Александр Кочнев: Как не превратить планирование в ритуальную деятельность

Александр Кочнев, генеральный директор «ITeam»

Работа управленца имеет много общего с деятельностью ученого-исследователя (конечно, я имею в виду думающего управленца :)). Люди науки, добывающие новые знания о природе, имеют дело с высокой неопределенностью. Они собирают и анализируют факты, строят гипотезы о закономерностях, лежащих в основе наблюдаемых явлений, а затем добывают факты подтверждающие или опровергающие выдвинутые гипотезы. Так создается научное знание, которое служит основой для практической деятельности человечества.

Аналогичным образом поступают менеджеры, управляющие предприятиями. Среда в которой действуют их компании отличается высочайшей неопределенностью. На основе неполной информации руководители выдвигают предположения, вырабатывают цели, стратегию, планы, которые в сущности являются гипотезами о существовании причинно-следственных связей между действиями и ожидаемыми эффектами. Если в ходе работы компании эти гипотезы подтверждаются, то они становятся корпоративным знанием о том, как нужно действовать в определенных условиях. Если же гипотезы опровергаются жизнью, то управленцы вносят коррективы в 'картину мира' и продолжают поиск верного пути.

В корпоративной практике процесс создания и проверка гипотез называется планированием. К сожалению, многие компании подменяют реальное планирование его имитацией.

'Ритуальное планирование'

В наиболее распространенной форме планирование представляет собой деятельность по составлению таблиц числовых показателей, таких как величина продаж, объем производства, выручка, затраты, прибыль и тому подобное. Соответственно, планом принято называть таблицу показателей, отнесенных к определенным периодам времени: годам, кварталам, месяцам или дням. После утверждения плана осуществляется контроль плановых показателей и выяснение причин отклонений, в тех случаях, когда показатели не достигаются.

Обычно лица, ответственные за достижение тех или иных показателей, находят достаточно убедительные объяснения причин невыполнения планов и вышестоящим руководителям не остается ничего иного как согласиться с корректировкой плана по факту его невыполнения.

Смысла в таком планировании не много. Манипуляции с числовыми показателями порождают циничное отношение к планам как исполнителей, так и руководителей и всеобщее разочарование в планировании как таковом.

Однако подобная ритуальная деятельность не имеет отношения к планированию – это имитация планирования. Планирование не имеет ничего общего с угадыванием будущих результатов деятельности компании. Также не следует путать планирование с прогнозированием. Прогноз – полезный инструмент для разработки плана, но не более того. Тогда что же такое планирование и план?

Определение плана

План - это согласованное всеми заинтересованными сторонами описание целей и средств их достижения. (Важно отметить участие в планировании 'заинтересованных сторон', но об этом позже.)

Согласно данному определению план состоит из следующих составных частей:

1. Цели,

2. Концепция,

3. Критерии,

4. Мероприятия,

5. Показатели,

6. Риски.

Цели

Чего нужно добиться в результате действий компании в период, охватываемый планом? Какие изменения должны произойти? Например, целью годового плана продаж может быть увеличение доли компании на целевом рынке, вытеснение конкурентов.

Концепция

Концепция определяет принципиальные подходы к достижению цели. За счет каких действий мы намереваемся вытеснить конкурентов? Например, мы можем вывести на рынок новые продукты, внедрить активные методы продаж, повысить результативность действий по привлечению новых клиентов. Определяя концепцию, мы оцениваем свои ресурсы и находим наиболее действенные способы их применения.

Критерии

Как мы поймем, что цель достигнута? Необходимы измеримые критерии. Например, мы можем принять в качестве критерия успеха достижение прироста продаж, превышающего средний рост рынка на 5%. При этом мы должны в принципе понимать, за счет каких наших действий должен быть достигнут этот прирост.

Мероприятия

Что конкретно нужно сделать для реализации нашей концепции и достижения поставленных целей, в какие сроки, кто отвечает за выполнение мероприятий? Здесь мы детально планируем действия по выпуску новых продуктов, внедрению эффективных методов продвижения и продаж.

Показатели

После того как мы определили, что именно будет сделано, можно оцифровать наши действия в показателях продаж, затрат на продвижение и коммерческую деятельность. Появятся те самые таблицы показателей, по которым мы будем отслеживать результативность и эффективность всех наших будущих действий.

Риски

Что может помешать осуществлению нашего плана и достижению цели? Необходимо тщательно исследовать все возможные негативные явления и разработать мероприятия по их предотвращению. Например, понимая, что задержка выпуска нового продукта негативно отразится на целевых показателях, мы предусматриваем привлечение дополнительных ресурсов в проект разработки продукта. Таким образом, наш план мероприятий дополняется мерами, направленными на снижение рисков, угрожающих выполнению плана.

Планирование – дело коллективное

План, разработанный узкой группой специалистов не представляет никакой ценности. Такие планы, как правило, не выполняются. План - это инструмент координации действий многих подразделений и поэтому должен разрабатываться с участием тех, кто призван его исполнять. Это своего рода 'коллективный договор', подписанный руководителями всех уровней и согласованный с сотрудниками.

Но самое интересное начинается после того как план утвержден.

Учимся на собственном опыте

Опыт ничему не учит, если он не изучается и не осмысливается на основе определенной системы представлений об окружающей среде и нашем взаимодействии с ней. Этой системой является план. В нем заложено наше понимание закономерностей, существующих на целевом рынке, и механизмов достижения целей.

Фактически, план – это гипотеза о том, что, предприняв определенные действия, предусмотренные нашим планом мероприятий, мы сможем добиться поставленной цели. В истинности гипотезы можно убедиться только с помощью опыта. Поэтому на каждом шаге продвижения к цели менеджмент компании оценивает результаты выполнения плана, анализирует достигнутые показатели, делает выводы относительно истинности предположений, на которых основан план.

Например, если выполнение намеченных мероприятий не приводит к достижению запланированных показателей, то это свидетельствует об ошибке в нашей 'картине мира'. Значит мы не учли каких-то существенных факторов влияющих на результат или не увидели каких-то рисков. Следовательно нужно внести коррективы в нашу гипотезу, представленную в виде плана.

Именно таким путем продвигаются к истине ученые, постигающие законы мироздания. Задача менеджмента компании не столь масштабна, но не менее сложна. Путем проб и ошибок мы вырабатываем жизнеспособную модель бизнеса, постоянно корректируя и уточняя ее. В этом и состоит суть процесса планирования.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.