Денис Кузнецов: Эволюция бизнеса и место IT в нем

Денис Кузнецов

В настоящее время идет слом парадигмы 20-тилетней давности в области построения бизнеса и, как следствие, рождается новое понимание места информационных технологий в организациях. Переход от рынка продавца к рынку покупателя, рождает новые экономические реалии, выставляет новые требования к бизнесу и его экосистеме. Эти изменения глобальны и в определенной степени коснутся всех. В данной статье я бы хотел разобраться в причинах таких изменений и показать зависимость между изменениями в бизнесе и реакцией ИТ-отрасли на них.

Чтобы понять, что же изменилось, давайте оглянемся в прошлое и посмотрим, какие задачи ставил бизнес, который начал свое развитие в 90-х годах, перед информационными технологиями 20 лет назад. В те времена бизнес жил в парадигме промышленной революции, перед ним ставилась задача в увеличении объемов выпускаемой продукции и для этого применялись различные методы повышении эффективности труда производственного персонала, в том числе активно использовалась автоматизация технологических и рутинных операций. Решая такую задачу, ИТ начало создание централизованной ИТ-инфраструктуры и организацию корпоративных сетей для внутреннего использования.

Так родились различные методологии построения централизованных ИТ-систем, повсеместно использующихся сейчас. Можно сказать, что централизованная ИТ-инфраструктура – это традиционный подход к организации ИТ в большинстве сегодняшних компаний. ЕЕ основной недостаток – огромные капитальные вложения, особенно если стараться сохранять приемлемый уровень качества работы. Чтобы поддерживать такую инфраструктуру, бизнес вынужден содержать у себя целый штат ИТ-специалистов, которые «непонятно чем» занимаются, и к которым постоянно есть нарекания со стороны пользователей. Забегая вперед, надо сказать, что причина таких недостатков кроется не столько в использовании конкретных информационных решений, сколько в понимании роли ИТ в сегодняшнем бизнесе и, как следствие, в системах управления, финансирования и мотивации ИТ-подразделения.

Логичным продолжением промышленной революции, стала парадигма глобальной экономики. Смена парадигмы произошла тогда когда локальное перенасыщение рынка было достигнуто и бизнес начал стремиться открывать новые рынки сбыта своей продукции, филиалы и представительства. Рынок перестал ограничиваться одним регионом и одной страной. Наступила мировая глобальная конкуренция. Практически стерлись границы стран и континентов. Теперь бизнесу, чтобы выживать, необходимо задуматься о собственной эффективности, научиться предоставлять конкурентоспособный товар мирового класса, а для того, чтобы это произошло, надо научиться изменяться.

Свежим примером такой глобальной экспансии становится, например, вступление России в ВТО, когда государственный ограничитель конкуренции в виде налоговых пошлин будет упразднен или существенно ослаблен. Российский рынок станет лакомым кусочком для внешних торговых организаций, которые воспользуются ситуацией, чтобы занять на нем лидирующие позиции.

Все это заставляет бизнес концентрироваться на деятельности, которая является его сутью, отдавая всю непрофильную деятельность на аутсорсинг. Таким образом, глобальные изменения выставляют новые требования к бизнесу, а он в свою очередь к ИТ. Для большинства организаций они играют роль инструментов, поддерживающих основную деятельность компании. Вполне логично желание компаний заниматься своим бизнесом, а не его ИТ-обслуживанием.

Переходя от рынка продавца к рынку покупателя и глобальной экономике, бизнесу необходимо постоянно изменяться для выживания, потому что появляется необходимость быстро реагировать на изменения окружающей среды и эффективно перестраиваться. Изменения в организации, как в системе, сама по себе не простая тема и большинство российских компаний не умеет это делать эффективно. Чаще встречается ситуация когда собственники вместо того, чтобы вкладывать в развитие своего бизнеса, вынимают свободные средства и всю прибыль из оборота (пока она есть) и вкладывают в недвижимость и землю. В отличие от бизнеса для роста стоимости недвижимости не надо вкалывать собственником.

Давайте порассуждаем, что должно происходить с ИТ в случае, если деньги все-таки вкладываются в развитие бизнеса. Мы уже определили, что ИТ являются неотъемлемой частью любой компании и, соответственно, изменяя бизнес, нужно менять и ИТ-составляющую бизнеса. С течением времени компании с традиционным способом организации, получают такую сложность корпоративной информационной системы (КИС) предприятия, что она требует все больших инвестиций и капитальных вложений, увеличивая с каждым годом ИТ-бюджет. Поэтому, первой потребностью становится эффективное изменение КИС. Следующей важной потребностью современного бизнеса является необходимость получать корпоративную информацию в любой точке мира. Потому что одна и та же информация используется по всей пирамиде управления различными сотрудниками от исполнителей, до топ-менеджеров и, зачастую, работать с ней нужно, как только возникает потребность, а это значит в любое время и любом месте.

