Александр Кочнев: Целеполагание как национальная проблема

Александр Кочнев

Проблема, конечно, не в целеполагании, а в его отсутствии. У всякой разумной системы должна быть цель, будь то человек, организация или страна. Нужно осознавать свое предназначение, определять долгосрочные цели, цели на год и ближайшую неделю. Но почему обязательно должны быть цели? Нельзя ли обойтись без них и жить простой биологической жизнью? Так живут животные, так существуют природные системы. Какая, к примеру, цель у леса или озера?

Есть две причины, по которым людям или системам, созданным людьми, нельзя жить без цели. Первая состоит в том, что люди наделены разумом и даром творчества, созидания. Создание чего-либо является целенаправленной деятельностью. Чем сложнее создаваемый объект, тем более протяженным во времени должен быть период целеполагания. Существуют цели, для достижения которых недостаточно одной человеческой жизни. Значит, необходима преемственность деятельности людей, живущих в разные эпохи, но работающих в единой системе целеполагания, которая включает общие ценности, идеалы и долгосрочные цели. В отсутствие целеполагания люди не способны были бы строить храмы, создавать новые города, осваивать новые земли, выходить в космос.

Вторая причина необходимости целеполагания связана с выживанием. Люди живут в конкурентной среде. Конкурируют между собой компании на рынках. В геополитической борьбе противостоят друг другу страны на планете. Чтобы успешно действовать в условиях конкуренции, необходимо ставить цели и достигать их, нужна стратегия и тактика. Не имея системы целеполагания, нельзя выиграть сражение, невозможно победить в войне.

Как обстоит дело с целеполаганием в нашей стране? Что известно о долгосрочных целях государства? Где стратегические и тактические планы нашего правительства? Никак. Ничего. Нигде. Время от времени возникают судорожные инициативы вроде того, что нужно «удвоить ВВП», реализовать «план Путина», разработать стратегию 2020. Все это несистемно, непоследовательно, не имеет продолжения и завершенности. Критиковать систему управления нашим государством нетрудно. Она настолько непрофессиональна, неэффективна, беспомощна, что разбирать ее недостатки не имеет смысла. Более продуктивно будет подумать о том, какой должна быть система целеполагания Российского государства.

Прежде всего нужно подумать о национальной идее. В чем предназначение России? Что она должна дать миру? Какая высшая цель может объединить всех граждан России? Например, национальная идея может звучать так: «Мы построим страну, которая станет лучшим местом на Земле, которая будет служить вдохновляющим примером для всех наций, в которой наши потомки обретут счастливое будущее». В данной статье не ставится цель придумать национальную идею. Ее нельзя придумать или заказать PR-агентству. Она должна вырасти из широкого общественного диалога. Для того чтобы национальная идея могла появиться, лидер нации должен начать этот диалог, вовлечь в него интеллектуальную элиту и представителей всех слоев общества. Результатом этого диалога стала бы цель высшего уровня, идеал, который воодушевляет и объединяет граждан страны на основе общих ценностей, независимо от их политических пристрастий, религии и национальности.

Следующим шагом к построению системы целеполагания страны должно стать стратегическое видение на 20 лет. Какой станет Россия в 2032 году? Какими будут численность и состав населения? Какими будут система образования и здравоохранения? Какими будут вооруженные силы? Эти и другие подобные вопросы должны быть поставлены перед правительством, экспертным сообществом, политическими и общественными организациями. Ответы на них также нужно находить в ходе диалога всех заинтересованных сторон. Результатом должно стать подробное описание всех основных параметров того будущего, которое мы хотим построить в нашей стране общими усилиями. Это стратегическое видение нужно издать широким тиражом в виде книги «Россия-2032». Таким образом, мы ясно определим национальные цели.

Далее нужно переходить к разработке целей и программ на ближайшие 4‒5 лет. Они должны обеспечить продвижение к долгосрочным целям по конкретным направлениям: развитие энергетики, реформа коммунального хозяйства, судебная реформа и т.д. Программы разрабатываются правительством и утверждаются Государственной думой. Важными отличиями от существующих в настоящее время программ должны быть:

1. Связь с долгосрочными стратегическими целями. Это не должно быть очередной придумкой кабинетных чиновников. Это конкретный этап в реализации общего стратегического замысла, включенный в единую логику развития страны, отраженную в концепции «Россия-2032».

2. Наличие измеримых показателей, критериев успеха программы, на основании которых можно оценивать достижения по ее реализации.

3. Персональная ответственность руководителей профильных министерств за реализацию программ, находящихся в их ведении. Деятельность каждого государственного служащего, в том числе президента и председателя правительства, должна оцениваться на основании конкретных результатов. Главными критериями оценки должны стать показатели выполнения национальной стратегии и показатели входящих в нее программ.

