Начальник бывает кусачий: почему ваш босс злой?

Выбирая работу, выбирайте людей, с кем вам придется находиться в офисе по восемь часов пять дней в неделю. Эта рекомендация хедхантеров отходит на второй план, когда дело касается денег. Блеск груды золотых монет компенсационного пакета может затмить даже некоторые, скажем мягко, особенности будущего руководителя. И вот вы приняты, эйфория прошла, а восторга от работы нет. А все потому, что ваше существование систематически отравляет начальник – мелочный, вредный и истеричный самодур с семью пятницами на неделе. Как быть? Уйти, сохранив психическое здоровье, или решительно ломануть гордость об колено, терпеливо сносить «наезды» босса и регулярные выволочки на глазах всего коллектива? Каждый выбирает сам.

«Синдром кусачего начальника» заинтересовал партнера компании Arbor Consulting Partners Минди Фрид, которая взялась выявить причины того, почему портятся боссы. Она обобщила свои выводы по мотивам исследований множества компаний. Ее выкладки столь же интересны, сколь и парадоксальны. Злым босса зачастую делает среда. Причем худшие качества менеджера иногда синтезируются в лучших с точки зрения HR условиях. Минди Фрид перечислила факторы риска в своем блоге. Фактор №1. «Мужская» модель идеального работника Людям свойственно попадать во власть стереотипов. Начальники в этом смысле не исключение. В их головах сидит модель идеального сотрудника. «Сферический работник в вакууме» больше похож на адроида: он не болеет, не берет отпусков, а в парадигме «работа/семья» отдает предпочтение работе. Соответствующие этой модели сотрудники ценятся высоко. Те, кто расставляет приоритеты в пользу личной жизни, подвергаются обструкции. Особенно достается женщинам, которым, как ни крути, природой заложено ставить семью превыше всего остального. Фактор №2. Внутренняя конкуренция в коллективе Классический взгляд на управление персоналом поощряет здоровую конкуренцию внутри коллектива. Мы, например, знаем истории, когда руководитель отдела продаж целенаправленно стимулирует «соцсоревнование» между своими сотрудниками, кладя на видное место какую-нибудь дорогую вещь (например, вожделенный iPhone), которую получит самый эффективный по итогам квартала или полугодия «сэйлз». Да, конкуренция стимулирует людей работать лучше, но она и давит на них - если тебя не отметили, ты лузер. Это делает менеджеров сварливыми, черствыми и вообще плохо влияет на их моральное состояние. Фактор №3. Плохие экономические условия Когда на дворе кризис, когда рынок схлопнулся и продажи встали, ясно, что дело плохо. Жизнь «на краю» отнюдь не воспитывает положительных качеств в людях. Вместо того, чтобы поддержать сотрудников, в компаниях начинают закручивать гайки – наказывать рублем за невыполнение плана, опоздания и другие провинности, часто к эффективности работы отношения не имеющие. Такое поведение вышестоящих провоцирует затяжную депрессию и сильно расшатывает нервную систему подчненным. Обратной дороги этому процессу нет. Тот босс, который пережил кризисное время и испортился, после окончания проблем лучше не становится. Фактор №4. «Сделай! Я смог, и ты сможешь!» Пост начальника в большинстве случаев не падает с неба, а достается тяжким трудом. Человек, прошедший через тяготы и лишения производственных задач, закаляется, доказывает окружающим, что может многое – и при этом начисто теряет способность войти в положение подчиненного. Ему и невдомек, что порученная кому-то работа не выполнена не от лености и скудоумия нижестоящего, а просто потому, что он и правда не смог ее сделать. Фактор №5. Отсутствие подготовки руководителей В компаниях принято двигать отличившихся людей на управленческие позиции. Но часто кресло руководителя дается субъекту без должной подготовки: человек, оказавшийся начальником над вчерашними коллегами, не выдерживает груза ответственности и начинает стряпать ошибки одну за другой. Разумеется, погасить возможное недовольство коллектива его действиями босс решается самым простым способом – административным ресурсом, то есть угрозами и психическим давлением. Итог один: подчиненные в постоянном страхе, а на начальнике кроме ответственности грузом лежит недовольство собой и опять-таки депрессия. Фактор №6. Личностные проблемы Ежу понятно, что не все люди подходят для того, чтобы командовать другими. Поэтому когда в компании совершается кадровая ошибка и на место босса назначается тот, кто искусством управления не владее (или понимает его глубоко по-своему), другим от такого неподходящего босс становится почти физически плохо. Такая ситуация, как правило, останется незамеченной для вышестоящих руководителей, но уж никак не для подчиненных, которые оказываются глубоко несчастными под началом такого руководителя.

Фото: pixabay

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Антон Кравченко Антон Кравченко Директор по маркетингу, Нижний Новгород

где рекомендации и пути решения проблемы?

Нач. отдела, зам. руководителя, Иваново

А в чем вы видите проблему? 8)

Консультант, Украина
Фактор №4. «Сделай! Я смог, и ты сможешь!» Пост начальника в большинстве случаев не падает с неба, а достается тяжким трудом. Человек, прошедший через тяготы и лишения производственных задач, закаляется, доказывает окружающим, что может многое – и при этом начисто теряет способность войти в положение подчиненного. Ему и невдомек, что порученная кому-то работа не выполнена не от лености и скудоумия нижестоящего, а просто потому, что он и правда не смог ее сделать.
Пост начальника в большинстве случаев получается подсиживанием предыдущего.
Директор по PR, Москва

Вспышки гнева и негатива никогда не базируются на ровном месте. Если работа отдела напоминает броуновское движение элементарных частиц..суетное и хаотичное, то нужного результата не будет. А за результат начальник отвечает головой...Вот и возникает у коллектива благодатная почва для исследований типа ''почему наш начальник монстр?''

Многие руководители выбирают кнут и пряник, некоторые только кнут. В основе большинства конфликтных ситуаций лежит банальный страх и непрофессионализм руководства. Неспособность выстроить систему взаимодействий, сформировать зоны ответственности, доступно объяснить систему мотиваций и донести до сотрудников критерии оценки эффективности работы, ценности их труда для компании.

Руководители подразделений должны быть в фокусе внимания директоров компаний. Ошибкой будет считать, что каждый свеженазначенный руководитель будет активно самосовершенствоваться. Необходимо поощрять их на развитие управленческих качеств, прививать ответственность за каждого сотрудника внутри вверенного им отдела.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.