Алексей Зарецкий: Американский диплом МВА и желание работать

В 2011 году стартапер Алексей Зарецкий не просто открыл свою турфирму, но и твердо решил стать крупным игроком на Российском рынке. Американская бизнес-среда дала ему для этого главное оружие – ощущение того, что все возможно. Стоит только хотеть и уметь много работать. Отсутствие в России стабильности, такой, какая существует на Западе, его не пугает. Ведь в этом плюс для людей предпринимательского склада – есть ниши, в которых можно построить крупные компании фактически с «нуля». Executive.ru выяснил, зачем опытный стартапер поехал учиться в США? Каким образом решил стать крупным игроком на переполненном конкурентами российском рынке туристического бизнеса? Можно ли купить тур, не выходя из дома, как завоевать сердце клиента и в чем недостаток российской культуры управления?

Executive.ru: Зачем предпринимателю с опытом понадобился MBA?

Алексей Зарецкий: До MBA я жил в Израиле. Там тема стартапов очень популярна. Считается очень престижным работать не в какой-то крупной корпорации, а иметь свое собственное дело. Я решил осваивать бизнес в интернете. И в Израиле у меня были две попытки начать свое дело. Обе неудачные: через полгода проект закрывался из-за различных несостыковок в плане ведения бизнеса. И я подумал – может, мне не хватает знаний в этом направлении? В то время один из моих коллег подавал документы для поступления в бизнес-школу в США. Смотрю, вместо того, чтобы работать, он к чему-то готовится. Так и заинтересовался. Понял, что это именно то, что нужно и мне. А за рубежом потому, что я хотел получить не только знания, но и хорошие связи и обмен опытом с теми, кто работает в разных индустриях по всему миру.

Executive.ru: Как пал выбор на американскую школу?

А.З.: В Европе не так много бизнес-школ с мировым именем, входящих в ТОП: Insead и LBS. В частности, Insead не подошел краткосрочностью программы (1 год) – у меня не было цели обучиться быстро. Ну и еще хотелось посмотреть на американский опыт: раз MBA придумали они, и занимаются им уже больше ста лет, значит, и уровень должен быть более высоким.

Школу выбирал по принципу «Где комфортнее». Я определил для себя три наиболее привлекательных города: Нью-Йорк, Бостон и Сан-Франциско, - и подавал в школы в этих городах. NYU Stern привлек людьми: более дружелюбные, простые, открытые в общении.

Конечно, у всех на устах, что именно Stanford готовит предпринимателей, но мне не хотелось идти в технологическую школу, ведь у меня на тот момент уже было восемь лет опыта работы в high-teck в Израиле, из которых четыре года работы в стартапе и два года в Intel. Я больше хотел посмотреть на людей, которые приходят из другого мира, иной области, нежели предпринимательской.

Executive.ru: Кроме вас были еще те, кто интересовался созданием своего бизнеса?

А.З.: Процентов 10-15% от всего потока обучающихся были те, кто серьезно думал о своем бизнесе. В школах очень развита клубная жизнь. Не для развлечений, а по интересам и по принадлежности (например, выходцы из европейских стран). Там и происходит основная деятельность, связанная с каким-то направлением. В Stern самый многочисленный клуб – предпринимательский, а самый популярный – для финансистов.

Интересно, что происходит дальше. Так вот, процент людей, которые открывают свой бизнес сразу после окончания бизнес-школы, очень низкий (порядка 2%). Это объясняется тем, что MBA-образование – очень дорогое. Многие берут займы на учебу, которые после получения диплома нужно отрабатывать. А еще и копить деньги для старта своего бизнеса.

Executive.ru: Вы вошли в те 2%?

А.З.: Нет, я не был исключением. И тоже брал кредит ))) И после обучения два года отработал в McKinsey.

Executive.ru: Что вам дала американская атмосфера?

А.З.: Ощущение того, что все возможно. Стоит только хотеть и уметь много работать – и все получится. Плюс атмосфера того, что в школе вы находитесь, словно в одном мирке, с людьми из разных стран. Я научился от своих одноклассников, может, не больше, но точно не меньше, чем от профессоров.

Executive.ru: А сами что-то оставили для следующих поколений?

А.З.: Мне есть, чем гордиться. Когда я был второкурсником, уже имел опыт работы в McKinsey и меньше времени тратил на учебу, вместе с сокурсником с «нуля» создал и очень много времени посвятил проекту, в рамках которого студенты первого и второго года на MBA делали консалтинговые проекты для стартапов в Нью-Йорке. Мы (основатели) находили, а участники программы делились на команды и работали с ними на безвозмездной основе, учитывая свой пяти- семилетний опыт до бизнес-школы и знания, полученные в школе. Например, помню, как мы помогли двум предпринимателям, которые начали свой бизнес по созданию «эко-френдли» вещей из тканей (Fashion Apparel Business). Они отлично разбирались в теме fashion, так как были дизайнерами, но очень мало понимали в финансах и маркетинге. На момент нашего предложения о сотрудничестве ребята оказались в тупике и не знали, как и куда им двигаться дальше. За полгода мы им составили качественный бизнес-план, по которому они смогли привлечь весомые инвестиции. Когда, спустя два года после окончания обучения, в ноябре 2011 года я был в Нью-Йорке по делам, то встретился со студентом, который учился в школе на тот момент и был президентом предпринимательского клуба. Он мне рассказал, что программа до сих пор существует, разрослась (вместо пяти проектов параллельно ведется уже 15) и очень успешна.

Executive.ru: Как попали на практику в McKinsey?

