Как преодолеть сопротивление «консерваторов» на тренинге?

Если человек в ходе тренинга ведет себя дисфункционально, скорее всего, таким образом он показывает негативное отношение к переменам, ради которых и был задуман тренинг. В предыдущей публикации мы рассказали о том, как может выражаться подобная позиция участника. Сегодня мы хотим дать несколько советов тренерам по поводу того, как выходить из этой ситуации.

Обходные маневры

Максимальная вероятность проявления психологической защиты на тренинге – в ситуации, когда человеку дают обратную связь. При этом у людей неуверенных, с заниженной, неустойчивой самооценкой защита может актуализироваться и в тех случаях, когда обратную связь получает другой человек. Такие участники могут начать защищать получающего обратную связь, говорить, что все было хорошо, идти по пути поверхностного анализа.

В случае проявления защиты в ходе подачи обратной связи тренер приостанавливает процесс и идет обходными путями. Например, в случае действия механизма рационализации тренер задает вопрос: «С какой целью ты сейчас рассказываешь нам, что побудило тебя так действовать/сказать именно эту фразу?» Этот вопрос как раз направлен на осознание своего поведения, и для некоторых людей может стать толчком для преодоления барьера восприятия своего поведения. При этом тренеру надо помнить, что способность к осознанию коррелирует с уровнем интеллекта, т.е. этот способ сработает не со всеми участниками. Если участник продолжает упорствовать в своей защите, то можно подвести итог: перечислить те идеи, на которые группа уже вышла в ходе обсуждения, и предложить группе перечислить те выводы, которые они сделали для себя на основе этого материала.

Участника, который не готов принимать обратную связь, надо еще раз поблагодарить и сказать, что он может при желании посмотреть видеозапись в перерыве или в конце дня.

Далее возможны разные варианты:

1) создать ситуацию, в которой этот участник, все-таки, получит обратную связь, но в облегченном, более безопасном для него варианте, например, выступая в роли активного участника в тройке;

2) включить его в ролевую игру в качестве подыгрывающего: осознанию неконструктивности определенного поведения может способствовать то, что участник на себе испытает влияние такого поведения;

3) дать ему специальное задание как наблюдателю: в ходе анализа поведения другого человека участник может осознать, что иногда сам делает так же;

4) обращаться персонально в ходе обсуждения с такими вопросами, которые могут помочь осознать важные для этого человека идеи.

Таким образом, варианты есть, и тренер имеет много возможностей проявить гибкость и достичь цели.

Побуждение к осознанию своих действий может срабатывать в случае с рационализацией и совсем не поможет в преодолении других видов психологической защиты, таких как вытеснение и отрицание.

Если тренер предполагает, что участник не воспринимает обратную связь, т.е. действует механизм отрицания, то такому участнику надо предоставить возможность получить как можно более разнообразный опыт: письменные и устные задания, вербальные и невербальные, работа в малой группе, рисование, движение и т.д. В этом случае повышается шанс прохождения информации через какой-то из каналов восприятия. Кроме того, это увеличит объем и дробность обратной связи.

Отрицание может проявиться и в ситуации, когда участники не справились с заданием (или выполнили его не так хорошо, как рассчитывали). В такой ситуации они могут сказать, что задание плохое – неполезное, непонятное, ненужное; могут сказать, что тренер непонятно объяснил, что именно нужно сделать, и т.д. Тренеру важно понимать, что подобные реакции в ряде случаев помогают людям сохранить свое лицо, даже порой только перед самими собой.

Действие механизмов проекции и замещения обычно сопровождается эмоциональной напряженностью. В этих случаях со стороны тренера также необходимо умелое управление эмоциональным состоянием участника. Ведь только после того, как эмоциональное напряжение снижено и контакт восстановлен, можно продолжать движение к содержательным целям тренинга, например, продолжить обсуждение и подачу обратной связи.

Позитивное подкрепление, поддержка даже незначительных изменений, происходящих на тренинге, способствует ослаблению действия всех механизмов психологической защиты.

