«Мы многое знаем, но нам не хватает уверенности»

Какой формат обучения МВА наиболее эффективен для управленца? - Тот, что происходит за рабочим столом и дает возможность сразу реализовывать новые знания на практике, считает Дмитрий Стапран, директор по организационному развитию «РусГидро». Никакое решение кейсов с откладыванием знаний «про запас» не может сравниться с реальным опытом. Именно поэтому так важно, идя в бизнес-школу на уровень Executive, соблюдать четыре простых правила: находиться на руководящей должности, иметь солидный управленческий опыт за плечами, выбирать модульное обучение западных или совместных программ, а также получать знания в компании себе подобных. В 2010 году Дмитрий окончил программу Executive MBA Kingston/РАНХиГС. Executive.ru спросил управленца о его личном опыте получения эффективных знаний и навыков.

Executive.ru: Когда вы задумались о бизнес-образовании? Что стало главным мотивом?

Дмитрий Стапран: В 2008 году я перешел работать в компанию «ИНТЕР РАО» на должность начальника департамента, возглавил департамент организационного обеспечения. У меня к этому моменту уже было два высших образования МГИМО, международное и юридическое, и степень кандидата исторических наук. За плечами – шесть лет опыта работы в МИДе, в Федеральной сетевой компании (ОАО «ФСК ЕЭС»), где с должности главного специалиста я вырос до корпоративного секретаря. Но этого всего оказалось недостаточно, так как практически все знания (кроме юриспруденции), что я получил в образовательных учреждениях, не имели отношения к бизнесу. А опыт работы не дал целого ряда управленческих навыков.

Executive.ru: По какому принципу вы выбирали школу? Сколько вариантов рассматривали?

Д.С.: Особо много вариантов я не рассматривал. В 2008 году в журнале «Секрет Фирмы» вышел рейтинг бизнес-школ, функционирующих на российском рынке. Совместная программа MBA Kingston/РАНХиГС занимала третью строчку (а в 2009 году – первую). К тому же примерно в то же время бывший руководитель этой программы MBA перешел в HR-департамент «ИНТЕР РАО» тьютором, и у меня была возможность с ней пообщаться и услышать ее рекомендации. Это окончательно определило мой выбор.

Безусловно, на выбор повлияло и то, что бизнес-школа – западная. Западному бизнес образованию гораздо больше лет, чем отечественному, и, конечно, уровень первого гораздо выше. Уехать учиться за рубеж с отрывом от производства тогда я не мог, так что программа стала своеобразной палочкой-выручалочкой.

Executive.ru: Как происходит процесс поступления?

Д.С.: Помню, что при поиске бизнес-школы меня очень смущала необходимость сдачи вступительных экзаменов (я полагал, что это что-то страшное и происходит по аналогии с зарубежными вузами, где нужно сдавать GMAT и TOEFL). Сейчас понимаю, что бояться не нужно – все намного проще, чем кажется (к тому же позже, просто так, для себя, я попробовал сдать GMAT и получил 680 баллов – весьма высокая оценка). Тем не менее, плюсом для меня оказалось то, что для поступления в Kingston нужно было пройти собеседование на английском языке с профессорско-преподавательским составом. В ходе беседы меня определили на программу Executive MBA, так как у меня уже был достаточный управленческий опыт. Отдельная личная благодарность школе в том, что допустили к собеседованию несмотря на то, что я опоздал по срокам с подачей документов.

Executive.ru: Как строилось обучение?

Д.С.: Программа Executive MBA длится два года, предполагает модульное обучение с полным погружением (в течение пяти дней, с 9:00 до 18:00, плюс дополнительные занятия), позволяя совмещать обучение с работой. После этого перерыв на месяц-полтора с кучей заданий, книг на прочтение, встреч с группой. Я считаю, что отдача от такого обучения гораздо больше, чем от Full-time. Сейчас обучение work based learning (учеба на работе) становится все популярнее в плане своей эффективности. Вам читают модуль, вы разбираете кейсы, а затем вам дают задания, которые должны продемонстрировать, насколько вы усвоили материал. Когда, параллельно работая, вы понимаете, что новые знания можно применить к вашей деятельности, и применяете, - то это колоссальный опыт. Правда, это и двойная нагрузка на вас, и испытание для вашей семьи, которая вас практически «теряет» на два года.

