Илья Марущак: Маркетинговое продвижение – своими силами или с чужой помощью?

Илья Марущак, менеджер в «VS Energy холдинг»

Пока еще основой самых крупных экономик в мире является мелкий и средний бизнес, и, соответственно, его эффективность и прибыльность – залог стабильности государства. Экономической стабильности, конечно же. К сожалению, большинство стран пост-советского пространства не могут похвастаться наличием развитого экономикообразующего мелкого и среднего бизнеса, но, надеюсь, со временем ситуация изменится в лучшую сторону.

И поэтому, в данной статье хотелось бы рассмотреть один из аспектов мелкого и среднего бизнеса – функционирование подразделений маркетинга и\или рекламы. Если мы говорим о мелких и средних предприятиях, то должны отметить, что в подавляющем большинстве случаев владелец выступает и директором, а довольно часто и маркетологом в одном лице. И это логично – если человек сам создал и развивает предприятие, достигая успехов, то можно смело заявить, что как «сам себе маркетолог» он состоялся. Да и довольно часто нет никакой необходимости в привлечении дополнительных специалистов. Бюджет также не всегда способен нести дополнительную нагрузку в виде оплаты труда.

Ну и самое главное – руководитель не всегда видит необходимость и реальный объем работы для такого рода специалистов. Но, тем не менее, редко какое предприятие, даже самое малое, сейчас может обойтись без продвижения своих услуг на рынке. Это хорошо понимает менеджмент любого уровня – от простого предпринимателя, до директора предприятия с несколькими десятками, а то и сотнями сотрудников.

Решать задачи по обеспечению продвижения руководители малых и средних предприятий предпочитают решать несколькими способами. Во-первых, это вменяется в обязанности одному или нескольким сотрудникам. Это может быть кто угодно – от офис-менеджера до завхоза.

Самый удачный вариант, когда дополнительные обязанности возлагаются на специалистов по продажам. Эффективность такого подхода совершенно не поддается оценке – как повезет. Причем повезет несколько раз – повезет ли с пониманием задач сотрудником, повезет ли с выбором подрядчиков, которые смогут что-то подсказать и помочь и т.д. Второй способ – руководитель все вопросы замыкает на себя и самостоятельно принимает все решения. Иногда привлекая подчиненных.

Третий путь – сотрудничество на постоянной основе с каким-либо агентством (или не одним). При этом на аутсорсинг могут отданы вопросы самого разного уровня – от пополнения запасов рекламно-полиграфических материалов, до формирования годовых маркетинг-планов и бюджетов предприятия.

И последний способ – сотрудники в штате предприятия. Довольно часто оказывается, что полноценно загрузить специалистов не получается (то ли нет объема задач, то ли руководство не в состоянии его обнаружить) и специалистов «догружают» непрофильной работой. Постепенно доли «профильной и непрофильной» нагрузки меняются, и в итоге мы получаем систему из первого рассмотренного варианта.

Для начала, стоит здраво посмотреть на деятельность предприятия за несколько лет, и понять, что делалось и как повлияло на результаты. Ведь бывает и так, что предприятию и требуется-то десяток комплектов визиток в год, да пара комплектов каталогов продукции тиражем в 100 экземпляров каждый. Тогда это смело можно возложить на офис-менеджера, который будет поддерживать контакты с подрядчиками и своевременно пополнять запасы. Аналогично – в случае, когда небольшое предприятие работает в сегменте В2В и круг потенциальных клиентов давно известен, либо это небольшая розничная торговая точка (или несколько) в районах с минимальной конкуренцией.

В тех же случаях, когда активность по продвижению является регулярной, конкурентная ситуация далека от монополии, а бюджеты значительно превышают среднюю зарплату адекватного специалиста – есть смыл задумываться о том, чтобы выделить маркетинг в отдельное направление и уделять этому значительное внимание.

Давайте подумаем – в каких случаях можно обойтись услугами сторонних организаций, а в каких целесообразнее содержать свой собственный персонал. Здесь необходимо учесть следующее – объем активностей по направлению, разнообразие видов активностей, бюджет по направлению, значимость результатов для предприятия.

Немного детализируем каждый из критериев. Объем активностей – если в компании что-то делается довольно часто – ежемесячно или чаще, и это выходит за рамки размещения стандартных рекламных модулей в местной прессе, то у любого сотрудника, от директора до завхоза, вряд ли будет возможность полноценно совмещать 2 нагрузки – основную и «дополнительную».

Примерно та же ситуация сложится, если имеют место разные виды активностей – от самого формата мероприятий, до выбора каналов коммуникации – непрофильному специалисту будет сложно эффективно готовить и реализовывать подобные мероприятия.

С бюджетом проще – если велик бюджет, то возникает вопрос – а целесообразно ли отдавать его часть как гонорар аутсорсинговым организациям? В этом вопросе существует устойчивое мнение – если комиссионные подрядчиков за сопровождение выше, чем фонд оплаты труда собственной структуры – нужно создавать собственную структуру.

Значимость результатов. Если продажи предприятия строятся на необходимости постоянного стимулирования покупателей и конкуренция в сегменте высока, то роль специалиста по маркетингу переоценить сложно. И стоит ли в этом случае отдавать это на аутсорсинг – большой вопрос. Даже если бюджет мероприятий невысок.

Исходя из вышерассмотренного, напрашивается вывод – для значительного количества малых и средних предприятий существует 2 способа управления продвижением, которые будут эффективны.

Полноценный аутсорсинг

В случаях, когда бюджеты не позволяют содержать хорошего специалиста, а деятельность предприятия осуществляется в довольно узких сегментах и локально – целесообразно выбрать одного или нескольких подрядчиков, для сотрудничества на постоянной основе. При этом, чем больше информации о деятельности компании и рынке получит подрядчик – тем лучше.

Аутсорсинговая структура должна стать чем-то вроде собственного отдела, который обладает всей необходимой информацией. К такому способу иногда прибегают даже предприятия с весьма значительными оборотами и прибылями – в сотни миллионов. И для них это имеет смысл – специфика деятельности позволяет, активности редки либо типичны.

Создание собственного подразделения

В отдельных случаях на это стоит пойти, даже если содержание специалиста потребует выделения части прибыли. Со временем это окупится экономией в бюджетах и повышением эффективности за счет более детальной разработки мероприятий. Специалист в штате (соответствующего уровня) почти всегда лучше аутсорсинговой структуры.

Для многих мелких и средних предприятий, как правило, достаточно одного специалиста. Поэтому, существенной бреши в бюджете не будет, а результат приятно удивит.

Какой формат подойдет именно вашему предприятию – решать вам. Основные факторы, которые следует учитывать – мы рассмотрели.

Конечно, есть много факторов и нюансов, которые просто физически не могут быть описаны в рамках небольшой статьи, но, если руководитель даст себе труд задуматься о них, то увидит, что все они могут быть сведены к тем четырем основным параметрам, которые мы уже рассматривали.

И уж если вы поняли необходимость и приняли решение тратить деньги на продвижение, то стоит тратить их максимально эффективно. Ведь вряд ли вы решитесь нанять плотником филолога, даже если он в детстве лобзиком выпиливал красивые фигурки из фанеры.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.