MBA для IT-менеджера: как выбрать подходящую бизнес-школу

Мне 33 года, я работаю IT-менеджером в одной очень крупной компании. И вроде все нормально: семья, дети, ипотечная квартира, но как-то скучно… особенно в последнее время.… Развлекать себя сменой работы в текущей экономической ситуации – дело слишком экстремальное: семья и банк, который выдал мне ипотеку, такие флуктуации явно не одобрят. Но в тоже время, чем дальше за 30, тем отчетливее я стал понимать, что с программированием надо завязывать. CIO компании пошел мне навстречу, и выделил сразу два направления деятельности, по которым я стал главным. Эта новая ответственность захватила мое внимание на несколько лет, но постепенно стало понятно, что как специалист я не развиваюсь. Захотелось добавить к своим техническим знаниям какое-то новое измерение.

Выбор направления

По своей программистской деятельности я постоянно контактирую с экономическим блоком нашей компании. Вот в их гуманитарную стезю я и решил податься. Благо там столько знакомых терминов. Первым вариантом было – второе высшее образование по специальности «экономист-менеджер», или что-то похожее. Учиться три года. На выходе – диплом экономиста. И что с ним потом делать? Начинать карьеру в роли экономиста фактически с нуля в возрасте под 40 лет? В общем, вариант со вторым высшим не рисовал какого-то качественного скачка в карьере и знаниях. Второй вариант, пришедший в голову – MBA. Тут были очевидные плюсы: учиться всего два года, изучение гуманитарных дисциплин, на выходе у тебя диплом начальника. Выбор очевиден.

Пытливые интернет-поиски, а также экспертные мнения друзей с дипломами отечественного ГУУ и импортного Hult, позволили классифицировать бизнес-школы следующим образом.

Первая группа. Дорого и престижно

В эту категорию попадают европейские и американские бизнес-школы, что неудивительно при текущем курсе национальной валюты. В моем понимании, это самая крутая категория бизнес-школ. Видимо со времен СССР страсть ко всему иностранному записалась куда-то в ДНК. И это в какой-то степени оправдано, их бизнес-образованию уже сто лет. Опыта о-го-го. Одно то, что львиная доля менеджерской литературы – это переведенка с английского, уже о многом говорит. Очевидные минусы – очень дорого, плюс на два года надо оставить семью. Жена такой перспективой не вдохновилась, да и что там скрывать, денег таких у меня нет (мне еще ипотеку 20 лет платить). Переходим ко второй категории.

Вторая группа. Крутость отечественного разлива

В эту категорию я отнес именитых отечественных игроков на ниве бизнес-образования: РАНХиГС, ВШЭ, МГУ и т. п. В среднем ценник по этой категории колеблется в районе 700 тыс. рублей, что вполне гуманно. Удивила своими ценами разве что бизнес-школа «Сколково» – 60 тыс. евро. Для российских школ – это космос. Но в этой школе преподают иностранные профессора, часть обучения проходит в США и Китае. Поэтому сколковский ценник, возможно, логичнее сравнивать со стоимостью обучения за рубежом. Российские бизнес-школы этой категории оптимальны по сочетанию цена / качество. Тут тебе и знания, и директора крупных компаний за соседней партой. Я, если честно, смалодушничал, не был уверен, что эта тема с MBA у меня вообще как-то пойдет. И поэтому выбрал школу из третьей группы.

Третья группа. Все остальные

Это самая многочисленная группа. С удивлением обнаружил, что мой родной технический ВУЗ, который я закончил в 2004 году, тоже учит на MBA. Чудеса! Ввиду такого разнообразия желающих поучить меня, остро стал вопрос критериев отбора бизнес-школ. Первое, что я для себя отметил, бизнес-школа должна быть на базе вуза. Все-таки ВУЗ – это выстроенная система обучения. Второе – ВУЗ должен быть гуманитарной направленности. Это логично, ведь MBA –это гуманитарное образование. Приятным бонусом будет возможность помесячной оплаты – считайте, что это беспроцентный кредит на обучение. Дистанционное обучение – вопрос спорный, о нем подробнее ниже. Цены в этой категории примерно до 500 тыс. руб. Отличие от группы №2 в плане знаний не столь заметны – преподаватели и во второй и в третьей группе часто одни и те же. Существенная разница в контингенте обучающихся. Группу №3 осваивают линейные менеджеры, топ-менеджеры тут редкость. И это, пожалуй, главный минус этой группы бизнес-школ. У вас не будет возможности, лихо решая кейсы, продемонстрировать свои менеджерские знания крутым дядькам из крутых компаний. А если учесть, что круг общения – это одна из двух важнейших составляющих MBA, то КПД от обучения сразу падает на 50%.

