«Сегодня мы учим находить точку стабильности в нестабильном мире»

На правах рекламы.

Анна Солдатова, E-xecutive.ru

Свою первую программу MBA в России бизнес-школа Kingston University London запустила в 1998 году в партнерстве с АНХ при Правительстве РФ (ныне Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ), - накануне кризиса. Выживать в такое время было нелегко, а запускать новый проект – еще сложнее. Однако программа Kingston MBA выстояла и продолжила развиваться. В 2008 году, опять же накануне кризиса, был запущен новый проект Kingston EMBA в РАНХиГС, а в 2014 году программа Kingston РАНХиГС MBA выиграла тендер Правительства Москвы на проведение англоязычной программы MBA для предпринимателей.

На сегодняшний день можно сказать, что стратегическое партнерство Президентской академии и Кингстонского университета пережило уже три кризиса в России. Executive.ru побеседовал с деканом Факультета международных программ ИОН РАНХиГС и почетным членом Kingston University London Маргаритой Перепелицей о том, чему бизнес-школа должна учить в кризис и как британско-российская атмосфера способствует карьерному росту.

бизнес-образование

Выпускник Kingston MBA Алексей Комиссаров только что получил диплом почетного доктора Kingston University London. Слева направо: профессор Жан-Ноель Эзингард, Алексей Комиссаров, Маргарита Перепелица, профессор Робин Мэттьюз

Executive.ru: Чему школы должны учить в кризис?

Маргарита Перепелица: Думаю, мы пытаемся научить жить и управлять в мире неопределенности и хаоса, в условиях ограниченности всех ресурсов, находить новые направления для профессионального и личностного развития. В кризис многие из наших студентов теряют работу или их зарплата снижается на несколько уровней. Люди чувствуют себя подавленными и разбитыми. Поэтому я бы сказала, что сегодня мы учим восставать из пепла и возрождаться. Даем необходимые инструменты, навыки, тренинги психологической устойчивости, которые помогут им в кризисной ситуации не растеряться, а наоборот, организовать в себе все лучшее, посмотреть в зеркало и сказать «я способен на это, я могу вытянуть эту ситуацию». И не просто сказать, а сделать. Мы учим наших слушателей концентрироваться на тех способностях и талантах, которые у них есть, помогаем их развивать, учим продавать себя лучше.

Executive.ru: Как учите продавать себя?

М.П.: В самом начале своего обучения студенты Executive MBA проходят индивидуальные консультации по развитию своей карьеры с экспертами Executive search из международных компаний, работающих на российском рынке. Таким образом, они сразу оказываются в элитных базах крупнейших рекрутеров. Например, сейчас мы работаем с агентством Heidrick & Struggles, управляющим партнером которого является наш выпускник Ваагн Манукян. Агентство помогает слушателям доработать свои CV и профессиональное портфолио таким образом, чтобы они могли реализовать полученные советы, представить свои достижения и опыт наиболее выигрышным образом, научиться продвигать свой бренд в LinkedIn, на переговорах и так далее. При этом все делается на общественных началах – выпускники оказывают помощь тем, кто учится сейчас.

Executive.ru: Как на ваших программах сказался кризис?

М.П.: Вы знаете, когда грянул кризис и фунт фактически вырос с 50 до 100 рублей, мы думали, что у нас половина студентов не сможет продолжить обучение. Но в действительности мы потеряли только процентов 10. Наши студенты правильно распределили приоритеты, они выбрали образование, которое может реально продвинуть их в карьере и в целом по жизни.

Executive.ru: Кто ваши слушатели? Каков их портрет?

М.П.: На MBA приходят менеджеры среднего звена, которые хотят систематизировать приобретенные и получить новые знания в различных функциональных областях менеджмента. Зачем им это нужно? Чтобы получить общие представления обо всем и понимать язык и финансового директора, и маркетолога, и директора по персоналу, и операционного менеджера, и т.д. И, конечно, вовремя понять, остаться в той области, которую они выбрали, или кардинально поменять ее. И возраст у них: 25-32 года.

EMBA – это владельцы бизнеса и топ-менеджеры от 30 до 45 (и старше) лет. Они имеют серьезный управленческий бэкграунд и вплотную подошли к задаче переосмысления своего опыта и постановке новых жизненных и профессиональных целей. Некоторые топ-менеджеры хотят создать свой бизнес. Сейчас, конечно, не самые лучшие времена, но, согласно нашим исследованиям, до кризиса свое дело основывали 30-35% наших выпускников, а часть предпринимателей планируют диверсифицировать свой бизнес, ищут новые неизведанные «поля».

Executive.ru: Каковы основные отличия в подходах к их обучению?

