Бизнес-школа МИРБИС: 20 лет образовательных инноваций

Лидерство, образовательные инновации и безоговорочная вера в потенциал людей и их возможность изменить будущее в лучшую сторону – начиная с 1988 года, эти слагаемые являются ключевыми факторами успеха и признания Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС. В этом году одна из старшейших российских бизнес-школ отмечает двадцатилетие.

За прошедшее время сотрудники школы проделали большую и плодотворную работу - в результате ее МИРБИС из учебного заведения, в штате которого числилось всего несколько человек, превратился в крупнейший образовательный центр, устойчиво занимающий первые-третьи места в рейтингах бизнес-образования России.

Бизнес-школа МИРБИС была основана в 1988 году на базе межправительственного соглашения СССР и Италии, тогда в штате нового учебного заведения числились всего три человека. В настоящее время в стенах Института МИРБИС работает около 1,5 тыс. человек, помогая получить отличное образование 6 тыс. слушателей каждый год. Специалистам, желающим улучшить свои профессиональные навыки и получить новые знания, МИРБИС предлагает весь спектр образовательных услуг, в том числе получение второго высшего образования, обучение по программам МВА и Executive MBA, профессиональную переподготовку, тренинги и семинары различных направленностей. Программа МВА МИРБИС получила аккредитацию London Metropolitan (Guildhall) University (LondonMet), которая дает возможность выпускникам получать британский диплом MBA, обучаясь в России. В 2005 году Программа МВА была аккредитована Association of MBAs (AMBA), что явилось свидетельством высокого качества преподавания и авторитета школы.

МИРБИС ведет активную международную деятельность, в состав Института входит несколько центров, в том числе Британский, Китайский, Арабский и другие. В 2008 году бизнес-школа МИРБИС была признана независимым рейтинговым агентством EdUniver второй в России по международной известности и влиятельности.

За 20 лет МИРБИС выдал путевки в жизнь более 20 тыс. студентов. Многие из них являются гордостью Института, занимают ведущие позиции в российских и зарубежных компаниях. Так, в свое время Институт блестяще закончили вице-президент «Альфа-банка» Сергей Меднов, летчик-космонавт, герой Советского Союза Анатолий Березовой, президент финансовой корпорации «УРАЛСИБ» Николай Цветков. Свой юбилей МИРБИС отметит серией праздничных мероприятий. В период с 25 ноября по 30 декабря 2008 года состоятся: межвузовская студенческая олимпиада по менеджменту и олимпиада по информационным технологиям, Спартакиада студентов, «круглый стол» для директоров по персоналу компаний; со знаменательной датой коллектив школы поздравят шеф-редактор лексикографического интернет-портала «Словари XXI века» Сергей Шаповал и народный артист РСФСР Михаил Козаков. В финале празднований студентов и преподавателей ждет праздничный вечер.

По словам ректора МИРБИСа Станислава Савина, в ходе своего становления и развития Институт решил много сложных задач, покорив самые неприступные вершины, однако преодоление трудностей было бы невозможным без коллектива школы, для которого образование не просто работа, а большое дело, вдохновение и удовольствие. Со словами главы школы согласен руководитель программы МВА – «Стратегический менеджмент и предпринимательство», профессор, д.т.н. Александр Сазанович. О сущности современного российского бизнес-образования, его проблемах и перспективах, памятных моментах истории Института, а также будущем отечественного менеджмента Александр Сазанович рассказал в интервью Executive.

Executive.ru: В создании МИРБИС принимал участие экс-премьер-министр Италии Романо Проди. Расскажите подробнее об основании школы и учреждении МВА-программ. Какие строились планы? Все ли цели, поставленные тогда, достигнуты?

Александр Сазанович: Институт был основан в 1988 году на базе межправительственного соглашения СССР и Италии. Инициаторами создания были ректор Московского Института Народного Хозяйства им. Г.В. Плеханова (сейчас РЭА им Г.В. Плеханова) профессор Грошев и генеральный директор Общества экономических исследований «НОМИЗМА», экс-президент Европейской комиссии профессор Романо Проди. Учредителями МИРБИС также явились Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова и Итальянское общество экономических исследований «НОМИЗМА».

