Почему французские бизнес-школы более актуальны, чем англосаксонские

О структуре программы double degree MBA, состоянии французской экономики и тренде на укрепление всестороннего сотрудничества России и Франции Executive.ru рассказали директора программы, профессор GGSB Фил Эйри и профессор ИБДА Михаил Зайцев; проректор РАНХиГС, директор ИБДА, профессор Сергей Мясоедов.


Фил Эйри, профессор Grenoble Graduate School of Business

Executive.ru: Как бы вы охарактеризовали состояние дел во французской экономике сегодня?

Фил Эйри: Франция представлена во всех секторах экономики. Множество крупных компаний, включая Air France, France Telecom, Renault и Thales были частично или полностью приватизированы правительством. В то же время правительство очень заинтересовано продолжать свою деятельность в некоторых секторах, а именно в секторах электроэнергетики, общественного транспорта и оборонного сектора. Принимая более 80 млн иностранных туристов в год, Франция остается самой посещаемой страной в мире и занимает третье место в мире по размеру доходов от туризма. Французские лидеры сохраняют свою приверженность к социально ориентированной экономике. В рамках этой концепции они стремятся эффективно распределять затраты посредством законопроектов, налоговой политики и социального обеспечения, которые нивелируют экономическое неравенство. В 2009 году уровень ВВП во Франции снизился, однако постепенно стабилизировался.

Executive.ru: Насколько интенсивен поток французских технологий и инвестиций в развивающиеся страны?

Ф. Э.: Франция – один из лидеров в производственном секторе и секторе услуг. В сотрудничестве с другими европейскими партнерами компания Airbus недавно подписала контракт на поставку более 100 летательных аппаратов в Иран. Одновременно с этим растут продажи для нужд военной авиации. В области розничной торговли и гостиничного бизнеса, такие компании как Carrefour, Decathlon и Accor остаются одними из сильнейших игроков на мировом рынке. Продолжает расти спрос на предметы роскоши. Рынок лекарственных средств набирает обороты. Несмотря на конкурентную борьбу с новыми игроками на рынке, уровень экспортных поставок высококачественного вина и продовольствия повышается и рождает большой спрос в туристическом секторе. Компании Renault и Peugeot продолжают развиваться, а в Peugeot надеются, что Иран снова станет основным потребителем, которым он являлся до введения эмбарго.

Executive.ru: Какое значение имеет для экономики фактор франкофонии? Как франкоговорящие страны сотрудничают друг с другом?

Ф. Э.: Хотя колониальной Французской империи (как, впрочем, и Британской), больше не существует, общий язык и правовая система открывают для франкоязычных инвесторов огромные возможности в мире. Иностранные частные предприниматели и компании, базирующиеся во Франции, настроены на сотрудничество, так как их объединяют с Францией давние экономические связи. Во Франции действует договоренность об урегулировании двойного налогообложения, достигнутая со многими франкоязычными странами. Эта договоренность предполагает снижение налога на прибыль для французских компаний, инвестируемых из-за рубежа. В то же время в отношении получаемых дивидендов французская система налогообложения по сравнению с другими системами не столь щадящая. Например, доход от дивидендов облагается так же, как обычный корпоративный доход (по ставке 33,3%). Долгосрочные инвесторы, имеющие более 5% акций, получают 95% скидки на налог, что снижает фактическую налоговую ставку до 1,9%. Однако имейте в виду, что «долгосрочные инвестиции» подразумевают 2 года, тогда как во многих других системах налогообложения требуется только один год владения инвестициями для получения скидки. Для инвесторов из франкоязычных стран очень выгодно основать холдинговую компанию во Франции.

Executive.ru: Каковы основные направления экономического развития Франции в настоящее время с учетом рисков, с которыми сегодня сталкивается Европа: рост безработицы, наплыв мигрантов?

