Стартап – это не способ заработать, а возможность создать полезное

В далекие 2000-е, когда интернет-бизнес только набирал обороты, Марина Колесник уже управляла финансовыми потоками Mail.ru. Однако успешная карьера не помешала ей осуществить юношескую мечту – поступить в Гарвард. Правда, для этого пришлось уйти из бизнеса. Executive.ru побеседовал с Мариной Колесник о том, меняет ли бизнес-школа философию ведения бизнеса, ради чего можно оставить высокую должность, что такое любимая работа и куда ездят отдыхать российские туристы. Любите ли вы свою работу? Участвуйте в опросе и оставляйте свое мнение в комментариях к статье.

Executive.ru: Как вы стали первым CFO в Mail.ru?

Марина Колесник: Я закончила университет в Америке – был грант на обучение от американского правительства. После этого работала в небольшом хеч-фонде в Нью-Йорке. В 1998 году познакомилась с ребятами из питерской IT-компании DataArt, которые поделились, что начинают тестировать сервис почтовой службы и уже запустили за $500 домен Mail.ru,и пригласили в проект. В то время популярность интернет-компаний стремительно росла, и идея пришлась мне по вкусу. Я быстро написала бизнес-план, мы вовлекли от инвесторов первый $1 млн, и я переехала в Москву в качестве CFO проекта. У нас были грандиозные планы, но в 2000 году все накрылось (лопнул технологический пузырь). Стоимость компании уменьшалась прямо во время переговоров. Было очень сложно поднимать все заново и искать дополнительные инвестиции. Но я считаю, что нам еще повезло, так как тогда много компаний вообще ушло с рынка. В марте 2001 года мы слились с компанией netBridge, которой владел Юрий Мильнер. Mail.ru начала набирать обороты, а я со спокойной душой решила заняться тем, о чем давно мечтала – получить бизнес-образование.

Executive.ru: Бросать Mail.ru ради бизнес-образования было не жалко?

М.К.: После слияния с netBridge я окончательно решила уйти из этого бизнеса и поискать себя в чем-то другом. Хотелось кардинальных перемен.

Executive.ru: Вы сказали, что мечту оказаться в Гарварде вынашивали долго. Почему именно эта бизнес-школа?

М.К.: Да, еще со студенческой скамьи. Поначалу это были неосознанные юношеские мечты, которые постепенно укрепились и получили свои обоснования. Да, нельзя уверенно сказать, что эта школа – лучшая, но то, что она имеет самый раскрученный бренд в мире – это однозначно. И не будучи уверенной, где буду жить потом – в США, Европе или в России, я окончательно решила, что пойду по пути бренда. Даже не смотря на то, что наибольший процент предпринимателей выпускает Стэнфорд.

MK_exe.jpgExecutive.ru: Кейсовые задания не станут чем-то новым для человека, который будет получать в Штатах высшее образование?

М.К.: Несмотря на то, что я училась в американском вузе, принцип обучения без учебника по реальной ситуации, которая обсуждается в классе, и где каждый делает свои выводы, был для меня в новинку. Потому что не было привычной теоремы, преамбулы, которую бы обсудили и на примере закрепили. Тут все наоборот – мы начинаем с обсуждения и в конце приходим к определенным выводам. При этом какие-то выводы делает преподаватель, какие-то – слушатели. Это интересно, ведь в классе много людей с опытом работы и со своим взглядом на жизнь и на бизнес.

Executive.ru: Удалось с кем-то из многочисленных звездных преподавателей сблизиться по-дружески или в качестве деловых партнеров?

М.К.: Таких было много, но личных теплых отношений у меня ни с кем из них не сложилось, хотя некоторые выпускники и могли бы этим похвастаться. Зато дружеское общение у меня сложилось с менее звездными преподавателями. Эти люди не менее интересны, так как варятся в очень динамичной и интеллектуально насыщенной среде, занимаются регулярными исследованиями, пишут книги, имеют консультационную практику в крупных компаниях.

Executive.ru: Гарвард гордится своей базой выпускников. Вам она пришлась впрок?

М.К.: База огромна, учитывая то, что каждый год школа выпускает больше 800 человек. После бизнес-школы я пару лет проработала в McKinsey – было интересно попробовать себя в роли консультанта – после чего ушла к партнерам Mail.ru – DataArt, где стала выстраивать сервисную вертикаль онлайн-тревел. На тот момент моей задачей было познакомиться с как можно большим количеством людей из этой индустрии. Конечно, я первым делом обратилась к базе выпускников. Многие с удовольствием соглашались – встретиться на полчаса, пообщаться, помочь по мере возможности.