Бизнес-школа МИРБИС изначально строилась как международная школа, ориентированная на партнерство с западными высшими учебными заведениями и на воплощение передового международного опыта в учебной деятельности.

Первоначально МИРБИС рассматривался как исследовательское и учебное заведение. Однако больший спрос в начале девяностых годов на новые для российского рынка образовательные продукты предопределил приоритеты в развитии школы. Мы выступили первыми в создании для российского рынка программы МВА. Заложенный с самого начала в фундаменте школы исследовательский компонент приобретает особую роль в настоящее время, когда российские бизнес-школы перестают быть исключительно «трансляторами» западных учебных технологий и встают на путь создания собственных «приращений» к управленческим знаниям.

Executive.ru: У каждого учебного заведения есть своя оригинальная идеология. Какова она у МИРБИС?

А.С.: МИРБИС имеет статус негосударственного образовательного учреждения (НОУ), поэтому копировать модель государственного института, академии или университета школа объективно не может, да такое копирование и не имеет смысла. У МИРБИС своя собственная оригинальная модель. Она предполагает главенство бизнес-школы, которая транслирует свои передовые практико-ориентированные технологии на программы высшего образования и все другие программы, образуя тем самым стратегическое ядро института.

Такая модель предусматривает полную линейку программ дополнительного образования: специализированные программы MBA, Executive МВА, МВА-science, а также новые программы - Global ExecutiveМВА «Звездный альянс» и Executive МВА «Национальный лидер». Кроме того, модель включает все уровни системы высшего образования - бакалавриат, специалитет, магистратуру. В модель входят также программы повышения квалификации и корпоративного обучения (Executive Education).

Что касается структурной идеологии МИРБИС - в условиях постоянного потока изменений школа должна иметь «точки входа» для любых новых образовательных продуктов. Одновременно с этим идеология МИРБИС определяется тем, что только относительно крупная бизнес-школа имеет возможность включать в свои учебные программы значительное количество опций, сохраняя при этом не самую высокую ценовую планку и создавая возможность для более доступного образования при наличии конкурсности.

Executive.ru: Потребности быстро развивающегося российского бизнеса постоянно меняются. Как Институту удается соответствовать требованиям рынка труда – готовить специалистов, топ-менеджеров, которые будут востребованы?

А.С.: Есть две составляющие этого вопроса. Во-первых, не потребности меняются, а потребности меняют воздействующие на них люди. Как известно, будущее делают ныне живущие. Задача МИРБИС - подготовить управленца не как менеджера с «коротким прицелом», ежесекундно сползающего в повседневный эмпиризм, а как руководителя, обладающего «дальним прицелом» и способного «держать глаза открытыми».

Во-вторых, МИРБИС – это полторы тысячи слушателей МВА, которые являются одновременно не только потребителями, но и поставщиками фактов и «слабых сигналов» изменений. На эти сигналы реагируют сразу три уровня: каждая из программ в целом; каждая дисциплина в рамках своих возможностей; сами слушатели, образующие комьюнити в ходе совместного решения кейсов, дискуссий в аудитории, виртуальных классах и на перерывах.

Executive.ru: Современный гуру менеджмента Ицхак Адизес выступает против классической подготовки менеджеров, считая, что невозможно научить человека безупречно выполнять все функции. По его мнению, менеджер должен уметь в первую очередь организовывать других людей, выполняющих разные функции, создавая таким образом эффективную команду. Вы согласны с такой точкой зрения?

А.С.: Точка зрения Ицхака Адизеса в этой части не нова. В сущности, передовые международные бизнес-школы уже десятилетие как отказались от парадигмы подготовки дженералистов, под которыми понимались широко образованные профессионалы по техникам осуществления частных бизнес-функций (финансы, маркетинг и т.д). Эти бизнес-школы взяли за основу другую установку: современный менеджер - прежде всего, новатор и лидер, интегрированный с организацией в целом.

