МВА в России: выбор и возможности

Критерии выбора школы и программы

Многочисленные интервью деканов, рассказы выпускников, а также обсуждения на форумах в сети закрепили простые правила, я бы сказала ― алгоритм для выбора бизнес-школы и программы обучения:

  • Поймите, что вам нужно в данный момент
  • Какие цели вы ставите, выбирая программу обучения
  • Какая специализация вас интересует
  • Изучите предложения на рынке образования
  • Сравните рейтинги бизнес-школ
  • Узнайте, как долго бизнес-школа работает на рынке
  • Аккредитована ли школа и ее программы
  • Узнайте цены
  • Посмотрите, кто и что преподает
  • Посетите бизнес-школу, осмотритесь

Правил может быть и больше, но перечисленные ― из числа первостепенных. Причем ответы на вопросы, перечисленные выше, помогают не только выбрать нужную программу и школу, но и понять, чем сегодня живет бизнес-образование в России.

Есть еще один важный аспект ― это финансовая независимость, устойчивость бизнес-школы. Учить бизнесу можно, если бизнес-школа сама функционирует как бизнес, а не черпает знания только из учебников. Например, бизнес-школа МИРБИС с самого основания работала как независимая бизнес-структура, мы пережили кризисы и упрочили свое положение.

Почему МВА и почему именно сейчас?

Сейчас публикуется множество исследований на тему «Зачем люди поступают на программы MBA?», все они доступны в интернете. Мы же проанализировали вступительные эссе наших слушателей, в которых поступающие подробно объясняют, для чего они идут на программы дополнительного образования.

Сегодняшний слушатель заметно отличается от «докризисного». Амбиции растут, потребности становятся еще масштабнее; сегодня люди осознают, чего хотят завтра и послезавтра, они четче видят свое будущее.

Менеджеры среднего звена крупных компаний выстраивают свою образовательную траекторию параллельно карьерной, то есть они понимают, что MBA не исчерпывает их образовательный путь. Одни добирают на программе MBA те знания, которых недополучили в свое время в институте, другие ― систематизируют знания, чтобы иметь целостное представление об экономических и управленческих понятиях, третьи (и сегодня это самая многочисленная группа!) приходят за новым взглядом на собственный бизнес или отрасль, а кто-то за всем перечисленным одновременно.

Амбициозные абитуриенты видят себя владельцами бизнеса или рассчитывают на значительный карьерный рывок. Еще через несколько лет они планируют поступать на Executive MBA в России или, если связывают карьеру с бизнесом за пределами России, уехать в одну из топовых западных школ бизнеса. То есть нынешние слушатели школ бизнеса связывают свой успех в жизни и карьере с непрерывным образованием (так называемым «обучением в течение всей жизни» или lifelonglearning).

В творческой части эссе будущие слушатели раскрываются как оригинальные и креативные люди. Они рассуждают о том, что спросили бы в личной беседе у Уоррена Баффета и Алексея Кудрина, чем восхищали их Эрнест Хемингуэй, а также такие политические фигуры, как Михаил Горбачев и Маргарет Тэтчер; смогли бы они работать в команде такого мощного лидера, как Ли Якокка, и о многом другом.

Как учат?

Индивидуализация

На рынке в целом и бизнес-образовании в частности меняется клиент. После кризиса люди более тщательно всматриваются в содержание программ, отдельных дисциплин и требуют индивидуального подхода на всей цепочке образовательного бизнес-процесса: начиная с консультаций, заканчивая работой с выпускниками.

Международность

Международная составляющая в программах нарастает с каждым годом, сказывается глобализация и заинтересованность российских компаний в новых рынках. Одними только мастер-классами зарубежных гуру в образовании уже не обойтись, поэтому мы вводим в программу полноценные дисциплины, которые читают преподаватели зарубежных университетов. Например, доктор Альф Кроссман из школы бизнеса University of Surrey (Великобритания), уже несколько лет успешно читает у нас этику бизнеса и корпоративную социальную ответственность. Мы приглашаем специалистов из Франции, Германии, Португалии, которые читают маркетинговые коммуникации, управление персоналом и финансовую отчетность. Есть практика, что по окончании некоторых курсов слушатели получают сертификаты соответствующих университетов.

