Игорь Селиванов: Как наладить конструктивный обмен опытом с конкурентами?

Обмен опытом с конкурентами – довольно распространенная практика в российском и особенно в зарубежном бизнесе. В некоторых странах (например, Японии) действуют специальные государственные программы, направленные на расширение этих процессов. А в Европейском союзе существуют законодательные ограничения по обмену информацией между компаниями, направленные на поддержание эффективной конкуренции.

Многие компании активно развивают программы обмена опытом с конкурентами, чтобы повысить информационную прозрачность рынка, сравнить собственные успехи и неудачи со среднерыночными показателями, расширить линейку собственных продуктов и разработок, получить знания о передовых технологиях, бизнес-процессах или предложить рынку собственные стандарты работы.

Основные плюсы от обмена опытом с конкурентами следующие:

  • возможность получить данные для бенчмаркинга;
  • получение объективных данных о состоянии рынка, на котором работает компания;
  • сокращение расходов на маркетинговые исследования;
  • обмен передовыми знаниями и технологиями в отрасли;
  • совместная выработка новых подходов в работе, стандартов для отрасли.

Основные минусы вытекают из плюсов:

  • за счет открытости данных компания становится более уязвима для конкурентов;
  • компания может стать заложником «слепого клонирования» чужого опыта;
  • сокращение конкуренции за счет более активного сотрудничества с другими игроками рынка может привести к законодательным ограничениям;
  • сокращение части конкурентных преимуществ компании за счет того, что в результате обмена опытом и информацией основные процессы в отрасли стандартизируются по единым принципам.

Чтобы при обмене информацией с конкурентами не нанести ущерба собственному бизнесу, необходимо четко регламентировать и контролировать подобные процессы.

Кому стоит обмениваться опытом с конкурентами

В разумных пределах обмен опытом не повредит никакой компании. Однако необходимо учитывать специфику как рынка, на котором работает компания, так и самой компании. В независимости от отраслевой специфики компаниям, занимающимся уникальными разработками, не следует совсем открываться, чтобы не дать конкурентам преимущества. Следует отметить также, что крупным компаниям менее рисково обмениваться опытом, т.к. их деятельность итак находится под активным изучением конкурентов. Если же Вы работаете в узкоспециализированной закрытой нише, такой обмен может только повредить.

Можно выделить рынки, игроки которых больше других склонны обмениваться опытом с конкурентами: медиа, научная деятельность и научные разработки, медицинские услуги, образование, правовые услуги, услуги связи.

Очевидно также, что небольшие старт-ап компании или крупные игроки на рынке более открыты для обмена опытом с конкурентами. Первые в силу того, что сотрудничество для них ­– один из способов привлечения внимания к своим компаниям и получения новых импульсов развития. Крупные же компании, являясь лидерами рынка, меньше боятся делиться своим опытом, а также за счет этого активно могут продвигать в отрасли свои подходы и стандарты работы. Кроме того, для любой компании обмен опытом – это дополнительный PR собственного бренда.

Наша компания работает на одном из наиболее открытых и динамично развивающихся рынков – медийном. В этой области, чтобы оставаться успешным, нужно всегда быть впереди, использовать все возможные новые подходы и учитывать все новые тренды. А для этого необходимо постоянно получать новый опыт, в том числе и от конкурентов.

С кем обмениваться опытом

Обмениваться опытом, следует, прежде всего, с лидерами отрасли или равными по уровню предприятиями. Лидеры могут дать представление об идеальной картине, а близкие Вам по уровню компании ­– о том, какие процессы и как происходят у Ваших непосредственных конкурентов. Обмен опытом с менее крупными игроками рынка в то же время может быть интересен в связи с тем, что у них можно получить интересный и нестандартный взгляд на традиционные бизнес-процессы, так как небольшие компании, как правило, более открыты для инноваций.

Как регламентировать взаимодействие с конкурентами

В компании обязательно должна быть коммуникационная политика, в которой необходимо полностью оговорить все аспекты информационного и иного взаимодействия с внешними лицами. В нашей компании утверждена и успешно действует корпоративная коммуникационная политика, разграничивающая информацию, которая может быть представлена в открытом виде, а также устанавливающая полномочия лиц, которые могут выступать в качестве носителей информации и корпоративного опыта вовне.

Корпоративная политика жестко регламентирует особенности взаимодействия представителей компании с внешним миром. Это касается нескольких направлений.

1. Размещение информации о компании (новости, анонсы, отчеты, исследования и т.п.) как на собственных, так и на сторонних ресурсах.

2. Совместные проекты и соглашения о партнерстве.

3. Участие компании в профессиональных объединениях.

4. Участие компании в форумах, семинарах, конференциях и других мероприятиях в качестве организатора или партнера.

5. Публичные выступления сотрудников компании.

6. Ведение авторских блогов, профессиональных сайтов и каналов в социальных сетях сотрудниками.

7. Проведение опросов, исследования и другие формы взаимодействия с внешними источниками данных.

Это позволяет существенно снизить риски, возникающие в рамках активного обмена опытом с участниками медийного рынка.

Способы обмена опытом

Наша компания активно использует различные форматы взаимовыгодного обмена опытом с конкурентами.