За время учебы у нас было два учебных модуля за рубежом: один в Англии, другой – в Китае. В Китай я не смог поехать, а вот в Англии был, чему очень рад. У нас был организован ряд встреч с представителями бизнес-сообщества: бизнес-аналитиками, которые рассказали свое видение относительно того, что происходит на мировом рынке финансов, рынке заемного капитала. Интересный взгляд практиков-профессионалов в настоящее и будущее. Это не книга, где выводы опираются на прошлые цифры.

Executive.ru: Сколько человек было в вашей группе, кто они?

Д.С.: В бизнес-школе была самая дружная группа из всех моих образований, мы до сих пор тесно общаемся. Это люди из всевозможных сфер: консалтинг, банковский сектор, предпринимательство, фармацевтика, СМИ, девелопмент, энергетика и т.д. Всего при поступлении было 25 человек, из которых до диплома дошло 15. Это говорит о том, что даже легкость вступительного испытания при поступлении не дает гарантии получения диплома тем, кто идет в школу просто за британской «корочкой» – эти люди все равно отсеются.

О нашей группе мне запомнилась фраза профессора: «В совокупности вы представляете собой 250 лет управленческого опыта, с чем не сравним никто из преподавателей или учебников. Поэтому ваше общение даст вам не менее, чем вы получите от нас».

Executive.ru: Как вы оцениваете качество преподавателей?

Д.С.: Например, тот, кто преподавал у нас HR, раньше планировал секретные военные операции в Великобритании. Соответственно, можно представить, какой у него опыт, понимание психологии.

У нас были и зарубежные, и российские преподаватели, но все основные модули вели первые. В зарубежных бизнес-школах очень четко следят за тем, чтобы профессора обязательно несколько часов в неделю занимались консалтингом в реальном бизнесе, публиковали определенное количество статей, писали определенное количество книг, вели определенное количество курсовых работ. Это те количественно-качественные показатели, по которым оценивается их работа. Это же является залогом того, что вы получаете качественную и свежую информацию.

Executive.ru: Какие предметы были вам наиболее интересны?

Д.С.: Мне очень понравился Operation Management, Financial Management, модуль HR. Еще факультативный модуль про бизнес-коммуникации, который читала доктор филологических наук, профессор Елена Зарецкая. Я не смог посетить все ее лекции, но с упоением прослушал все записи ее выступлений.

Executive.ru: Можете ли вы привести конкретные примеры, когда преподаватель «взорвал сознание» – заставил принципиально пересмотреть взгляды на тот или иной вопрос из области экономики или бизнеса?

Д.С.: Было два таких момента. Первый – из финансового менеджмента. Процесс инвестирования, как правило, строится на данных статистики и будущих прогнозов. Однако все, что было в прошлом – возможно, никогда не повторится. Все, что будет в будущем – возможно, никогда не случится. А то, что между – безумно хрупкая граница, стоя на которой вы и принимаете решение. И многое тут зависит от вашего умения чувствовать, от бизнес-интуиции. Безусловно, подкрепленной знаниями (например, западные инвесторы чувствуют себя гораздо более подкованными в ситуации кризиса, чем мы, потому что они этих кризисов пережили целую кучу). То есть я пришел за знаниями, а ушел с пониманием того, что интуиция играет огромнейшую роль в принятии бизнес-решений и что ей нужно учиться доверять.

Второй момент «взрыва сознания» состоял в том, что изначально я шел учиться с четким осознанием того, что я чего-то не могу, что-то не знаю. Стакан казался наполовину пуст. Все, чему меня учили, представлялось безумно сложным в начале, но оказалось простым на поверку. Оказалось, что я интуитивно многое знаю, просто мне не хватает уверенности в себе.

Безусловно, MBA дает знания. Но еще больше оно дает уверенность. И это то, за чем стоит туда идти. Понимание того, что «я знаю, я могу», помогает сворачивать горы.

Executive.ru: Как школа повлияла на ваше личностное развитие как руководителя?