Ф. Э.: В настоящее время Франция и ЕС сталкиваются со следующими тремя проблемами: увеличение потока беженцев и нелегальных мигрантов, кризис евро и опасность выхода Великобритании из состава ЕС. Политика государства направлена на продолжение сотрудничества с Германией и другими стратегическими партнерами ЕС с целью поиска решений по вышеуказанным вопросам и избегания распада ЕС и, как следствие, возвращения к решению вопросов на национальном уровне (что наблюдается сегодня в Венгрии и Польше).

В мае 2012 года кандидат от Социалистической партии Франсуа Олланд выиграл президентские выборы, после того как активно выступал в защиту неудачной фискальной политики и гарантировал огромную поддержку создания новых рабочих мест со стороны государства, отделение деятельности банков по приему обычных вкладов и выдаче займов от более рискованной деятельности, повышение корпоративных и частных налогов, а также трудоустройство более 60 тыс. учителей в течение своего пятилетнего срока правления. Концепция государственного бюджета 2014 года предполагала временное введение налога для работодателей в размере 75% на доходы, превышающие 1 млн евро. Несмотря на приостановленный рост и финансовые трудности, размер займов во Франции снизился за последнее время, потому что инвесторов все также привлекает уровень ликвидности французских ценных бумаг.

На национальном уровне представители бизнес-сообщества во Франции требуют принять меры по созданию рабочих мест и поддержке предпринимательства. Среди их запросов – снижение расходов на рабочих и служащих для малого и среднего бизнеса. Правительство предусматривает льготы для малых и средних компаний, нанимающих новых работников. Согласно данным французской деловой газеты Les Echos, опубликованым 28 января 2016 года, и опросу 1000 респондентов во Франции, 37% граждан готовы заняться собственным бизнесом, однако ожидают больше поддержки со стороны государства. Бывший премьер-министр Франции Франсуа Фийон выступает за снижение налога на прибыль, чтобы поддержать подобные инициативы граждан.

Executive.ru: Как риски, о которых вы рассказали, «переплавляются» в контент учебной программы? С какими специалистами встретятся в Москве слушатели этого курса?

Ф. Э.: При подготовке программы GGSB MBA мы старались выйти за рамки национальных предубеждений и использовать различные международные ресурсы, чтобы создать образовательное пространство, схожее в решении проблем с французскими многонациональными корпорациями. К участию в программе привлекаются преподаватели из Европы и других частей света, это позволяет студентам знакомиться с различными подходами к управлению человеческими ресурсами или управлению экономикой (социальная защита населения, налогообложение). Эта практика сильно отличаются в различных странах.

Учитывая развитие предпринимательства и появление новой экономики, в рамках курсов программы обсуждаются примеры применения в бизнесе IT-бизнеса (например, AirbNb, BlaBla car и Uber). Также имеется возможность обучаться по специализации «Предпринимательство» – в этом смысле программа дает прекрасную возможность познакомиться с различными системами управления в частном и государственном секторах экономики по всему миру.

Публикации Grenoble Graduate School of Business активно признаются ведущими научными журналами, большое число работников школы в прошлом и сегодня публикуются в самых престижных рецензируемых научных журналах. Среди них – Джонатан Пинксе, Найджел Эллингтон и Александра Гербаси – ведущие специалисты таких областях как технологии, экономика и организационное поведение.

Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС, директор ИБДА, профессор

Executive.ru: Почему учиться во французской бизнес-школе сегодня - актуально?

Сергей Мясоедов: В ментальности россиян по престижу зарубежного образования на первом месте всегда стояли школы англо-саксонские, то есть школы из Великобритании и США, а на втором месте шла Франция. Но если наши отношения с Великобританией исторически неоднократно портились, то с Францией – исключая, пожалуй, период наполеоновских войн – мы обычно дружили. После перестройки в 1990-х годах наметился тренд к значительной переориентации потоков в области образовании и бизнеса на англо-саксонский мир и на север Европы, но сейчас этот процесс пошел в обратную сторону. В условиях экономических санкций и изменения геополитической ситуации, Россия наиболее быстро восстанавливает торгово-экономическое сотрудничество со странами романской группы – Францией, Испанией, Италией. Это можно проследить по многим внешним индикаторам, по обмену визитами, по заявлениям государственных деятелей, министров экономики и руководителей крупнейших компаний. Следует ожидать, что в ближайшие годы значительная часть российского бизнеса (кроме той, которая переориентируется на Восток и в первую очередь в Китай) начнет перемещение именно в эту группу стран.

