Николай Рысев: Краткая и занимательная история менеджмента

Отгадайте загадку. Что такое треблиги? А что такое один треблиг? Ну, подумайте. Даю подсказку, прочитайте это слово наоборот. Есть такая игра. Получилась фамилия одного из основателей научной школы менеджмента.

Первой была школа научного управления. Свой достойный вклад в научную школу внесли Ф. Тейлор, Френк и Лилиан Гилберты, Ген­ри Гант, Филл Коллинз, Джим Мориссон. Все они верили в силу науки и занимались анализом содержания работы и определением ее основ­ных компонентов. К примеру, Тейлор измерял количество железной руды, которое может поднять рабочий.

Вот маленькая выдержка из хрестоматийного учебника по научно­му менеджменту.

Гилберты и треблиги

Еще будучи учеником каменщика, Гилберт заметил, что люди, которые учили его класть кирпич, использовали три основные связки движения. В результа­те собственного анализа и измерений Гилберт создал способ, который со­кратил количество движений, необходимых для кладки одного кирпича, с 18 до 4,5. Производительность увеличилась на 50%. Френк и Лилиан придумали микрохронометр — часы, которые записывали интервалы в 1/2000 секунды. Они выявили 17 основных движений кисти руки. Эти движения названы — треблигами.

Это был настоящий менеджмент. Основатели научной школы первыми подчеркнули важность отбора людей и необходимость выде­ления управленца как отдельной единицы.

Затем наступило время школы классического, административного управления. Мы до сих пор живем по принципам Файоля. И, наверное, еще долго будем жить. Вот эти принципы.

Принципы управления Анри Файоля

1. Разделение труда. Специализация является естественным поряд­ком вещей. Целью разделения труда является выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству при тех же усилиях. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должны быть направлены внимание и усилия.

2. Полномочия и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть ее составляющая противополож­ность. Где даются полномочия, там возникает ответственность.

3. Дисциплина. Дисциплина предполагает послушание и уважение к достигнутым соглашениям между фирмой и ее сотрудниками. Установление этих соглашений должно оставаться одной из глав­ных задач руководителя. Дисциплина также предполагает спра­ведливо применяемые санкции.

4. Единоначалие. Работник должен получать приказы только от од­ного непосредственного начальника.

5. Единство направления. Каждая группа, действующая в рамках од­ной цели, должна быть объединена планом и иметь одного руково­дителя.

6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работ­ника или группы не должны превалировать над интересами ком­пании или организации большего масштаба.

7. Вознаграждение персонала. Для того чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зар­плату за свою службу.

8. Централизация. Как разделение труда, централизация является естественным порядком вещей. Однако соответствующая степень централизации будет варьироваться в зависимости от конкретных условий. Поэтому возникает вопрос о правильной пропорции ме­жду централизацией и децентрализацией.

9. Скалярная цепь — это ряд лиц, стоящих на руководящих должно­стях, от лица, занимающего самое высокое положение в этой це­почке, до руководителя низового звена. Было бы ошибкой отказы­ваться от иерархической системы без определенной необходимости в этом, но было бы еще большей ошибкой поддерживать эту иерархию, когда она наносит ущерб интересам бизнеса.

10. Порядок. Место для всего и все на своем месте.

11. Справедливость — это сочетание доброты и правосудия.

12. Стабильность рабочего места для персонала. Высокая текучесть кадров снижает эффективность организации. Посредственный ру­ководитель, который держится за место, безусловно, предпочти­тельнее, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быст­ро уходит и не держится за место.

13. Инициатива. Инициатива означает разработку плана и обеспече­ние его успешной реализации. Это придает организации силу и энергию.

14. Корпоративный дух. Союз — это сила. А она является результатом гармонии персонала.

Время не стоит на месте, за эпохой классической школы пришла эпоха школы человеческих отношений и поведенческой школы.

Здесь основное внимание стало уделяться психологическим состав­ляющим деятельности. Социальная психология и бихевиоризм сде­лали свое дело. Менеджмент стал рассматриваться с точки зрения пси­хологических и социальных законов.

Последним направлением в истории менеджмента называют количественный подход. Пришло время серьезного анализа, теории ве­роятностей и математически подкрепленных методов принятия ре­шений. Не беремся приводить примеры, а также аргументы «за» или «против». Обойдем интерпретацию данной школы молчанием (гро­бовым или содержательным — по вашему вкусу).

История развития менеджмента продолжается. Как только вы за­даете себе вопрос, каким образом формулируются законы менеджмен­та, вы становитесь метаменеджером. И если вы создадите что-то новое в практике менеджмента, то в новой книге для следующих поколе­ний в главе об истории менеджмента будут упоминаться ваши имена.

И загадка напоследок!

На монгольской почте есть строгое правило — не принимать предметы дли­ной более одного метра. Борису потребовалось отправить старинную флей­ту, длина которой была 1 м 48 см. Как же ему удалось отправить ее, не ломая и не разбирая на части?

Удачи в управлении!

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.