М.П.: Если на MBA это, скорее, стандартные курсы, то на EMBA преподаватели подают свои предметы с точки зрения междисциплинарного подхода, чтобы показать слушателю, как при принятии стратегических и управленческих решений учитывать разные функциональные области менеджмента. Как заставить все отделы работать вместе над решением общих задач? Ведь за каждой операционной неудачей стоит круг вопросов, часто напрямую не связанный с конкретной проблемой, но их понимание дает ключ к развитию. То есть на курсе по стратегическому менеджменту присутствует и business financial environment (чтобы показать, как внешняя среда влияет на выработку стратегии компании), и международный финансовый менеджмент (как финансы участвуют в выработке стратегии компании), и т.д.

Очень символично на вопрос о значении программы ЕМВА в жизни и в карьере в целом отвечает наша выпускница Кристина Тихонова, генеральный директор Nokia Siemens Networks в России: «Самый большой качественный сдвиг произошел в трех областях: это стратегическое мышление, general management и people management».

Еще одна особенность – на EMBA приходят уже со своей сформировавшейся темой, которую слушатель должен решить за эти два года, что он проведет на программе, и написать по ней диссертационный проект.

бизнес-образование

Активное обсуждение бизнес-кейсов слушателями Kingston MBA&EMBA

Executive.ru: Насколько глобальной может быть тема диссертационного проекта?

М.П.: Вспоминаются разные интересные примеры. У нас учился Роман Марков, в то время первый заместитель мэра Сургута. Когда он пришел с темой выстраивания клиентоориентированной системы управления города Сургута, мы очень озадачились вопросом, как ему помочь – где есть те передовые технологии и опыт, которые ему нужны. И обратились к нашим партнерам в Kingston. В конечном итоге консультатом и супервайзером по проекту выступила Элизабет Уолкер, человек с огромным опытом в этой теме. К тому же она оказалась почетным гражданином Лондона, в свое время отвечала за решение социальных проблем в департаменте мэрии Лондона. Благодаря этому Роман сделал абсолютно практический проект, который начал реализовывать в Сургуте, еще будучи студентом. Другой пример, Алексей Шаповалов – выпускник EMBA, который, работая в «МегаФоне», разработал диссертационный проект на тему «Удержание клиентов и брендинг в процессе интеграции приобретенной компании». Кейс основывался на приобретении проводного интернет-провайдера NETBYNET мобильным оператором «МегаФон». Я знаю, что его работа была реализована в стратегии компании «МегаФон».

Я помню, какие были фолианты – проекты наших первых выпускников в 2000 году. Александр Агеев, ныне доктор экономических наук, профессор МГУ, член Российской академии естественных наук, главный редактор журнала «Экономические стратегии», написал проект в двух томах «Реструктуризация атомной промышленности России». Антон Телегин, возглавлявший департамент маркетинга «Вымпелкома», написал диссертацию, посвященную развитию «Вымпелкома» в регионах. И его идеи действительно стали частью стратегии «Вымпелкома» в начале 2000-х годов.

Совсем недавно Елена Шкарубо, наша выпускница, отлично защитив диссертацию на тему «Возможности развития бизнеса P2P в электронной среде на примере компании Feel Cared», выиграла большой конкурс и в данный момент находится в Калифорнии в Кремниевой долине для дальнейшего развития этого проекта.

Executive.ru: Как сегодня меняются запросы слушателей на обучение?

М.П.: Мы рассматриваем наши программы как живой организм. Особенно в кризис. Программы постоянно претерпевают изменения, подстраиваясь под запросы рынка, слушателей. Сейчас, например, они хотят больше«workshops». Мы обратились в головной Kingston с тем, чтобы добавить в модули, которые идут у нас по пять-шесть дней 1 раз в 2 месяца, еще два дня – с тем, чтобы в каждый модуль дополнить workshop на актуальную тему, связанную с кризисом.

Workshop – это аналог мастер-класса, основанный на живых кейсах, который ведет гуру в своей области. Он формирует небольшие группы из студентов, раздает к кейсу задания, и ребята предлагают свои решения.

Вот примеры последних из них: «Инновационный маркетинг, создание и распространение продукта», который превосходит ожидания клиентов – автор Луиз Мартинез-Рибес, профессор Esade Business school; «Стратегический проджект менеджмент» Роднея Тернера, выпускника Оксфорда, профессора SKEMA Business school, автора более 15 книг и сотен статей, одного из лучших специалистов в области проджект менеджмента в Европе; «Разработка бренда и устойчивость в кризисный период» от Найджела Баркера и др.

Executive.ru: На что вы сейчас ориентируетесь при отборе кейсов?

