Максим Дорофеев: Project Gamegment

Максим Дорофеев

Руководители проектов (в особенности проектов по разработке ПО) очень часто застают своих подчиненных, играющих в компьютерные игры. Многих руководителей это нервирует, особенно в период активных работ, многие стараются быть мягкими и закрывают глаза на это, но очень немногие пытаются извлечь из этого пользу. А ведь это возможно!

Большинство компаний тратят массу денег на так называемый «коучинг»... Ужасный термин. Такое впечатление, что какой-то идиот, читая статью в одном из модных западных журналов, встретил незнакомое слово и поленился посмотреть в словарь. Не будем ему уподобляться и перефразируем предпоследние предложение как: «большинство компаний тратят массу денег на упражнения по командообразованию». В большинстве случаев это бессмысленно. Для формирования по-настоящему сплоченной и эффективной команды не достаточно заплатить денег фирме с громким именем. Часто необходимо пересмотреть всю компанию в целом и изменить в ней практически все. Что мешает, и что помогает формированию продуктивных команд Том ДеМарко и Тимоти Листер кратко описали на более чем двух сотнях страниц своей книги «Peopleware – Productive Projects And Teams». Прочтите эту книгу прежде, чем принять решение об очередном финансировании фирмы с громким именем.

Ну да ладно, отвлекся. Когда я писал свою первую статью по менеджменту на E-xecutive меня жестко откритиковали за то, что в статье не обозначена целевая аудитория. Так вот, под целевой аудиторией этой статьи рассматриваются молодые руководители проектов, столкнувшиеся с тем, что их ребята (ну не нравится мне слово «подчиненные»), по их мнению, уделяют слишком много времени компьютерным играм, то есть убивают массу времени без пользы для общего дела. Ниже будут приведены краткие намеки о том, как извлечь из бесплатного для компании «тупого сетевого побоища» пользы не меньше, чем из дорогостоящего, не побоюсь этого слова, «коучинга».

В статье рассматриваются несколько популярных (сейчас либо прежде) компьютерных игр, и показывается, какие навыки с их помощью можно попытаться развить. Читателю не обязательно быть профессионалом в области игр, но здравомыслящим человеком быть желательно. Итак, поехали...

Civilization

Цивилизация... Вспомним самую первую версию этой игры, выпущенную в середине 90-х... По количеству убитых человеко-часов рабочего времени этот программный продукт должен занять первое место в анналах истории. Сюжет этой игры, как прочем и всех остальных, чрезвычайно прост. Игрок становится руководителем и солнцеподобным лидером одной из рас. Руководить этой расой приходится, начиная с каменного века. Главная задача – сделать свою расу сильнее всех остальных и первыми освоить космос. Если отвлечься от мыслей о расизме, то можно заметить, что эта ситуация напоминает задачу хорошо образованного менеджера, попавшего в коллектив «наколенных» разработчиков, не слышавших раньше ни о процедурах формальных инспекций, ни о конфигурационном управлении, ни о модели CMMI… Похоже, не правда ли?

Все было бы хорошо, но на планете существуют другие расы, у которых задача примерно та же. Всем вам приходится делить планету и временами завоевывать соседние территории. Иногда с соседями можно договориться, и избежать войны. Конечно, компьютер слабый собеседник, но ведь и вам далеко не всегда приходится общаться с докторами наук.

Вам приходится заботиться о благе своего народа, устанавливая им уровень налогообложения и тратить деньги на их развлечения. Нужно соблюдать баланс затрат на повседневные нужды (освоение новых территорий, поддержание боеготовой армии) и инвестициями в будущее (финансировать науку, строить чудеса света и даже изобретать лекарство от рака). В общем, вам приходится управлять государством.

Эта игра помогает мыслить глобально. Она подходит для тренировки стратегического мышления. Играющий не участвует в боях лично – он отдает приказы и наблюдает, как красные квадратики убивают синих, или видит, как советник по науке докладывает ему об успехах при помощи довольно забавных фраз, например как: «Русские, подумав, изобрели демократию». Если ваши ребята управляют группой руководителей проектов, не возражайте, если вдруг застанете их играющих в эту замечательную игру. Возможно, это очень поможет им почувствовать баланс между инвестициями в краткосрочные и долгосрочные перспективы.