Действительно современный менеджер должен уметь в первую очередь организовывать других людей, выполняющих разные (частные) функции, создавая, таким образом, эффективную команду. Однако это слишком общая фраза. Она не объясняет, например, чем этот менеджер вовлечет в команду и удержит в ней энергичных людей, почему эти вовлеченные люди «не подсидят» этого менеджера и он удержит свое лидерство, почему менеджер, поверхностно знающий частные функции, сможет выступить авторитетом перед более знающими свои частные вопросы членами команды. Поэтому, в целом соглашаясь с этой точкой зрения, мы дополняем ее несколькими позициями, дающими ответы, по крайней мере, на три выше сформулированных вопроса.

Команды формируются и мотивируются впечатляющими целями, которые не возникают спонтанно, а требуют широкого кругозора и глубокого понимания сути надвигающихся изменений; способности увидеть сдвиги, происходящие в реальном мире бизнеса; способности к воображению возможной перспективы и созданию нового будущего; наконец, решимости к реализации нового.

Лидерство, не предполагающее параллельной ответственности, немыслимо. Лидеров не назначают, лидерами становятся «без разрешения». Однако именно ответственность и есть главный фактор удержания лидерства. Нельзя подсидеть человека, взявшего на себя ответственность, от которой все другие добровольно отказались. И в последующем лидера нельзя подсидеть, если и далее менеджер каждый раз принимает немалую ответственность по такому же принципу.

У знающих только частности никогда не возникнет соблазна покушения на того, кто внятно указывает на более общее. Из высказывания совсем еще недавнего великого классика «кто берется за частные вопросы без предварительного решения общего, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя «натыкаться» на эти общие вопросы» с полным основанием вытекает, что «постановщики задач» всегда будут теми, кто способен открыть глаза на неочевидные, но желанные вещи. И именно «постановщики задач», открывающие глаза на решение новых и неотвратимых проблем, сегодня и становятся крайне востребованными (финансовый кризис, вытеснение в массовом сегменте китайской продукцией и др.)

Executive.ru: В одном из интервью ректор Института Станислав Савин сказал, что жизнь – это преодоление противоречий. С какими трудностями вам как руководителю МВА-программы приходится сталкиваться чаще всего?

А.С.: В маркетинге есть такое понятие как «расширенная концепция товара». Аналогом этой концепции в образовательных услугах может рассматриваться используемая в МИРБИС «Пирамида составляющих конкурентоспособной образовательной услуги», включающая четыре основные компонента. У нас эта модель называется «Моделью тотальных конкурентных преимуществ». Она включает в себя «более актуальное содержание», «более актуальные формы проведения занятий», «более развитый сопутствующий образовательный сервис», а также «лучшую техническую оснащенность учебного процесса». При этом многочисленные опросы слушателей программ МВА указывают на то, что все-таки главным элементом востребованности выступает содержание образования. Причем для управленца содержание образования имеет две одинаково важные составляющие: «неартефактное», то есть неповерхностное, видение природы бизнес-организаций и технологий создания их конкурентоспособных конструкций, построенных из людей, а также «модели поведения» руководителей в реальном масштабе времени, обладающие большей результативностью.

Executive.ru: Одной из своих целей МИРБИС ставит подготовку руководителей нового типа. Опишите портрет такого специалиста. Как со временем меняется портрет выпускника МВА-программ?

А.С.: Миссия программ МВА МИРБИС - «подготовка управленцев, способных добиваться лидерства на руководящих целевых должностных позициях и умеющих создавать компании, ориентированные на отраслевое лидерство». Исходя из этой миссии, ключевые черты портрета выпускника программы МВА - это способности быть лидером, добиваться большей дееспособности подведомственной организации, уметь формировать видение перспективы организации в широком временном и пространственном разрезе. Я хотел бы остановиться на этих пунктах подробнее.

Быть лидером. Может ли компания быть лидером отрасли, если ее руководитель изначально согласен с третьестепенными ролями? Очевидно, что нет. Тем более - нет, если речь идет о глобальном лидерстве. Лидерство организации начинается с лидерства ее первого лица. Основные черты лидера наша школа видит в наличии четырех качеств: обладание энергией; умение заряжать энергией других; воля к победе; исполнение задуманного.