М.П.: На MBA программе у нас все еще есть классические гарвардские кейсы. Это могут быть кейсы по Apple, Microsoft, IKEA, Inditex и других известных всему миру компаний, которые прошли очень успешный путь развития. Но если раньше они составляли 90% от всех кейсов, то сейчас – 30%. Мы не считаем необходимым отказываться от них на 100%. Классические кейсы тоже должны присутствовать, равно так же, как и классическое экономическое образование. Ведь люди к нам приходят с разным бэкграундом, образованием. Последние годы мы стали чаще брать живые кейсы, причем именно из российской практики.

Executive.ru: Где вы берете кейсы из российской практики?

М.П.: Большую часть получаем от наших выпускников. Например, совсем недавно мы разбирали кейсы по «Башнефти», «МТС», «Сбербанку» и др. Также по просьбе слушателей стали делать больше внутренних бизнес-мастерских, где они делятся кейсами своих компаний – тем, как они лично справляются с кризисом. Это помогает больше узнать друг о друге, выработать общие решения, узнать точку зрения своих коллег – экспертов в той или иной области.

Это, так называемые, сесии «Experience sharing». На самом деле, эти консалтинговые практики позволяют взглянуть на проблемы с разных сторон и найти решения вместе с коллегами по учебе.

Еще в кризис из того, что просят наши студенты, очень полезными оказались бизнес-мастерские, когда приходят люди из бизнеса и рассказывают о своем личном опыте решения тех или иных проблем. Это не всегда наши выпускники, но всегда известные люди с живыми кейсами. Одна из последних встреч была, например, с Юлианой Слащевой (в прошлом – управляющий партнер и президент в «Михайлов и партнеры», ныне – генеральный директор в «СТС Медиа»). Она рассказала о том, как пришла в СТС, и там ей предложили разработать стратегию развития компании в плане выстраивания бренда. Все это совпало с кризисом. Она долго готовилась, написала целый фолиант, представила стратегический проект, а члены совета директоров, послушав, вынесли свой вердикт, что сейчас кризис, и денег таких на развитие нет, и предложили сильно сократить бюджет проекта и прийти с новым планом. Ее рассказ о том, как она продвинула свою идею, как ей помогли лидерские качества, профессиональные знания в области и стратегического менеджмента, и финансов, и маркетинга, и т.д., – это реальный кейс из жизни лидера, который верит в себя несмотря ни на что и берет ответственность, и, в конечном счете, выигрывает. А еще не так давно, например, была встреча с нашим выпускником Ильей Якубсоном, он сегодня возглавляет крупнейшую группу компаний «Дикси», а также является президентом российской ассоциации ритейлоров, который рассказывал нынешним слушателям о реально тернистом пути, который он прошел из предпринимателя в топ-менеджеры. И тоже это было связано с кризисными временами.

Очень интересный мастер-класс дал на наших программах Олег Наговицын, генеральный директор «Газпроминвест проект», топ-менеджер, который провел более 2 тыс. успешных переговоров по привлечению инвестиций для компании «Газпром».

бизнес-образование

Ежегодная встреча выпускников в резиденции посла Великобритании. Слева направо: вице-канцлер Kingston University London Мартин Денс, Илья Якубсон, посол Великобритании Энтони Бэрроу, Маргарита Перепелица, Денис Саврасов, профессор Митали Митра

Executive.ru: Кто из звездных гуру преподает на программах?

М.П.: Основной состав – это британские преподаватели. Но среди них есть те, кто приезжают из университетов со всего мира. Например, профессор Луиз Мартинез-Рибес, в прошлом директор Global Executive MBA, читает у нас курс «Инновации и маркетинг». Джона Питерса можно по праву назвать звездой. Это бывший военный летчик королевских военно-воздушных сил Великобритании, который бежал из афганского плена и на этом кейсе сделал курс «Лидерство: Экстремальный опыт». Он рассказывает, как легко может сломаться психика и как одна минута может решить вопрос: погибнет человек или выживет. И как много зависит от личности в те или иные кризисные периоды, когда нужно выжить, выстоять. Преподаватель Бен Лэйкер, молодой и безумно талантливый преподаватель Kingston, приглашенный в Оксфорд, ведет у нас воркшоп по операционному менеджменту. Главное его качество – он умеет извлечь из групповой работы над кейсами гигантское количество креативных идей. Ребята потом говорят: «ну, я от себя такого не ожидал». Среди преподавателей есть бывший декан бизнес-школы Kingston, ныне профессор одной из лучших в Великобритании Henley Business school, Филипп Сэмюел. Это человек-оркестр. С одной стороны – профессор, который активно публикуется и издает книги, а с другой – бизнесмен, который создал многомиллионный бизнес – и на основе него он делает учебные кейсы, связанные с управленческой экономикой и стратегическим менеджментом.

