Денис Родионов: Обратная сторона инфобизнеса

Денис Родионов

Хотите добиться успеха? Это просто! Достаточно выполнить пошаговый алгоритм или соблюсти технологию, которая гарантированно приведет вас к конкретному доходу. Подобными предложениями забиты виртуальные витрины сайтов, предлагающих информационно-образовательные продукты.

Инфобизнес представляет: видеокурсы, методические рекомендации, групповые и индивидуальные коуч-сессии, тренинги. Все это обязательно должно помочь клиенту создать самый уникальный и необходимый продукт. При этом, будущий предприниматель не обязан иметь опыт работы в образовании.

Но у каждой медали две стороны. Собственно сама медаль – золотой диск на ленте, и цена победы, то есть то, что пришлось вложить в победу, та цена, которую человек за это заплатил. Не секрет, что людям больше нравится информация о медали, чем о цене, и реклама опирается именно на эту особенность восприятия, ведь если нет заинтересованности продуктом, то не будет и продаж. Но вопрос цены все равно всплывает, как только человек отправится за победой. Здесь уже работают другие законы, по которым выигрывает самый подготовленный и внимательный, а не тот, кто быстрее всех откликнулся на предложение о медали.

Сегодня в лаборатории проекта «Свой бизнес навсегда» мы исследуем то, с чем на самом деле приходится столкнуться начинающему предпринимателю, который решил создать свой инфобизнес – фактически, оказывать услуги в сфере образования.

Алгоритм алгоритму рознь

Для меня, как для бывшего программиста, слова алгоритм и технология – это две священные коровы. Они имеют разное значение, но сходятся в одном: конечное число шагов приводит к достижению заданного результата.
Слово «алгоритм» происходит от имени древневосточного ученого Абу Абдуллах Мухаммеда ибн Муса аль-Хорезми, который в 825 году описал индийскую десятичную систему счисления. Современное значение слово «алгоритм» получило в середине 20-го века на заре развития информационных технологий.

Алгоритм – это набор инструкций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения результата решения задачи за конечное число действий (Википедия).

Слово «технология» составлено из двух греческих слов – искусство, мастерство, умение, и мысль, причина. В современном значении это совокупность методов, процессов и материалов, используемых в какой-либо отрасли деятельности, которые гарантируют заданное качество и оптимальные затраты.
Если в описании услуги вы видите слова «алгоритм» и «технология», это должно гарантировать, что при соблюдении всех инструкций получится заданный результат. Но когда дело касается образования, возникает существенное ограничение. И об этом, кстати, знают все, кто профессионально учит людей.

Когда дело касается навыков, не связанных с людьми, живыми организмами и растениями (hard skills), точное соблюдение технологии дает гарантированный результат. Это, например, ремонт автомобилей, бухгалтерский учет, строительство и тому подобное. Когда речь идет о взаимодействии с людьми – маркетинг, менеджмент, медицина (soft skills), то термины «технология» и «алгоритм» всегда применяются с оговоркой. Если человек в первый раз собирает табуретку по технологической инструкции, то у него крайне малые шансы собрать вместо табуретки прикроватную тумбочку. Но если человек в первый раз по технологии выбирает маркетинговую нишу, то с высокой долей вероятности, он вместо ниши выберет товарную категорию, а вместо потребности – преимущества товара или услуги. И с точки зрения маркетинга это фатальная ошибка, то есть результата не будет совсем.

При получении soft skills можно гарантировать результат только в случае, если человек, владеющий технологией, лично обучает других людей, осуществляет авторский надзор за ее применением на практике и на ходу адаптирует применение технологии под особенности данного человека. Ведь все медсестры делают уколы по-разному, у кого-то «легкая» рука, а у кого-то «тяжелая», то есть болевые ощущения пациента от одной и той же процедуры, выполняемой разными людьми, будут разными. Об эффективности любой технологии говорит стабильность и качество результата, но в случае с soft skills весомую роль играет человек, который это делает.

Перед тем как купить технологию или алгоритм создания бизнеса, проверьте, есть ли авторская поддержка при обучении. Разузнайте, сможете ли вы обратиться к автору при освоении технологии, и насколько технология будет учитывать ваши личные особенности. Не лишним будет узнать об опыте автора в сфере образования, ведь хороший преподаватель – это опытный преподаватель.

