Финансовый директор – не «сторож денег», а участник их зарабатывания

На правах рекламы

Пять из шести новых бизнесов в Европе и США создаются вокруг идеи, не требующей серьезной материальной базы. Финансовый ресурс не является главным ограничителем роста, как это было еще 10-15 лет назад. На первый план выходит социальный и интеллектуальный капитал. Но «цена ошибки» в управлении финансами, учитывая турбулентность внешней среды и динамику глобальных изменений, только возрастает.

Каковы тенденции в российском подходе к управлению финансами, совпадают ли они с общемировым вектором? Можно ли говорить о закономерностях развития карьеры менеджеров с ключевой компетенцией «финансы»? На вопросы Дмитрия Павлова, директора по развитию и внешним связям Санкт-Петербургского Международного Института Менеджмента (ИМИСП), отвечает Елена Беляева, директор программы МВА «Финансовый директор» ИМИСП, в прошлом – финансовый директор производственной компании (группы компаний).

Дмитрий Павлов: Какое место в системе ресурсов компании занимают финансы?

Елена Беляева: Финансы – не самостоятельный, а обслуживающий ресурс бизнеса. Деньги сами по себе не ценны, ценны те реальные ресурсы, которые можно купить за эти деньги. Без реальных ресурсов идея не превратится в бизнес.

Если речь идет о стартапе, то поиском источников финансирования занимается обычно сам предприниматель. А рост и развитие в рамках уже работающего бизнеса требуют решения множества разноплановых задач. Сценарии развития должны быть просчитаны и оценены. Представляемая в банк или инвестору отчетность должна быть красивой, а бизнес-план – убедительным. От финансиста требуется умение вести переговоры, «продавать» идею и «покупать» деньги для ее реализации. Финансами как источниками и ресурсами в денежном измерении надо умело управлять. Логика управления финансами определяется стратегической целью компании. Если стратегия не сформулирована четко, трудно ожидать правильно выстроенного управления финансами – все будут действовать в меру своего понимания приоритетов. Каждой стратегии – свой подход к управлению финансами. И это правило абсолютно.

Если собственник намерен продать компанию, то бизнес должен стать «прозрачным», и его ценность должна явно наблюдаться со стороны. Это, скорее всего, приведет к росту налоговой нагрузки, к дополнительным затратам на оценку активов по справедливой стоимости, однако обеспечит адекватный доход от продажи компании.

В бизнес-единице, которой отведена роль «дойной коровы», надо мотивировать управленцев всех уровней к повышению эффективности, снижению затрат. Для каждой позиции выбираются целевые показатели, обеспечивающие желанную прибыль и денежный поток. Достигнутые значения целевых показателей измеряются практически «в реальном времени», чтобы сотрудники могли корректировать свое бизнес-поведение. Всем заинтересованным сторонам должно быть выгодно работать на общую цель.

Самая амбициозная задача для финансистов – реализация стратегии развития.

Д.П.: Каковы наиболее типичные ошибки в управлении финансами?

Е.Б.: Самая распространенная ошибка, которую приходится постоянно наблюдать – чрезмерное увлечение отчетностью в ущерб движению вперед. Финансисты часто тратят уйму времени на то, чтобы буквально до копейки рассчитать полученный результат, забывая, что прибыль – это итог уже свершившихся событий, а «машины времени» для изменения прошлого у нас нет.

Знание прошлого ценно как источник опыта при планировании будущих достижений. Заниматься подведением итогов – традиционная бухгалтерская задача, но она имеет мало общего с управлением, которое есть «целенаправленное изменение будущего». Первое лицо компании обычно думает «вперед», а финансистам привычнее жить в прошлом. Это – зона вечного противоречия.

Д.П.: Каковы тенденции в российском подходе к управлению финансами, совпадают ли они с общемировым вектором?

Е.Б.: Мировые тенденции, наблюдаемые в управлении финансами уже с начала нового тысячелетия, таковы: снижается доля затрат на финансово-экономические службы компании в сумме дохода компаний, растет значимость «управленческой» компоненты в широком спектре задач, решаемых финансовыми специалистами. Снижение затрат наблюдается за счет использования новых технологий: автоматизации рутинных операций, возможности дистанционного доступа к информации, передачи данных по электронным каналам связи.

Работа в условиях глобализированной и «интернетизированной» экономики требует очень быстрых и очень точных бизнес-решений, которые должны быть экономически обоснованы. «Управленческая» компонента в финансах – это как раз оценка вариантов будущих действий, определение неопределенностей …

Итак, задача финансистов – «подносить патроны» на рубеж реальной битвы за стратегическую цель, а не подсчет уже произведенных залпов. Учетчики ныне стоят недорого, резюме кандидатов в бухгалтеры переполняют рекрутинговые сайты.