Предвосхищение

Под предвосхищением мы понимаем все действия тренера, которые снижают вероятность проявления психологической защиты. Мы предлагаем подразделить их на базовые факторы и технические приемы. К базовым факторам предвосхищения относятся следующие:

1. Эффективно организованная обратная связь, прежде всего, соблюдение баланса позитивной и негативной информации о поведении. Можно, к примеру, человеку, который много сказал об ошибках участника, предложить рассказать, что ему понравилось в его поведении. Кроме того, надо побуждать говорить о поведении, а не о личности; обращать внимание получающего обратную связь на то, что он мог действовать и по-другому. Например, во время просмотра видеозаписи сделать остановку после не вполне удачного действия «активного» участника и задать ему вопрос «Что еще ты мог сделать/сказать в этот момент?» или «Как ты мог действовать по-другому?»

На этапе обучения говорить преимущественно о том, что получилось. Разговор об ошибочных действиях заменяем генерированием вариантов действий. Есть тренинги, в которых это является специфическим фактором создания среды. Например, в тренинге по уверенности в себе уже к концу первого дня говорим только о проявлениях уверенности и не говорим о проявлениях неуверенности. Для расширения диапазона уверенного поведения даем обратную связь, используя фразу: «Твое поведение будет еще более уверенным, если ...» Завершая фразу, надо говорить предельно конкретно (например, «если ты будешь смотреть в глаза собеседнику»).

2. Атмосфера безопасности – еще один базовый фактор. Мы убеждены, что основной инструмент формирования такой атмосферы – поведение тренера. А поведение лежит на фундаменте наших ценностей. Даже если мы до конца их не осознаем, сигналы о том, что для нас важно или не важно, мы посылаем во внешнюю среду, и окружающие их воспринимают. Поэтому полезно осознать, в какой степени вы как тренер разделяете принцип безопасности участников – полностью, исходя из своих ценностей или просто от того, что так должно быть в тренинге. Соблюдение принципа безопасности можно распознать, анализируя язык, на котором говорит тренер. Когда используется небезопасный язык, это может восприниматься как угроза, и следовательно, повышается желание защищаться. Например, тренер говорит: «Я хочу, чтобы вы это сделали», «Я отпущу вас в шесть часов», «Твоя идея понятна, но есть много других способов, которые работают». Эти фразы звучат как навязывание, давление, противопоставление. Использование местоимений «мы», «наши» говорит участникам о том, что мы все работаем вместе, вместе изучаем, а не они это делают сами по себе. Поэтому лучше сказать: «Давайте сделаем это», «Завершим наш день в шесть часов», «Это важная идея, спасибо, что поделился».

Мы не разделяем подход, что надо создать на тренинге сильный дискомфорт для участников, чтобы они приняли предлагаемые тренером идеи и установки. Он блокирует исследовательскую творческую позицию участников, т.е. не совпадает с сутью тренинга как метода осуществления изменений.

3. Правила, которые приняли, и то, насколько они соблюдаются. Например, группа договаривается о том, что человек может остановить подачу ему обратной связи. Карточка с нарисованным на ней жизнерадостным подсолнухом, как символ открытости и доброжелательности, на старте тренинга сообщает участникам о готовности тренера поддерживать открытую и позитивную атмосферу. Правило «В нашем поезде нет пассажиров» сообщает группе о том, что мы все ответственные за происходящее на тренинге и можем внести свой вклад в развитие и обучение друг друга.

4. Цели тренинга понятны и принимаются участниками. «Зачем я здесь?», «Что мне это даст?» - многие люди, приходящие на тренинг, мысленно задают себе подобные вопросы. Тренер должен помочь найти ответы на них. Доверие растет, когда люди понимают цели и смысл происходящего, для чего они делают то или иное задание, с какой целью проводится игра или обсуждение.

Если на этапе ориентации не уделить достаточно времени тому, чтобы участники поняли цели тренинга и их мотивация повысилась, то вероятность включения психологической защиты повысится.