Добиваться большей дееспособности подведомственной организации. Организация – это, прежде всего, некоторая конструкция, предназначенная для приведения рук и мышления людей в непрерывное и ускоренное движение. Более того, современная бизнес-организация – это не только «фабрика по производству потока товаров или услуг». Это одновременно и «фабрика по производству потока идей и изменений», отражающих миграцию потребительских ценностей и соответствующих внутренних ресурсных преобразований. В то же время. традиционные организации не содержат конструкций для второго конвейера.

Современный руководитель – это конструктор организаций (организационных конструкций) именно с отмеченными характеристиками.

Уметь формировать видение перспективы организации в широком временном и пространственном разрезе. Раньше говорили, что «цели задаются», теперь все чаще говорят, что «цели планируются» и нужны «постановщики задач». Ведь совершенно не очевидно, каких материализованных приращений нужно желать на перспективу организации, чтобы она «росла вверх, а не вон» в условиях асимметрии развития субъектов отрасли и появления заменителей через рынки «завтрашнего дня».

Executive.ru: В Институте реализуется ряд социальных программ. Таким образом МИРБИС подтверждает важность социальной ответственности бизнеса. Планируется ли в дальнейшем развивать это направление?

А.С.: Социальные программы и социальная ответственность МИРБИС всегда были важнейшей составляющей деятельности школы. Это направление сохранится и будет усиленно развиваться и в будущем. Институт видит в дальнейшем три основных направления социальных программ. Во-первых, реализуется весомый пакет программ «переподготовки» военнослужащих и других категорий граждан, меняющих работу и вместе с ней сферу деятельности, а также спонсорство в рамках благотворительных программ инвалидов и детей-сирот. Во-вторых, проходит подготовка специалистов-управленцев и предпринимателей, способных создавать новые рабочие места, тем самым повышая занятость населения. В-третьих, необходимо готовить руководителей, способных создавать бизнесы, конкурентоспособные в глобальной экономике, которые надежно закрепят за собой соответствующие рынки, а вместе с этим и национальный фонд заработной платы на этих рынках.

Executive.ru: В современном мире качество жизни личности, как правило, напрямую зависит от качества образования. Каковы составляющие современного качественного образования?

А.С.: В экономике XXI века, экономике знаний, больше 50% продукции в ВВП развитых государств становится информационным продуктом. И это не те информационные продукты, которые производятся, а те продукты, которые уже потребляются. В этих условиях качество самой жизни становится пропорциональным исчерпывающе полному получению потребителями именно информационных продуктов. Образование – это одна из технологий передачи информационных продуктов, причем тех из них, которые характеризуются наиболее сложной структурой. При этом именно образование есть еще и технология подготовки самого сознания людей к способности воспринять наиболее сложную информацию, к способности воспринимать информацию с высокой скоростью и, наконец, к способности ее синтезировать. Без этой способности человек просто не сможет через некоторое время воспринимать определенные потоки информации. Начнет накапливаться «информационное неравенство» и, вообще говоря, соответствующее «информационное расслоение общества». Однако пока это еще далекая перспектива.

Зачем люди учатся? Для того чтобы стать более успешными. И учить, следовательно, надо тому, что даст людям именно успех. А что делает человека успешным? Его признание окружением и известность через совершенный им шлейф действий. Поэтому качественный срез бизнес-образования мы связываем с учебными технологиями подготовки руководителей, которые смогут продвинуть себя в бизнесе через более быстрое «продвижение наиболее востребованных дел».

Конкретизацию таких технологий мы видим в трех направлениях (определенных стратегией МИРБИС):

1. Подготовка менеджеров, обеспечивающих повышенную производительность и результативность управленческого труда в условиях постоянных изменений, путем наращивания не количества труда, а его структурного качества.

