Rambler's Top100
E-xecutive
E-xecutive рекомендует Семинар Брайана Трейси. 23 ноября 2014

«Сделай на восемьдесят процентов правильно, остальное исправь потом»

E-xecutive рекомендует Семинар Брайана Трейси. 23 ноября 2014
29.07.2013

Тренинг «на вживание», или Зачем мне американский MBA

Тренинг «на вживание», или Зачем мне американский MBA
Диплом MBA американской бизнес-школы признается во всем мире. Тем более он нужен, если едешь работать в США. Елена Абрамова первой поняла это, не послушав уговоры коллег. Что светит за рубежом выпускнику российского вуза, и каковы американские знания на вкус, - в статье на E-xecutive.ru.
23 11683
+8 – оценить

Елена Абрамова

У меня — уже два года как жителя США – часто спрашивают, зачем я пошла учиться на MBA.

Дело в том, что в январе 2013 года я получила письмо, извещавшее о подтверждении моего поступления в School of Management, George Mason University. Тот факт, что я буквально прыгала от радости, удивлял и моих коллег, которые, кстати, тоже задавали мне вопрос – зачем мне MBA. Как-никак, у меня уже есть Master Degree – именно так оценивается российское пятилетнее образование. С отличным GPA, то есть среднеарифметическим баллом, на который иногда обращают внимание американские работодатели. Хочется ответить всем и сразу.

Начну с того, что мой переезд в США был связан с развитием карьеры. У моей компании были планы по выходу на американский рынок, и меня изначально брали на работу с расчетом на длительные заокеанские командировки. В дальнейшем открылось представительство в Вашингтоне, мне помогли переехать в Америку. Тут я и поняла, что MBA – это логичное и эффективное продолжение, следующая ступень моего профессионального и личностного развития. Почему?

Во-первых, это дальнейшая профессиональная и социальная интеграция. Хочу понимать, почему американцы такие, какие они есть, как они ведут бизнес, как работают и преуспевают. Для меня как маркетолога это особенно важно – знать, понимать и чувствовать аудиторию. Кроме того, у меня не было в этой стране людей, с которыми я училась в школе и жила в соседних домах. Сейчас появились преподаватели, одногруппники, сообщества студентов и выпускников – кладезь нетворкинга.

Во-вторых, английский. С одной стороны, у меня колоссальное увеличение словарного запаса академической и бизнес-лексики, с другой – прирастание сленгом. К тому же образование строится таким образом, что английский задействован во всех ипостасях – вы вынуждены много и слушать, и писать, и читать, и говорить. Хуже всего, когда попадаются термины, которые вы не понимаете ни каком языке – по этой причине я уже сейчас штудирую учебники по предметам, которые начнутся в августе.

В-третьих, мое непрофильное образование (я – филолог), полученное к тому же за рубежом, то есть в России, а это весьма скромный актив для работы и карьеры в бизнесе и маркетинге. Плюс сама по себе степень MBA, что бы ни говорили, ценится на международном рынке труда и вызывает уважение. К слову, несколько моих одногруппников смогли найти лучшую работу или получили лучшую должность в течение первого же семестра обучения. Например, один работал консультантом на непродолжительных контрактах, занимался бухгалтерией и административной работой. Через несколько месяцев после поступления он перешел на постоянную должность Business Manager в крупную компанию, теперь занимается финансовыми и управленческими вопросами.

Что касается профессиональной и социальной интеграции, то результаты я стала замечать еще до поступления. Сама процедура выбора бизнес-школы, посещение дней открытых дверей, подготовки и сдачи экзаменов, перевода и эвальюирования диплома, подачи заявления, - все это весьма расширило мое представление о стране. Америка — это, и в самом деле, страна возможностей. У каждой проблемы есть множество вариантов решений, у каждой цели – цепочка последовательных шагов по ее достижению. Жизнь упорядочена и структурирована. При этом мне кажется, что редкий американец, оказавшись на моем месте, пошел бы учиться — слишком сложно.

