MBA в Азии: эффективнее, чем в Европе

Елена Кочеткова, Executive.ru

Степень MBA является американским изобретением – первая программа такого формата была запущена в 1908 году в Harvard Business School. США до сих пор остаются мировым локомотивом делового образования, а вторым важнейшим регионом на мировой карте MBA является, безусловно, Европа. Тем не менее, в последние годы наблюдается рост интереса к подобным программам в Азии.

МВА

Бизнес-школы – лидеры

Западные бизнес-школы охотно запускают партнерские проекты со своими восточными коллегами и открывают филиалы в быстро развивающихся странах. Ими движет желание не только укрепить силу своего бренда в глобальном масштабе, но и оказаться причастными к экономическому подъему и быстрому технологическому развитию, характерным для региона сегодня. В 2015 году в рейтинге Financial Times представлено в общей сложности 13 бизнес-школ из региона:

Бизнес-школы Азии в рейтинге Financial Times-2015

Страна

Бизнес-школы

Китай

CEIBS, HKUST, University of Hong Kong, CUHK, Antai и Fudan

Индия

Indian Institute of Management, Ahmedabad; India School of Business; Indian Institute of Management, Bangalore

Сингапур

INSEAD, National University of Singapore, Nanyang Business School

Южная Корея

Sungkyunkwan University

12 заведений занимают строчки выше 60-й, а высшей позицией – если не считать французско-сингапурский INSEAD на шестом месте – является №11, принадлежащая китайской CEIBS.

В сводной таблице неамериканских программ MBA по версии Bloomberg BusinessWeek, состоящей из 27 строк, CEIBS занимает 17 позицию, Hong Kong University of Science and Technology – 18, а National University of Singapore – 22.

Новые партнерства между европейскими или американскими школами, с одной стороны, и азиатскими, с другой, появляются буквально каждый год:

  • У National University of Singapore есть двойные программы с французской HEC и американской Yale.
  • IESE запускают совместную программу EMBA с CEIBS.
  • Audencia Nantes School of Management сотрудничает с Beijing Institute of Technology и Tsinghua University’s School of Continuing Education.
  • Esade Business School – с Guanghua School of Management.
  • Tsinghua University, Fudan University и CEIBS, Kellogg School of Management – с HKUST и Guanghua.
  • MIT Sloan почти 20 лет назад запустили партнерство с китайскими Tsinghua University и Fudan University, затем с Indian School of Business, а теперь в сотрудничестве с Bank Negara Malaysia намереваются открыть Asia School of Business.

И это далеко не полный список, а всего лишь несколько примеров успешного кросс-культурного взаимодействия.

Азиатские школы ценят западную методологию и перенимают специфику организации учебного процесса. Европейцы и американцы заимствуют у азиатского бизнеса кейсы, которые разбирают со студентами со всего земного шара. Умение сочетать глобальное и локальное является одним из главных навыков для успешного ведения бизнеса в наши дни, и этот принцип как нельзя лучше реализуется в восточных школах.

MBA в Азии: рост зарплаты 109%

Отдача от получения MBA в Азии ощутимее, чем в Европе. По данным Financial Times, обладатель диплома MBA в Азии и Океании после выпуска может рассчитывать на рост зарплаты в 109%, что составляет $69 тыс. Лучше статистика только в Латинской Америке – 113% и $90 тыс. Для Северной Америки и Европы эти показатели составляют 90% и $63 тыс. и 83% и $57 тыс. соответственно.

Однако это еще не означает, что азиатские студенты предпочитают учиться на родине. Процент тех, кто решает получить MBA на родине, наиболее высок в Сингапуре – 40% (по данным Graduate Management Admissions Council). Сингапурские университеты – в отличие от, например, индийских – могут предложить приглашенным зарубежным преподавателям более конкурентоспособные оклады и более развитую инфраструктуру. Поэтому эту страну часто называют «воротами в азиатское бизнес-образование». Добавьте к этому факт, что по статистике Всемирного банка Сингапур занимает первую строчку в рейтинге стран, где проще всего вести бизнес – и получится весьма привлекательная стартовая площадка для предпринимателя.

