Как я учился в London Business School

О своем карьерном успехе и о том, какую роль сыграло бизнес-образование, выпускник 2012 года London Business School (LBS) Антон Степаненко рассказал в интервью Executive.ru.

Executive.ru: Как вы пришли к мысли о получении MBA?

Антон Степаненко: До поступления в бизнес-школу я работал юристом в инвестиционном фонде, после чего перешел в адвокатскую контору «Раппопорт и партнеры» при «Московской городской коллегии адвокатов». Я занимался в основном корпоративным правом, а именно сделками M&A. Эта тема для меня всегда была крайне интересна, но, к сожалению, роль юриста в этом процессе является во многом лишь обслуживающей функцией. По сути, даже не важно, в какой отрасли вы проводите свою часть работы: будь то магазин мужских носков, нефтеперерабатывающий завод или страховая компания – основные транзакционные процессы будут примерно одинаковые. Вот клиент купил завод, вы помогли ему сделать на 200 страниц договор, заплатить деньги, получить акции, убедиться, что сделка чистая, что нет никаких юридических проблем с активом, - и потом вы ушли. Но ведь интересно – а дальше-то что? Мне хотелось погрузиться в этот процесс глубже. Однако с должности юриста проникнуть за кулисы, получить отраслевой опыт, настолько большой, чтобы самостоятельно определить условия сделки, разработать стратегию – практически нереально. Возник вопрос дальнейшего развития. Я решил найти выход на такую должность, которая будет давать возможность участвовать во всех стратегических преобразованиях бизнеса, а не только в сделках по купле-продаже. Так я пришел к мысли получения бизнес-образования за рубежом.

Executive.ru: Как выбирали школу?

А.С.: Выбор не был сложным. Еще работая юристом, я проходил обучение на курсах по праву в London School of Economics, за что очень благодарен партнеру адвокатской конторы и своему наставнику Александру Раппопорту. В Лондоне мне страшно понравилось. В итоге я подал документы на поступление в London Business School и несколько топовых американских школ. Но как только получил приглашение от LBS, вопрос сомнений и выбора больше не стоял.

E-xecutive.ru: Английская и американские бизнес-школы – почему такой выбор?

А.С.: Как правило, американские программы МВА длятся два года, а европейские – год. Я шел на обучение с целью сменить профессию, из должности, которая имела к бизнесу все-таки не так много отношения. Поэтому мне казалось, что чем дольше продлится обучение, тем больше знаний я получу, и у работодателя будет больше уверенности в моих компетенциях. Однако на итоговый выбор повлияли мои личные предпочтения, и, как я позже смог убедиться, я ничуть не проиграл, сделав выбор в пользу LBS.

Executive.ru: Насколько сложно было поступить в London Business School? Как готовились?

А.С.: Мне как юристу, не имеющему четкого понимания бизнес-процессов, было сложно сдавать GMAT. Поэтому я упорно готовился все лето 2010 года. Зато мои результаты по Qualitative (часть экзамена на логику и знание английского) оказались лучшими. Сложность написания еще одного вступительного испытания – эссе – заключалась в том, чтобы пересмотреть всю свою жизнь, все свести в одну картинку и ответить на вопросы: «кто вы такой есть?», «что вы уже успели сделать?», «насколько довольны своими результатами?», «насколько четко видите свои планы на будущее?», «к чему вы в итоге хотите прийти?». В свои 27 лет я впервые делал такой глубокий анализ, и был под большим впечатлением от полезности этой работы. Но важно, чтобы текст был не только полезен вам, но и интересен приемной комиссии. Поэтому, закончив написание эссе, нужно оценить – насколько документ раскрывает ваши достоинства перед бизнес-школой, насколько удачно вы себя «продаете».

Executive.ru: Что было труднее всего в обучении?

А.С.: Помню, что в самом начале было немного не по себе. Манера социализации отлична от российской. Все мероприятия, в том числе знакомства с сокурсниками, похожи на то, что происходит в пабе: в небольшой комнатке набивается куча народа, все стоят со стаканами в руках очень близко друг к другу и очень громко говорят. Если вы входите в такое помещение в первый раз, то теряетесь в сплошном гаме.

В LBS основная учебная нагрузка приходится на первые полгода. Если вы будете стараться учиться усердно, то будете и недосыпать, и много чего не успевать. В это же время нужно начинать готовиться к рекрутингу: анализировать рынок работодателей, определяться с направлением деятельности составлять резюме.

Executive.ru: Какие дисциплины из программы показались вам наиболее полезными?

А.С.: После того как закончатся базовые предметы (корпоративные финансы, стратегия, бухгалтерия, маркетинг и т.д. – «все, что вы хотели знать о бизнесе, но боялись спросить!»), начинаются факультативы. Там преподают крутые профессора, и вы получаете не просто ценные, а уникальные знания. Например, мне были очень полезны два курса: Managing change (управление изменениями) и Turnarounds (посвящен трансформации компаний). Они дали целостную картину того, как поставить правильную цель (разработать стратегию) и понять, как этого добиться, причем как с точки зрения процесса, так и с точки зрения психологии участников, что всегда очень интересно.