А.З.: Попасть на интервью в сферу консалтинга или в банк совсем не трудно и даже не нужно искать. Потому что работодатели крупных компаний из этих сфер обязательно приходят на кампус в поисках «свежей крови» и делают рекрутинг. Пройти интервью сложнее. Если вы проходите – вас берут на работу. Так случилось и со мной. Проработав в McKinsey три месяца во время летней практики, я получил приглашение на работу Full-time в московском офисе.

Executive.ru: Как решили заняться туристическим бизнесом?

А.З.: Когда я работал в McKinsey, я понимал, что это промежуточный этап. И все время думал о том, какой свой бизнес я хочу вести. Мой коллега, Стас Стацук из бизнес-школы Kellogg, был озадачен той же проблемой. Мы решили объединить свои цели, однажды сойдясь на том, что travel-рынок в России еще не так развит, как в Европе, фрагментирован, нет такой крупной компании, как Expedia, и есть шанс стать крупным игроком. Сотни туроператоров, тысячи турагентств… рынок огромен, а составляющая онлайн продаж очень мала (7% в России против 40-50% в Европе). Мы решили сфокусироваться на турпакетах и не продавать бронирование отелей и авиабилетов, так как там уже высокая конкуренция.

Executive.ru: Когда рынок переполнен, нужно как-то выделяться...

А.З.: Тут надо смотреть – кем он переполнен? Тысячами маленьких турагентств и разрозненных туроператоров. Онлайновых игроков, как я уже сказал, мало. Travelata.ru еще только в начале пути (стартовал в декабре 2011 года) и находится в процессе отлаживания бизнес-процессов, но туры уже можно приобрести прямо на сайте, причем даже подобрать индивидуальный вариант. Наша цель – ориентироваться на клиента, то есть делать все, чтобы ему было проще, удобнее и приятнее делать покупку. В офисе с каждым человеком нужно долго работать. Это в среднем 1,5 - 2 часа на каждого. Мы хотим, чтобы процесс был построен так – вы самостоятельно покупаете тур на сайте или через call-center – без необходимости посещения офиса.

Естественно, есть барьеры, которые нужно преодолеть. Например, IT-интеграция с туроператором по наиболее актуальным предложениям. Ведь сегодня процесс продаж построен как? Человека заманивают в офис, а раз уж он уже пришел – что-нибудь точно купит. С московскими пробками кататься по сто раз туда-сюда тяжело. Тут еще в очереди посидит, устанет, расслабится, а, значит, ему можно что-нибудь «впарить», и необязательно самое горячее, интересное и актуальное.

Executive.ru: Телефонная продажа быстрее личной встречи?

А.З.: Не всегда, но для клиента все равно – удобнее. Тем более, есть множество рычагов, как сократить потраченное время агента на одну продажу.

Executive.ru: А как в онлайн-продаже заключаете договора и принимаете документы на визу?

А.З.: Договор мы и клиент подписываем в электронной форме. Вам нужно поставить галочку, что вы согласны со всеми условиями, а с нашей стороны – электронная подпись. Визовые документы в любом случае нужно везти к нам или передавать с курьером.

Executive.ru: Почему не остались в Америке и не начали свой бизнес там?

А.З.: В сфере тревел там конкурировать невозможно, там уже есть четыре крупных игрока.

До MBA я некоторое время жил в США, ездил туда по работе. И эта страна для меня – не что-то новое. Да, многие хотят уехать из России, забыть эту жизнь и начать новую. На это есть несколько причин. Во-первых, бытовые, которые решаются с деньгами. Во-вторых, на Западе все более понятно: есть определенные правила, по которым живет общество. Если вы им следуете, вы образованы и готовы много работать, то будете успешны и принадлежать к среднему классу. Не миллионеры, но свой дом, машина, хорошая пенсия, медицинское обслуживание – американская мечта – у вас будет. В России такого нет. Тут все непредсказуемо. Образование и трудолюбие ничего не гарантируют. В этом плюс для людей предпринимательского склада потому, что много нереализованных возможностей, есть ниши, в которые можно построить крупные компании фактически с «нуля». Для продвинутых управленцев тоже есть плюс – нехватка в стране профессиональных менеджеров многих направлений с хорошим международным образованием.

Executive.ru: В чем, на ваш взгляд, недостаток российской культуры управления?

А.З.: Иерархичность власти. Генеральный директор – царь и бог. Это видно даже по тому, как проходят совещания. Есть один главный, он жесток и чувствует свою власть, а все остальные молчат. В итоге люди боятся брать на себя ответственность и не проявляют инициативу, ждут каких-то указаний, а инновации не продвигаются, проекты притормаживаются, организации не развиваются. В международной же практике управления задача генерального директора – набирать правильную команду управленцев, задавать правильные вопросы своим подчиненным и стимулировать к их решению.

Executive.ru: Зарубежный MBA дает превосходство?

А.З.: Только не сам MBA, а то, что он дает. Выпускники – это люди, которые жили за рубежом, знают, как там строится бизнес, имеют связи по всему миру, говорят на нескольких языках, - более широкий угол обзора.

Более того, если у человека есть идея, в которую он верит, он может собрать сильную команду и привлечь инвестиции, - ему не надо идти в бизнес-школу – он просто зря потратит два года. Но если одного из составляющих нет – welcome. Куча идей и светлых голов, связи, академическая атмосфера, жизнь за рубежом с возможностью сравнить со своей страной.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Аникин, Юрий Вознесенский
Директор по развитию, Санкт-Петербург

- Что вам дала американская атмосфера?
- Ощущение того, что все возможно. Стоит только хотеть и уметь много работать – и все получится.
Золотые слова! ;)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.