Как выбрать бизнес-школу, чтобы завоевать «золото»?

Юлия Тюльга, заместитель директора по маркетингу Высшей школы бизнеса Государственного университета управления

Российские бизнес-школы постоянно находятся под прицелом критиков, которые говорят о низкой ценности диплома российского MBA, о несоответствии программ потребностям бизнеса, о разрывах между ожиданиями слушателей и реальными результатами, о неоправданно высокой стоимости обучения и устаревших методиках преподавания. Впрочем, те, кто так говорит, сами, как правило, в бизнес-школах не учились, возможно, потому и злословят. Выпускники же бизнес-школ считают иначе. Автору не удалось найти среди выпускников Высшей школы бизнеса Государственного университета управления (ВШБ ГУУ) того, кто отозвался бы об учебе откровенно негативно. Напротив, они говорят о том, что достигли определенных результатов в карьере, бизнесе. Юлия Тюльга решила обсудить тему эффективности MBA на примере программы MBA со специализацией в области финансов в формате двойного интервью: на вопросы отвечают доктор экономических наук, профессор, преподаватель программы MBA ВШБ ГУУ Владимир Морыженков, и слушатель программы MBA Дмитрий Жариков.

Некоторые российские бизнес-школы, к большому сожалению, не проводят входное тестирование слушателей: берут всех, кто может заплатить. В ВШБ ГУУ – иная ситуация: отсекают тех, кто не имеет управленческого опыта. В итоге половина группы слушателей MBA – люди, имеющие финансовое образование, половина – не имеющие. В одной аудитории встречаются технари и гуманитарии или, как говорили прежде, физики и лирики.

Юлия Тюльга: Уровень подготовки слушателей различен: одни хорошо понимают вас, другие – плохо. Ваши действия, господин преподаватель? Можно ли «в одну телегу впрячь коня и трепетную лань»?

Moryzhenkov.jpgВладимир Морыженков: Они сами впрягались в эту телегу, желая делать бизнес. При этом ни финансист или технарь, ни гуманитарий не могут пока производить богатство ни для себя, ни для своих хозяев в объеме, достаточном для того, чтобы представлять интерес для рынка. Поэтому они и пришли в бизнес-школу. Важно, что нашу школу выбрали они оба. С точки зрения конечного результата профессиональные навыки и предпринимательская активность выше там, где есть физики и лирики, а не только физики или только лирики. Входной контроль должен отслеживаться, чтобы приходящий кандидат «горел» желанием достижения цели и в своей «прошлой» жизни физика или лирика имел практические результаты. Снижать планку преподавания для того, чтобы всем все было понятно, нельзя. Слабый сам должен прикладывать усилия для достижения результата. Полагаю, что формула успешного обучения такова: 33% успеха дает бизнес-школа, 33% – коммуникации по вопросам бизнеса, 33% коммуникации по вопросам жизненных ценностей между слушателями школы.

Ю.Т.: Насколько неоднородность группы является раздражителем для вас? Это мешает? Провоцирует? Мотивирует? Что посоветуете, чтоб «не убить соседа»?

Zharikov.jpgДмитрий Жариков: Желание «убить соседа» периодически возникает, но порой наивные и кажущиеся глупыми вопросы вызывают интересные и многоступенчатые пояснения преподавателя. Я бы сказал, что в большей степени неоднородность групп связана не с первоначальной подготовкой слушателей, а с различиями уровня бизнеса, в котором работают мои коллегии, их статусом: наемный менеджер или владелец бизнеса. А если говорить о специализациях, то ситуация практически такая же, как и в реальном бизнесе, в своей компании я решаю задачи не только и не столько с «технарями», и это нормально... Что касается моего мнения по набору групп, то мне кажется, что при стандартном подходе к обучению было бы правильно делать входное и выпускное тестирование для определения, чего слушатель самостоятельно смог добиться, а чего не смог.

Ю.Т.: Каков же «выпускной стандарт» для «гуманитариев»? Можете ли вы сказать: это вы у меня будете знать, независимо от того, хотите ли вы этого или не хотите»? Если да, то что именно слушатели гарантированно будут знать после обучения на вашем курсе?

В.М: У меня встречный вопрос: «А есть ли разница в вождении автомобиля у профессиональных финансистов, гуманитариев или инженеров?» И да, и нет. Все ездят по правилам, но с разным стилем вождения. Вот так и в бизнесе: способ принятия управленческих решений ты выберешь в зависимости от того, какую роль играет у тебя правополушарное мышление или левополушарное, но общие правила будешь соблюдать подобно тому, как водитель на дороге соблюдает ПДД. А школа в любом случае даст умение ставить достижимые цели и принимать решения, строить бизнес-процессы и определять границы ответственности, управлять проектами и умно распределять ресурсы при создании добавленной стоимости. Определенно, гуманитарии получат знания и умение бюджетировать, управлять финансами, инвестировать, анализировать отчетность, управлять стоимостью бизнеса.

