Константин Судаков: Продажи В2В «по конвейеру»

Константин Судаков, менеджер «Videojet Tchnologies Inc.»

Основные практические вопросы, которые можно сформулировать для коммерческой структуры, в том числе компании, работающей на В2В рынке, и занимающейся активным продвижением своей продукции (товаров и услуг) – это:

I. Где?

На каком рынке, с какой конфигурацией предложения (продуктов и услуг) компания работает?

II. С Кем?

Кто и что компанию окружает внутри и снаружи: клиенты, конкуренты, сотрудники, партнеры?

III. Как?

На каком этапе, в каком состоянии развития находится компания, какова ее структура?

Почему именно эти три вопроса?! – Для компании, основной целью которой является успешная работа со своей аудиторией покупателей – ответы на эти вопросы, в необходимом объеме, определяют маркетинговую среду, в которой компания работает.

И, в результате, если сложить ответы на заданные вопросы – получится описание или определение маркетинговой среды. Достаточно полное, чтобы компания могла успешно осуществлять обслуживание своих клиентов, а именно: поиск, привлечение, удержание.

Где? + С Кем? + Как? = Маркетинговая среда компании

А еще маркетинговую среду можно охарактеризовать тем, что «в ней можно разместить» все состояния и процессы, снаружи и внутри компании, разделить их на внешние и внутренние, активные и пассивные, доступные к изменению или нет.

Если наиболее точно описать маркетинговую среду компании с помощью нескольких состояний, это также позволит более наглядно моделировать изменения маркетинговой среды в целом.

Следовательно – решить явные проблемы, или выявить неявные проблемы; контролировать возможные изменения внутри структуры, и прогнозировать, реагировать на изменения вовне (изменения на рынке).

Более абстрактно, маркетинговую среду компании можно охарактеризовать, как определенный «срез» между рынком и деятельностью самой компании. На рынке В2В этот «срез» можно показать как взаимоотношения между компанией-продавцом и аудиторией компаний-покупателей (существующих и потенциальных клиентов), а также совокупность факторов, которые на эти взаимоотношения могут влиять, на различных уровнях: макро, миддл, микро, внешнего и внутреннего воздействия.

Что характерно, маркетинговую среду и ее состояние, каждый участник (участники) бизнес-процесса видит (видят) со своего «угла зрения». Будь то, например, собственники бизнеса, управляющие бизнесом, специалисты, работающие в активных продажах (Sales Forces), служба сервиса или клиентского обслуживания (After Sales). Это вполне естественно, также как каждый участник движения видит дорогу, и других участников движения, в своем ракурсе, и со своего угла зрения.

Но, как это часто бывает, то, что естественно, не всегда бывает уместно, а тем более, - профессионально.

И, как следствие, в связи с таким разносторонним «видением», функционирование различных частей компании бывает «разсинхронизировано». В результате, среди отделов компании появляются «видовые» враги, то есть сотрудники, и подразделения, которые «хронически» не соглашаются друг с другом, в силу разницы в подходах и профессиональных интересах.

Особенно такая ситуация встречается в таких бизнес-процессах, как обслуживание клиентов, когда большинство действий не стандартизировано, а результаты можно увидеть и «подсчитать», как правило, уже тогда, когда сложно на них повлиять.

Можно сказать, что особенно, в условиях высоко конкурентного рынка, для некачественного клиентского обслуживания действует принцип: «цыплят по осени считают». Хотя, такая ситуация на первый взгляд кажется понятной: все мы разные (занимаем разные должностные позиции и специализации) и поэтому хотим «разного».

С другой стороны, в практике производственного процесса можно увидеть следующую картину: на современном производстве (заводе, фабрике, добыче сырья), «разсинхронизация» между функциональными частями производства (разработка, сборка, контроль качества) не возникает. А если и возникает, то в порядке исключения. Иначе большинство заводов, работающих в различных областях промышленности, не работали бы с такой эффективностью и производительностью, а качество произведенных изделий было бы нестабильно.

Возникает вопрос: Чем процесс обслуживания клиентов (поиск, привлечение, удержание) так отличается от не менее сложного и комплексного, процесса производства продуктов, материалов на заводах и фабриках!?

Перечислим следующие факты, которые позволят сравнить эти два, на первый взгляд, совсем разных, процесса:

Производство. Факт 1. «Центральное звено»

В производственном процессе есть ключевая функциональная часть или центральное звено, объединяющее и организующие весь производственный процесс. Таким «центральным звеном», является служба главного инженера, занимающаяся контролем и поддержкой практически всего цикла производства.

