Может ли креативность стать инструментом кризис-менеджмента?

Мир, который нас окружает, стремительно меняется. Мы постоянно сталкиваемся с абсолютно новыми нестандартными ситуациями в бизнесе, в быту, в личных отношениях. Сегодня нестандартные подходы как никогда востребованы в экономике, спорте, каждодневной жизни и даже в дипломатии.

Если мы возьмем, например, бизнес, то в условиях часто повторяющихся кризисов креативность превращается в ключевой фактор выживания компаний, которые все чаще начинают приглашать профильных консультантов.

Кроме этого в эпоху перемен очень высока степень неопределенности, нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к успеху. В результате – высокий уровень стресса, неудачи, разочарование и все, что отсюда вытекает.Одним из основных вариантов решения таких вопросов является креативный или творческий подход.

Многие считают, что способность к творчеству – это особенность, свойственная людям только творческих профессий: актерам, писателям, художникам, музыкантам, – но это не так.

Последние исследования в области психологии и неврологии показывают, что творческий образ мышления включает целый ряд специфических шаблонных действий мозга, которые можно усилить сознательно в результате специальных упражнений и дальнейшей практики. И эти навыки доступны всем!

Если вы считаете, что вы не креативны, вы ошибаетесь. Задумайтесь на минутку и вспомните, с какими жизненными проблемами вы сталкивались совсем недавно. Даю гарантию, что вы решаете похожие вопросы несколько раз в день. И при этом вы не пользуетесь никакой пошаговой инструкцией. Например, в быту, когда вы использовали старый карандаш из-под канцелярского клея, чтобы ваше окно не закрывалось от ветра. Когда вы расставляли мебель, готовили какое-то блюдо, искали варианты, как успокоить плачущего ребенка, вы проявляли креативность.

Давайте разберемся, как работают так называемые творческие или креативные подходы, и что необходимо, чтобы их усилить.

Есть один прекрасный старый анекдот:

Шерлок Холмс и доктор Ватсон поехали на природу, взяв с собой палатку. После доброго ужина с бутылочкой вина они поставили палатку и легли спать.

Через несколько часов Холмс просыпается и слегка толкает локтем своего спящего, как младенца, друга:

- Ватсон, посмотрите на это небо и скажите, что вы видите?

- Я вижу мириады звезд, Холмс, отвечает Ватсон.

- А что говорит об этом наш дедуктивный метод?

Ватсон задумывается на мгновение:

- Ну, с точки зрения астрономии он говорит, что существуют миллионы галактик и, возможно, миллиарды звезд и планет. С точки зрения астрологии я наблюдаю Сатурн в созвездии Льва. Если говорить о времени, то мне кажется, что сейчас где-то три пятнадцать утра. Метеорологические наблюдения подсказывают, что завтра будет чудесный день. С позиции теологии я могу сказать, что наш Господь всемогущ, а мы только малая и ничтожная часть Вселенной. А о чем наш дедуктивный метод говорит вам, Холмс?

Холмс помолчал мгновение и сказал:

- Вы идиот, Ватсон. У нас украли палатку!

Теперь вопрос: где наш образованный Ватсон совершил ошибку? Ответ: он слишком много думает. На вопрос «скажите, что вы видите» Ватсон провел целое мозговое исследование, чтобы найти ответ. Он перечислил целый ряд возможных вариантов, так или иначе связанных с вопросом. И при этом он не заметил самую очевидную вещь. Естественно, его варианты далеки от того, чтобы быть самыми креативными, но они служат прекрасным примером, как слишком много мыслей не позволяют увидеть самое простое решение, которое находится перед глазами.

Просто было бы неплохо нашим управляющим центрам время от времени отключаться от функции мониторинга мыслительного процесса и позволять команде «поиска и развития», находящейся в задней части нашего мозга, сделать свою работу и направить свой ответ в переднюю часть.

Обратите внимание, что здесь сказано «время от времени». Дело в том, что существует много случаев, когда надо действовать осознанно и в определенном порядке. Мало ли какие мысли могут появиться кроме нужных нам? Этот подход называется обдуманным или преднамеренным подходом к креативности. При таком подходе мы двигаемся вперед шаг за шагом, начинаем чувствовать, что становится все «теплее», что мы все ближе и ближе к разгадке. И, наконец, вот она.

Существует и второй подход – спонтанный. Он позволяет находить решение задачи на подсознательном уровне в результате неосознанной обработки существующей в мозге информации. Иногда этот метод называют также «ага! – методом». Мы просто продираемся через густой лес. Вдруг деревья неожиданно расступаются, и мы оказываемся на поляне, где лежит решение задачи. Здесь нет никакого «теплее» или «ближе». Отгадка буквально «выпрыгивает ниоткуда» у нас перед глазами.