Сам по себе выбор бизнес-школы — это сложный и многоступенчатый процесс. Сперва я исключила вариант онлайн-образования. Я решила, что для меня принципиальным является возможность новых контактов, личное общение и физическое пребывание в среде. Далее я тщательно изучила все варианты, подходящие по географическому принципу (то есть до одного-полутора часов езды) и финансовой доступности. Безусловно, пересмотрела множество рейтингов, данные о средней зарплате выпускника, коэффициенты возврата стоимости обучения и т. д., собрала мнения знакомых, коллег, профессионалов отрасли. И сделала уже известный вам выбор, основываясь на совокупности приоритетов. Я поступила с первого раза, хотя один из экзаменов — GRE — пришлось пересдать. Выбрала вечернее отделение, part-time MBA, которое длится три года. В своей группе я оказалась единственной иностранной студенткой, что неудивительно — на part time учатся те, кто здесь живет и работает. В группах full-time студентов из-за рубежа бывает до 30%.

Насколько важно иметь диплом MBA? На ориентации один из профессоров сказал нам, что указание степени в резюме само по себе уже не работает, причем давно. Однако если вы интенсивно учились, развивались, использовали все возможности преобразовать свою жизнь и карьеру, то MBA может стать настоящим трамплином. Я абсолютно с ним согласна, более того, про себя я не раз отмечала, как много ресурсов и инструментов профессионального роста предлагает университет. Это касается и содержания обучения, и большой системы карьерного развития, и всякого рода студенческого, профессионального и академического взаимодействия.

Если же изучить предложения по работе ведущих компаний, то практически в каждой позиции, предполагающей наличие опыта, будет указано: Master degree / MBA is preferred. Будет ли актуален мой диплом в России в случае моего возвращения? Безусловно. Хотя, опять же: не сам по себе, а в дополнение к опыту, знаниям и навыкам.

Поскольку к моменту поступления я прожила и проработала в США уже полтора года, то обучение стало для меня «второй волной» адаптации. В этом смысле курсы по менеджменту – это «два в одном» – я получаю квинтэссенцию американизма плюс технологии работы с ним.

Мои главные впечатления от обучения и самой Америки

Другая система образования. Это касается как концептуальных, так и организационных вопросов. Придя на первое занятие, я была потрясена тем, что, оказывается, уже было задано домашнее задание, более того, вся группа подготовилась. Вообще ситуация, что вам никто ничего не подсказывает, не напоминает и не требует – не привычна. Причем это может касаться важных вещей, влияющих на итоговую оценку. Сам найди, разберись, вспомни и выполни. Наибольший шок вызывает то, что, если итоговая оценка ниже определенного уровня, студент автоматически вылетает из школы. Никаких пересдач. Можно заново пройти курс, еще раз заплатив немалые деньги, и только тогда двигаться по программе дальше. К слову, я дважды неправильно интерпретировала свои оценки, успев страшно перепугаться.

Индивидуализм, независимость, личное пространство. В учебном коллективе это особенно заметно. Очевидно, это единственный способ сосуществования столь многообразного и мультикультурного общества. С другой стороны, прямота и простота. Нужна помощь – попроси, хочешь что-то предложить – пожалуйста. К слову, мои одногруппники мне много помогали и поддерживали, очевидно, понимая, что мне может быть труднее всех.

Бесконечный рационализм и глубина анализа. Любые процессы и явления раскладываются по полочкам, препарируются и упорядочиваются. Тщательная методология принятия правильных решений, избегания типичных ошибок и т.д. Когда я однажды спросила про интуитивные решения в бизнесе, преподаватель ответил, что да, они возможны – в этических дилеммах. Подразумеваются ситуации выбора одного из двух правильных и этичных решений, которое ближе твоим ценностям и принципам.
В качестве иллюстрации. Однажды нашу группу разбили на команды по три человека и дали кейс. В моей группе двое – я и одногруппник – приняли положительное решение. Третий человек дал отрицательный ответ. Сперва мы выступили со своей аргументацией. Далее этот самый парень, не смущаясь ни на цент тому, что он в меньшинстве, спокойно представил свои доводы. Текст кейса был испещрен его пометками, рассуждения – невозмутимы, логичны, методичны и убийственно убедительны. Вся куча разрозненных фактов, обстоятельств и данных выстроилась в стройную картину с четкими прогнозами и вероятностями. Когда же молодой человек все так же невозмутимо запросил у преподавателя дополнительную информацию и – внимание! - получил новую таблицу, которая подтверждала его правоту, я была просто поражена. В том числе тому, насколько эффектными могут быть сухие данные и их анализ.