Starcraft

Три расы (еще раз прошу оставить мысли о расизме) столкнулись в одной вселенной: технологически развитые Протоссы, гордые Терраны и, пожирающие все на своем пути, Зерги. У каждой из рас есть своя долгая история, каждая из них имеет свои сильные и слабые стороны. Представители Зергов слабы, но они способны быстро плодиться. Терраны, они же земляне, испытывают проблемы с быстрым размножением, однако они способны построить самую мощную оборону. Протоссы – они не размножаются, они приходят в этот мир через специальные ворота. Представители этой расы чрезвычайно сильны, так как представляют собой техно-биологические создания, это, в свою очередь, является их главной слабостью…

Многие, кто мельком видел эту игру, называли ее примитивной. Если вы относитесь к их числу, скажите, являются ли шахматы примитивной игрой? Поле из 64 клеток с шестью разновидностями фигур... Вряд ли найдется кто-либо, считающий шахматы примитивом. А теперь представьте себе поле 128 на 128 клеток (всего 16384 клеток), полей может быть разнообразное множество, а количество различных типов фигур измеряется десятками. Примитивно? Если да, то теперь представьте, что вы можете сделать свой ход, не дожидаясь хода противника. Представьте, что не все клетки на поле равноправны и не каждая фигура может на них находиться. Представьте, что пешки могут не только «поедать» фигуры противника, но и добывать ресурсы, которые требуются для производства новых фигур. Представьте, что ферзь способен «съесть», только отдельно стоящую пешку, а с кучей пешек ему лучше не сталкиваться. Представьте себе, что на добытые пешками ресурсы, вы сможете строить заводы по производству ферзей и пешек, улучшать их способности и повышать жизнестойкость... Не всякий мозг с первого раза способен усвоить правила этой игры. Поэтому, не торопитесь называть эту игру тупым способом убить время...

Даже не глупый школьник способен прийти к выводу, что для перебора всех шахматных комбинаций (64 клетки и 6 типов фигур) всему населению земли придется играть миллиарды лет, изобретая новые трюки. Для того, что бы перебрать все комбинации в StarCraft потребуется количество лет в немыслимое количество раз превышающее число электронов в обозримом пространстве нашей галактики!

Если о StarCraft вы впервые узнали из этой статьи, то сообщу вам, что по этой игре проводятся чемпионаты мирового уровня. Существует множество сайтов, посвященных стратегии этой игры. Коллективный разум на некоторых полях (или как правильно их называют - картах) выработал строгую последовательность действий, приводящую к победе за 5 минут (аналог детского мата в шахматах). Если с точностью до десятых долей секунды совершить необходимые манипуляции с клавиатурой и мышью вы, скорее всего, выиграете. Но, существуют сотни других карт, где это уже не будет работать... Кроме того, очень велика вероятность ошибки при тупом следовании «победоносному» алгоритму. Если, следуя этому алгоритму, вы где-то хоть немножечко оплошаете – ваша победа всецело будет зависеть только от вашей реакции, способности быстро принимать решения, и ловкости рук, для своевременного и точного командования вашей армией. Для справки, истинные гуру (или как их еще называют - Gosu) достигают скорости управления своей армией в 200 и более так называемых APM (Actions Per Minute). 200 действий в минуту! Более 3-х осмысленных команд в секунду! Между прочим, не для всякой команды требуется нажать только одну клавишу. Я замечал, что после очередного матча в Starcraft, ребята с таким же темпом шлепали по клавишам, выполняя свою работу! И особой фигни при этом не получалось. Тот, кто не способен быстро принять правильные решения и своевременно информировать о них свою армию, непременно проиграет. Задумайтесь...

Counter Strike

Не поверю, что есть на земле люди, не слышавшие об этой игре. Эта игра была создана на базе Half Life двумя студентами (позже ставшими ведущими специалистами в Virgin Games – родителе Half Life). Очень рекомендуется попробовать поиграть в эту игру с вашими ребятами. С ее помощью можно проверить, на сколько вы действительно сплоченная команда.

В Counter Strike играют раундами, которые обычно длятся 2-5 минут. Раз за разом вам приходится выполнять одну и ту же боевую задачу. Вы – это либо бойцы спецназа, либо террористы. В зависимости от настроек карты бойцы спецназа должны либо освободить заложников, либо не позволить террористам взорвать объект, либо вывести важную персону за пределы опасной зоны. Если же вы играете за террористов, то вашей задачей является не позволить спецназу выполнить свою.