Итак, какие же особенности нашего восприятия необходимо тренировать, чтобы стать мастером креативности? Эти особенности присутствуют как в преднамеренном, так и в спонтанном подходе к решению стоящих перед нами задач.

Первая особенность – это умение впитывать любую информацию, даже если она с первого взгляда противоречит очевидному. Когда мы превращаемся в губку и начинаем впитывать, мы открываем свое сознание для любых ощущений и идей. Мы безоценочно воспринимаем окружающий вас мир и познаем его. Все восхищает вас и привлекает наше внимание. Впитывание направлено на создание полноты мышления, открытости к опыту и поиск вариантов ответов на необычные и новые события.

Вторая особенность – это умение визуализировать, когда мы мыслим скорее визуальными, чем слуховыми образами. Внутреннее зрение позволяет видеть и манипулировать различными картинками в пространстве. Мы наблюдаем появление образов и начинаем мыслить метафорически, соединяя в голове внешне несовместимые концепции.

Третья особенность – это умение оценивать, когда мы включаем процесс создания суждений о ценности той или иной идеи, концепции, изделия, поведения или личности. Это так называемый «критический взгляд», позволяющий оценивать наши креативные идеи или изделия на соответствие нашим критериям полезности и уместности.

Четвертая особенность – это умение быть рациональным, когда мы осознанно используем информацию для решения вопроса в рамках нашей рабочей памяти. Это состояние осознанного планирования. Когда мы говорим, что «думаем» о чем-либо, мы находимся в состоянии рациональности. Наша рациональность управляет целеполаганием, абстрактным мышлением и принятием решений.

Пятая особенность – это умение связывать вещи между собой, когда мы находимся в расфокусированном состоянии внимания, что позволяет увидеть связи между объектами или концепциями, которые в природе кажутся несопоставимыми.

Связывание – это частичное продолжение визуализации. Кроме этого здесь у нас возникает возможность генерировать несколько решений, а не фокусироваться на одном единственном. Обычно связывание сопровождается сильными позитивными эмоциями, которые создают дополнительную мотивацию в проекте.

Шестая особенность – это умение трансформировать негативную энергию некоторых эмоций в позитивную энергию творчества. Иногда у нас начинают проявляться злость, раздражение, муки совести, чувство неудовлетворенности, если не стресс. Эти состояния можно использовать для преобразования негативной энергии в энергию творчества и великих свершений. При этом мы чувствуем себя болезненно уязвимым и одновременно мотивированным для выражения (в творчестве) чувства боли, беспокойства и надежд, с которыми мы все знакомы. Историки, биографы и ученые уже давно заметили ассоциативную связь между креативностью и некоторыми видами эмоциональных проявлений, например, таких как депрессия.

И, наконец, седьмая особенность – это умение входить в так называемое состояние потока. Когда мы входим в это состояние, наши мысли и действия начинают течь в устойчивом гармоничном порядке. Часто состояние потока присутствует в таких творческих процессах, как джазовые импровизации, написании литературных произведений, в скульптуре и изобразительном искусстве, а также в пошаговых научных открытиях.

История гласит, что как-то Исаак Ньютон простоял двое суток у своего стола, задумавшись над очередной гениальной идеей. Когда же он, наконец, вернулся к действительности, он не мог поверить, что прошло два дня и две ночи. Это и есть состояние потока.

Углубившись в самоисследование, мы можем почувствовать, что для каждого из нас свойственны скорее некоторые вышеперечисленные особенности, чем все сразу. Эти особенности составляют основу для нашей ментальной зоны комфорта и их необходимо выявить до того, как мы начнем расширять наши горизонты в области креативности. А сделать это можно с помощью тестов, которые можно найти в специализированной литературе. В тестах нет правильных или неправильных ответов. Это скорее вопросы, которые помогут проявиться некоторым показателям наших индивидуальных предпочтений.

А дальше – за работу. Для отработки тех или иных навыков существует множество упражнений, которые тоже можно найти в специальной литературе. Естественно, важно в первую очередь обращать внимание на те особенности, которые, в соответствии с тестами, являются для нас наименее комфортными.

При этом не надо питать иллюзий, что все получится за неделю. Отработка специальных упражнений для развития тех или иных творческих навыков может занять в зависимости от уровня подготовки от нескольких недель до нескольких месяцев, а закрепление – несколько лет. Но это не главное. Главное, что это возможно. Небольшое усилие, и мы – гении!

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Наталья Черентаева
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.