Изученность многих вопросов. Мы часто считаем себя особенными, креативными, эмоциональными и в целом загадочными, а американцы накопили огромный массив исследований по всем проявлениям индивидуума и коллектива. Нашли объективные способы измерения, выявили все мыслимые закономерности, разработали множество алгоритмов работы и приложили ко всему не только результаты исследований, но и огромное количество кейсов-иллюстраций.

Отношение к деньгам. Американцы легко и открыто заявляют о своей материальной заинтересованности, активно отстаивают свои денежные интересы. Как они говорят, «cash is a king». Возможно, это связано с тем, что в Америке очень много волонтерской работы, и потому люди четко различают, где интерес, служение обществу, благотворительность, помощь и т.д., а где источник финансового благополучия.

В повседневной жизни американцы подчеркнуто genderblind, то есть не различают пол человека. Первое, что я перестала замечать – обсуждение любых вопросов, связанных со здоровьем и физиологией человека. Еще позже я перестала реагировать на юмор, который может быть достаточно грубым, если не оскорбительным, в смешанной компании.

В качестве резюме

Учиться объективно сложно, но крайне интересно и полезно. Особенно, когда ты – единственный неамериканец в группе, что само по себе отличный тренинг на «вживание». Мои планы на будущее? Работать и учиться, набираться профессионального опыта и осваивать новые пространства. Будет ли это Америка, Россия или какая-либо другая страна, как мне кажется, вопрос еще открытый.


Выбор сообщества

115 115773

Как манипулировать людьми: шесть составляющих успеха
17 99767

Топ-16 профессий для миграции за границу
49 223108

Убойная шпаргалка, как начать новую жизнь: 50 пунктов
+8 – оценить
Авторизуйся и выскажи своё мнение о качестве статьи
RSS/XML
| More
Страницы: 1 2 След.
  Участник сообщества  Сергей Швец    59  
  - 30.07 8:54
Я понял: по количеству публикаций, самой большой проблемой сообщества менеджеров является получение NВА. (
+9
  Участник сообщества  Сергей Бурых    275  
  - 30.07 9:41
Один мой знакомый, поступая на МБА, так ответил на вопрос, а зачем это ему нужно. Он объяснил, что имеет два высших образования - техническое и юридическое, уже 10 лет опыта работы топ-менеджером и хочет просто разложить знания и опыт по полочкам.
В этом есть смысл обучения на МБА, а поступать сразу после школы или окончания ВУЗа - это самонадеянно.
+133
  Участник сообщества      3856  
  +3 30.07 9:59
Цитата
Сергей Швец пишет:
Я понял: по количеству публикаций, самой большой проблемой сообщества менеджеров является получение NВА. (
О развитии басктбола в США пока публикаций, вроде бы, не было :)
А по количеству статей можно делать вывод о том, кто является крупнейшим рекламодателем ресурса.
+170
  Гость      163  
  - 30.07 10:12
[/QUOTE]Сам найди, разберись, вспомни и выполни. Наибольший шок вызывает то, что, если итоговая оценка ниже определенного уровня, студент автоматически вылетает из школы. Никаких пересдач. Можно заново пройти курс, еще раз заплатив немалые деньги, и только тогда двигаться по программе дальше. [/QUOTE]
Вот это правильно. Уважаю. А если тебе позвонили и попросили за студента, то студент должен быть неминуемо отчислен, а лоббист обвинен в коррупции и изгнан с работы.
+37
  Участник сообщества  Виктор Платонов    157  
  - 30.07 10:15
Цитата
Сергей Швец пишет:
Я понял: по количеству публикаций, самой большой проблемой сообщества менеджеров является получение NВА. (