Опишем случай яркого проявления проекции. Один участник пропустил весь этап ориентации и появился перед обедом, к началу деловой игры. Он поучаствовал в игре, и еще до начала обсуждения игры, во время небольшого перерыва, громогласно заявил окружающим: «Вы не понимаете! Цель игры – показать несостоятельность участников, их неумение быть хорошими руководителями. Поэтому тренер всегда будет к чему-нибудь цепляться». Как потом показало наблюдение за его взаимодействием в группе, это самое «цепляние» было свойственно ему самому. Мы уверены, что если бы он был с самого начала на тренинге, его высказывание не было бы столь категоричным.

5. Четкость инструкций, процедур. Небрежность в работе тренера – лазейка для психологической защиты и для снижения эффективности тренинга в целом.

Нечеткая инструкция ведет к тому, что вместо глубокого анализа своего поведения участники увлекаются обсуждением условий самого задания, открывая широкое поле для рационализации.

Технические приемы

Перейдем к техническим приемам, используемым как дополнение к базовым.

В начале тренинга надо проговорить, что «В ходе тренинга у нас будет возможность узнать о том, как воспринимают нас другие люди, какие реакции у них возникают под влиянием нашего поведения, наших действий. В ходе работы мы взаимодействуем с другими людьми и поэтому знать, что они чувствуют в ходе этого взаимодействия, для нас важно. Как использовать эту информацию – это еще один вопрос. И это наш выбор – изменяться после ее получения или продолжать действовать, как раньше».

Обратите внимание – оставляя участнику свободу выбора, мы повышаем вероятность ослабления психологической защиты.

В некоторых программах, где широко используются приемы обучения на опыте (experiential learning), мы предлагаем участникам отслеживать степень достижения их личных целей, которые они сами поставят после вводной активности (игры и ее обсуждения).

Перед обсуждением действий участника в ходе ролевой игры (или другого задания) желательно:

1. Благодарить тех, кто оказывается в центре внимания, получает обратную связь и тем самым дает возможность другим получить необходимую информацию. Обращать внимание на то, что этот человек был в непростой ситуации и помогал нам всем.

2. До подачи обратной связи дать возможность участнику проговорить сложности, с которыми он столкнулся в ходе взаимодействия. Сам человек может сказать, что, с его точки зрения, у него получилось, и что помешало ему достичь результата (реализовать цели в полной мере). В обычной ситуации увлекаться этим приемом не стоит – предпочтительнее, когда человек узнает от других, какое впечатление на них производит его поведение, как оно воспринимается. Но в отношении тех участников, которые особенно склонны к проявлению сопротивления, объем самоанализа можно увеличить. В этом случае с большей вероятностью и наблюдатели почувствуют, какие слова будут полезны для этого человека.

В ходе тренинга мы можем обратить внимание участников, что готовность принимать обратную связь расширяет возможности увидеть мир глазами других людей. Это делает нас сильнее, у нас появляется ценная информация, которой мы можем воспользоваться в разных жизненных ситуациях. Интересным и полезным приемом поделился с нами Мартин Томпсон, основатель компании MTa Learning (Великобритания), специалист, который практикует и развивает Experiential Learning более 35 лет. Он предлагает участникам порассуждать в малых группах на тему: насколько полезна критика. Такое обсуждение и открытый диалог дает удивительный эффект – повышается готовность принимать критические высказывания в свой адрес.

Понимая суть психологической защиты и зная способы работы с ней, тренер может помочь участникам тренинга освоить новые способы поведения, способствовать изменениям для гармонизации отношений с самим собой и с другими людьми.

При участии Нины Хрящевой, директора «Института Тренинга», эксперта «Институт Тренинга – АРБ Про»

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Андрей Семёркин, мария заморщикова
Редактор, Москва

Редакция E-xecutive.ru выражает соболезнования родным и близким Нины Юрьевны Хрящевой в связи с ее уходом.

мария заморщикова мария заморщикова Менеджер по обучению персонала, Якутск
печально http://www.sergey-gran.biz/?utm_medium=affiliate&utm_source=marymiss
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В Плехановской школе бизнеса «Интеграл» стартовала программа МВА вечернего формата

Также продолжается набор на модульный формат MBA (занятия два раза в год).

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу DBA

Программа дает возможность систематизировать и концептуализировать накопленный управленческий опыт.

«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.