Успешна программа двойного диплома МВА с London Metropolitan University. Центр международных программ, Японский и Арабский центры МИРБИС предлагают слушателям дополнительные практические стажировки и программы по обмену, в школе проводятся семинары членов Финско-Российской и Российско-Британской Торговых палат. Многие наши выпускники открыли свой бизнес в других странах, британский диплом МВА в портфолио слушателей-сотрудников совместных компаний послужил пропуском в международные проекты.

Лидерство

На форумах встречаются высказывания в духе «если мне нужен лидер в компанию, мне неважно, какое образование он получил». Тогда почему бизнес-школы постоянно твердят «мы развиваем лидерские навыки», «мы учим быть лидером»? Школы не знают, какие потребности у клиента? Нет, знают.

На мой взгляд, лидер ― это еще не 100% успеха в бизнесе. Лидерство необходимо развивать и учиться эффективно направлять его в нужное русло, в чем и помогает бизнес-школа. Если управленец ведет за собой сотни людей, он действительно может быть хорошим лидером, но природный или «наработанный» статус лидера не означает, что у менеджера все безоблачно, что он не «упирается в стену или потолок».

Специализации

Мы в МИРБИС предлагаем несколько специализаций программы МВА. Более того, с течением времени мы стали называть специализации программами, потому что каждую из них курирует руководитель, который формирует миссию программы, ставит задачи по ее продвижению, занимается постоянным развитием. Каждый из руководителей имеет значительный опыт практической работы, наряду с преподавательской деятельностью занимается консультационной. Руководителю доверено работать с преподавательским составом, участвовать в его отборе.

Есть проверенные временем программы MBA, в нашей бизнес-школе к таким можно отнести функциональные программы, как-то «Стратегический менеджмент», «Маркетинг-Менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Управление человеческими ресурсами»; и отраслевые ― «Инвестиционно-строительный бизнес», «IT-Менеджмент», «Управление в отрасли телекоммуникаций», «Банковский менеджмент», «Стратегическая логистика» и другие.

МВА + МА

На одной из недавних встреч с работодателями мы обсуждали компетенции руководителя, наиболее значимые сегодня. Сегодня топ-менеджер как никогда должен не только хорошо управлять людьми и бизнесом, но и обладать глубокими знаниями в предметной области (финансы, маркетинг и так далее). Вновь актуальна тема управления проектами, именно проектный подход зачастую является приоритетным в кризисные и посткризисные этапы развития экономики.

Для того чтобы совместить управленческие навыки со «знаниевой» составляющей, западные бизнес-школы стали активно предлагать особый продукт ― двойную степень магистра (МА) и мастера делового администрирования (МВА).

Формат «MA+MВA» появился и в России, однако зачастую диплом магистра дается как некий «дополнительный бонус» к имеющемуся предложению. Мы пошли по иному пути. В октябре мы запускаем новую программу, где стратегический, финансовый и инновационный менеджмент (по выбору слушателя) как специализации МВА дополняются магистерской программой по управлению проектами.

Кто учит?

Одна из самых горячих тем для обсуждения.

В бизнес-образовании есть три категории преподавателей, во всяком случае, программы нашей школы выстраиваются именно по этому принципу.

Первая ― преподаватели, которые обычно начинают программу. Это представители крупных российских и зарубежных вузов, их задача ― наработать «знаниевую» составляющую у слушателей.

Вторая ― практики с преподавательским опытом. Они умеют выступать перед публикой, часто проводят мастер-классы. Своего рода центр программы. Эти преподаватели читают бизнес-дисциплины, направленные на развитие профессиональных навыков.

Третья ― «чистые» практики, которые рассказывают в аудиториях, как они решали в компаниях те или иные проблемы. Такие преподаватели сосредоточены в последней трети программы, когда слушатели систематизировали и углубили свои знания по основным дисциплинам и способны воспринимать реальную бизнес-историю.

