Анна Райская: Горестные размышления после зарплаты, или Снова о мотивации

Анна Райская

Снова о ней о мотивации сотрудников

Сотрудники на первом месте, клиенты на втором - этот подход завоевывает все большую популярность среди работодателей по всему миру. Все просто: не бывает довольных клиентов без довольных сотрудников, то есть без лояльного персонала компания не получит и лояльных клиентов. Но как понять, что будет лучшим стимулом для персонала в вашей компании и как выбрать правильную мотивацию?

Почему в последнее время мотивации персонала и мотивации труда стала отводиться такая значительная роль? Ответ очевиден: мотивация является ключевым фактором успеха компании. В компаниях, в которых сотрудников отличала высокая вовлеченность в рабочий процесс, доходность повысилась на 3,7%. В то же время в компаниях с низким уровнем вовлеченности работников операционные и финансовые результаты снизились на 2%.

Мотивированные сотрудники получают удовольствие от своей деятельности, готовы прилагать больше усилий, они реже болеют, чаще проявляют инициативу и добиваются высоких результатов. Как правило, такие работники принимают и разделяют идею компании, им близки корпоративные ценности, что, безусловно, отражается на производительности труда и на 'здоровье' организации в целом. Для работодателя все это транслируется в результат, качество и лояльность - именно то, что двигает и развивает бизнес.

И за рубежом, и в России работодатели стараются формировать мотивационную политику так, чтобы она учитывала весь спектр потребностей сотрудника - от базовых до удовлетворения стремления к самореализации и развитию. Да и сами соискатели сегодня осознают, какое внимание уделяется работодателями нематериальной мотивации, - и предъявляют соответствующие требования. Выбирая будущего работодателя, они интересуются не только размером заработной платы, но и наличием компенсационного пакета (дотация на питание, медицинская страховка, автомобиль и т.д.), рабочим климатом, возможностями развития, а также системой поощрений и вознаграждений за результаты работы, продвижение по служебной лестнице.

В отечественных компаниях система мотивации чаще всего сводится к бонусам и подаркам к праздникам. Проведенные исследования показали: традицию подарков к праздникам поддерживают более половины компаний - 65%. Наиболее популярные поводы - Новый год, 8 Марта, День защитника Отечества. Иногда в компаниях делают подарки детям сотрудников - к тому же Новому году и к 1 сентября. Мотивация в основном денежная, сотрудников стимулируют материально - по результатам работы, за выполнение ключевых показателей, в качестве бонуса по окончании года. В последнее время возобновлась традиция, напоминающую о советском периоде производства, - награждение грамотами, присвоение звания лучшего работника и т.п. Такие способы поощрения призваны заменить материальное вознаграждение.

Вообще, среди многих российских компаний распространено мнение, что так называемый соцпакет и есть мотивация. Поэтому они считают, что, предоставив всем сотрудникам медицинскую страховку, оплатив им поход в спортивный клуб или занятия иностранным языком, компания создает мотивирующие условия для персонала. Такой подход может быть оправдан только в краткосрочной перспективе. Безусловно, подобные привилегии могут привлечь соискателей и повлиять на их выбор на том этапе, когда они колеблются в выборе между несколькими компаниями и принимают решение. Но, как только эффект новизны утратится - а обычно это происходит в течение двух-трех месяцев, - сотрудники начинают осознавать, что 'вмененные' им блага не удовлетворяют их потребности и интересы и едва ли могут восприниматься как льготы и привилегии. Такой неудовлетворенный сотрудник вряд ли будет мотивирован на работу. В зависимости от уровня дохода, этапа личностного и профессионального развития, на котором находится сотрудник, у него формируются собственные потребности, которые он стремится удовлетворить. Когда работодатель прилагает усилия для удовлетворения индивидуальных потребностей сотрудников, у тех формируется настоящая, прочная мотивация для работы именно в этой компании. К сожалению, пока большинство компаний этот факт не учитывают. А неудовлетворенность сотрудников мотивационной политикой меж тем растет.