Академическая мобильность в секторе MBA

Многие китайцы уезжают за знаниями в США, что обусловлено не только соображениями престижа, но и национальной квотой: без малого две с половиной сотни китайских бизнес-школ (не входят в рейтинг FT – Executive.ru) имеют право выдавать в общей сложности не более 30 000 дипломов MBA ежегодно. Кроме того, китайское образование сильно политизировано. В 2014 году в рамках антикоррупционной кампании правительство вынудило высокопоставленных чиновников и менеджеров государственных предприятий прекратить обучение на программах executive MBA. Бизнес-школы потеряли от 10% до 30% своих учеников и были обязаны вернуть им плату за обучение, что стало серьезным ударом и для бюджета учреждений, и для репутации китайской образовательной системы.

Для тех, кто нацелен на карьеру в банковском секторе, идеально подходит Гонконг: из 100 самых мощных банков мира примерно у 70% есть тут представительства. Неудивительно, что в University of Hong Kong в 2014 году 66% слушателей программ MBA были иностранцами – это прирост на 27% по сравнению с предыдущим годом.

Все шансы стать следующей ключевой точкой на образовательной карте Азии имеет Малайзия. На сегодняшний день эта страна является одиннадцатым в мире крупнейшим экспортером образовательных сервисов, а в ее школах, колледжах и университетах обучаются более 90 тыс. студентов, представляющих более 100 национальностей. Правительство Малайзии поставило перед Министерством образования цель максимально интернационализировать данный сектор. Для упрощения процесса выдачи виз иностранным студентам была создана организация Education Malaysia Global Services.

На местный рынок успешно выходят западные бизнес-школы – если считать только британские, то список уже будет выглядеть внушительно: Nottingham, Edinburgh, Henley, Strathclyde, Cass, Durham, Manchester… Видимо, уже в ближайшее десятилетие Малайзия займет значимое место в системе онлайн-образования: правительство выдвинуло инициативу, согласно которой количество иностранных студентов, подающих заявки на обучение в интернете, должно вырасти с 7 тыс. в 2010 году до 130 тыс. в 2020. Штаб-квартира Asia e-University, основанного совместными усилиями 31 азиатской страны, совершенно неслучайно находится в Куала-Лумпуре.

Студенты из РФ обращают внимание на Китай

Для россиян бизнес-образование в Азии до сих пор остается экзотикой. Профессор Сиечин Симин, директор программ MBA в CEIBS (самой престижной бизнес-школы в регионе), сообщает, что за последние пять лет у них не было студентов из России, однако в этом году на курс поступили два россиянина и один гражданин Казахстана.

МВА

«Исторически, российские студенты, планировавшие получить MBA, всегда ориентировались на Запад. Переубедить их было трудно, несмотря на невероятные перспективы роста и все возможности, которые им открывают Китай и Восточная Азия. Однако, в свете сложившейся вокруг России геополитической ситуации, мы видим ощутимую перемену в интересах молодых профессионалов: теперь они более охотно рассматривают Китай и CEIBS в частности как место получения делового образования», – говорит Сиечин Симин.

Рост азиатских экономик и емкость их внутренних рынков создают весьма привлекательные условия для развития бизнеса в регионе, в том числе иностранного – особенно на фоне европейской стагнации. Если вы планируете запустить собственную компанию в одной из азиатских стран, было бы вполне логично сначала потратить два года на образование в этом государстве – не только ради знаний, но и ради знакомства с местной корпоративной культурой и установления деловых связей. Менеджеры и предприниматели, проживающие и работающие в России, но регулярно имеющие дело с азиатскими контрагентами, периодически сталкиваются с проблемой разницы менталитетов, которая дает о себе знать при ведении переговоров. Таким специалистам тоже было бы полезно познакомиться с социальными и экономическими институтами иностранного государства «изнутри» – что проще всего сделать в качестве студента или слушателя курса.