Итоги выполнения стратегии и государственных программ должны подводиться ежегодно и широко освещаться в средствах массовой информации. Когда в нашей стране будет создана подобная система государственного управления, основанная на целеполагании, то наступит настоящая стабильность. Но в отличие от сегодняшней стабильности, это будет стабильность динамичного развития, а не стабильность застоя, который увлекает Россию в пропасть.

Описанная здесь модель управления не нова. Она широко применяется в корпоративном менеджменте. На ней основана работа всех успешных на мировом рынке компаний. Теме целеполагания в корпоративном управлении я посвящу отдельную статью.

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Генеральный директор, Москва

''Как обстоит дело с целеполаганием в нашей стране? Что известно о долгосрочных целях государства? Где стратегические и тактические планы нашего правительства? Никак. Ничего. Нигде. Время от времени возникают судорожные инициативы вроде того, что нужно «удвоить ВВП», реализовать «план Путина», разработать стратегию 2020. Все это несистемно, непоследовательно, не имеет продолжения и завершенности.''

Можно только согласиться, и доказательством данному утверждению будет следующая статья о менеджменте на уровне министерства
http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1706415/
в которой показано, что не только целеполагания в стране и ведомствах нет, но нет и контроля (он и не нужен, когда нет целей и соответствующих им планов).

Следует добавить только, что ситуацию это создали не только непрофессионализм, а скорее сознательный с необходимым целеполаганием, чтобы быть там, где мы есть, менеджмент самого верхнего уровня.

Генеральный директор, Москва

К предложениям автора о создании системы целеполагания в масштабах страны, хотелось бы добавить и собственные подходы для структур уровня министерства, http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1706926/

Там разговор идет об общих принципах построения единого интегрированного оперативного плана Министерства:
1. Единый – поддерживается единый (и единственный в организации) комплексный план основной деятельности по направлениям, вытекающим из Концепции, Положения и других документов нормативной базы министерства
2. Интегрированный – все отдельные частные планы (департаментов, подведомственных структур, тематические, событийные,…) являются составной частью общего плана и любые новые планы, возникающие по ходу работ, стыкуются как соподчиненные элементы общего плана.
3. Оперативный – план по позициям выполняется всеми задействованными подразделениями с персональной ответственностью конкретных исполнителей в непрерывном режиме повседневной работы.
4. Работа с ЕИОП ведется должностными лицами подразделений согласно установленного регламента с учетом требований информационной безопасности.

При подобном подходе становится возможным технологически и информационно соединить долговременные процессы планирования, выполняемого сравнительно небольшой группой должностных лиц, с оперативной работой, координацией, контролем и регулярной отчетностью по исполнению долговременных начинаний, что является результатом работы множества сотрудников различных подразделений и организаций министерства.

ЕИОП обеспечит журнализацию, фиксацию траекторию всех начинаний и результатов, а также цены вопроса, ответственных и исполнителей. И все - на общественное обсуждение. Без ссылок на ограничения, связанные с безопасностью министерства, государства, ее уже давно нет, есть безопасность узкого круга должностных лиц, выступающих от

