мозговом штурме информацию бизнес-тренер должен вслух проанализировать, систематизировать, обобщить и привязать к вышеизложенной в минилекции теме. Только после этого ведущий переходит к следующему этапу тренировочного процесса.

У тренеров-подделок никогда так не получается. Они не могут проработать модуль по приведенной выше технологии (схеме): связать воедино научные знания, тему обучения и «поток сознания» участников, т.к. не имеют представлений о законах психологических наук. Горе-тренеры не в состоянии самостоятельно обобщить наработанную информацию и сделать выводы в соответствии с законами психологии.

Именно поэтому тренер-подделка избегает обсуждений возникающих у участников вопросов («тонких настроек»), быстро меняет тему разговора, зависает на детальном смаковании какого-то нюанса из видеоролика (например, в тренинге переговоров). Опасны выводы, которые делают сами участники обсуждений, неправильное поведение героев видеоролика тренер может прокомментировать как успешное, которому следует подражать (например, агрессию). Далеко не всем подходят советы ведущего. В этот момент в игру уже вступают ценности самого тренера, которые могут быть опасными, несостоятельными (помним, что он участников обманывает по поводу своей компетентности).

Настоящий ведущий должен подобрать каждому участнику индивидуальную модель успешного поведения и отрепетировать ее, закрепить навык.

Заявляемое кредо тренеров-подделок вслух звучит так (и частенько зафиксировано в резюме, выложенных в Интернете): «У меня 100% практика и опыт успешных людей… никакой «воды», никакой психологии…». Тренинг превращается в веселое шоу, в «бег в мешках», а тренер играет роль массовика-затейника.

Рано или поздно, но у участника появляется ощущение того, что его провели, а обещанный тренером результат остается недостижимым. После такого тренинга люди совершенно справедливо ругают активное обучение, потому что чувствуют себя обманутыми.

Ну, и последний штрих. Как вычислить по резюме, что бизнес-тренер не настоящий, подделка?

1. Нет четкой информации о базовом образовании. Например, указан вуз, но не указан факультет. Название вуза, упомянутое в резюме в момент окончания обучения, написано неправильно. Это уже давно университет или академия, а в биографических данных значится «институт». При входе на сайт вуза это несоответствие становится очевидным.

Образовательный стандарт РФ вводит во многие специальности курс психологии. Например, педагогам, специалистам по связи с общественностью, врачам и т.п. читают несколько видов психологий. Студенты становятся компетентными в данном направлении.

Мне приходилось сталкиваться со случаем, когда кандидат физико-математических наук (оставивший когда-то первую семью с двумя детьми и женившийся повторно) проводил консультации по семейным отношениям. Предложение по поводу семейного консультирования долго «висело» на его сайте в Интернете. Возникает вопрос: а чему может научить такой специалист?

2. В резюме указаны вузы, в которых бизнес-тренер никогда не учился. Опасность быть пойманным на лжи минимальна. Он ведь на работу не устраивается. Кто будет проверять достоверность заявленных данных? К сожалению, это расхожий прием тренеров-подделок.

В моей практике пару раз были случаи, когда бизнес-тренер позиционировался как доктор психологии. Доктор психологических наук и доктор психологии – это не одно и то же. Доктор психологии не защищает докторской диссертации. Его труды не находятся в Российской государственной библиотеке (РГБ), где их можно легко найти через Интернет и удостовериться в подлинности ученой степени. Степень «доктор психологии» присуждается некоторыми западными компаниями (подтверждается их сертификатами), занимающимися бизнес-образованием и не имеющими отношения к науке.

3. Первое, что сообщает в резюме о себе бизнес-тренер, это то, что он сертифицированный коуч, и обучающий центр, выдающий сертификат, находится за границей (например, Ванкувер, Канада и т.п.). Сертификат коуча с «иностранными корнями» получить довольно просто, не покидая при этом свой город, своей родины. Надо платно (в небольшой промежуток времени) в коуч-центрах – представительствах иностранных фирм – пройти несколько обучающих сессий (3-4), отчитаться квалификационной работой (иногда и без таковой), и ты – специалист. Никакого длительного обучения.