Обучение на программах MBA в Азии ведется на английском языке – лингва франка международного делового общения. Учить национальные языки соискателей не обязывают, но при многих школах есть языковые курсы для иностранцев. Азия пока что проигрывает Европе в визовом отношении: получив право учиться в одной конкретной стране, вы не можете в свое удовольствие ездить по всему региону, изучая опыт зарубежных коллег, посещая мастер-классы и беспрепятственно участвуя в программах студенческого обмена. С другой стороны, по данным Graduate Management Admission Council, 40% всех выпускников MBA в мире заняты в проектах, реализуемых в Азии или каким-то образом связанных с Азией – так что в обмен на некоторую несвободу передвижения вам откроются более заманчивые карьерные перспективы. Которые, вероятно, только вырастут вследствие развития текущего геополитического курса.

При подготовке текста использованы материалы сайтов www.businessbecause.com, www.ft.com

Источник изображений: Фотобанк Фотодженика

Расскажите коллегам:
Комментарии
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
У вас есть степень MBA? Да, я окончил зарубежную бизнес-школу Да, я окончил бизнес-школу в РФ или другой стране СНГ Нет Нет, но собираюсь поступить в зарубежную бизнес-школу Нет, но собираюсь поступить в бизнес-школу в РФ (СНГ) Мне кажется, что не хватает самого важного варианта: Нет, и не собираюсь получать
IT-консультант, Москва

Знаете, что удивительно? Как можно сравнивать круглое с зеленым? Культурные различия - самые сильные различия, влияющие практически на все виды деятельности, в том числе и в сфере образования и управления. Не признавать этого - вводить людей в заблуждение. Эти различия как факторы влияния были четко теоретически обоснованы еще в Голландии в начале 70-х годов, если не раньше, а подтверждены крупными учеными чуть ли не во всех странах мира. Азиатский МВА так же отличается от, например, американского, как какой-нибудь химический колледж отличается от танцевальной студии. Чтобы полноценно и с пользой, например, европейцу обучаться в азиатском МВА, надо там родиться и вырасти. Да, многое можно приобрести, но как это успешно применить в совершенно другой среде? И как это применить человеку с другими ценностями в среде, которая ему не привычна?

Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Татьяна Орлова пишет: Как можно сравнивать круглое с зеленым?
Странное заблуждение, Татьяна. А физику тоже нужно учить по месту своего рождения и воспитания?
Аналитик, Москва
Татьяна Орлова пишет: Азиатский МВА так же отличается от, например, американского, как какой-нибудь химический колледж отличается от танцевальной студии.
Для этого существует международная аккредитация в сфере бизнес-образования. MBA-программы некоторых азиатских школ имеют ''triple crown'', т.е. аккредитованы сразу тремя основными международными организациями (AACSB, AMBA, EQUIS), занимающимися контролем за бизнес-образованием. Покажите мне российскую бизнес-школу, MBA-программу которой аккредитовала хотя бы одна из вышеуказанных организаций.
Знаете, что удивительно?
Удивительно то, что раньше азиатские страны ассоциировались исключительно с экспортом ширпотреба, а теперь они экспортируют знания. Как быстро они выросли... И как быстро стагнирует и деградирует наша страна на этом фоне (в том числе, по причине того, что очень многие сограждане не имеют хорошего бизнес-образования и даже не собираются его получать).
IT-консультант, Москва
Коллеги, отвечаю всем и спасибо, что есть реакция на мои слова. Значит, болит, как и у меня :-) Кстати, заметили критерии оценки качества образования в этой статье? УРОВЕНЬ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ее увеличение. При чем здесь степень полезности образования? Владимиру Токареву Вы уверены, что это заблуждение? Неужели Вы думаете, что я такое могла написать просто так, без оснований? У меня управленческий опыт - более 20 лет, причем в разных странах и на разных уровнях. Опыт преподавания управленческих дисциплин - 10 лет, тоже в разных странах и учебных заведениях. Есть и международно признанное управленческое образование, причем я постоянно его совершенствую. То, что я написала, отражает мой многолетний опыт, как теоретический, так и практический. Как можно сравнивать физику, т.е. точную науку, со своими законами, пусть и с изменяющимися с течением времени, но на основе, как правило, синтеза, а не анализа, с менеджментом (или управлением)? Менеджмент - не точная наука, к тому же находящаяся, в некотором роде, на стадии становления, особенно в России. Кроме того, если Вы внимательно читали мой пост, то я не говорю, что не надо обучаться в разных странах. Это полезно. Я говорю о том, что применять опыт другой управленческой культуры надо осознанно. Более того, есть разница в аспектах применения управленческих практик в кросс - культурных средах и в монокультурных средах. На эту тему существует и продолжает появляться большое количество исследований и публикаций в разных странах, а также теорий. Кто у нас о них знает? Константину Комшукову К сожалению, ни одна аккредитация никогда не отразит действительное качество образования или обучения, или, скажем, уровня качества чего-то или устойчивости экономики (возьмите признанные рейтинговые агентства и их результаты работы). Я немного с этим связана на протяжении нескольких лет. Это - еще один аспект управленческой практики: критерии разрабатываются волюнтаристским способом, зачастую отражая нужды тех, кто их разрабатывает. Опять - таки попадаем в область сравнения круглого с зеленым. Я думаю, что оценивать надо не по аккредитации, хотя от нее есть польза как от любой базовой линии, а по результатам в образовании. А они очевидны: наши специалисты признаны в мире, в то время как выпускники МВА, будь то наш, будь то зарубежный (по большей части зарубежный) как раз и занимаются управлением в нашей стране. Про Китай. У меня лично Китай никогда не ассоциировался с ширпотребом. И знания Китай не экспортирует: у них другая культура, они просто живут так, как им удобно. Это представители другой культуры приходят в Китай за управленческими знаниями, думая, что нашли ''золотую пулю'', раз там такие результаты. Раньше шли в другие страны, но не выходит. Интересно, почему? В этой части Вы, как мне кажется, сами себе противоречите: Россия деградирует из-за проблем в управлении, а Вы пропагандируете использования западных управленческих теорий в нашей практике, что и приводит к таким результатам. Раз деградирует, значит раньше было лучше: есть от чего деградировать... А что было раньше с образованием, в том числе и управленческим? По крайней мере оно было, было нашим, пусть и не с таким уровнем его пропаганды.
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Татьяна Орлова пишет: Как можно сравнивать физику, т.е. точную науку, со своими законами, пусть и с изменяющимися с течением времени, но на основе, как правило, синтеза, а не анализа, с менеджментом (или управлением)? Менеджмент - не точная наука, к тому же находящаяся, в некотором роде, на стадии становления, особенно в России.