. . . . Директор по развитию, Москва
Александр Кудряшов пишет: Как обстоит дело с целеполаганием в нашей стране? Что известно о долгосрочных целях государства? Где стратегические и тактические планы нашего правительства?
Вот вам пож-та... Что еще то надо?
Генеральный директор, Москва
Михаил Кузнецов пишет: Вот вам пож-та... Что еще то надо?
Михаил, приветствую! 1. То, что выделено Вами как моя цитата, принадлежит автору статьи, Александру Кочневу, закавыченный текст из нее я привел в начале своего поста 2. Ссылка на портал МЭР в части Стратегическое планирование - words, words, words.... А где сами планы? Сроки, исполнители и результаты? Контроль хода исполнения? Итоги реализации? Анализ и выводы? Регулирование, корректировки планов?.... И так всегда, за всю страну, в регулярном режиме... Где все это? Получается, что то, что строго необходимо для исполнения проекта объемом в несколько млн. руб. в какой либо фирме, совершенно необязательно для страны в глобальном проекте весом во многие триллионы рублей С уважением, Александр
Генеральный директор, Москва
Александр Кудряшов пишет: К предложениям автора о создании системы целеполагания в масштабах страны, хотелось бы добавить и собственные подходы для структур уровня министерства, http://www.e-xecutive.ru/community/articles/1706926/
С интересом прочитал Вашу статью. С некоторыми моментами не согласен. Не правомерно утверждать, что в СССР была система управления, предвосхитившая ССП. (1) В СССР целевое управление имело место, но это была чрезмерно жесткая система и потому не эффективная. Особенность ССП в том, что стратегические цели устанавливаются жестко (после согласования с заинтересованными сторонами), а тактический и оперативный уровень имеют большую свободу в выборе средств. (2) Цели в советской системе управления не были сбалансированы и это порождало множество противоречий и конфликтов. В ССП методология обеспечивает сбалансированность целей, наличие причинно-следственных связей. А что касается показателей соцсоревнования, то это была полная профанация. Игра с цифрами, которые никто не принимал всерьез.
Генеральный директор, Москва
Михаил Кузнецов пишет: Вот вам пож-та... Что еще то надо?
Между словами, написанными на бумаге (или на сайте) и работающей системой управления огромная пропасть.
Генеральный директор, Москва
Здравствуйте, Александр
Александр Кочнев пишет: Не правомерно утверждать, что в СССР была система управления, предвосхитившая ССП.
Я и не пытался сравнивать ССП с соцсоревнованием, говорил только об исторических приоритетах создания технологии, схемы комбинации материальных и нематериальных факторов в оценке деятельности и управлении предприятиями. Думается, учитывая Ленина, утверждавшего в начале 20-х годов, что социализм надо делать ''при помощи энтузиазма'', приоритет - за СССР. Это - все, что имелось ввиду мною при упоминании истоков ССП. Не больше, но и не меньше. Не думаю также, что Каплан был не в курсе ''соцсоревновательного'' характера советской экономики, это основа изучения СССР американскими учеными и кремленологами.
Александр Кочнев пишет: Цели в советской системе управления не были сбалансированы и это порождало множество противоречий и конфликтов
Хотя я о советской системы управления в своей статье ничего не писал, но замечу, что все познается в сравнении, в разные периоды качество управления в СССР было различным. Но как я понял, смысл Вашей статьи - как дело с планированием и управлением обстоит сейчас, в современной России. Вот тут удобный случай, можно было бы и сравнить в этом отношении разные исторические эпохи одной страны.
Генеральный директор, Москва
Александр Кудряшов пишет: Хотя я о советской системы управления в своей статье ничего не писал, но замечу, что все познается в сравнении, в разные периоды качество управления в СССР было различным. Но как я понял, смысл Вашей статьи - как дело с планированием и управлением обстоит сейчас, в современной России. Вот тут удобный случай, можно было бы и сравнить в этом отношении разные исторические эпохи одной страны.
Сложно сравнивать ... Советская система управления была очень централизованной и потому негибкой. Она была эффективна для проведения форсированной модернизации и ведения войны. Но в условиях мирной жизни стала препятствием развития. Идиотизм чрезмерной централизации и зарегулированности стал слишком очевиден. Правящая элита не смогла (как в Китае) найти эволюционный путь развития. Все сломали, теперь будто-бы строим что-то новое. Взяли за образец модель развитых стран. Но чтобы все это работало как ''у них'' нужно сформировать целую систему работающих институтов, без которых рыночная экономика не может нормально функционировать (судебная система, правоохранительная система, финансовая система и пр.). Сейчас мы ''на перепутье'' - назад уже поздно, а вперед слишком трудно.
Генеральный директор, Москва
Александр Кочнев пишет: Но чтобы все это работало как ''у них'' нужно сформировать целую систему работающих институтов, без которых рыночная экономика не может нормально функционировать (судебная система, правоохранительная система, финансовая система и пр.)
Т.е., к схемам приставить ''правильных'' людей? Ведь относительно формальной ''правильности'' составных частей системы управления наверное, спора нет, все как у них, на западе, у ''больших'' ребят, образцов либерализма, демократии и свобод. У них - работает, а у нас - не работает. Люди - не те, так? Может быть, надо почаще коней на переправе менять, начиная с гребцов на галерах, а за ними - всю вертикаль регулярно перетряхивать, как в Сингапуре, тем самым, оставляя только здоровые побеги и, глядишь, начнется естественная фильтрация и подъем лучших, а также блокировка продвижения худших и реальная чистка от этой накипи функциональных элементов управляющей машины под контролем общества?
Менеджер по обучению персонала, Москва

Александр Кочнев пишет в статье: ''Прежде всего нужно подумать о национальной идее. В чем предназначение России? Что она должна дать миру? Какая высшая цель может объединить всех граждан России? Например, национальная идея может звучать так: «Мы построим страну, которая станет лучшим местом на Земле, которая будет служить вдохновляющим примером для всех наций, в которой наши потомки обретут счастливое будущее». В данной статье не ставится цель придумать национальную идею. Ее нельзя придумать или заказать PR-агентству. Она должна вырасти из широкого общественного диалога. Для того чтобы национальная идея могла появиться, лидер нации должен начать этот диалог, вовлечь в него интеллектуальную элиту и представителей всех слоев общества.''
О национальной идее власти''думают'' (в смысле озвучили'') уже лет 10, ИМХО нет ни желания, ни политической воли у лидера нации и политической, экономической, интеллектуальной (иногда они пересекаются и даже совпадают) элиты ни начать, ни вести такой диалог. Поэтому широкого открытого и откровенного общественного диалога не получается. Государство отдельно, страна отдельно, Родина отдельно. О РОДИНЕ элиты как правило не говорят. А есть ли у них РОДИНА? Осталась ли?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.