Аахаха, да да, все менеджеры хотят в NBA :)))
+67
  Эксперт  Валерий Корчевский    1653  
  - 30.07 11:13
Статья понравилась. Вынужден был перечитать несколько раз, чтобы понять причину.
Прежде всего - язык (речь). Мысли изложены логично, по тексту плывешь, как по волнам. Не нужно совершать подвиг, чтобы понять, о чем идет речь. [Наши филологи - самые лучшие!]
"...Бесконечный рационализм и глубина анализа. Любые процессы и явления раскладываются по полочкам, препарируются и упорядочиваются. Тщательная методология принятия правильных решений, избегания типичных ошибок и т.д.... " Вероятно, это и было второй "наживкой", привлекшей внимание к статье. 35 лет работы в механосборочном производстве выработали потребность рассматривать любой процесс именно таким образом и никак иначе (Винт М6х25 с потайной головкой должен оказаться на третьем часу сборочного процесса на рабочем месте №8). Пожалуй, впервые в публикации, касающейся МВА, встречаю подобную "деталь". После прочтения этого абзаца появилось ощущение того, что начинаешь понимать смысл, вкладываемый в этот в этот, набивший оскомину, тренд (МВА). По сути, это образование (на самом деле - контроль УСВОЕННЫХ знаний) предназначено для отбора тех, кто способен детализировать поток ресурсов, от тех, кто не способен к этому. Возможно, это особенность именно американской системы образования (начального, среднего и высшего), которое не "грузит" подобными "мелочами". Для советского (и его остатков) технического образования (начиная с ПТУ) технологический процесс - обязательный предмет. Технологический процесс (ДОКУМЕНТ) предусматривает обязательное указание количества и графика расходования того или иного ресурса для достижения заявленного результата. Таким образом, содержательная часть МВА-образования отстаивается нетехническими специалистами, пообщавшимися с двоечниками, "отстоявшими очередь" в техническом ВУЗе.
Что касается комплекса социальных факторов, сопутствующих образования НАШИХ специалистов ТАМ - полностью согласен, за что автору - отдельная благодарность.
+130
  E-xeTeam  Андрей Семеркин    1620  
  - 30.07 11:36
Цитата
Владимир Крючков пишет:
А по количеству статей можно делать вывод о том, кто является крупнейшим рекламодателем ресурса.


Ложное умозаключение, показывающее, что автор -- не в теме :)). Наибольшее количество статей -- на субпорталах "Менеджмент" и "Карьера", а также в рубрике "Творчество без купюр" субпортала "Сообщество".
+252
  Участник сообщества  Александр Янчевский    3  
  - 30.07 12:47
IMHO, наверное, лучшая статья о МВА за последние 1-2 года. Все очень точно от начала до окончания. Елене - пожелания успехов.
  Участник сообщества  Роман Новоженин    7  
  - 30.07 13:25
Просто, понятно, без мишуры и прочих разбавителей. Спасибо автору.
+6
  Гость      163  
  - 30.07 14:26
Цитата

На фразу Владимира Крючкова - про
вывод о том, кто является крупнейшим рекламодателем ресурса -
Андрей Семеркин пишет,
что Крючков не теме, потому что Наибольшее количество статей -- на субпорталах "Менеджмент" и "Карьера"...

Ну что тут сказать )))
+37
  Участник сообщества  Дмитрий Федоров    605  
  - 30.07 15:30
Поддерживаю Автора, у меня есть коллеги консультанты с британским МВА и они сейчас работают то в Австралии, то в Канаде и им так и говорили, МВА - это не образование это социальный клуб. Все кто учился вместе с ними сейчас топы крупнейших международных кампаний. Помогают "своим" и решают вопросы со "своими" на раз.
Выхлоп в этой социальной связи, а не в "знаниях", особенно в таких изменчивых дисциплинах как маркетинг.
Вот в наших некоторых МВА до сих пор учат "пирамиде Маслоу" и вполне довольны. Так, что скорее не знания а связи и ритуалы-процессы, которые приняты и которые имеют огромной важности значение для службы на должностях.
+120
  Участник сообщества  Владимир Никитин    65  
  +1 30.07 16:38
Две ремарки:
1) с каких пор российское пятилетнее образование стало эквивалентом Masters Degree? В особенности, в части филологии, в процессе обучения которой, полагаю, ни о какой магистерской работе речи не шло. BD и никаких гвоздей!
2) российский филолог на какой позиции работал в компании c выходом на американский рынок? Или тут эхо начала 90-х, когда не важно какое у тебя образование, главное-умеешь поговорить на английском и добро пожаловать в Маккинсиз?
+2
  Участник сообщества  Елена Абрамова    5  
  - 31.07 20:08
Большое всем спасибо за комментарии и отзывы! Очень рада, что статья заинтересовала участников сообщества.

Хочу ответить Владимиру.
1) Чтобы американский вуз принял заявление в graduate school, любой диплом, полученный за рубежом, должен быть переведен и эвальюирован, то есть оценен с точки зрения соответствия американским образовательным уровням. Причем сделать это можно в аттестованных агентствах, список которых предлагает сам вуз. Так что это их профессиональное мнение, а не мое личное, что у меня Master Degree ))
Честно говоря, это обычная практика, многие люди эвальюировали дипломы и приравнивались в мастерам.

