Жанна Тян: Рационально об эмоциях


Ведь мы – то, что мы думаем.
Наши эмоции – рабы наших мыслей,
а мы в свою очередь рабы эмоций.

Элизабет Гилберт. Ешь, молись, люби

Жанна Тян

Уже давно принято измерять свой уровень интеллекта (знаний) различными способами тестирования. Известный и традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, может показать возможности человека управлять информацией, своей логикой, знаниями. Но, как выяснилось, для успеха этого недостаточно.

В последнее время все чаще говорят об эмоциональном интеллекте и его развитии для более успешного и эффективного взаимодействия людей друг с другом. Впервые термин «эмоциональный интеллект», так называемый EQ, ввели американские психологи Питер Саловей и Джон Майер в 90-х годах прошлого столетия. Предложенный ими концепт ― как воспринимать и выражать свои эмоции, ассимилировать их, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других ― заслуженно завоевал популярность и по сей день привлекает к себе все больше внимания, и не только в кругах психологов.

Конечно, многие из нас выросли в эпоху научно-технологического прогресса, когда разум преобладал над эмоциями. Люди были увлечены больше наукой, изучением логики и разума. Все забыли или просто отодвинули на задний план эмоции. Да и тогда еще советское время с его большим количеством стереотипов и установок не давало людям полностью осознавать свои эмоции. Тогда, когда успех соизмерялся только количественными показателями. Сейчас все по-другому. Как сказал еще в годы перестройки С.П. Капица: «Жизнь направляется не логикой, а эмоциями».

Доказано, что коэффициент IQ не является решающим показателем в жизненном успехе человека. Успех, прежде всего, подразумевает эффективное взаимодействие с людьми, умение влиять на их мнение и эмоции. Но прежде чем влиять на людей, необходимо разобраться в самом себе.

Осознание необходимости в работе с эмоциями привнес последний мировой кризис в 2008 году, когда людям с чувствами отсутствия стабильности и уверенности в завтрашнем дне приходилось учиться управлять эмоциями, и своими в первую очередь.

Эмоциональный интеллект ― это группа способностей, которые позволяют человеку осознавать и управлять как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей. Способности могут быть приобретенными в ходе обучения и развития у человека. Поэтому эмоциональный интеллект в нашем контексте можно называть «эмоциональной компетентностью». Это ряд компетенций, которые помогут людям эффективно взаимодействовать друг с другом, управляя на эмоциональном уровне.

Владение такими навыками является одним из существенных факторов успеха, потому что во многих ситуациях человеческий фактор всегда присутствует.

В качестве примера можно привести важность высокого уровня эмоциональной компетентности у руководителя. Ведь он напрямую связан с принятием решений, в том числе и с человеческими ресурсами. Действительно, возможность быть гибким, уметь общаться с людьми, мотивировать их на реализацию своего потенциала в полной мере – это все является результатом высокого уровня эмоционального интеллекта руководителя, лидера. А профессионализм, высокие показатели IQ, связи не являются важными в решении вышеперечисленных задач.

В нынешнее время руководителю тяжело принять эффективное решение в короткий срок в связи с колоссально большим потоком информации, ее обработкой и выборкой необходимого. Кроме этого потока информации у руководителя находятся в подчинении люди, которых надо собрать в единую команду с общими ценностями, которые совпадут с ценностями компании и собственно самого лидера. Это требует индивидуального подхода к каждому человеку. Дабы закончилась эра четких и прямых распоряжений со строгим контролем, на замену пришла эра лидерства ― мотивационное управление с элементами вдохновения, «заражения» новыми идеями и делегирования полномочий на других.

Любая информация сначала воспринимается на эмоциональном уровне, после она доходит до логики, выдающей конечный результат, который должен быть эффективным. Вот чтобы результат (или план, или решение) был эффективный, необходимо правильно пропустить информацию через первый этап. В некоторых случаях она именно на этом этапе искажается, что приводит к отрицательному результату. А почему?

Для начала отмечу основные компоненты эмоциональной компетентности:

1. Самосознание;

2. Самоконтроль;

3. Эмпатия (эмоциональная чуткость);

4. Управление эмоциями других людей (навыки отношений).

Конечно, прежде чем научиться взаимодействовать с другими людьми, надо научиться работать с собой. На этапах самосознания и самоконтроля важно, прежде всего, выработать навык переключения фокуса внимания на конечную цель. Уметь сопоставить свои желания с действиями и мыслями. В общем, необходимо осознавать свои эмоции. Для большего эффекта лучше их проговаривать, давать характеристику. И только потом обрабатывать на соответствие с желаемыми результатами. Так намного легче будет управлять как самим собой, так и другими людьми.

После осознанности своих эмоций и самоанализа можно уже выстраивать внутри себя поведенческую картину на эмоциональном уровне: оценить свой эмоциональный потенциал, выбрать необходимую стратегию, развить в себе дополнительные элементы, например позитивную сторону мышления. А важное ― это научиться смотреть на сложившуюся обстановку с дальней дистанции, в том числе во времени ― из будущего.

Эмоциональная чуткость или осознанность эмоции других ― это способность распознавать чувства, настроение других людей. Тут можно отметить умение понимать людей и их проблемы, ставить себя на место других. А главное среди всех вышеперечисленных пунктов ― распознавать их потребности. Таким образом, вы можете проанализировать и составить свою стратегию по управлению их эмоциями, иными словами взять ситуацию под свой контроль. И наконец, управление эмоциями других людей, что многие желают сразу и быстро получить. Но это по списку последний пункт, как и по приоритетности. Если вы пропустите все предыдущие этапы, то управлять эмоциями других вы не сможете.

Многие отождествляют управление эмоциями с манипуляцией. Но прошу заметить, что не всегда управление на эмоциональном уровне является манипуляцией. Важно подчеркнуть одно отличие, которое является константой, ― это позитивное влияние. Люди разные: у каждого свое настроение, своя реакция на ту или иную ситуацию, разный уровень развития эмоциональных компетенций и другое. Тем не менее управление заключается в необходимости создания при разных условиях общий эмоциональный фон, при котором вы получите желаемый результат. В основном в этом и заключается управление эмоциями других людей. Приведу цитату из книги Наполеона Хилла: «Хотя эмоции не всегда подчиняются доводам разума, они всегда покоряются действию».

Подводя итог, отмечу: чтобы использовать эмоциональный потенциал продуктивно и с качеством, необходимо над этим постоянно работать, развивая ряд своих эмоциональных компетенций. Тогда у вас будут открыты возможности для реализации самых смелых проектов и желаний, прибавится уверенность. Люди, способные управлять своим эмоциональным фоном, смогут управлять эмоциями других, тем самым становясь гибче во взаимодействии с другими людьми, что поможет добиться нужных результатов.

А что касается коэффициента EQ (эмоциональный интеллект), то до сих пор ситуация остается непонятной, и сложилось много мнений по этому поводу. Если IQ является точным показателем, который вы сами можете менять, приобретая новые знания, то с EQ не ясно. А можно ли повысить и улучшить эмоциональный интеллект? Или это врожденный фактор, который формируется в детстве?

В любом случае над развитием эмоциональной компетентности можно и необходимо работать. Тем более при наличии такого большого количества обучающих программ по этой теме, логикой и разумом понимаешь, что все же можно научиться управлять эмоциями. Иначе неэффективность этих программ давно была бы раскрыта, но высокий показатель востребованности доказывает их эффективность. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.