Главное – набрать подписную базу

База подписчиков, то есть список контактных данных, которые оставили люди на сайте для получения информации, это Священный Грааль инфобизнеса. Так и есть, ведь человек зашел именно на ваш сайт, почитал, что там написано, заинтересовался и даже оставил адрес своей электронной почты. Бинго! Он практически купил ваш продукт, осталось только отправить 5-7 правильно сделанных писем с важной для него информацией, и кто-то из подписчиков станет клиентом.

А теперь посмотрим на ситуацию с изнанки. Как себя ведете вы, когда вы подписчик? Ну, разумеется, после того, как 80% таких писем вы отправили в корзину. Вы ведь именно так с ними поступаете? Нет, конечно, первые 2-3 письма вы, наверное, читаете. Но потом лишь бегло просматриваете и в лучшем случае перекладываете письма в папку «Посмотреть», в которой они превращаются в музейные экспонаты. Рассылка как инструмент коммуникации имеет более высокие показатели эффективности, потому что человек сам согласился эту информацию получать. Но только не в том случае, когда каждый день человеку приходит 20-30 писем с одинаковым содержанием вроде «Мы лучше всех». Шансы быть прочитанными имеют лишь 10-20% от общего объема, поскольку возникает информационные перенасыщение и человек на это реагирует вполне адекватно – он уделяет внимание наиболее важной для него информации, остальное в корзину.

Не поддавайтесь сладким иллюзиям о всемогущей подписной базе. Это просто канал коммуникации. Такой же, как и рекламное объявление на заборе, ролик по телевизору или листовка, которую вам вручил человек-банан, когда вы проходили мимо магазина, в котором идет рекламная акция.

Фокус подписной базы в том, что при достижении статистически значимого количества начинают работать законы математический статистики. Проще говоря, кто-нибудь обязательно у вас купит ваш продукт. Статистически значимое количество начинается от 1 500 человек – это минимальное число статистической выборки, подобранное по определенным правилам, которую используют исследовательские агентства в России. Но это не гарантирует вам постоянный спрос. Все может закончиться 2-3 сделками, и следует учитывать, что набор такой подписной базы либо занимает время, либо стоит денег.

Если не получится, вернем деньги

В большинстве случаев это правда, деньги возвращают, поскольку по статистике лишь очень небольшой процент клиентов этим пользуется и в глазах клиента это снижает уровень риска. Таким приемом пользуются не только продавцы информационных продуктов. Этот ход применяют продавцы бытовой техники, продуктов питания, косметических средств. По некоторым категориям товаров вернуть деньги продавца обязывает закон.

Фишка здесь в скрытом психологическом барьере, манипуляции, говоря языком психологии. Человек, который оказался недоволен своим выбором, попадает в ситуацию, где он должен признать свою ошибку перед другим человеком. Ведь для возврата денег нужно написать письмо или прийти в магазин. Неосознанно нам не хочется выглядеть лузерами, которые ошибаются, поэтому намного проще махнуть рукой. Да, встречаются люди, которым не стыдно пойти и потребовать деньги назад, но статистически их мало и поэтому любой продавец инфопродуктов может смело использовать этот ход.

Бизнес он везде бизнес

Перед тем как заплатить деньги за приобретение технологии, подумайте еще раз. Инфобизнес – это точно такой же бизнес, как продажа пирожков в ларьке возле метро. Хотя он на самом деле сложнее, чем пирожки. Несмотря на кажущуюся простоту – нужен лишь компьютер, интернет и немного денег, чтобы оплатить курс обучения, – есть и обратная сторона.

Помимо самого алгоритма пошагового построения бизнеса вам нужно:

  • Знать, что такое потребность и уметь работать с ней. Это базовые навыки маркетинговой аналитики.
  • Знать, что такое рекламный канал и уметь с ним работать. Это базовые навыки менеджера по рекламе.
  • Иметь опыт преподавания, поскольку от него зависят результаты тех, кого вы обучаете. Знать самому вовсе не значит уметь научить этому другого.
  • Получить базовые знания из области управления финансами, особенно в области управления финансовыми рисками.

Конечно, для этого всего не нужно высшее образование. При правильном подходе все можно узнать и усвоить за 2-3 дня обучения. Но если алгоритм или технология эти вопросы в себя не включают, то с высокой долей вероятности они работать не будут.

Удачи вам в делах, будьте внимательны к себе!

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.