1. Я, Татьяна, спросил = нужно ли учить физику по месту жительства (я не сравнивал точные и не точные науки, отдельная тема). Насколько я Вас понял, не нужно учить физику по месту жительства, это уже хорошо, есть совпадение мнений. Не понял про изменяющиеся законы, мне казалось = сами законы не меняются, меняются представления о них по мере познания. И разъясните, что имели в виду в предложении про синтез и анализ, совершенно не понял, спасибо. 2. Еще меньше понял фразу, что менеджмент - не точная наука, - притом на стадии становления особенно в России - что - в России нужно свою науку создавать - ''российский менеджмент''?
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Татьяна Орлова пишет: (1) Россия деградирует из-за проблем в управлении, а (2) Вы пропагандируете использования западных управленческих теорий в нашей практике, что и приводит к таким результатам. ... (3) А что было раньше с образованием, в том числе и управленческим? По крайней мере оно было, было нашим, пусть и не с таким уровнем его пропаганды.
очень интересный коммент. использую свою нумерацию для удобства, сори: 1. В чем суть деградации, буду признателен за ответ. 2. Правильно ли я Вас понял, Татьяна, - западная теория менеджмента не работает в нашей практике? Быть может поясните на примере. У меня несколько иное мнение, оно звучит примерно так - есть нулевой уровень знаний в управлении (когда ничего человек о науке управления не слышал). Есть наивный менеджмент - это когда человек придумывает свои модели только на основе своего опыта, ну, как правило, они не работают. Если работают - появляются гении менеджмента. Есть еще минусовые знания в менеджменте (меньше нуля) - это когда спец утверждает, что западные методы управления у нас не работают. Буду рад, если сможете изменить мою точку зрения на реальность. (3) этот пункт требует разъяснений - не хочется трактовать, не поняв сути тезиса. О какой пропаганде идет речь? Что значит ''оно было по крайней мере нашим''? Прошу в моих комментах не искать личных выпадов, я просто пытаюсь разобраться.
IT-консультант, Москва
Владимир, еще раз спасибо за такое количество вопросов. Тут сразу много сложный тем, о которых много и часто спорят, причем не только в России. Можно наваять целую книгу, поэтому попробую ''чуть - чуть'' ответить :-) Сначала по части 2 Ваших вопросв 1. Про деградацию - это не ко мне, это писал Константин. С моей точки зрения она есть, и мы каждый день об этом теперь слышим как в выступлениях различных руководителей, так и в СМИ: практически во всех наших бедах виновато ''слабое управление''. А кто у нас управленцы? Назначают на руководящую должность, и почему-то считается, что сразу можно руководить... Приходится читать и комментировать работы уровня МВА и диссертации. Иногда хочется сказать что-то этакое... Поэтому не иду преподавать в МВА, ограничиваюсь индивидуальной работой, мастер - классами для узкой аудитории. Меня интересует ''штучный товар''. 2. Да, про теорию менеджмента поняли правильно. С моей точки зрения, подтвержденной не моими теориями и не только моей практикой, так оно, похоже и есть. Пример: американские науки о менеджменте ставят во главу угла монетарные понятия, прибыль. Более того, на западе под термином ''бизнес'' понимают не только частные предприятия, но и государственные. Не видят разницы в управленческих подходах. Отсюда то, что мы видим вокруг себя, особенно в тех областях и отраслях, где каждый из нас является ''потребителем'', благо (выгодо) приобретателем. Образование, медицина, наука и т.п. Те области, где подменяют понятия выгодоприобретателя: не каждый из нас, а министерство, лечебное или учебное учреждение и т.п. Отсюда не искусство лечения и обучения, а услуги. У нас менталитет творцов, поэтому такие результаты на конвейере: ''кувалдой по шурупу''. Поэтому иностранцы, учитывая нашу специфику, с удовольствием используют наших ученых, наши идеи, создают опытное производство, но не очень хотят открывать крупные предприятия: сразу падает качество, если нет полной автоматизации цикла. Ну а мы, раз имеет место создание цепочки ценностей с прибылью во главе - стало быть, давайте сокращать издержки, стандартизировать и т.п. Тут долго пытались изобрести профессиональный стандарт для обучения на квалификацию ''сисадмин'', забыв, что ''системы-то бывают разными, поэтому и администратор администратору - рознь. :-) Ну не бывает в природе такого. Спасибо за ''минусовые знания'', имеющие отношение к моей скромной персоне. Не воспринимаю это как выпад. Тем не менее, меня официально считают экспертом именно в области управления, включая его автоматизацию. Может, не так все плохо? В мою задачу никак не входит менять Вашу точку зрения: в этой игре каждый сам за себя. ''Примитивный менеджмент''. Что ж, термин красивый, но как быть с теми, кто изобретал свои управленческие теории с нуля? Кто и где писал, на основе какого опыта создавались различные теории управления различными авторами? Деминг, ван Бон, сунь-Цзы, Дэйв Сноуден - старые и новые, широко и не очень широко известные и неизвестные авторы. 3. У нас в СССР были свои ''стандарты предприятий'', были школы управления в республиках, отраслевого и всесоюзного масштаба, была система повышения квалификации, были ''корпоративные университеты и непрерывное образование. Был свой Lean, Six Sigma и т.