Д.П.: Можно ли говорить о закономерностях развития карьеры менеджеров с ключевой компетенцией «финансы», опираясь на примеры карьер выпускников ИМИСП?

Е.Б.: В ИМИСП профессиональные финансисты традиционно учатся на программах «Финансы предприятия» и МВА/ЕМВА. «Финансы предприятия» развивают сугубо специальные компетенции, и наблюдаемый у выпускников профессиональный рост – скорее качественный, чем карьерный.

Главные бухгалтеры или финансовые директора – выпускники МВА/ЕМВА, как правило, совершают существенный карьерный «рывок». Главный бухгалтер становится финансовым директором, финансовый директор либо становится более значимой стратегической фигурой в своей компании, либо переходит в более крупный бизнес. «Главное, - цитирую выпускника МВА, - чтобы должность обеспечивала участие в стратегических решениях. Иначе – уже не интересно».

Типичные примеры «карьерных миграций»:

  • главный бухгалтер → финансовый директор;
  • финансовый директор в средней по размеру компании → финансовый директор в крупной компании;
  • финансовый директор → генеральный директор.

При участии профессионалов-финансистов в дженералистских программах МВА/ЕМВА наблюдается одна закономерность: курсы по финансовым дисциплинам даются им слишком легко в сравнении с коллегами по группе. И часть времени программы расходуется для них неэффективно. Поэтому мы разработали и предлагаем финансистам специализированный продукт – МВА «Финансовый директор».

Д.П.: В чем особенность программы МВА «Финансовый директор»? Почему она называется, например, не «МВА Финансы»?

Е.Б.: Программа формирует комплексный профиль компетенций, необходимых финансовому директору, базируясь на типичной для действующего финансового специалиста основе. Обозначая позицию словами «финансовый директор», явно требуют и знания финансов, и умения быть директором! Опросы первых лиц бизнеса свидетельствуют, что они хотели бы видеть своих финансовых директоров более «стратегичными» и лучшее умеющими строить отношения. Эти стороны программа развивает за счет времени, «отнятого» в сравнении с дженералистской программой МВА у базовых финансовых дисципин.

Д.П.: ИМИСП акцентируется на управленческих аспектах в финансах?

Е.Б.: Да. Мы заботимся не о том, чтобы наш выпускник правильно составил отчетность в налоговую (этому и без нас научат), а стараемся, чтобы закончивший нашу программу специалист был готов поддерживать развитие бизнеса. Не «сторож денег», а участник их зарабатывания.

Курсы по финансовым дисциплинам разработаны и преподаются на базе общемировой «базы знаний» с адаптацией к российским реалиям.

Д.П.: В какой степени преподаватели знакомы с практикой бизнеса? Какой лично у вас профессиональный опыт?

Е.Б.: Что касается преподавателей ИМИСП, то это люди – выходцы из академической среды и пришедшие в преподавание из бизнеса представлены примерно поровну. Поскольку мы, преподаватели, работаем с практикующими руководителями, то через вопросы в аудитории, руководство дипломными проектами и бизнес-консультирование всегда находимся в русле живой реальной жизни. Мой взгляд на бизнес и финансы в бизнесе основан на опыте работы в разных ролях: инженера – участника проектной команды, бухгалтера, финансового директора, первого заместителя генерального директора. Каждый элемент опыта – новый угол зрения.

Д.П.: Чем выпускники МВА «Финансовый директор» будут отличаться от своих коллег, не имеющих такого образования/диплома?

Е.Б.: Полезностью бизнесу, умением быть на одной волне с генеральным, обеспечивая максимальное соответствие деятельности финансовой службы целям компании. А финансовые дисциплины программы помогут актуализировать и расширить знания в функциональной области. Специалист ведь всегда продолжает постигать новое в своей профессии.

Д.П.: Какова ваша оценка временных затрат по освоению программы? Насколько учебный процесс оптимизирован для работающих людей, живущих в таком мегаполисе, как Санкт-Петербург, или прилетающих на очередной модуль из другого города?

Е.Б.: Отнимаем у работы и у личной жизни по два дня в месяц по очному регламенту, вечера и выходные на подготовку. Это, конечно, много. Но почему выпускникам так грустно бывает расставаться с институтом? Это время можно сравнить с возвращением в студенческие годы – раз, с фитнесом (для ума) – два. А разве жаль времени на такие желанные занятия?

Занятия раз в месяц – оптимальный режим: выкроить эти дни возможно, но и свободные от занятий периоды есть.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Бизнес-школа АМИ запустила Executive MBA в Казахстане

Казахстанские предприниматели получат бизнес-образование в петербургской школе.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.