Executive.ru: Какие факторы являются индикаторами этого процесса?

С. М.: Индикатором интереса российского общества к тому или иному региону для меня как для человека, работающего с образовательными программами на открытом рынке, является ориентация российской элиты на конкретное направление в области отдыха, покупки недвижимости и обучения своих детей. Десять лет назад россияне скупали лондонскую недвижимость, размещали капиталы в оффшоре на Виргинских островах, учили детей в британских школах, чтоб потом они переходили в британские университеты и мечтали о Лондонской школе экономики. Сейчас тренд другой: капитал начал отток с Виргинских островов в Андорру и Монако, бизнес-элита активно скупает недвижимость в Париже и на французской Ривьере, их дети поехали учиться во французские средние школы, рассчитывая после их окончания попасть в Grand Ecole. Франция – страна, в которую всегда хочется возвращаться и в которой комфортно жить. Франция по производительности труда не отстает от Германии, но рабочий день у французов при этом короче, а отпуск длиннее. Этой нации свойственно поразительное искусство великолепно обставлять свой отдых и наслаждаться жизнью.

Сила подготовки на нашей double degree MBA состоит в том, что, с одной стороны, за счет западного партнера мы задаем мировую глобальную планку с точки зрения знаний, навыков и связей. С другой стороны, наши преподаватели учитывают специфику ведения бизнеса в том регионе, откуда приходят их ученики. Наши выпускники незаменимы для российских компаний, которые хотят торговать на Западе, и для западных компаний, которые приходят в Россию.

Михаил Зайцев, академический директор международных программ MBA в ИБДА РАНХиГС, профессор

Executive.ru: Какова процедура поступления на программу? Должен ли абитуриент знать французский язык?

Михаил Зайцев: Для поступления на программу кандидат должен владеть английским языком на уровне не ниже Upper Intermediate и иметь опыт работы не менее двух лет после окончания вуза. Вся процедура поступления осуществляется через GGSB Admission Board. Единственное исключение – это возможность пройти тестирование по английскому языку в ИБДА РАНХИГС на подтверждение свободного владения языком для тех, у кого нет сертификата TOEFL, GMAT, Cambridge или IELTS. Кандидат должен предоставить в GGSB два рекомендательных письма и написать эссе по менеджменту.

Executive.ru: С кем встретится абитуриент в классе, когда поступит учиться на программу? Каков социальный и экономический статус его однокашников? В каких сферах они работают?

М. З: Программа ориентирована на молодых и амбициозных менеджеров, которым еще нужно бороться за свое место под солнцем и взбираться по высокой иерархической лестнице в своей компании. Сегодня у нас обучаются менеджеры HomeCreditBank, BASF, LUKOIL, Pfizer, VTB24, Boeing Russia, British American Tobacco Russia, Schneider Electric, TEVA и других компаний. Возрастной состав участников – от 24 до 32 лет, хотя есть люди и постарше.

Executive.ru: Каков организационный дизайн программы? Как построен учебный процесс в России?

М. З: Занятия проводятся один-два раза в месяц в формате выходного дня – это идеально подходит молодым и занятым профессионалам, которые не могут посещать занятия по вечерам. Из 20 модулей в Москве 14 модулей занимают 2 дня (суббота и воскресенье), 6 модулей занимают 4 дня (с четверга до воскресенья). Занятия на сессиях длятся с 9.00 до 17.45.

Executive.ru: Каковы самые популярные специализации на втором годе обучения и кто на них преподает?