Ю.Т.: Владимир Морыженков дал определение гарантированного минимума знаний, который получат нефинансисты. А что «технари»? Насколько у них есть возможность глубоко погружаться в специальность?

Д.Ж.: В бизнес-школу я пришел, чтобы структурировать свои знания, собрать в одно целое бизнес-пазл. Понял, что не хватает драйва, обмена опытом, примеров и кейсов из реальной практики. В то же время в блоке специализации, который я как раз сейчас изучаю, есть специальные дисциплины, которые я могу взять на выбор, например, управление рисками, инвестиции, - для меня это новое и более актуальное направление.

Ю.Т.: Какие лекции и кейсы вы предпочитаете давать в рамках курса финансового менеджмента: зарубежную классику или новейшую российскую практику? Как соблюсти баланс и не впасть в явное восхваление одного или критику другого?

В.М: Главный критерий – актуальность. В Harvard Business school есть кейсы, актуальные все 50 последних лет. Например, задача, сколько денег максимально может брать фирма в долг, чтобы всегда иметь возможность погасить свои обязательства и в тоже время иметь высокий темп прироста стоимости.

Ю.Т.: Каким должно быть соотношение лекций и кейсов по зарубежной классике или новейшей российской практике?

Д.Ж.: Я настороженно отношусь к западным практикам: хотя они и дают представление о лучшей жизни и технологиях, но далеко не все применимы в нашем бизнесе. Другое дело – опыт их применения в российских компаниях с учетом наших особенностей ведения бизнеса. Кейсы и примеры из современной практики российского бизнеса дают преподаватели-практики. Понятно, что бывают анекдотичные примеры и ситуации, а порой и нереальные, но все это расширяет мой кругозор, информационную осведомленность о российском бизнес-пространстве как об уникальном явлении, способном функционировать несмотря ни на что. Мне интересно решать такие задачи, и в этом тоже есть определенный драйв!

Ю.Т.: На каком предмете и в какой период времени в сознании слушателя MBA происходит «сборка» разных курсов в систему? Один выпускник бизнес-школы на этот вопрос ответил: «Это произошло на курсе «Бизнес-планирование» в третьем семестре». Не поздно ли?

В.М.: Метод дедукции – от частного к общему – удел Шерлока Холмса. Надо уже на вводном этапе читать системообразующую лекцию или курс, открывая видение целого в голове слушателя. Это как прозрение. А потом доводим каждую часть целого до желаемого уровня детализации.

Д. Ж.: На втором году обучения слушатели моей группы, наконец, прозрели и стали готовы к системному видению бизнес-процессов. Я не занимаюсь самобичеванием на тему «насколько это поздно или нет» и не вижу в этом никакого обмана со стороны школы, это нормальный процесс эволюционирования слушателя в процессе обучения на MBA, разве не так?

Ю.Т.: Владимир, вы как-то сказали, что в настоящий момент «российский бизнес не растет, а выживает. Для выживания нужны другие квалификационные навыки, а MBA дает навыки развития». Так зачем тогда сейчас нужен российский MBA? Может, нужен особенный, национальный MBA?

В.М.: Я считаю, что бизнес – вид спорта. Способ подготовки спортсменов-чемпионов – всегда тайна, главное – цель подготовки: Олимпийские игры или сдача норм ГТО (физкультурный комплект «Готов к труду и обороне») в школе. Надо поступать в ту школу, которая научит вас завоевывать реальное «золото».

Ю.Т.: Насколько эффективным может восприниматься бизнес-образование современным бизнесом?

Д.Ж.: Скажу как «почти выпускник» MBA: ни одна бизнес-единица не будет эффективна в статичном положении – ни выпускник MBA, ни компания, ни школа бизнеса. Мы все должны находиться в постоянном развитии, использовать опережающие технологии, перспективные стратегии, быть на шаг впереди. Проблемы ищет тот, кто тратит бюджеты компании, а тот, кто зарабатывает капитал, ищет решения, и для меня бизнес-образование – один из способов решения задач развития.

Источник фото: expert.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Плехановской школе бизнеса «Интеграл» стартовала программа МВА вечернего формата

Также продолжается набор на модульный формат MBA (занятия два раза в год).

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу DBA

Программа дает возможность систематизировать и концептуализировать накопленный управленческий опыт.

«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.