Дистанционное MBA

Дистанционное MBA имеет смысл только для бизнес-школ из третьей группы «Все остальные». Это обусловлено самой структурой МБА-шного образования, которое состоит из двух компонентов: менеджерские знания плюс круг общения. У школ из группы «Все остальные» ценность круга общения минимальная. Обучаясь дистанционно, в данном случае, вы практически ничего не теряете. Менеджерские знания можно успешно постигать и удаленно, тем более при современном уровне развития коммуникаций. Тут я, конечно, исхожу из гипотезы, что человеку, созревшему до обучения по программе MBA, не требуется «строгий учитель с указкой», чтобы вовремя делать домашнее задание и читать бизнес-литературу. Важным плюсом дистанционного обучения является то, что оно доступно, в том числе, из удаленных регионов страны. У ребят из провинциальных городов появляется реальная возможность приобщиться к таинству MBA. Тем более, что дистанционные программы обычно стоят дешевле, чем их очные аналоги.

Mini-MBA

В своей жизни я не встречал mini-программистов, mini-учителей и mini-врачей. Почему кто-то решил, что возможен вариант mini для руководящего сотрудника – для меня загадка. Скоростное обучение бьет по второй составляющей программы MBA – по менеджерским знаниям. В итоге получаем ситуацию, когда круга общения нет и менеджерских знаний минимум. Главным профитом от обучения в данном случае становится запись в резюме и диплом в красивой рамочке.

В сухом остатке

Учиться на программе MBA интересно, нужно и важно. Для человека с инженерным бэкграундом – особенно. Честное слово – другой мир. Так интересно в нем находить аналоги явлениям из своей айтишной жизни: сетевой график проекта – в чистом виде теория графов, управление рисками проекта – теория вероятностей и т.д. Это только самое начало, а уже интересно. Уверен, дальше будет еще интереснее.

Весь текст этой заметки является личным мнением ее автора и не претендует на истину, ни в какой инстанции.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Максим Коротков, Александр Феденко
Генеральный директор, Санкт-Петербург

Александр, я подобный анализ проводил в 2007-8, когда мне было 30 лет. Ниже пара заметок. Если подробнее захотите узнать, то пишите в ЛС на сайте или оставьте в комментарии email.

1. Выбор между 2 экономическим образованием и MBA - ложный выбор. Есть еще самообразование, статус-кво и много чего еще. Смотрите шире.

2. В нормальной бизнес-школе спросят, какие цели у тебя в жизни. Если ты не имеешь четкого ответа на этот вопрос, то не трать свое и чужое время (и свои деньги)

3. Из личного опыта (окончил Vlerick в 2010) могу сказать, что получилось не то, что я ожидал. Я хотел уйти из сферы разработки ПО в другую область и наивно полагал, что MBA мне тут поможет. При этом я на тот момент уже не программировал, а проектами руководил 2-3 года. И вот что получилось:

a) мое видение мира изменилось настолько, что мой руководитель начал испытывать дискомфорт, пришлось сменить работу еще во время обучения. Я начал мыслить в терминах Value, что я приношу, поэтому обсуждать уровень дохода со мной стало сложно

б) после серии отказов в других местах работы я однажды услышал "диагноз": ты не для работы по найму. Свой первый продуктовый стартап попробовал создать в 2009, не взлетел. Отчасти от того, что делал "правильно, как учат в бизнес-школе", когда надо было просто работать по 15 часов в день, а не инвестиции искать и планы рисовать в презентациях

в) в 2012 я стал работать как ИП, позже это переросло в создание бренда Maxilect (maxilect.com), занимаемся заказной разработкой ПО.


Резюмирую: для меня MBA образование (в дополнение к "внерамочному мышлению" и готовности рисковать, что были заложены в детстве, на тот момент я уже успел пожить 15 мес в США) стало глотанием "синей пилюли" (из фильма "Матрица"; или "красной" - не помню), после которой я не смог работать наемным работником. Я расширил кругозор, увидел реальный мир и после этого понял, что Рубикон пройден, и "бегство от свободы" в терминах Э.Фромма лично для меня прекратилось, я остановился и стал свободным. И то, что я делаю сейчас, на 100% мое. Поэтому для меня MBA - это благо, так как это было движением вперед. Если бы я продолжил "страдать" в роли наемного работника, найдя таки работу по 2НДФЛ, то для меня MBA было бы злом, и я, как и Сайфер из "Матрицы", мечтал бы все забыть и вернуться в реалии 2007 года простым руководителем проекта без лишних знаний об устройстве бизнеса и мира (параллельно с обучением я еще много читал).

Надеюсь, что мой пример поможет автору и другим АйТишникам, кто почему-то ищет в MBA решение проблем, которые можно решить и другим способом.

Руководитель проекта, Москва

Максим, спасибо за ваш комментарий. Он очень полезен в качестве поиска правильной системы координат. Похоже, что я двигаюсь по вашим стопам, и сейчас нахожусь в пункте "3. а)". Вот только пока не ощущаю в себе силы прыгнуть сразу в "3. в)". Я еще не расстался с желанием и иллюзией, что в качестве наемного работника смогу воплотить на практике то, про что читаю в бизнес книжках. Хотя ваш комментарий заставляет серьезно задуматься над этой проблемой, и не исключено, что ускорит процесс эволюционирования в состояние ИП.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.