Д.С.: Я еще больше укрепился во мнении о важности эмоционального лидерства, неприменимости командно-административного управления. На модуле по лидерству у нас был очень интересный преподаватель. Он начал свой консалтинговый бизнес после того как вернулся с первой войны в Ираке. Он был английским пилотом, сбитым и посаженным в иракскую тюрьму, где содержался в ужасных условиях. В этих испытаниях он познал то, каким должен быть истинный лидер. Многие военнопленные потом говорили ему, что выжили только благодаря его вере и силе духа, его словам и поддержке. Такие откровения пробуждают понимание.

Executive.ru: Чувствуете разницу между собой и теми менеджерами, у кого нет MBA?

Д.С.: Да. Бывают люди без MBA – блестящие менеджеры, бывают с MBA – никчемные управленцы, но все это исключительные случаи. Я осознаю, что с теми, кто получил MBA, я разговариваю на одном языке. Другим подчас приходится объяснять очевидные вещи. Иными словами, MBA – это общий язык менеджмента, латынь бизнеса. Вы говорите «внутренняя ставка рентабельности», «average cost of capital», «маркетинг-микс», KPI, - и вас понимают. Если бы я занимался рекрутментом, то, безусловно, отдавал бы предпочтение тем, у кого есть MBA.

Executive.ru: Есть ли в вашей школе сообщество выпускников, было ли оно вам полезно?

Д.С.: Само сообщество есть, но оно присутствует в основном в Лондоне, поэтому моя активность там крайне низка. Зато я активно поддерживаю общение с преподавателями, с которыми мне посчастливилось познакомиться во время учебного модуля в Англии. А еще прекрасно дружу со своими одногруппниками.

Executive.ru: Насколько знания, полученные в западной школе, актуальны для российского рынка?

Д.С.: Безусловно, актуальны, потому что российский рынок – не вещь в себе. Это нормальная часть международного рынка. Есть особые предпочтения рынка в потреблении, но, по сути, подход к покупателям, экономические законы – все работает так же, как и за рубежом.

Executive.ru: Почему вы не пошли в консалтинг, как многие выпускники западных школ, а выбрали реальный сектор?

Д.С.: А я из него и не уходил. Мне интересно видеть реальные плоды своих трудов, нежели консультировать кого-то.

Executive.ru: Каково поле вашей деятельности в компании, и каких именно навыков и компетенций оно требует?

Д.С.: Я отвечаю за весь back-офис, недвижимость и транспорт. Про компетенции – чем больше навыков и знаний есть у менеджера, тем лучше. Не нужно постоянно бегать и советоваться с кучей консалтеров, бухгалтеров, юристов. Способность самому видеть целостную картину увеличивает скорость принятия решений.

Executive.ru: Каковы цели организационного развития вашей компании, и насколько трудно/интересно работать над этими целями?

Д.С.: Очень трудно, но чем труднее – тем интереснее. «РусГидро» – крупная компания, у нее есть стратегия, расписанная на несколько лет вперед. Идеология такова: повышать эффективность производства, строить новые гидрогенерирующие станции (дешевый, эффективный и экологичный источник энергии). Одновременно у нас есть подразделение «РАО Энергетические системы Востока», у которого много амбициозных задач по строительству новых объектов и развитию Дальнего Востока как такового. То есть это дальнейшее строительство и повышение качества эксплуатации. Чего-то прорывного в электроэнергетике сложно придумать. Это консервативная отрасль экономики с длительными сроками окупаемости.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Леонид Сохор, Сергей Левшин
Генеральный директор, Москва

''Все, что будет в будущем – возможно, никогда не случится.''

Это как?

Аналитик, Санкт-Петербург
пишет: Как получить 250 лет управленческого опыта?
Что-то в этом настораживает! Не вспомнить, даже, чем они там занимались хотя бы столетие назад...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Плехановской школе бизнеса «Интеграл» стартовала программа МВА вечернего формата

Также продолжается набор на модульный формат MBA (занятия два раза в год).

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу DBA

Программа дает возможность систематизировать и концептуализировать накопленный управленческий опыт.

«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.