Executive.ru: Ваш выпускник Алексей Мамин в интервью Executive.ru признался, что благодарен вам за создание атмосферы, при которой нелегкий процесс обучения всегда сопровождали помощь и выручка. Что это за атмосфера?

М.П.: Не хочу пугать, но учиться у нас сложно. Здесь не проходят номера, когда вместо серьезной работы (эссайнмент) вы можете предоставить отписки и получить за это «pass». Бывает, что слушатели пересдают и диссертационные проекты. У нас жесткие дедлайны, слушатель каждые три недели должен сдавать качественно выполненные работы по одному из направлений менеджмента. А для этого мало прослушать лекцию, нужно прочитать дополнительные материалы, книги, выполнить кейсы, проработать тему в группе и т.д. Если говорить о трудоемкости, то многие наши студенты признались в том, что они ежедневно после работы два часа тратят на обучение. И это помимо выходных, которые обучение съедает полностью. И, конечно, в какой-то момент приходит мысль: «Зачем же я в это ввязался, еще и за собственные деньги?» Но в этом есть и определенный драйв. Ведь почти 90% завершают обучение. Это потому, что никто не ценит то, что дается легко.

В таком напряженном режиме поддержка коллег по учебе и администрации очень важна. Вы, наверное, слышали выражение, что формальное обучение делает вас выживаемым, а неформальное – успешным! И мы стараемся преуспеть в этой неформальной части (встречи, party, эвенты). И вот в результате из группы складывается, не побоюсь этого слова, «вторая семья». Возникает душевная атмосфера, в которой мы много узнаем друг о друге, искренне интересуемся, радуемся успеху. Именно в этой атмосфере человек не постесняется рассказать о самом сокровенном, наболевшем. Возникают моменты, когда теряют работу, что-то случается в семье, и человек считает естественным рассказать об этом и попросить помощи. А наши успешные выпускники и слушатели готовы помочь. Так я вспоминаю, как складывалась судьба Виктора Белякова, который учился на MBA в одной группе с Владиславом Баумгертнером (бывший генеральный директор «Уралкалия»). Виктор был ассистентом менеджера в отделении Сбербанка в Клину и в одно время потерял работу. Мы обратились к Владиславу, на тот момент топ-менеджеру в международном концерне АББ, и все сложилось более чем успешно. В последствии Виктор стал финансовым директором в АББ, а с 2008 по 2014 год был директором по экономике и финансам «Уралкалия».

Executive.ru: Как изменяется карьерная траектория вашего выпускника? На какой позиции карьерной лестницы обычно находится абитуриент и что происходит с его карьерой через два-три года после защиты диплома?

М.П.: Мы внимательно следим за их карьерной картой, она особенно хорошо видна на MBA-выпускниках. Они приходят с позиций линейных менеджеров. Вырастают не все, но через 2-3 года подавляющее большинство становятся топ-менеджерами. Например, всем известная Елизавета Осетинская. Она была и главным редактором «Ведомостей», и главным редактором русской версии Forbes, а сейчас – шеф-редактор проектов РБК. Когда она пришла к нам учиться – ей было 26 лет. Отучившись у нас, она сделала карьерный рывок – прошла собеседование на должность главного редактора «Ведомостей». Анжела Грачева – выпускница MBA-программы – через несколько лет после окончания обучения стала вице-президентом, руководителем департамента по связям с общественностью банка «Уралсиб».

Петр Фрадков – первый заместитель председателя правления «Внешэкономбанка»; Алексей Комиссаров, который был предпринимателем, когда учился на программе, - через несколько лет после окончания стал министром в Правительстве Москвы, а ныне – генеральный директор Фонда развития промышленности; Николай Соболев – сегодня первый заместитель генерального директора, финансовый директор компании «Соллерс»; Ольга Машковская – заместитель генерального директора по финансам компании «Базовый элемент»; и так далее.

Обращаясь к тем, кто задумался и решил, что пора, несмотря на трудные времена, пойти учиться, - желаю не забыть о том, что слово «кризис» означает в переводе с китайского языка: «опасность» и «возможность». Это сочетание заставляет человека раскрыть и мобилизовать все самое лучшее и талантливое, что в нем есть. Я понимаю, как сложно сейчас решить, что приоритетнее. Но знания, опыт, связи, которые вы получите от обучения, будут в вашей жизни значить очень много и вернутся, совсем недолго заставив себя ждать. Потому что эти инвестиции уже никто не отнимет.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.