Игра происходит от первого лица. Каждый игрок управляет своим бойцом. Counter-Strike позволяет всем игрокам одной команды переговариваться друг с другом по рации – это единственно доступный способ коммуникации.

Counter Strike способен показать, насколько вы действительно хорошо руководите командой, выполняющей сложное задание. Перед началом раунда у вас будет несколько секунд на то, что бы закупить вооружение и отдать распоряжения вашим бойцам. Придумайте стратегию раунда и воплотите ее в жизнь. По крайней мере, попытайтесь. Первые несколько десятков раундов обязательно покажут вам, что руководитель из вас никакой. Вы нервничаете, потому как выясняется, что не способны словами объяснить чего и от кого вы хотите. Ребята не могут выполнить задачу, потому как не понимают ее постановки. И вы проигрываете раунд за раундом. Но с опытом это проходит. Вы четче формулируете команды, быстрее отдаете приказы, и игра налаживается.

Помимо слаженной работы команды, Counter Strike требует от каждого способность самостоятельно принимать решения. Очень часто руководителю проекта приходится принимать даже мелкие технические решения за кого-либо из членов команды. Фергус О’Коннэл в своей книге «Как успешно руководить проектами» предлагает упражнение для тренировки способностей самостоятельно принимать решения. Просто вместо ответа на очередной сугубо «тактический» вопрос спросите: «Представьте, что я умер, что бы вы сделали на моем месте?». Counter Strike позволяет не только представить, но и ощутить все это в полной красе. Один из террористов метким выстрелом из Desert Eagle вышибает ваш мозг. Все! Никто не слышит вашего голоса по радио. (Только через стенку кабинета, и то если вы будете кричать достаточно громко). Что будут делать ваши орлы? Попрячутся по углам, и будут сидеть в засаде? Сломя голову побегут вперед через хорошо простреливаемый участок карты, где и получат по своей пуле? А может быть, кто-то из них придумает что-либо более умное или даже возьмет командование на себя... Пока вы мертвы, до начала следующего раунда присмотритесь к реакции ребят. По крайней мере, вы будете знать, что ожидать от каждого из них в период очередного дедлайна…

UFO: Enemy unknown

Эта игра очень стара, и в этом заключается ее главная прелесть. По соотношению удовольствия, получаемого с одного мегабайта откомпилированного кода, она превосходит все созданное человечеством до настоящего времени. Представляете ли вы себе игру, которую можно принести домой при помощи одной 3-х дюймовой дискеты (или 1/700 от гигабайтной флешки – для тех, кто забыл, что такое дискета) и наслаждаться многообразием задач, и ситуаций на протяжении нескольких месяцев? Я – нет, только UFO!

Я люблю эту игру в особенности за то, что она наглядно демонстрирует в виртуальной практике идеи, изложенные в Peopleware (я люблю эту книгу так же, как ненавижу слово «коучинг», и даже больше).

Запуская игру, вы попадете на планету Земля в далеком будущем. Земля постоянно подвергается атакам со стороны инопланетян и вам предлагается возглавить организацию, призванную обеспечить Земле будущее. Игра разделена на две составляющие – стратегическую и тактическую. В стратегической части вы строите UFO Defense базы (естественно за деньги), нанимаете солдат, инженеров, ученых; строите новые здания, заказываете вооружение, обучаете солдат, исследуете повадки инопланетян и производите новую технику. Для всего вам нужны деньги. Есть два источника финансирования – госбюджет и частная предпринимательская деятельность. Каждое государство устанавливает вам уровень финансирования в зависимости от того, как хорошо вы выполняете свою работу на их территории. Если вы не спасаете жителей страны от террористических акций со стороны инопланетян, или не пресекаете полеты тарелок над страной – то в следующем отчетном периоде вам обязательно урежут финансирование. Также вы можете подрабатывать, изготавливая на вашей базе различные изделия (лазерное оружие, аптечки, бронежилеты, компоненты летающих тарелок) с последующей их перепродажей. К сожалению, игра умалчивает кому.

