Михаил Боднарук: «Призрак капитализма». Фантазии, которые мешают вести бизнес эффективно

Михаил Боднарук

У О`Генри есть рассказ, не помню как называется точно, по-моему, «Богема», там смысл в том, что девушка из провинции, приехав в Большой город и проведя абсолютно невинно день в компании молодых художников, пишет письмо жениху в провинцию, о том, что она теперь падшая женщина и Богема поглотила ее, и что ему необходимо о ней забыть.

В рассказе все заканчивается хорошо, жених, слава Богу, не знает кто такой или что такое Богема, поэтому он просто приезжает и забирает ее обратно.

Какое отношение этот рассказ имеет к бизнесу, а тем более к его эффективности?

Объясню.

У меня такое ощущение, что люди, которые думают заниматься бизнесом и занимаются им, почему-то считают, что если они выбирают роль бизнесмена, то есть капиталиста, то обязаны вести себя как какие-то киношные акулы империализма, у которых главное в жизни только прибыль и прибыль любой ценой.

И что это и есть нормальный бизнес и нормальное поведение бизнесмена.

Именно этим, на мой взгляд, можно объяснить, то, что до сих пор считается чуть ли не доблестью – кинуть своего партнера по бизнесу!!!!

А уж динамить с оплатой, это вообще абсолютно «правильное» поведение, как будто деньги, отданные не сегодня, а завтра это уже не такие ценные деньги.

И это было бы понятно, если бы так вели себя какие-то неадекватные социопаты и отморозки, нет, так ведут себя абсолютно нормальные люди, которые в обычной жизни очень приятные и честные и т.д.
Просто считается, что в бизнесе не может быть вопросов этики, а только вопрос зарабатывания как можно большей прибыли, и что для реализации этой «великой» цели все средства хороши.

Кто это сказал?

Непонятно.

Может, конечно, наши люди, начитавшись в детстве Михалкова с его Мистером Твистрером – бывшим министром, и понимая, что бизнес - это такое занятие, почти неприличное, что заниматься им можно только, если переступить через свои принципы и вести себя подло и двулично.

Странно…

Кстати, любопытно, что через такое представление о бизнесе проходили все страны, который начинали строить рыночную экономику, пример США очень нагляден. Почитайте О`Генри, как в его рассказах описываются и «мавроди» и т.п. личности, только там у его мошенников всегда есть принципы не обирать бедных и женщин, нам бы такие принципы не помешали тоже.

Кстати, такое отношение к бизнесу как к беспринципной борьбе за прибыль, практически исчезло в развитых странах в производственных отраслях и в том, что касается работы непосредственно с клиентом, но осталось в области финансов и особенно там, где это касается игры (спекуляции) на акциях.

Именно такое отношение к бизнесу и привело к финансовому кризису 2008 года, этот этап надо было пройти всем, что понять и принять, что бизнес - это не только прибыль, и, Главное, чтобы быть успешным не надо быть безжалостной «акулой империализма».

При этом такое отношение к бизнесу очень мешает бизнесу быть по-настоящему эффективным. Бизнес, пытаясь получить как можно прибыли сейчас, попадает в ловушку Тактических удач, забывая о стратегии, и, как следствие, проигрывает в долгосрочной перспективе.

Кстати, когда такой, ориентированный на беспринципность, бизнес пытается выглядеть хорошо, а этого требует развивающееся общество, да и пример Запада, то получается очень комично и неуклюже, этому пример Миссии наших компаний, которые написаны очень красиво и ни о чем!

Ведь в миссию, как выражение стратегии, никто по-настоящему в таких компаниях и не верит, поэтому миссии и звучат как высказывания всяких Мисс на конкурсах красоты, типа «…смех и радость мы приносим людям… ».

И миссия не работает, ведь у ее заказчиков нет настоящей веры в то, что Бизнес только и может быть честным и эффективным одновременно.

Именно поэтому идеи социальноориентированного бизнеса, в основном, воспринимаются как что-то сродни благотворительности, и никак не связываются с возможностью получить от этого еще и прибыль.

В сознании прочно забито бизнес – это только прибыль любыми путями, социальная ответственность – это совершенно другое.

Пока такая установка есть в головах бизнесменов, очень сложно, практически невозможно, построить по-настоящему эффективный, рассчитанный на ГОДЫ работы бизнес.

Просто бизнесменам нужно признать, что бизнес – это не зло и они не пособники зла!

Циничность возводится в чуть ли не самое важное качество бизнесменов.

У женской половины бизнес-сообщества Стервозность чуть ли не добродетель. Глупость полнейшая.

Мне кажется, именно потому, что сами бизнесмены в это верят, они так обижаются, если им это говорят.

Еще раз повторю: быть честным и богатым – можно!

Орфография и пунктуация в данном тексте сохранены в том виде, в котором они были предложены автором.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Москва

Бизнес-жлобство как раз и возникает из представления бизнеса, что бизнес это жесткость и циничность, поэтому и других вариантов общения с клиентами и коллегами как только основанными на ежеминутной выгоде и нет.

Председатель совета директоров, Москва
Михаил Боднарук, Никак не пойму, инициированные вами дискуссии это наивность (в чем сильно сомневаюсь) или реклама...'' я помогу вам сделать не жлобский бизнес и вы останеть честными''... что более вероятно из ответа на другую вашу статью: Но даже если вы выживите праведными и неправедными путями и сделаете компанию с высокой корпоративной культурой не факт, что гос-во не захочет вас уничтожить, если позволите что-то высказать власть предержащих или кому-то понравиться ваш бизнес.. примеров тьма, например, Юкос-хозяин продолжает упорствовать и до сих пор в тюрьме, Рууснефть-хозяин вовремя одумался и смог вернуть бизнес...
Руководитель проекта, Москва

Евгений, эта статья содержит ответы на ту дискуссию о бизнес-жлобстве, просто объясняя причины его возникновения.

А считать нефтяной бизнес в нашей стране - честным это даже как-то странно... Там точно не сироты!

Председатель совета директоров, Москва
Михаил Боднарук пишет: ...А считать нефтяной бизнес в нашей стране - честным это даже как-то странно...
Я сказал не честным, а с высокой корпоративной культурой... и это высший пилотаж начать бизнес ''по понятиям'' сделать его как надо... а жлобство не зависит от того, что
Михаил Боднарук пишет: ...Там точно не сироты!
Руководитель проекта, Москва
Евгений Корнев пишет: это высший пилотаж начать бизнес ''по понятиям'' сделать его как надо
напоминает тюрьму какую-то... там тоже ''высокая'' корпоративная культура
Елена Черепнева Елена Черепнева Бренд-менеджер, Москва

Не туда, сори.

Руководитель проекта, Москва
Елена Черепнева пишет: Не туда, сори.
Елена, а что Вы имели ввиду?
Председатель совета директоров, Москва
Михаил Боднарук пишет: ...напоминает тюрьму какую-то...
А вы сами попробуйте сделать бизнес хотя-бы на пару-тройку миллиардов даже не долларов, а рублей, потом встретимся поговорим...
Руководитель проекта, Москва
Евгений Корнев пишет: А вы сами попробуйте сделать бизнес хотя-бы на пару-тройку миллиардов даже не долларов, а рублей, потом встретимся поговорим...
Спасибо, за предложение! Если мне это ДЕЙСТВИТЕЛЬНО понадобиться, я его сделаю, не вопрос!
Председатель совета директоров, Москва
Михаил Боднарук пишет:...Если... я его сделаю, не вопрос!
Вот когда сделаете, тогда и поговорим, а пока вы только критикуете чужой бизнес...
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.