Executive.ru: Назовите наиболее ярких профессоров, которые преподавали на вашем курсе?

А.С.: Жан-Пьер Бенуа (предметная область – экономика), Джулиан Биркиншоу (предметная область – стратегия и предпринимательство), Дэн Кэбл (предметная область – организационное поведение), Майкл Дж. Якобидс (предметная область – стратегия и предпринимательство).

Executive.ru: Какова продолжительность обучения?

А.С.: 15, 18 и 22 месяца. Какой вариант выбрать – решать вам. Вы можете посещать факультативы в очень плотном графике, а можете растянуть свое обучение с частотой: одно занятие в неделю. Это удобно тем, что параллельно с учебой вы можете съездить на программу обмена, пройти стажировку или найти работу. Я выбрал наиболее плотный график.

Executive.ru: Как отдыхали?

А.С.: В плане отдыха самое крутое, на мой взгляд, что происходит в школе, - это совместные неучебные путешествия. В LBS организовывается очень много поездок – можно хоть каждый месяц куда-нибудь выбираться. География: практически весь мир. У меня было пять или шесть поездок. Две из них особенно запомнились. Так совпало, что во Франции я справлял свой День Рождения в маленьком средневековом городке в Провансе. Это был недорогой ресторанчик, который находился в старинном замке. Праздновал я в окружении китайцев – на кампусе школы среди них было больше всего желающих отправиться в поездку по Франции. Так у меня получился китайско-французский День Рождения. И было очень весело. А когда мое обучение подходило к концу, была еще одна запоминающаяся поездка – в Аргентину и Чили. Мы путешествовали по всей стране, и это непередаваемые впечатления.

Executive.ru: Какой был студенческий состав?

А.С.: Ежегодно LBS набирает 300-350 человек со всего мира. Слушателей разбивают на 4-5 потоков, в каждом – около 80-90 человек. Потоки делятся на учебные группы по 5-7 человек. И вот эта группа – становится вам как семья. Вы ежедневно взаимодействуете, выполняя совместные задания. Менять группы нельзя. Нравятся вам люди или нет – нужно учиться находить с ними общий язык.

В LBS представители каждой национальности присутствуют примерно в 10-15% максимум. У нас было около 10-12 русскоговорящих, 15-20 англичан, около 30 американцев. Были также итальянцы, французы, индусы, китайцы, аргентинцы, бразильцы, португальцы и т.д. Группы формируют так, чтобы сохранялась мультинациональность. Со мной в группе учились представители Франции, Италии, Индии, Англии, Шотландии и Бразилии.

Executive.ru: Расскажите о работе career management center в школе?

А.С.: Вы приходите учиться в сентябре, а уже в ноябре-декабре career management center начинает организовывать идущие потоком презентации работодателей на кампусе или в офисах самих компаний. Лондон в этом плане очень удобен: практически у всех компаний там есть свои офисы. После презентаций организуется фуршет, где у вас есть шанс лично пообщаться с работодателем и презентовать себя. Между слушателями идет негласная гонка – познакомиться с как можно большим числом работодателей, чтобы отметить в своих резюме «я уже знаком с NN из вашей компании» и получить тем самым небольшую привилегию над конкурентом.

В начале января в LBS наступает период Milk a round, когда компании приходят на кампус еще раз – озвучить вакансии и контактные данные, куда отправлять резюме. Дальше в каждой компании начинается свой процесс отбора и собеседований с кандидатами, в котором школа участвует только в качестве поддержки.

Executive.ru: В какой сфере и на какой должности планировали работать после обучения?

А.С.: Когда вы идете учиться, то должны четко представлять, зачем это вам, каковы ваши цели на 2-5-10 лет вперед, кем хотите стать после обучения. Вы должны расписать это в эссе при поступлении. Тогда я хотел переквалифицироваться в инвестбанкиры, а потом заниматься частными капиталами. Но планы изменились.

Executive.ru: Почему изменили свои карьерные планы?

А.С.: В этом плане MBA устроен очень интересно. Вы – юрист и хотите стать инвестбанкиром? Вы попадете в школу и встретите 30 инвестбанкиров, которые бегут от своей работы на МВА с желанием заниматься чем-то другим. Школа дает возможность пообщаться с одногруппниками – специалистами из своей сферы – и узнать о выбранной вами профессии поподробнее, взвесить все «за» и «против», сделать окончательный выбор. Студенты с удовольствием расскажут вам кухню профессии изнутри, и вы оцените – соответствует ли реальность вашим представлениям? К тому же, в процессе знакомства с работодателями вы походите по компаниям, познакомитесь и пообщаетесь с людьми, которые там работают – и, опять же, сделаете выводы. В моем случае произошло разочарование, и я стал смотреть в сторону консалтинга, который подразумевал интересную работу и контентную с точки зрения бизнеса отрасль.