В UFO особо развита тактическая часть. Вы высаживаете десант в зону террора или в зону посадки летающей тарелки. Как в шахматах вы делаете ход разными игроками, потом отдаете ход компьютеру, и он делает ходы за инопланетян. Задача – обезвредить всех инопланетян в зоне действий, а в анти-террористических операциях требуется еще и сохранить как можно больше мирного населения. Обезвредить врага – не значит убить. Если стрелять направо и налево во все, что движется – вы проиграете. Инопланетян можно и нужно захватывать живыми, и потом при помощи ученых на своей базе выпытывать из них нужную информацию. Если этого не делать, то вы так и не узнаете как раз и навсегда остановить нашествие.

За что я действительно люблю эту игру, так это за то, что она очень напоминает процесс руководства высокотехнологическим проектом. В особенности, она заставляет концентрировать внимание на «человеческом капитале» (смотрим главу 31 Peopleware). Каждый солдат вашей команды способен выносить ценные навыки из каждой тактической миссии – повышается его сила (он способен нести больше вооружения), выносливость и здоровье (закаленный боец уже не погибает от первого выстрела), он способен двигаться быстрее, стреляет более метко и не поддается панике в случае, если что-то идет не так. Но изначально вы получаете зеленого необстрелянного бойца. Между прочим, нанять его стоит $40,000 и в месяц ему приходится платить столько же. Эта игра дает вам понять, что такое инвестиция в человека. Представьте, в ходе очередной операции вы теряете опытного бойца. О чем вы подумаете? О том, что опять придется платить $40,000, что бы нанять нового? Хорошо, если вы еще посчитаете стоимость того обмундирования, которое было потеряно. А если задуматься... Вместо него вы получите молодого солдатика, который разовьется до приемлемого уровня не раньше, чем за три месяца ($120,000 зарплаты просто так), первое время он будет вынужден прятаться за спинами своих более опытных коллег, тем самым, повышая вероятность их гибели и понижая вероятность успеха миссии. А провальная операция может повлечь за собой миллионное уменьшение госфинансирования! А если вы уже открыли псионические навыки и построили лабораторию псионического тренинга, то может оказаться, что на тренинг потерянного бойца была потрачена не одна сотня тысяч! Где эти деньги? Их нет! Они все испарились как дым из ствола Человекозмеи, сделавшего тот роковой выстрел. Вы аккуратно считаете, подводите итог и понимаете, что каждый ваш боец стоит дороже космического корабля! А не так ли обстоит дело в современном бизнесе? Неужели вы считаете, что человек стоить ровно столько, сколько приходится платить ему ежемесячно? Нет! Именно эта игра дает вам понять, что самое ценное, что у вас есть – это ваши люди. Она дает понять, что затраты на развитие любого вашего сотрудника должны проходить не по статье «убытки», а по статье «инвестиции». Только тот, в кого вбухано немало денег сможет прикрыть задницу своему напарнику, только хорошо экипированный и обученный боец будет приносить пользу команде. Сопливый новичок в дешевом бронежилете принесет вам пользы не больше, чем зонтик рыбке. Но вы не можете сразу нанять профессионала! Вам доступны только новички. Вы нанимаете его и инвестируете в него средства. Это доступный единственный способ получить в вашей команде профессионала, как в игре, так и в реальной жизни. И как только профессионал уходит, с ним улетучиваются и ваши инвестиции. Если вы хотите сделать истинно эффективную команду, то инвестируйте в ваших ребят и думайте, как защитить эти инвестиции.

Про эту игру я готов писать бесконечно. Однако хочу обратить внимание на один момент. Многие играют в UFO нечестно. Они на перед каждым шагом сохраняют игру, и каждый раз, когда что-то идет не так, они откатываются назад к сохраненному моменту. Такой стиль игры многому не научит.

К вам приходит ваш ведущий сотрудник, и говорит, что его перекупили ваши же конкуренты. Сможете ли вы откатиться назад к тому моменту, когда вы не сделали все возможное, что бы повысить ему зарплату? Сможете ли вы откатиться к тому моменту, когда вынудили своего лучшего сотрудника работать два месяца подряд без выходных, вместо того, что бы разрешить ему поехать с женой и детьми в отпуск на неделю? Это – жизнь. Она не прощает ошибок, она лишь дает возможность вынести уроки из их последствий. Пусть ребята учатся на своих ошибках в игре. Может быть, это убережет их и вас от учебы на ошибках в реальности.

 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.