Преподаватель MBA: от академика до «кенгуру»

Школа бизнеса в России становится главным институтом формирования мировоззрения среднего класса. Для успешного предпринимательства важно обладать не только знаниями, но и четко понимать суть бизнеса, который, в свою очередь, диктует определенные требования и к тем, кто практикует, и к тем, кто учит бизнесу. Поэтому многое зависит от преподавателя. Кем он должен быть больше – академиком или практиком? Делиться не только знаниями, но и опытом, а в идеале – еще и бизнес-контактами – вот приоритетная задача преподавателя школы MBA.

Знаменитая гарвардская матрица преподавания объясняет психологические трудности, с которыми сталкивается традиционный преподаватель при переходе в бизнес-школу. Это квадрат, разбитый на четыре секции. В верхнем левом углу – неопытный молодой преподаватель университетских дисциплин. Далее он приобретает опыт и опускается на одну секцию вниз – становится блестящим преподавателем-традиционалистом. Студенты с радостью посещают его лекции, он для них гуру. Далее новый рубеж – нужно перейти в правую секцию, чтобы стать преподавателем бизнес-школы. В этой аудитории совсем другие требования. Например, замолчать. Ведь менеджерам не нужны лекции, они хотят активной работы, диалога. Этот уровень сопровождается более высокими нервными нагрузками, педагогу приходится отказываться от своих лекционных наработок, накопленных годами. Так проходят два-три года, спустя которые происходит смещение преподавателя в правый верхний сектор квадрата. Только те, кто доходят до этого уровня, могут считать себя блестящими преподавателями бизнес-школы.

Критика в адрес российских бизнес-школ продолжает поступать. Основывается она на сравнении с общемировыми стандартами. Подавляющее большинство российских преподавателей, в отличие от западных, не умеет обучать по кейсам, которые являются основой обучения. Помимо этого у российского бизнес-образования есть еще и проблема недопонимания с бизнесом. Сергей Мордовин, ректор Санкт-Петербургского международного института менеджмента: «Если первый отталкивается от еще не изжившего себя советского академизма, то второй – от абсолютного прагматизма, как здесь и сейчас заработать больше денег. Когда мы преодолеем эту проблему, тогда и получим цивилизованный альянс, как это случается на Западе». Как прийти к единству двух противоположностей? Сергей Мясоедов, ректор ИБДА РАНХ и ГС и президент Российской ассоциации бизнес-образования, предполагает, что проблема решится, когда в бизнес-образовании появится больше преподавателей-кенгуру – тех, кто и выступает хорошо, и прикладные исследования ведет, и консультирует компании, то есть ведет реальную практику.

Источник изображения: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

А кто платить им будет реальную зарплату? Я на примере могу провести, как это должно работать и работает сегодня успешно. Но кто оплатит консультации? :) Министерство Образования?? :) Они там сами все консультанты!!!

Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва

Ну, я ''такое кенгуру''!
Преподаю в МВА 10 лет, производственный стаж больше 20 лет, консалтинговый больше 10.
Но за 10 последних лет студенты МВА - сильно изменились.
8-10 лет назад, после окончания лекции меня обступали 3-5 человек из группы и начинали консультироваться по проблемам своего бизнеса. Это были люди среднего возраста (30-50лет) из реальных секторов экономики. После завершения курса, некоторые еще и по Е-мэйл продолжали задавать вопросы.
Сейчас состав студентов резко помолодел (25-30 лет), уровень интеллекта - понизился, заинтересованность в получении полезной, практической информации знаний упала. После лекций подходит 1-2, до и то не каждый раз.
Количество МВА курсов перешло в качество МВА образования (зависимость обратно пропорциональная).
С уважением Виталий.

Руководитель проекта, Москва

Ситуация с бизнес-образованием у нас действительно - плачевная! МВА очень редко по-настоящему выполняет свою функцию - развивать бизнес. Тупое чтение лекций по теории - это не о чем. Зачем бизнесмену нужно знать 10-20 определения понятия стратегия!? Именно с таким багажем и выходят участники МВА - много знаний ни о чем.
А слушатели сейчас отнюдь не глупее, чем раньше! Даже наоборот, они стали более свободными! Без обид, но мотивация слушателей на обучение и развитие, то есть создание развивающей среды и есть самая главная и единственная задача преподавателя!

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск
В бизнес-образовании, нужны перемены, как в простом образовании... Интересное интервью ..
Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Михаил Боднарук пишет: А слушатели сейчас отнюдь не глупее, чем раньше! Даже наоборот, они стали более свободными! Без обид, но мотивация слушателей на обучение и развитие, то есть создание развивающей среды и есть самая главная и единственная задача преподавателя!
Ну, какие могут быть обиды в моем возрасте. ''Обида'' - это термин для детского сада. 1. Да, слушатели стали более свободными в выборе. Но выбирают госслужбу и медиабизнес. Максимум результатов, при минимуме трудозатрат, - нужно только иметь хорошие связи. Отсюда и ''мотивация на развитие'' вполне определенных приспособленческих навыков. 2. Напомню, что в процессе обучения должны участвовать 2 стороны, я конечно могу пойти в зоопарк и выступить в террариуме, но ... как удава ни мотивируй на развитие, он с лягушек на растительную пищу не перейдет. :)) С уважением Виталий.
Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск
Виталий Елиферов пишет: как удава ни мотивируй на развитие, он с лягушек на растительную пищу не перейдет. :))
''Или слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него. И всем было весело, особенно удаву.'' :) (мультфильм ''Бабушка удава'')
Виталий Елиферов +4100 Виталий Елиферов Менеджер, Москва
Александр Жаманаков пишет: ''Или слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него. И всем было весело, особенно удаву.'' :) (мультфильм ''Бабушка удава'')
Для достижения благ, люди становятся все более гибкими и податливыми, вплоть до гибкости дождевого червяка. Но они забывают, что червяк находится в начале пищевой цепочки, червяками питаются более стойкие. :)))
Петр Малютин Петр Малютин Менеджер, Москва

Способ разрешения политической и экономической ситуации на Украине
http://vimeo.com/90524505
[VIDEOS]http://vimeo.com/90524505[/VIDEOS]

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.