Новый подход в ИТ.

Новая парадигма выставляет качественно новые требования к ИТ, добиться выполнения которых постепенными улучшениями при традиционной парадигме организации ИТ невозможно. В новой парадигме ИТ должны максимально эффективно реагировать на изменения в бизнесе:

  • Снижать стоимость внутреннего изменения.
  • Уменьшать время реализации внутренних изменений.

Ключом к пониманию новой парадигмы, является понятие ИТ-услуги или ИТ-сервиса. Постоянно совершенствуясь и повышая свою эффективность бизнесу, не интересно разбираться в специфике этой области ИТ, которая его обслуживает. Он готов платить за конечную пользу, результат которой виден и ощущаем, а это и есть понятие услуги. Таким образом, услуга удовлетворяет потребность конечных пользователей, в нашем случае в информации. Поэтому, можно назвать ее продуктом ИТ-департамента.

Рассмотрим жизненный цикл продукта. Чтобы клиенту обладать им, его сначала надо заказать. Это можно сделать, придя в магазин, позвонив поставщику или оформив электронный заказ в интернет-магазине. Далее продукт производится и доставляется заказчику.

Продукты можно разделить на товары и услуги. Ключевым отличием услуги от товара, является тот факт, что услуги нельзя произвести впрок, она не может быть заготовлена и лежать на складе, как любой другой товар. Услуга производится и доставляется в момент ее потребления.

Все это справедливо и для ИТ-услуг. Но они имеют свои особенности. Их производят, преобразуют и доставляют в электронном виде. Для наглядности можно представить себе два примера получения услуги по пересылке корреспонденции, в одном случае можно ее переслать через электронную почту, на электронный ящик получателя, в другом переслать вместе с курьером, который летит к получателю, чтобы передать ваше сообщение. Второй случай – пример обычной услуги, где основная деятельность по производству услуги, чтобы это сообщение было доставлено получателю, будет происходить при помощи курьера. Ему нужно найти получателя, встретиться и передать корреспонденцию. А ИТ-услуга будет производиться при помощи ИТ-систем. Надо сказать ключевым фактором развития ИТ-услуг послужило создание всемирной сети по доставке информации в электронном виде – сети интернет. Именно тогда и началось развитие ИТ-услуг для физических лиц: IP-телефония, онлайн-общение, форумы и социальные сети. Теперь ИТ-услуги начинают использоваться в бизнесе, позволяя своим владельцам получить ряд ключевых преимуществ. В общем случае заказать ИТ-услугу может любой желающий, вам совершенно не надо для этого обладать специфичными компетенциями в области ИТ. Сегодня такие электронные услуги называют публичными сервисами или модным термином «облачные технологии».

Посмотрим с экономической точки зрения на потребление ИТ как услуг и сравним с традиционным использованием. Если компания решит повысить свою эффективность через автоматизацию деятельности уже готовым программным продуктом, то точно не сможет обойтись без ИТ-специалистов широкого спектра. Количество и компетенции ИТ-специалистов будут зависеть от масштабов и сложности задачи автоматизации. Так же вы будете тратить средства на организацию физической инфраструктуры для того чтобы эти приложения смогли работать, начиная от систем кондиционирования, бесперебойного питания, пожаробезопасности и, заканчивая, закупкой серверов. Помимо покупки самой программы нужно будет приобрести как минимум операционную систему и другие технологические приложения, а так же оплатить работу дорогостоящих профессионалов, которые обеспечат работоспособность всей системы. Такое положение дел означает, что вы начинаете тратить средства еще ничего не получив взамен, и это достаточно крупные инвестиции.

Не стоит забывать, что со временем инфраструктура устаревает и нуждается в замене. Так же ее необходимо обслуживать, обновлять и реструктуризировать, а для этого опять нужны вложения в ИТ и содержание квалифицированного персонала. Задайте себе вопрос - получаете ли вы гарантии качества и безопасности, которые желаете? Хотите ли вы улучшить качество, если бы оно было вам доступно по разумной цене? Как правило, вопрос качества и безопасности КИС является ключевым для большинства организаций.