Случаются крайности, когда школы гонятся за модой или рекламируют программы, выстроенные исключительно на преподавателях-практиках. Получается интересная программа, только к MBA она имеет слабое отношение, а больше смахивает на бизнес-клуб, который есть почти в любой успешной бизнес-школе. Повторюсь, всю программу на мастер-классах не выстроишь.

В МИРБИС уже в течение нескольких лет действует отработанная схема выбора и повышения квалификации преподавателей:

На первом этапе преподаватель проходит конкурсный отбор. Это относится в равной степени и к тем, кто уже в течение многих лет преподает на программах МВА и приходит в МИРБИС из других школ; и к практикующим специалистам, готовым поделиться опытом. Преподаватели выступают перед комиссией, состоящей из директора департамента программ МВА, руководителя соответствующей специализации МВА, администраторов и слушателей.

Второй этап ― постоянное повышение квалификации. Преподаватели МВА участвуют в Школе преподавателя, которая проводится в течение года и позволяет им обмениваться мнениями, знакомиться с новыми образовательными технологиями и тому подобном. При этом мы приглашаем в Школу не только преподавателей МИРБИС, но и преподавателей других бизнес-школ.

How old are you?

Для начала отмечу, что аудитория бизнес-школ молодеет во всем мире. Средний возраст слушателя западной программы MBA ― 25–27 лет. Более того, во многих школах Германии и Испании программы МВА ориентированы не на практикующих специалистов, а на выпускников университетов, таким образом МВА служит своеобразным мостиком между образованием и карьерой, формирует управленческие компетенции.

Россия делает неспешные шаги в сторону европейских значений. Так, средний возраст слушателя МВА МИРБИС в настоящее время составляет 30-31 год, что на 1-1,5 года меньше, чем, скажем, два года назад.

Почему же аудитория молодеет? Сейчас на программы MBA идут многие из тех, кто начал работать еще во время учебы в университете. Некоторые из молодых людей открывали и развивали свое дело в интернете, кто-то работал в компаниях родителей. К 23-25 годам они наработали приличный опыт: участвуют в проектах, формируют стратегии, выводят продукты на рынок. Эта аудитория склонна к резкому изменению профессиональной специализации, для чего требуются иные знания и навыки.

Однако сильного «омоложения» аудитории ждать не стоит.

Вызов

Важно понимать, что программа МВА ― это вызов. Вызов, связанный с необходимостью планирования своего времени, эффективным балансом между успешной карьерой и успешной личной жизнью.

Нехватка времени, как правило, является главной причиной, по которой слушатель не может воспользоваться «бонусными опциями», предлагаемыми школами. Ими являются дополнительные стажировки в различные регионы, мастер-классы и практические семинары, проводимые в МИРБИС или организуемые школами-партнерами МИРБИС за рубежом.

Так, в мае мы отправляем группу слушателей МВА в Париж: бизнес-консультанты, преподаватели и выпускники Harvard University, Columbia University, школы бизнеса HEC и IEMI расскажут, как делать бизнес во Франции. Слушателям необходимо лишь оплатить перелет и проживание, все остальное берет на себя школа. Еще несколько лет назад нам бы пришлось объяснять людям выгоды поездки, а сейчас группы набираются довольно быстро.

Поступая на программу МВА, слушатель должен понимать, что его ждет нагрузка, вырастающая в несколько раз. Занятия по вечерам или в выходные дни, задания, требующие детальной проработки, безусловно компенсируются новыми знаниями, навыками, знакомствами. Если придти к этому понимаю и воспользоваться подобными предложениями программы, то учеба станет во много раз полезнее.

Также смотрите:

Портрет современного слушателя программы МВА. Результаты опроса Executive.ru

Карьерный рост: чем выше, тем мягче

Трое доверились российскому MBA

Источник изображения: photogenica.ru

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Александр Афанасов
Нач. отдела, зам. руководителя

Не вижу надписи ''на правах рекламы'' т.к. статья на 80% состоит из рекламы Мирбиса. МА+МБА очень интересная вещь, я раньше то думал, что MBA - это тот же самый мастерс дигри, поэтому и называется ''мастер оф бизнес администрэйшн'', может МИРБИСу еще и Bachelor''s degree добавить в комплект?!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.