Фил Эйри: На данный момент наибольшим спросом пользуются такие специализации, как менеджмент-консалтинг (где преподают в числе прочих Шэрон Крост, консультант в Hitachi и других компаниях в области социальных медиа; Мишель Колетти, получивший степень MBA в Гренобле; Майкл Томпсон), развитие международного бизнеса (Александр Фиданца, выпускник Ecole Centrale, Paris и опытный консультант; Мирель Клапо из Ecole Centrale Lyon; Эрван Хенри, консультант France Enterprise по международным стратегиям), предпринимательство (Мэтью Чуа, сотрудник Xerox corporation), инновационный менеджмент (Оливье Аба, Eriksson и HP), финансы (итальянский банкир Витторио деПедис; ученый Сафван Мчавраб, а также преподаватель из Великобритании Ахмед эль Месри), luxury brand менеджмент (Алексиа Дюбор-Лаврофф, компания Guerlain; Изабель Шабо, акционер Gem и LVMH; Летиция Томас, выпускник GGSB и предприниматель).


Grenoble Graduate School of Business является одной из самых престижных бизнес-школ в Европе. Она занимает 20 место в рейтинге Financial Times за 2015 год и имеет тройную международную аккредитацию AACSB / EQUIS / AMBA, похвастаться которой могут не более 1% бизнес-школ в мире. Преподавание на программе ведется на 75% на английском языке и на 25% на русском, после выбора специализации предусмотрен 3-недельный интенсивный выездной модуль в Гренобле, Париже или Лондоне. По окончании учебы выпускники получают диплом MBA Grenoble Graduate School of Business и государственный диплом о высшем профессиональном образовании РФ с присвоением степени «Магистр менеджмента», что облегчает им процесс трудоустройства в крупнейшие международные компании.

В настоящее время на программе MBA Grenoble Graduate School of Business продолжается прием на обучение. Успейте присоединиться и узнайте больше о скидках, правилах приема и условиях обучения на страницах сайта!

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Заинтересовался только по тому, что повезло больше всего контактировать с французскими преподавателями (один курс по маркетингу я читал лекции, а преподаватель из Франции мне ассистировала - вела практические занятия на французском -дело происходило на французском факультете нашего иняза;

пару лет тесно контактировал с одним проректором (потом стал ректором Парижа 8, контактировали по проекту конверсии предприятий нашего региона) как раз из Франции;

по сути, единственный сертификат о переподготовке у меня французский, уровень трехнедельного обучения (проводила фирма CEFRI, правда консультанты этого центра полушутя поиронизировали над Котлером (семинар был по маркетингу, но ни одного спеца из США они ни разу не упомянули - это особенность) за слишком толстый учебник - рассказывали, как положили книгу Котлера в шкаф и сломалась у шкафа ножка :))) но уровень был очень высокий;

Для сравнения - обучался пару лет на двух семестровых курсах у специалиста из США (по технологии Гарварда, но по такой же тематике) - уровень был примерно одинаковый - то есть к французской школе подготовки особых претензий того, что видел, не было. А сравнивать мне легче, чем студенту - я же сам работал преподавателем этих дисциплин.

Именно потому и рассказываю про свой опыт - согласен с описанным по сути.

С чем не согласен - Цитата- Занятия проводятся один-два раза в месяц в формате выходного дня – это идеально подходит молодым и занятым профессионалам, которые не могут посещать занятия по вечерам.

Потому как в выходные нужно отдыхать и заниматься семьей, а не надрывать свое здоровье учебой и создавать проблемы семье из-за своего отсутствия.

Василий Калюжный +208 Василий Калюжный Генеральный директор, Москва

Чем-то напомнило давнюю дискуссию между французами и англосаксами про то, как будет более правильно мАркетинг или маркЕтинг...)))

Михаил Ободовский +1185 Михаил Ободовский Управляющий директор, Москва

Менеджмент консалтинг преподает консультант в области социальных медиа ... ну что же, так они понимают менеджмент.
Очевидно, что сразу следовало написать две вещи: 1) к нам не надо сдавать GMAT; 2) климат у нас намного лучше, чем в Великобритании, может быть, в обратном порядке.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.