4. В резюме тренеров-подделок всегда приведен длинный перечень тренингов, которые они посетили. Это и понятно, где же еще горе-специалистам брать темы и раздаточный материал для своих будущих тренингов? Сам-то сертифицированный коуч, не имея профессиональных психологических знаний и опыта, не может разработать структуру и наполнение социально-психологического тренинга. Это не его поле игры.

В заключение небольшие советы. Звоните и пишите в указанные тренером вузы. Там охотно идут навстречу и заверяют достоверность информации. Выбирайте бизнес-тренеров подготовленных, опытных, с профильным образованием. И последнее. Участвуйте в тренингах, обогащайте свои поведенческие навыки (работающие автоматически, без усилий воли) и будьте успешными!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Менеджер, Омск

Умен ты или глуп, велик ты или мал, не знаем мы, пока ты слова не сказал! (© Саади)
Я определяю, к какому тренеру пойти учиться, только после просмотра видео фрагмента из его тренинга или послушав интервью с ним. Не то видео, где он один в кабинете говорит свой красивый монолог, а то видео, где он работает с группой. На поваров пока не нарывался. Рекомендую этот способ всем потенциальным участникам тренингов, - работает!

Консультант, Ростов-на-Дону

2 копейки в статью. Существует ''Цикл Колба'' - методика классического построения любого тренинга, который хорошо показывает отличие тренинга от ''не тренинга'' (лекции, дискуссии, семинара).

Андрей Покора Андрей Покора Коммерческий директор, Украина

Мне почему-то вдруг вспомнилась соседка по лестничной клетке - особа с очень активной гражданской позицией, которая у нас с успехом заменяет домовой комитет, участкового и даже в некоторых вопросах государственные фискальные органы:) Честно говоря, если бы я столкнулся с недостаточно квалифицированным тренером (то есть с любым из чуть менее, чем 80% существующих на рынке) - то просто бы не заказывал бы у него тренингов, не привлекал к проектам и т.д. Но проводить полноценное расследование с целью ввести на чистую воду - это, конечно, сильно:) Не хватает заголовков большими буквами - ''ШОК!.. Тренер оказался поваром!...''

Если всерьез - судить о квалификации тренера по тому, диплом какого у него ВУЗа и следует ли он в совершенстве идеям кандидата психологических наук Елены Сидоренко (при всем уважении к последней) - такая же профанация, как принимать решение о его тренерском уровне только по имеющимся сертификатам и списку тренингов в резюме. Даже машину в автосалоне выбирают, посидев в ней или поездив во время тест-драйва, а не только по цвету и оформлению рекламных брошюр. А уж выбирать тренера, который будет учить живых людей, причем не социально-психологическим законам, а реальной работе ''в поле'', только по его бумагам - вот это как раз экстрим.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Предупреждение конечно интересное, да и факты ввода клиентов в заблуждение заставляют задуматься. Но НЕ только люди с официальным психологическим образованием могут проводить хорошие тренинги. Я лично знаю многих психологов, которые не умеют себя правильно вести на переговорах и не умеют толком продавать, хотя и проводят такие тренинги)). Более того, неподготовленной публике они стараются привить свои стандартные клише. С другой стороны, я знаю очень и очень толковых тренеров с хорошим психологическим образованием и, собственно у них и учился проводить тренинги. Таким образом, можно сказать, что наличие профильного образования не гарантирует результата, но конечно же, если оно есть - то это лучше. Лично я научился продавать (именно, научился, потому что до этого вообще не умел) по книге Тома Хопкинса ''Умение продавать для чайников''. В 1997 году я был просто поражен (после прочтения книги) наблюдая за действиями продавцов, что практически все не умеют продавать. А меня тогда ''прорвало'', я начал заключать сделки и очень быстро)). Вопрос к автору статьи: Каким образом, Том Хопкинс, не имея никакого высшего образования вообще посмел написать эту книгу и научить таких как я?! А ответ в том, что Том сам будучи посредственным продавцом недвижимости в далекие 70-е прошел цикл обучения продажам и затем добился на этом поприще успеха. Разве он не имел права преподавать?! Конечно, я проштудировал после этого несколько сотен книг по продажам и личному развитию, постоянно испытывая все в своей практике. Разве это не достойно внимания других людей? К Елене Сидоренко я тоже отношусь с большим уважением и почерпнул из ее книг много полезного, что и применял на занятиях. Краткое резюме вышесказанного: чтобы распознать шарлатана нужно быть самому экспертом (или хотя бы неплохо разбираться в теме), а наличие дипломов либо большого ''дутого'' перечня клиентов ни о чем не говорит.