2. Подготовка менеджеров, умеющих организовывать работу по запуску бизнесов на рынках «завтрашнего дня», начиная от упреждающего распознавания бизнес-идей и новых «зон прибыли» и их коммерциализации до создания и управления бизнесами и проектами в этих новых отраслях.

3. Формирование ценностных и поведенческих установок делового нравственно сбалансированного воспитания: осознания принадлежности к передовому социальному слою российских менеджеров, несущих ответственность за судьбу страны; готовности выйти на новый уровень успешной карьеры и принятия на себя большей смелости и ответственности за предпринимательские риски в значимых проектах.

E-xecutive: Во время мирового финансового кризиса многие компании и учебные заведения испытывают трудности. МИРБИС успешно пережил дефолт 1998 года. В чем, на ваш взгляд, заключается секрет выживания в условиях экономического кризиса?

А.С.: Когда Президента Франклина Делано Рузвельта спросили, что составляет наибольшую трудность в управлении, он ответил: «Cобытия, мой друг». Осознание того, что кризис – это всего лишь «событие», а событий не нужно бояться, на них нужно деятельно реагировать, - интегральная доминанта для всех успешных компаний. Этим принципом руководствуется и МИРБИС. Экономический кризис не исключает потребность в знаниях, а лишь изменяет приоритеты в востребованности различных тематик. Конечно, трудно ожидать роста деятельности в условиях кризиса. Однако именно кризис создает сильные предпосылки к изменению не количества, а качества деятельности. Успешно пережить кризис означает первым найти продолжающий оставаться востребованным сегмент деятельности и точки его некоторого роста, сохранить стратегическое ядро организации и разглядеть за рубежом кризиса новое качество, которое и составит скачок в миграции ценности в послекризисном периоде. Кризис 1998 года дал МИРБИС импульс к открытию новых специальностей, менее ориентированных на коммерцию, а более сфокусированных на материальной экономике.

Executive.ru: Можно ли ожидать новые тенденции в бизнес-образовании после окончания мирового финансового кризиса? Чему этот кризис научит современный менеджмент?

А.С.: Мы согласны с тем, что «эйфория легких денег» после кризиса закончится и компании серьезно обратят внимание на традиционный показатель производительности денег – «фондоотдачу» (рентабельность активов), а значит - на Lean Production и на еще более важное направление – создание новых бизнес-моделей прибыли. Мы согласны с тем, что кризис – это «проблема регулирования» и что после кризиса финансовое управление странами будет более жестко контролировать предпосылки и факты «финансовых пузырей», но не допустит «перерегулирования» субъектами хозяйствования. Мы согласны с тем, что после кризиса возрастет спрос на добротную теорию и, значит, получат развитие концепции «дальнего прицела», взамен ныне действующего сиюминутного «голого» эмпиризма в реагировании на факторы кризиса («коротко прицельные пожарные действия» и меры, без предварительного вскрытия природы кризиса).

Применительно к бизнес-образованию, мне кажется, что постепенно произойдет трансформация во взглядах менеджеров и предпринимателей. Так, особое внимание будет уделяться практичности в бизнес-образовании. Осуществится уход от сиюминутной «актуальной» конкретики решения текущих задач, которая востребована сегодня. На смену этому все больше будут приходить учебные технологии по совершенствованию силы разума в решении задач конструирования бизнеса в разрезе долговременной миграции ценностей и широкой расстановки дружественных и конкурентных производительных сил.

С другой стороны, получат еще больший импульс в развитии технологии интеграции совместной междепартаментной деятельности, исключения барьеров доступа «к телу руководителя» тех, «кому меньше положено», а также технологии принятия решений «за спинами участников», которые являются ключевыми. В противном случае в экономике постоянных изменений и нарастающих скоростей компании не смогут выстроить параллельно традиционным «продуктовым конвейерам» новые конвейеры - формирования постоянного потока соответствующих идей и изменений. МИРБИС по ряду программ МВА является крупнейшей в России, и школа видит и свою ответственность в решении этих задач принципиальной важности.

Также смотрите:

MBA – сомнительная инвестиция или вклад на миллион?