Executive.ru: Изменилась ли ваша философия ведения бизнеса после обучения?

М.К.: Научиться философии нельзя, ее можно только пережить и пропустить через себя. А это процесс неопределенный во времени. И когда именно это происходит и происходит ли, мы и сами не всегда понимаем. Ведь человек постоянно меняется в течение своей жизни. Поэтому определенно ответить на ваш вопрос: произошло ли это, после обучения ли в школе или потом,- я не могу. Кардинальных перемен в себе я не наблюдаю.

Просто получить знания можно и из книги, но сложно научиться тому, о существовании чего и не подозреваете. А для предпринимателя самое важное – понимать, в каком направлении копать. Бизнес-школа помогает расширить и обозначить ваши знаниевые горизонты. Это я и получила. Сейчас часто возвращаюсь к своим записям и книгам, по которым училась, и все еще открываю что-то новое, чего не увидела 10 лет назад.

Executive.ru: В какой момент и почему вы решили из наемного менеджера превратиться в стартапера?

М.К.: С 2005 года я стала работать в DataArt, как уже говорила выше, в качестве поставщика сервиса для западных онлайн-тревел игроков. У меня были клиенты во Франции, Англии, Германии и США. В мои задачи как руководителя входили бизнес-девелопмент, продажи и выстраивание отношений с клиентами. Поскольку у меня нетехническое образование, мне всегда была интересна коммерческая сторона вопроса. А в 2009 году я стала больше ездить в Россию, интересоваться ее рынком, где в плане онлайн-тревела на тот момент ничего не было, и в итоге озадачилась вопросом предпринимательства.

Executive.ru: Какие основные сложности поджидают стартапера в начале пути?

М.К.: Еще до старта нужно понять, с чего начать, потому что, как правило, вариантов очень много. У нас в Oktogo.ru был вариант пойти по стандартной модели Expedia, по которой идут такие игроки, как Ozon Travel, Any way any day, iGlobe…, но мы решили от нее отойти и сфокусироваться только на бронировании гостиниц по ряду причин. Главная из них то, что выбранная нами модель более обоснована коммерчески и финансово устойчива на более длительном промежутке времени. Например, в авиабилетном бизнесе такой финансовой устойчивости нет, так как авиакомпании во всем мире начинают урезать свои комиссионные. «Аэрофлот» сейчас платит 6-7% комиссионных, и это временное явление, так как большинство зарубежных авиакомпаний не платят ничего. И зависеть от того, что в один момент крупный игрок скажет, что «теперь мы вам платим 2%», совсем не хочется.

У бронирования гостиниц другая история. В том же крупном европейском городе сотни гостиниц. Крупные сетевые могут диктовать свои условия, но их меньшинство. В России 95% – не сетевые, частные, в Европе – 80%. И они всегда будут зависеть от таких посредников, как мы, которые связывают гостиницу и клиента, помогая найти, сравнить и оплатить. Совсем другая картина в США, где 80% – сетевые гостиницы, но для нас этот рынок не приоритетный.

Executive.ru: Каков сегодня ваш онлайн-оборот клиентов?

М.К.: Порядка 1 млн уникальных посетителей в месяц и конверсия около 1%.

Executive.ru: При существовании такого сильного конкурента, как Booking.com, на какие свои сильные стороны делаете ставку?

М.К.: Для нас основная ставка – то, что мы – локальный игрок и можем организовать локальный сервис для клиентов: локализация платежей (оплата всеми возможными способами), расширенная роль call-центра (через который возможна транзакция платежей), элемент визовой поддержки…

Если говорить про гостиницы России и ближнего зарубежья, то ряд таких учреждений – это базы отдыха, пансионаты, санатории, - которые нерелевантны для аудитории Booking.com и не стоят в приоритете. А для наших клиентов они очень даже релевантны, так как мы ориентируемся, в первую очередь, на россиян.

Executive.ru: Какое туристическое направление наиболее популярно среди российских туристов?

М.К.: Испания – самое популярное направление, так как сочетание цены и качества – идеально.

Традиционно россияне очень много ездят в Европу. Это примерно половина всех выездов в дальнее зарубежье. Это и пляжный, и культурный отдых, и их совмещение, и шопинг-туры, и горные лыжи. Клиенты – люди, которые уже научились ездить самостоятельно и не боятся. Такой вид путешествия становится все более удобным и выгодным по финансам, чем туристический пакет.