Такой алгоритм, который складывался на протяжении многих лет, одновременно с техническим процессом, показал свою эффективность: все основные функции, связанные с основной целью (производство продукта) «сходятся» и «расходятся» через службу главного инженера.

А на крупных производствах, служба главного инженера также «уравновешивается» и, отчасти, контролируется, службой технического директора или начальника производства.

Производство. Факт 2. «У каждого своя роль»

Производственный процесс, как правило, построен так, что у каждого отдела своя роль, которая хорошо сформулирована. Результаты «исполнения этих ролей» можно измерять и контролировать, как в масштабах отдельных функциональных частей, так и отдельных сотрудников. Как правило, на современных производствах, причины выпуска некачественной продукции можно точно выявить.

Производство. Факт 3. «Минимум воздействий извне»

Практически любое производство – это «вещь в себе». Заранее определены: технология, параметры технического процесса, требования к материалам и сроки. Влияние извне – это скорее форс-мажор, чем каждодневная практика.

И, в проекции на обслуживание (поиск, привлечение, удержание) клиентов:

Обслуживание

клиентов

Факт 1. «Sales Forces»

Как и в случае со службой главного инженера на заводе, в процессе обслуживания клиентов, роль такого «центрального звена» зачастую выполняет подразделение отдела продаж (Sales Forces). Естественным способом, многие функции «сходятся» и «расходятся», на этот отдел. Специалисты по продажам В2В играют активную роль в процессе всего взаимодействия компании и клиентов. Выполняют свою роль «центрального звена».

Обслуживание

клиентов

Факт 2. «Как повезет!?»

Набор определенных стратегий и тактик обслуживания клиентов – это отдельная тема, ничуть не менее комплексная, чем разработка производственного и технологического процесса на производстве. Кто ее определяет?

Здесь самым верным, и вместе с тем, бесполезным, ответом, будет: Как повезет!?

С одной стороны, это может быть собственник бизнеса или руководитель организации, который, как правило, не имеет большого опыта работы с клиентами, или это «давний» опыт, со всеми вытекающими…

С другой стороны, за построение стратегии и тактик могут отвечать отдельные бизнес-единицы компании (компании-дистрибьюторы, компании-представители), которые делают это по своему, на своих, локальных участках рынка. В этом случае компания может получить массу проблем, в основном связанных с отсутствием целостности и коммуникации. Какая-либо системная синхронизация в этом случае также вряд ли возможна.

Бывает и такое, что в каждом конкретном случае, отдельный сотрудник Sales Forces «решает для себя сам», как ему обслуживать «своих» клиентов. Недостаток – в отсутствии системы как таковой.

Может иметь место и более традиционный случай. Когда стратегию и тактики обслуживания, формирует руководитель отдела продаж, хорошо знакомый с «темой», регулярно получающий обратную связь от своих продавцов, знающий рынок и клиентов. Как ни странно, это тоже может быть не лучший вариант! Руководитель отдела продаж может построить свою работу с доминантой на краткосрочный результат, в силу основного целеполагания – продать, жертвуя долгосрочным развитием компании. Руководитель отдела продаж может иметь свои приоритеты: в развитии определенного локального рынка, или определенных клиентов, в зависимости от того, что ему «удобнее».

Обслуживание

клиентов

Факт 3. «Хаос Мира»

При обслуживании клиентов (поиск, привлечение, удержание), воздействие извне достигает апогея. Это всегда, – «живая картина». Рынок постоянно меняется, особенно с учетом современных тенденций: информация передается за секунды, технологии и бизнес-модели копируются, конкуренция все время растет. Какую бы стратегию и тактики, руководство компании, заранее не определило бы, рынок как правило вносит свою коррекцию: в большей или меньшей степени. Долгосрочное и среднесрочное прогнозирование возможно, но всегда с учетом: «давайте будем посмотреть».

Основные выводы и сравнения:

  • Процесс производства организуется вокруг центрального звена – службы главного инженера. Процесс обслуживания клиентов – вокруг Sales Forces.
  • В отличие от «стандартизированного» выбора и контроля функций производственного процесса, стратегии и тактики обслуживания клиентов сильно варьируются в зависимости от того, кто в компании В2В их определяет.
  • В любой, заранее запланированный процесс обслуживания клиентов, всегда вмешивается «хаос мира»: клиенты, конкуренты, партнеры, макроэкономические факторы рынка. В то время, как большинство параметров производственного процесса, определены и не меняются.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.