Арнолд Лонгбой: «Инвестиции в бизнес-образование не должны сокращаться во время спада»

Наталья Евтихиева: «Вы никуда не денетесь от бизнес-образования!»

Источник изображения в анонсе: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Управляющий партнер, Архангельск

Добрый день, Александр Николаевич!Поздравляю в Вашем лице знаменитый МИРБИС!Видел Вас на 20-летии ВШМБ (специально приезжал), но не успел подойти, после постановки Вы ушли.Благодарен судьбе за возможность обучения у Вас. Только положительные воспоминания!Статья не только праздничная, то и актуально-практичная. Вопросы о лидерстве затронуты своевременно и глубоко, Ваша фраза насчет интегральной доминанты вошла в мой перечень рабочих цитат. :)За счет такой информации снова расширяется сознание, ежедневно сужаемое операционным менеджментом...

Виктор Шишкин Виктор Шишкин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Константин, Вы поцеловать 'великого' забыли

Управляющий партнер, Архангельск

Откуда Вы знаете, Виктор, что я сделал, а что нет? Да и не все, что я в жизни сделал, изложено на страницах executive.А с другой стороны, зачем мне это, поскольку диплом у меня уже давно имеется и материальных заинтересованностей к данному автору я не имею.Ну, а насчет 'Великого', Вы все таки преувеличили, Александр Николаевич все таки вполне земной человек и в своем управлении знаниями Вы многое потеряли, коль не встречали на своем пути таких профи.

HR-директор, Москва

С огромной радостью поздравляю МИРБИС с Двадцатилетием!!!Желаю успехов всему коллективу во главе с профессором Савиным С.Л.Особое почтение коллегам из Международного Центра, преподавателям группы МВА18.С уважением,Ольга Зуева

Президент, председатель правления, США
пишет:«Лидеров не назначают, ими становятся без разрешения»
Если я правильно помню Владимира Путина когда то именно назначили...Сейчас вот Медведева назначили - и ничего, пробивает себе дорогу в лидеры потихоньку... и много много таких примеров в истории:))
Директор по маркетингу, Москва

А мне очень близка идеология Ицхака Адизеса: «Невозможно научить человека безупречно выполнять все функции. Менеджер должен уметь в первую очередь организовывать других людей, выполняющих разные функции, создавая таким образом эффективную команду.»[b]Виктор Шишкин,[/b] :)

Директор по маркетингу, Москва

'Однако именно ответственность и есть главный фактор удержания лидерства. Нельзя подсидеть человека, взявшего на себя ответственность, от которой все другие добровольно отказались.'Очень верная мысль :!:

Менеджер по логистике, Москва
Сергей Колесников пишет:'Однако именно ответственность и есть главный фактор удержания лидерства. Нельзя подсидеть человека, взявшего на себя ответственность, от которой все другие добровольно отказались.'
по этому поводу есть хорошая фраза из фильма - капитан отвечает не только за успех но и за поражения...
Управляющий партнер, Архангельск

Добрый день, Александр Николаевич!
Поздравляю в Вашем лице знаменитый МИРБИС!
Видел Вас на 20-летии ВШМБ (специально приезжал), но не успел подойти, после постановки Вы ушли.
Благодарен судьбе за возможность обучения у Вас. Только положительные воспоминания!
Статья не только праздничная, то и актуально-практичная. Вопросы о лидерстве затронуты своевременно и глубоко, Ваша фраза насчет интегральной доминанты вошла в мой перечень рабочих цитат. :)
За счет такой информации снова расширяется сознание, ежедневно сужаемое операционным менеджментом...

Виктор Шишкин Виктор Шишкин Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Константин, Вы поцеловать ''великого'' забыли

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

 
В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ продолжает программу ППК по кейс-методу

В ВШБ стартовал второй поток программы «Разработка учебных кейсов и использование кейс-метода в преподавании бизнес-дисциплин».

МИРБИС принял участие в форуме FMCG & Retail Trade Marketing 2024

Преподаватели МИРБИС выступили на VII Ежегодном Всероссийском форуме по торговому маркетингу в сфере товаров повседневного спроса.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.