Риск-консультант, Санкт-Петербург

Елена,спасибо за статью,особенно за момент методического пособия по проведению тренинга. В принципе все так и делаю.Я по образованию режиссер ,на факкультете режиссуры проходят курс психологии и педагогики,позже получил сертификат МВА в Австрии.Но занимаюсь обучением только своих сотрудников. тренеров со стороны не привлекаю. По поводу тренеров без образования....ну что тут скажешь? Есть такой замечательный тренер и писатель Сергей Азимов. Я прошел много тренингов в РФ и за рубежом. Учился у учеников Тойча в Америке,у Майкла Бэнка,во Франции у Монтань,был на тренингах Стивена Р Кови и Дона Фэйла....а лучше всех оказался Азимов,который и в своей книге и в резюме пишет,что он парень без высшего образования и он еще не встречал людей,которым просто наличие диплома или сертификата обеспечило бы богатство и успех. Я заслуженный артист РФ,певец,НО у меня никогда не было вокального и даже музыкального образования:) второе направление - финансовые консультации,на момент ,когда я стал этим заниматься,кроме диплома режиссера у меня не было ничего. Александр Розенбаум вобще врач скорой помощи,а мой коллега по группе ФОРУМ ,Виктор Салтыков - окончил институт железнодорожников в Санкт-Петербурге. Не все упирается в образование. Я выбираю тренера или учителя по принципу:Никогда не слушайте и не следуйте рекомендациям тех,кто не добился в жизни и половины того,чего хотите добиться вы.

Риск-консультант, Санкт-Петербург
Юрий Паршин, Отлично сказано!
Руководитель проекта, Москва

Если исходить из критериев оценки дееспособности тренера, которые перечислены в статье - вероятность выбора тренера-''повара'' никак не уменьшается, если не увеличивается. Имея более чем 10-летний опыт работы с тренерами, считаю, что :
1. Заказчику надо обязательно предварительно встречаться с тренером и встречу должен проводить не HR,а руководитель департамента, заказывающего тренинг,и на встрече всегда обсуждаются задачи, стоящие перед тренингом и выявлеется компетентность/некомпетентность тренера .
2. Что бы не проводить десятки встреч - доверьтесь нормальной тренинговой компании (имеющей опыт работы, штат, офис и т.д. - помимо сайта и телефона) - солидная компания не будет работать с ''поварами'', ей нельзя терять имидж в бизнес-среде.

Генеральный директор, Беларусь

Способность мыслить не заместить наличием знаний.

Денис Родионов Денис Родионов Руководитель проекта, Москва

Про людей с психологическим образованием. Эти люди тоже люди. И у них тоже есть свои радости и печальки в жизни. И эти люди выбрали своей профессией помогать другим, тем кто готов расти или тем, кто заблудился в переулках души. А помощь, это когда действие, после которого челок стал лучше, выше. Снял бы шляпу, если бы в конце статьи было что-то в духе ''...а потом я подошла к повару и шепнула, слышь парень, почитай про цикл Коулба, он в свое время зажигал так же как и ты'' :) И парень бы с горящими глазами говоря спасибо, тут же достал бы планшет, чтоб поискать в интернете про загадочного Коулуба.
А так, очередная злоба на тему, ''вокруг одни неучи''. А тогда как?
P.S. будучи коммерческим директором выбирал как-то тренера по продажам. Провайдер мне предложил 4-х тренеров с базовым псих образованием и доп. обучением. Даже копии дипломов показывали. Но продавать умел, только один из них. Остальные просто хвастались.

HR-директор, Москва
Сергей Рогожин пишет: Никогда не слушайте и не следуйте рекомендациям тех,кто не добился в жизни и половины того,чего хотите добиться вы.
Понравились эти слова. :) Согласна.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Плехановской школе бизнеса «Интеграл» стартовала программа МВА вечернего формата

Также продолжается набор на модульный формат MBA (занятия два раза в год).

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу DBA

Программа дает возможность систематизировать и концептуализировать накопленный управленческий опыт.

«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.