п. Только это называлось по-другому, об этом не писали, поскольку прибыль не извлекали. Пример: на ЗиЛе, где я довольно долго работала, была совершенно замечательная система управления всесоюзного масштаба, включая инструментальную (автомвтизированную) поддержку. Это было еще в 60-70-80х годах, но тот опыт работает и теперь. Теперь по части 1 Ваших вопросов 1. Да, согласна, можно посмотреть на законы с точки зрения нашего представления о них. То есть, с точки зрения научного термина ''симплификация''. На практике многим проще говорить именно об изменении законов, поэтому я так и выразилась. Так учат в среднестатистической школе. Пример - изменение геометрии на примере пересечения параллельных прямых: Евклид, Лобачевский, а теперь изменилось и само понятие (понимание) пространства - третий подход. Что дальше, кто знает? Это и есть синтез. Синтез меняет взгляд на теорию, меняет подход к ней. Анализ совершенствует ту или иную теорию, ее части. Синтез срабатывает, как считается, только на основе серьезного анализа, то есть, вспоминая классиков - переход количества в качество. 2. Не совсем поняла, чего про точные науки Вы не поняли. Тем не менее, отпишу как смогу. Менеджмент - не точная наука, также как социология, как экономика. Там нет формул, нет доказательств, нет аксиом и теорем. Различные авторы часто противоречат друг другу, теории быстро меняются, иногда ходят по кругу, иногда повторяют друг друга под разными именами. Добавьте сюда то, что я писала в предыдущем пункте. Да, были советские управленческие наработки, кое-что о них известно и сейчас, но их не популяризируют. В современной России тоже есть своя специфика, мир изменился. Поэтому да, надо создавать и совершенствовать свое управление, и наработки есть. Работы, например, группы Сигма, Теслинова, Прохорова, того же академика Вернадского. Вот как-то так...
Редактор, Москва
Татьяна Орлова пишет: У меня управленческий опыт - более 20 лет, причем в разных странах и на разных уровнях. Опыт преподавания управленческих дисциплин - 10 лет, тоже в разных странах и учебных заведениях.
Татьяна, добрый день, Если Вам интересно, давайте обсудим формат, как Вы можете поделиться этим опытом на страницах Еxecutive.ru Напишите мне, пожалуйста, на content@e-xecutie.ru или позвоните в редакцию в рабочее время +7 499 921-02-86.
Владимир Токарев +15105 Владимир Токарев Генеральный директор, Нижний Новгород
Татьяна Орлова пишет: (1)Пример: американские науки о менеджменте ставят во главу угла монетарные понятия, прибыль. (2)Более того, на западе под термином ''бизнес'' понимают не только частные предприятия, но и государственные. Не видят разницы в управленческих подходах. (3)Отсюда то, что мы видим вокруг себя, ... Образование, медицина, наука и т.п. ...Отсюда не искусство лечения и обучения, а услуги. (4)У нас менталитет творцов, поэтому такие результаты на конвейере: ''кувалдой по шурупу''. (5)Поэтому иностранцы, учитывая нашу специфику, с удовольствием используют наших ученых, наши идеи, создают опытное производство,(6) но не очень хотят открывать крупные предприятия: сразу падает качество, (7)если нет полной автоматизации цикла.
Спасибо, Татьяна, за ответ. Снова использую свою нумерацию, сори. У меня, как Вы поняли, иное мнение практически по всем пунктам. 1. Мне представляется, что наши собственники точно также (по своей природе, а не по национальному признаку) во главу ставят прибыль и это нормально. Было бы удивительно, если бы в роли владельца бизнеса человек думал только о возвышенном. Но, например, научный метод, с которого, по настоящему, начался научный менеджмент. Его применил Тейлор в США и Адамецки (а чуть позже Гастев) в России. В чем эта разница? Надеюсь, вопрос риторический. 2. Не встречал, что бизнесом называют и частные фирмы и одновременно те, цели которых иные (лечение в бесплатной клинике). При том, что разниц ы в управленческих подходах действительно нет. 3. Вокруг себя видим результаты того менеджмента, что накопили сами, закрывшись высоким забором на 70 лет. 4. Никакого особого менталитета творцов, полагаю, у нас нет. Скорее у китайцев, которые показывают чудеса предпринимательства в производстве новых продуктов. Но на самом деле, творчество, полагаю, одинаково присуще любой нации. «Кувалдой по шурупу» сам наблюдал на заводе. Менталитет не при чем – такой менеджмент, пришедший к нам еще с советских времен. 5. Уже не только иностранцы использую наш творческий подход. И мы сами – появляются российские предприятия, чье производство в Китае. У самого уже несколько гаджетов такого разделения труда. Но причина та же – чтобы наладить массовое производство – нужно поставить нормальный менеджмент. Сейчас наблюдаю через портал Управление производством ростки изменений (не с советских времен, а по следам японского бережливого производства, что делает у нас первые шаги). 6. Качество результат существующей практики управления, а не менталитета (одно из худших качеств было японское до японского экономического чуда). 7. Так называемая полная автоматизация тоже не помогает, если менеджмент хуже западного. Про остальное чуть позже.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.