В последний год, по мере того как бизнес стал оправляться от кризиса, рынок труда опять сместился в сторону соискателя. В результате выросло число компаний, осознавших важность использования системы мотивации для своего бизнеса. Крупные, чаще международные, компании выделяют время и ресурсы на разработку собственных программ мотивации. Конечно, проведение тимбилдинга или спортивной игры внесет разнообразие в офисную жизнь и зарядит сотрудников на некоторое время положительными эмоциями. Но что делать дальше? Потребности по-прежнему не удовлетворены, и наступают очередные рутинные будни.

В последние годы набирают популярность компании, предоставляющие услуги профессиональных психологов, которые работают как с группами сотрудников, проводя семинары по различным заданным компанией темам, так и с собственно руководителями и владельцами бизнеса. Они выявляют скрытые проблемы отдельных сотрудников и коллектива в целом, оказывают психологическую поддержку и помогают провести психологическое оздоровлением коллектива. Работа с психологами-коучами заставляет руководителей посмотреть на самих себя и собственный стиль управления со стороны, а также задуматься о потребностях сотрудников и по-новому их оценить. Такая работа помогает существенно скорректировать как атмосферу в компании, так и стиль ведения бизнеса. Безусловно, коучинг оказывает долгосрочный положительный эффект на весь бизнес компании. Однако работа с коучами требует длительного времени, и обходятся такие услуги далеко не дешево, поэтому не каждая компания может их себе позволить.

От калорийности к производительности

Разумная и полноценная организация корпоративного питания позволяет компаниям обеспечить удовлетворение базовых потребностей всех категорий персонала. Обеденный перерыв - это не просто период, когда сотрудник быстро поглощает пищу и возвращается на рабочее место (так происходит в нашей компании).Нельзя забывать, что перерыв среди рабочего дня также должен использоваться для отдыха - можно пройтись, подышать свежим воздухом, отвлечься от напряженной деятельности. Без полноценного обеденного перерыва, который проходит не за рабочим столом, а в специально организованном месте - кафе или ресторане - высокой производительности от сотрудников ожидать нельзя. Если сотрудники видят, что при организации корпоративного, т.е. по сути своей общего, питания учитываются их индивидуальные особенности, они ощущают заботу компании и отвечают лояльным отношением к ней.

Важными составляющими мотивации являются вознаграждения и поощрение сотрудников по результатам труда. Широко распространенные формы нематериальных вознаграждений - это устная благодарность руководителя компании (немаловажный), внесение записей о достижениях работника в его личное дело, подарки за конкретное достижение или к общепринятым праздникам, обучение и тренинги за счет работодателя, обед или ужин с членами семьи за счет работодателя, гибкий график рабочего времени. Конечно, хороший руководитель применяет различные типы вознаграждений в разных ситуациях и в зависимости от бюджета компании и ее целей.

Если решения относительно 'бесплатных' вознаграждений в виде устной благодарности, как правило, принимаются непосредственным руководителем сотрудника, то распоряжение бюджетом на приобретение подарков или альтернативных видов вознаграждения находится в ведении отдела персонала. Именно служба персонала может наиболее адекватно оценить потребности сотрудников и учесть индивидуальные особенности представителей различных уровней организации. Это утверждение верно для тех компаний, которые имеют отдел персонала и располагают необходимым бюджетом и ресурсами, позволяющими получать обратную связь от руководителей структурных подразделений, измерять 'температуру' в коллективе, проводить среди сотрудников опросы об их удовлетворенности и ожиданиях. Большое значение имеет не только наличие ресурсов, но и осознанная необходимость в получении обратной связи от сотрудников.

Побуждения могут быть самыми лучшими - вот только различия в доходах и интересах сотрудников в данном случае в расчет не принимаются. Без обратной связи невозможно понять, что будет по-настоящему ценным для заводского рабочего - сборщика или офисного водителя.

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Анна Пирогова
Бренд-менеджер, Москва

Прежде, чем писать о мотивации, разберитесь в сути предмета: что есть мотивация, а что - стимулирование. Где люди, а где - кони, так сказать. Кентавры - мифология

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.