Конференции, форумы, выставки и др. Мы активно участвуем в большинстве крупных российских и международных отраслевых конференций в области медиа. Часто наша компания сама становится организатором подобных мероприятий, в том числе и в сотрудничестве с другими участниками рынка. К примеру, РИА Новости является организатором крупнейшей в России конференции в области новых медиа – Future Media Forum, в которой принимают участие ведущие специалисты медийного бизнеса. Сотрудники компании регулярно выступают в качестве спикеров или участников конференций. По итогам участия организуются внутренние презентации для заинтересованных лиц.

Профессиональные сообщества, социальные сети и сайты.Наша компания является членом большинства крупнейших профессиональных ассоциаций, среди которых такие авторитетные ассоциации как MINDS International, IPTC, W3C, Европейский центр журналистики и пр. Регулярное участие в мероприятиях ассоциаций, профессиональные конференции, совместные мероприятия, проекты и публикации позволяют активно обмениваться актуальной информацией о тенденциях в медиа и изменениях на рынках.

Партнерские договоры и соглашения. РИА Новости имеет партнерские договора со всеми крупнейшими зарубежными информационными агентствами. В рамках договоров организуются совместные стажировки, компании открывают доступ друг другу к своим информационным продуктам. С рядом партнеров были реализованы совместные проекты и созданы уникальные продукты.

Платные семинары и тренинги для участников рынка на собственной базе. Этот формат доступен, в основном, крупным компаниям, имеющим собственные тренинг-центры. В этом случае компания получает не только материальную выгоду, но и имиджевую, позиционируя себя как лидер рынка и фактически устанавливая свои стандарты отрасли. Мы активно практикуем подобные тренинги на собственной базе: у нас есть несколько учебных программ в области журналистики и работы пресс-служб, на которых ежегодно обучаются сотрудники других компаний медиарынка и смежных отраслей.

Публикация и распространение отчетов, исследований, дайджестов через открытые источники. Созданный в РИА Новости Центр исследований постоянно проводит исследовательско-аналитическую работу в области новых медиа и тенденций развития рынка, к которым привлекаются партнеры, в том числе и из компаний-конкурентов. Это позволяет достичь синергии при сборе и оценке данных. Все крупные исследования презентуются на совместных мероприятиях, публикуются как на сайте самого центра, так и в других открытых источниках.

Экскурсии в компанию. Такой способ коммуникации позволяет проводить обмен опытом в «боевых условиях». Представители различных СМИ регулярно посещают центральный и региональные офисы РИА Новости с экскурсиями, во время которых имеют возможность не только посмотреть на условия работы, оценить технологии и подходы к созданию новостных мультимедийных продуктов, но и задать интересующие их вопросы руководителям подразделений компании, поделиться своим мнением и практическим опытом.

Перекрестное обучение и стажировки. Это один из наиболее эффективных вариантов обмена опытом, который, однако, трудно реализовать в случае с непосредственными конкурентами. Тем не менее, мы активно поддерживаем связи с ведущими зарубежными СМИ, наши сотрудники периодически выезжают на различные по сроку и интенсивности стажировки в такие крупные международные медиахолдинги как New York Times и BBC. Это позволяет на практике опробовать подходы к созданию продуктов, работающие в этих компаниях, и лучшие практики реализовать у нас.

Как оценить эффективность обмена опытом

Прямо оценить эффективность обмена опытом трудно. Но можно применять экспертную оценку, а также некоторые количественные и качественные показатели.

Количественные показатели:

  • Количество новых идей, выдвинутых по итогам обмена.
  • Количество новых продуктов, созданных с помощью технологий, информации, полученных из обмена опытом с конкурентами.
  • Количество профессиональных отраслевых конференций организованных компанией.
  • Количество реализованных совместных успешных проектов.

Качественные показатели:

  • Доля сотрудников, вовлеченных в успешную работу по обмену опытом.
  • Прибыльность по проектам, реализованным на базе обмена опытом.
  • Сокращение затрат за счет внедрения новых технологий, полученных на базе обмена опытом.
  • Сокращение времени на разработку продуктов и реализацию проектов за счет обмена опытом
  • Доля затрат на обмен опытом в общем объеме выручки компании

Экспертные оценки.

В качестве экспертов могут выступить топ-менеджеры компании. Они должны оценить уровень компании по следующим характеристикам:

  • Полнота имеющейся в компании информации о рынке и конкурентах, новых технологиях и тенденциях.
  • Уровень вовлеченности компании в обмен опытом с конкурентами.
  • Уровень соответствия технологий и продуктов компании, аналогичному уровню у конкурентов.

Как договориться с конкурентами об обменом опытом

Ввиду специфичной открытости нашего рынка и его динамичности наша компания на регулярной основе взаимодействует со всеми основными конкурентами. Большинство участников рынка прекрасно знают друг друга, регулярно пересекается на различных отраслевых конференциях, активно используют продукты друг друга. Медийные компании состоят в крупных профессиональных российских и международных организациях. Мы взаимодействуем со всеми крупнейшими российскими и зарубежными СМИ. Соответственно, нам не трудно договориться о совместных проектах и других вариантах взаимовыгодного сотрудничества и информационного обмена.

Желающим начать процесс обмена опытом с конкурентами могу дать простой совет. Чаще общайтесь с конкурентами, встречайтесь с ними, договаривайтесь о совместных проектах и сотрудничестве. Это позволит Вам не только быть в курсе трендов Вашего рынка, но и поможет продвигать собственные бренды, выступать законодателем мод в отрасли и укреплять собственное положение в конкурентной среде.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.