2) Я начала работу в компании (BrandHouse Group) в качестве специалиста по работе по СМИ. Через два года работы фактически возглавила отдел маркетинговых коммуникаций. И уж свой рабочий пуд соли съела, поверьте ))) Что касается "эха" - ничего не могу сказать, перед отъездом в 2011 году я прошла несколько интервью, где знание английского было самой легкой составляющей.
+8
  Гость      163  
  - 31.07 20:51
Вся разница между нашими отделами кадров и HRD американских компаний состоит в том, наши берут на работу соискателя с любым дипломом, а них - только с профильным.
Например, у них невозможно устроиться в страховую компанию без Certificate in Insurance, а у нас нет ни одной страховой компании, которая бы требовала такой документ ))
+37
  Участник сообщества  Елена Абрамова    5  
  - 31.07 22:06
Олег, это не совсем так. Во многих отраслях здесь точно так же сперва смотрят на личные качества, опыт работы и общую вменяемость, а уж потом на диплом. Если это, конечно, не узкие направления (медицина, юриспруденция и т.д.).
К слову, меня регулярно спамят страховые компании - предлагают работу.
+8
  Участник сообщества  Владимир Никитин    65  
  - 1.08 7:03
Олег, в качестве подтверждающего примера могу привести ситуацию, когда выпускника ин.яза приняли на работу начальником смены на пищевое производство.
+2
  Участник сообщества  Владимир Никитин    65  
  - 1.08 7:06
Елена, благодарю за ответ! В части бизнес-школ, допускаю, что агентства оценивают российские дипломы; при указывании уровня образования в резюме на сайтах известных зарубежных компаний моё пятилетнее техническое образование эквивалентно BD. Либо там "other"-такой вариант.
+2
  Участник сообщества  Олеся Ященко    1  
  - 1.08 8:03
Отличная статья, но маленькая ремарка.
Цитата
Сам найди, разберись, вспомни и выполни.

Мое первое образование в России было именно такое. Так что и в России можно найти качественно образование не только по содержанию, но и в целом по организации учебного процесса.
  Участник сообщества  Гарник Кочарян    185  
  - 4.08 14:57
Добрый день, Елена (у вас - раннее утро?) Привет из Ростова-батюшки.
Благодаря этой статье наконец-то начинаю понимать, что есть MBA и "с чем его едят". Для "вживания", а не "выживания".
А вот зачем MBA тем, кто не собирается никуда "вживаться"? Или это уже "совсем другая история"?
+30
Страницы: 1 2 След.


Только участники сообщества могут обсуждать статьи


Уже прочитали
Андрей Сергеевич Луговцев
Василий Степанович Шатохин
Александр Станиславович Пазяк
Александр Владимирович Поляк-Брагинский
Михаил Юрьевич Баринов
Дмитрий  Михайлович Мастюков
Аркадий Викторович Теплухин
Дмитрий Германович Пудан
Александр Иванович Любимов
Юрий Александрович Кравец
Роман Степанович Новоженин
Иван Витальевич Егоров
Рейтинг Ассоциации Менеджеров «ТОП-1000 российских менеджеров» подвел итоги 2014 года и опубликовал список наиболее профессиональных управленцев России, среди них – 15 выпускников и преподавателей ИБДА.
Для слушателей из регионов, а также менеджеров с высокой занятостью Бизнес-университет предлагает обучение в формате «Уикенд».
Открытое занятие на тему «Как управленцу использовать возможности онлайн-образования на 100%?» провел директор программ дистанционного обучения Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Ярослав Павлов.
Школа возглавила список топ-30 бизнес-школ в сентябре, составленный MBA.su.
День открытых дверей программы МВА Grenoble Graduate School of Business (Россия-Франция) пройдет 13 ноября.
Авторская программа «Бизнес как система или искусство конкурентной борьбы» построена на основе деловой игры «Корпорация», не имеющей аналогов на российском рынке.

Программа «Управление людьми: мотивация и психология профессиональной коммуникации» будет интересна всем, кто хочет повысить свой управленческий уровень и профессиональную квалификацию
Заканчивается набор на программу MBA вечерней формы обучения. Осталось всего несколько мест в группе.


inner_media
2