Executive.ru: В чем состоит суть работы консультанта в The Boston Consulting Group?

А.С.: Вы должны помочь клиенту – крупной компании – либо определиться, в каком направлении ей развиваться, либо понять, как оптимизировать процессы внутри компании, чтобы бизнес работал лучше: уменьшить затраты, увеличить выручку и т.д. На старте вашей карьеры каждый раз, начиная работать с новым клиентом, вы сталкиваетесь с тем, что недостаточно знаете об этом бизнесе. И вам нужно как можно быстрее это узнать, чтобы общаться с заказчиком на равных. Ведь он, в отличие от вас, занимается этим бизнесом зачастую много лет, и в деталях разбирается намного лучше вас. Поэтому ваша задача №1 – обеспечить достаточный уровень взаимодействия для максимально эффективного выполнения задачи. Со временем вы начинаете нарабатывать опыт в какой-то отрасли или нескольких. Но все равно вы, скорее всего, не будете знать всех особенностей настолько глубоко, как знает их клиент. Главное – чтобы вы с ходу могли вникнуть в суть проблемы и дать обоснованную экспертную оценку, а затем погрузиться в детали конкретной задачи. Моя специализация – логистика, госкомпании и телеком.

Executive.ru: Как формируется портфель отраслей?

А.С.: Изначально отрасль госкомпаний была интересна мне в силу специфики предыдущей юридической деятельности. В этом вопросе я лучше ориентировался. Но в целом, когда вы приходите в консалтинг, вы особо ничего не выбираете (хотя определенное влияние все же есть). Вам дают разные проекты, и вы себя везде пробуете. Выбор понемногу начинает формироваться чуть позже, когда вы уже понимаете, что вам интереснее, что у вас лучше получается, в какой команде вам комфортнее работать. Такой принцип работы полезен и интересен, так как вы знакомитесь с совершенно разными сферами деятельности: от фармацевтики до нефтянки, от телекома до госкомпаний. С эмоциональной точки зрения работа специфическая. Нужно быть готовым работать с неопределенностью.

Executive.ru: Вы используете полученные знания в работе?

А.С.: За 10 лекций, которые вам дают на каждый предмет, вы скорее получаете обзор области плюс какие-то основные принципы. Поэтому можно сказать, я пользуюсь знаниями, но косвенно. А вот приобретенными навыками пользуюсь на 100%.

Executive.ru: Что посоветуете тем, кто решил поступать в бизнес-школу с целью смены сферы деятельности?

А.С.: Обязательно честно ответьте для себя, зачем вам МВА и что бы вы хотели делать после обучения. Благодаря четким планам вы извлечете больше пользы из обучения. Но «не знаю» - тоже хороший ответ. В любом случае MBA – это целый мир возможностей, о многих из которых вы не узнаете, пока не окажетесь там. Новые направления для карьеры, новые друзья, другой стиль жизни… Очень важно не зашориваться и держать глаза открытыми, прислушиваться к окружающим, к себе. На MBA вы действительно сможете попробовать то, о чем мечтали, и понять – стоит ли оно того или для вас светит другая звезда. Знаете ли вы, о чем ваши мечты?

Благодарим QS TopMBA.com за помощь в организации интервью

Источник фото: nb-forum.ru


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Владимир Токарев Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород

Мне кажется, что тема, представленная в публикации, интересна:
Во-первых это не придуманный пример, а реальный.
Во-вторых - на Е-хе существуют противоположные точки зрения на - ''из юристов в консультанты''.
Давайте обсудим. Тем более, что юристов, как отмечают СМИ, у нас подготовили много.

Старший консультант, Москва

Дело было довольно давно, поэтому может и не так уже всё, но как то был в московском офисе The Boston Consulting Group у них на кабинетах прикреплены цветные фото их владельцев. На мой шуточный вопрос? ответили , что ''О, это просто чтобы не забыть как выглядит консультант, так как они постоянно на проектах в разъездах....''

Иван Иванов Иван Иванов Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Мне кажется, что автор не слишком изменил первой профессии юриста, так как правовое консультирование (особенно в сфере корпоративного права) имеет очень много общего со стратегическим консалтингом.

Владимир Токарев Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Иван Иванов пишет: правовое консультирование (особенно в сфере корпоративного права) имеет очень много общего со стратегическим консалтингом.
Пока не вижу общего, кроме, быть может, общих методологических подходов. Будет интересно услышать про общее? А вот про пользу первого образования и практический опыт готов высказаться. Первое (надеюсь хорошее) образование героя интервью (судя по всему, юридическое), а также его практическая работа в сфере права - ничем не уступают другому хорошему образованию и другой хорошей практике. То есть как начальная база для последующей работы консультантом (при самостоятельном овладении профессией и предметом) очень даже. И не обязательно, чтобы такая юридическая практика была в сфере корпоративного права. Хоть семейное право.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.