Теперь представим, что программное обеспечение для автоматизации некой деятельности можно использовать как услугу. Для того чтобы начать пользоваться, вам нужно всего лишь оплатить стоимость этой услуги в зависимости от количества сотрудников и времени, в течение которого этот сервис будет использоваться. Так же вам понадобится транспорт до услуги - сеть интернет и средство доступа - ноутбук или ПК. В любой момент времени вы можете уменьшить или увеличить количество подписок на данный сервис, причем использование не зависит от места потребления. Так же вам не нужен квалифицированный персонал для использования услуги, так как стоимость сопровождения и поддержки уже входит в стоимость. Качество этой услуги будет намного выше, чем вы сможете достичь самостоятельно, так как производитель экономит за счет масштаба потребления и может обеспечить самые надежные условия функционирования, а так же дает гарантию качества. Остается последний вопрос, будет ли дешевле подписка на ИТ-услугу, чем ее производство самому?

Экономия составляет от 30% до 50%, для компании численностью в 50-100 человек - эти цифры получены в моем исследовании*, где сравнивалось потребление корпоративной электронной почты как услуги и традиционным образом. Хочется отметить, что дополнительный эффект получают компании, которые будут активно изменять численность подписчиков на ИТ-услугу в ту или иную сторону.

Подводя итоги получим, что компания, которая будет использовать публичные сервисы, сможет снизить затраты за счет отсутствия необходимости модернизировать ИТ-инфраструктуру, при ее устаревании, так же из-за стоимости реконструкции ИТ, при развитии компании. Вдобавок, бизнес сможет уменьшить риски связанные с использованием нелицензионного ПО – используя механизм подписки на ИТ-услугу, повысить качество ИТ-услуги и снизить зависимость бизнеса от квалифицированного персонала – из-за простоты настройки ИТ-услуги и возможности аутсорсинга сопровождения. В целом будет повышена управляемость бизнесом за счет перевода затрат из постоянных в переменные.

Самое время представить, что же будет с рынком ИТ в будущем, лет через 5-10, учитывая все тенденции. 20% компаний, которые будут иметь собственную ИТ-инфраструктуру, будут обеспечивать ИТ-услугами остальные 80% компаний на рынке. Компании, которые будут предоставлять ИТ-услуги, называются сервис-провайдерами, они будут соревноваться друг с другом за лидерство, это будут те счастливые 20%, которые успели поймать тренд изменений. Кто же еще будет входить в число компаний со своей ИТ-инфраструктурой? Скорее всего, те, для кого ИТ будут являться конкурентным преимуществом. Скорее всего это будет государственный сектор, банки, военная отрасль и компании со своими уникальными разработками. За представителями последних далеко ходить не надо, например, сегодня компании активно разрабатывают электронные-магазины и пытаются захватить интернет аудиторию. Но даже эту деятельность они могут организовать с использованием ИТ-услуг предназначенных для разработчиков, что в целом позволит поднять эффективность этой деятельности.

С такими глобальными изменениями в сфере ИТ, изменятся и роль ИТ-подразделений в бизнесе. Уже сейчас нужно готовиться к этим изменениям, чтобы обеспечивать сохранность инвестиций сегодня и в будущем. Роль ИТ-службы выродится до интерфейса взаимодействия с сервис-провайдерами и выстраивания отношений с ними. Программисты и инженеры будут нужны только тем, кто будет производить и предоставлять ИТ-услуги. В бизнесе может остаться первая линия поддержки для работы непосредственно с пользователями и решения «проблем» с ИТ-услугами на лету. Но чтобы такими стать в будущем, ИТ-подразделениям уже сегодня нужно постепенно изменяться. Понимать требования бизнеса, транслировать требования к сервис-провайдерам, выгодно выбирать и оценивать ИТ-услуги, а так же организовывать работу своего подразделения с ориентацией на ИТ-услуги или сервисы. В этом может помочь мировая практика - ITIL. Первым шагом на пути к сервисной ориентированности ИТ-службы является создание правильного каталога сервисов. 

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Участники дискуссии: Сергей Норкин, Денис Кузнецов
Адм. директор, Москва

Почему-то ''новый подход'' мне показался года этак из 2003-2004-го, то есть не очень как бы ''новый'', немного ''второй свежести''.

Хотя соображения относительно того, что ''пироги должон печи пирожник, а сапоги тачать сапожник'' совершенно.

Как, впрочем, и мысль о скорости ''морального старения парадигм использования IT'' в бизнесе и собственниками.

Консультант, Новосибирск
Сергей Норкин, Большое спасибо за ваш комментарий!
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.