Что касается туризма по России, то на российских курортах до сих пор очень популярно расселение по частным секторам. Проблема в том, что, например, в Сочи стоимость размещения в гостинице на порядок дороже, чем в той же Испании, а качество сервиса на порядок ниже. Зато сейчас частный сектор перемещается в сторону развития мини-гостиниц.

Executive.ru: Редакция E-xecutive.ru не так давно общалась с основателями Ostrovok.ru, которые тоже учились в топовых американских бизнес-школах и создали свой бизнес примерно в то же время, что и Oktogo.ru…

М.К.: Хорошие идеи всегда витают в воздухе. И такое часто происходит, когда разные компании схожего формата выпускаются в одно время. Например, Sapato и Lamoda. И это хорошо, потому что здоровая конкуренция стимулирует динамичность, эффективность, создание инновации. Стартап – это не способ заработать много денег, а возможность создать что-то полезное. Мы создаем инфраструктуру для российских путешественников и гостиниц, для малого российского бизнеса.

Executive.ru: Что для вас означает термин «здоровая конкуренция»?

М.К.: В наше время понятия «конкурент» и «партнер» – очень размыто. Вот компания TripAdvisor нам кто? Мы с ними конкурируем в контекстной рекламе, но, в то же время, они для нас являются маркетинговым каналом, равно как и мы для них. С их сайта клиент может, сравнив цены, перейти к нам, а мы, в свою очередь, отзывы об отелях показываем своим клиентам на TripAdvisor, так как там собрана огромная база отзывов (более 50 млн, покрывающих практически все гостиницы мира).

Executive.ru: Почему вы решили вернуться в Россию, ведь ваш стартап и так начал успешно развиваться?

М.К.: Да, Oktogo.ru был запущен, когда я была в США, но лишь на стадии бизнес-модели. Мое местонахождение даже играло на руку, так как был доступ «к телу» индустриальных игроков. Но, все же, бизнесом надо заниматься там, где он есть. Удаленно руководить очень сложно.

Executive.ru: Что, по-вашему, играет главную роль в развитии компании?

М.К.: Команда. Сейчас у нас порядка 120 человек, и я не планирую пока растить штат. Главное сейчас – укреплять и повышать эффективность работы каждого отдела, в том числе путем повышения квалификации сотрудников. Мы стали уделять много внимания различным тренингам, в том числе time management. Грамотно планировать свое время крайне важно, потому что если вы каждый рабочий день заканчиваете, не сделав и половины запланированного, - это очень действует на психику. И важно уметь приоритезировать задачи, структурировать свою деятельность и работать в команде. Мы стараемся нанимать на руководящие должности сильных лидеров, способных стать наставниками. Нужно создать соответствующую среду, и тот, кто хочет, обязательно всему научится.

Executive.ru: При найме персонала вы отдадите предпочтение менеджеру с MBA?

М.К.: Нет. Для меня главное – опыт, готовность взяться за работу и, исходя из этого, шансы человека на успех. Я встречала людей с мнением «о, у меня есть MBA, поэтому мне должны платить больше денег». Бывает, что амбиций много, но человек уперся в потолок, и дальше двигаться не способен. Мне нужны не крутые, а люди с головой, ответственные и умеющие оценивать и брать на себя риски. Те, которые пришли работать, учиться и профессионально расти.


Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Анна Солдатова, . .
Редактор, Москва
Комментарии участников нашей группы в Facebook Сергей Хелик · ЮСГПИ''92 Обычно не пишу отзывов... В данном случае возникло ощущение, которое можно обозначить как ''Сила под вуалью''. Необычное для моего восприятия и сдержанно-привлекательное. 8 ч. назад Елена Соколова · РАГС при Президенте РФ Прекрасная Марина Колесник! 3 ч. назад Марина Корсакова · Лучший комментатор · Работает в Автор бизнес-романа ''Ивент-агентство ''Альфа'' на грани краха'' Удаленно руководить, действительно, очень сложно, но, учитывая российские расстояния, думаю, это самое перспективное направление развития нашего менеджмента. 4 ч. назад Владислав Лещинский · Начальник отдела стратегического планирования в ОАО ''ТЕВИС'' Странно... менеджер с МВА подается как амбициозный бездельник, в противовес скромным опытным, ответственным трудягам 3 ч. назад Елена Богословская · Self employed в Startupper Интересная статья. Хороший выбор. Я не знаю другой профессии, которая дает возможность эффективно созидать. 4 ч. назад Марина Корсакова · Лучший комментатор · Работает в Автор бизнес-романа ''Ивент-агентство ''Альфа'' на грани краха'' В смысле?! Любая профессия дает возможность эффективно созидать)))) около часа назад Елена Богословская · Self employed в Startupper На своем уровне - да. Start Up - же - созидание в чистом виде на каждом уровне. И даже уровни, на которых созидают остальные профессионалы, создаются Стартаппером))) 45 мин. назад Марина Корсакова · Лучший комментатор · Работает в Автор бизнес-романа ''Ивент-агентство ''Альфа'' на грани краха'' Да конечно) Вы путаете ''созидание'' с ''созданием новой сущности''. Потому что ''создание новой сущности'', - компании, бизнес, проекта, - вовсе необязательно приведет к ''созиданию''. И созидать на нулевом этапе жизненного цикла - это ничуть не более созидать, чем созидать, например, на этапе корпоративной зрелости. 35 мин. назад Андрей Толмачев · Руководитель интернет проектов, арт директор в Art Respect Studio Марина Корсакова Мне кажется вы говорите о банальном рестайлинге, как о создании новой сущности. Start Up - это вообще создание, или запуск чего то нового. Вы создаете свою IT компанию, хотя этих IT компаний пруд пруди рядом. Создавая компанию, в туго забитом стадионе, вы используете тоже оборудование, тех же программистов. Но Стартап, подразумевает некий креатив, который, позволит этой IT компании - занять достойное место и стать лучшей среди конкурентов. При стартапе уже прогнозируются новые сущности, которые в дальнейшем просто модифицируются. Вчера затачивались под создание игрушек для Iphone, а сегодня появился Android и OS Windows N. Упустить этот рынок никак нельзя, делается корпоративный рестайлинг, модифицируются секторы. Никакого нового стартапа. А созидание продолжается. Вот когда заходят разговоры о новом стартапе внутри компании, то это либо диверсификация бизнеса, либо буря в стакане воды. 3 ч. назад Павел Парфентьев · Московский автомеханический институт «Стартап – это не способ заработать много денег, а возможность создать что-то полезное». А что тогда является ''способом заработать денег''? Мы с сыном создали литературный проект ''Павел Парфин. Сказки на заказ'', движимые желанием сделать людям, прежде всего молодым родителям, полезное и приятное. И, помимо этого, заработать денег. Думаю, это нормальное желание. 2 ч. назад Anya Kuznetsova · Lomonosov Moscow State University Пока на работе был небольшой застой, я сама себе выдумала старп-ап - сделала группы в соцсетях, где размещаю вакансии для продажников vk.com/top_sales. В планах подключить экспертов, чтобы они оставляли свое мнение по поводу каких-то рабочих моментов. Сначала был только vk, потом перешла на фэйсбук, теперь на линкедин. Проект не коммерческий, поэтому финансовой прибыли с него ноль. Зато очень приятно, когда люди тебе пишут и говорят ''Спасибо''. Так что название статьи - 100% про меня. Андрей Алексеев · Руководитель компании в Структура Воды Вот, наконец-то прозвучало! ФИНАНСОВАЯ МОДЕЛЬ. Если бы российский интернет-бизнес оперировал финансовыми моделями, он давно бы уже не копошился в грязной луже рекламного рынка и не взывал к божественным инвесторам ''купите нас пожалуйста!'', а вышел бы на другие более мощные источники монетизации ресурсов и задвинул бы рекламный рынок туда, где ему самое место...
. . . . Директор по развитию, Москва
E-xecutive.ru: При найме персонала вы отдадите предпочтение менеджеру с MBA? М.К.: Нет. Для меня главное – опыт, готовность взяться за работу и, исходя из этого, шансы человека на успех.
Вопрос был задан при прочих равных. Опыт, готовность - все это за скобками. И-за этого ответа вся ценность статьи насмарку. Героиня умудрилась дискредитировать свое решение уйти из мейлру учиться на MBA.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
«Яндекс» и НИУ ВШЭ расширят подготовку специалистов по ИИ

В следующие 10 лет количество выпускников программ «Яндекса» в НИУ ВШЭ увеличится в 4 раза по сравнению с прошлым десятилетием.

ВШБ НИУ ВШЭ провела выездной модуль программы МВА на Байкале

Участники отработали теоретические основы и взаимодействие, после чего им предстоял переход через озеро Байкал.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.