Обмани меня: ученые Стэнфорда научились определять лжецов по разговорам

Один из центральных телеканалов удивил свою аудиторию, запустив в прайм-тайм вместо очередного ментовского сериала отличный многосерийный фильм «Обмани меня» о буднях психологов особого назначения, помогающих разоблачать преступников. Великолепный актер Тим Рот играет эксперта в области невербальной коммуникации и из серии в серию определяет главных лжецов эпизода. Бьемся об заклад, вы тоже были бы не прочь видеть людей насквозь. Где-где, а на работе такой навык точно пригодится.

Портал NPR.org утверждает, что вычислять врунов — дело не столь уж сложное, как может показаться на первый взгляд. Даже если эти вруны занимают самые высокие должности в корпоративных иерархиях. Двое ученых из Стэнфордского университета утверждают, что нашли способ с большой долей вероятности знать, когда боссы шельмуют и говорят неправду. Примечательно, что соавтором научной работы в духе фильма «Обмани меня» стала наша бывшая соотечественница Анастасия Заколюкина.

Объясняя актуальность исследования, ученые помянули недобрым словом волну банкротств и корпоративных разоблачений, что случились еще до кризиса. Случай с Enron и WorldCom показали, что финансовая отчетность не гарантирует стабильности компаниям — ее легко фальсифицировать. Следовательно, при оценке финансовой устойчивости лучше брать во внимание нечто, что подделать нельзя. Этим «нечто» является поведение топ-менеджеров и, выражаясь языком лингвистов, их речевые тактики.

Перелопатив стенограммы тысяч заседаний и селекторных совещаний, исследователи нашли несколько «индикаторов обмана». Так, если топ-менеджер врет, он будет использовать местоимение «мы» или выражение «наша компания». Напротив, произнося «я» и «моя компания», босс на вербальном уровне говорит, что несет ответственность за результаты ее работы. Вторая особенность — лжецы любят использовать цветистые выражения для обозначения положительных эмоций: у них, куда не кинь всюду «фантастическое», «превосходное» и «выдающееся».

Исследователями речевых тактик обманщиков двигал не только академический интерес. Плодом их труда стала специальная компьютерная модель, которая анализирует речь человека и определяет, лжет ли он, лишь на основе произнесенных фраз. Впрочем, ученые не утверждают, что их метод — панацея. Для более точного выявления врунов нужно собрать больше информации. Однако данный недостаток не сильно умаляет достижения ученых из Стэнфорда. «Система раннего оповещения о лжи» способна сэкономить корпорациям миллиарды долларов, а также подарить акционерам крепкий и здоровый сон.

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Директор по операциям, Москва

а как же Стив Джобс? Он всегда говорит ''мы'', а количество ''beautiful'', ''great'' и ''amazing'' давно уже повод для шуток. Он что, врет?

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Спасибо за интересный материал.
Вполне можно допустить, что выводы исследования спорные. Но они идут в разрез с доминирующей модой на безудержный оптимизм и лицемерное отождествление себя с ''командой'', показывают иную точку зрения, иную сторону медали. И поэтому то, что они опубликованы, -- очень хорошо.

IT-консультант, Владивосток

Я считаю, это пост надо убрать. А вдруг его кто нибудь из политиков прочитает, что они подумают? Это явная провокация. Российская власть сплошь да рядом говорит МЫ, но она же не врет. Это какое-то враждебное по отношению к современной России исследование. Не надо,что б эту грязную инсинуацию читали другие люди.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

''Это все придумал Черчилль
В осьмнадцатом году!''

Нач. отдела, зам. руководителя, Украина
Борис, а чего только враждебное к России исследование! К Украине оно на 1000% тоже применимо. Достаточно глянуть, как во всех (кроме 5-го и TBi) новостях по нашему ТВ ''Надои растут, а удои -падают'' (Эту фразу я не смог перевести своему американскму знакомому). Вредное исследование, Вы правы, результаты засекретить бы от народа!
Нач. отдела, зам. руководителя, Саратов

Пола Экмана почитала с интересом некоторое время назад: на короткий период времени после таких чтений погружаешься в наблюдения ))).

Руководитель проекта, Москва

Интересно. На превосходные характеристики надо будет пообращать внимание.

Слишком частое употребление местоимений ''мы'', ''нами'', ''наше'' вместо ''я'' и ''мной'' - проверено мною лично - процентах в 90 говорит о том, что не все так радужно и правдиво, как человек рассказывает. Чем меньше личных заслуг и личной ответственности (готовности признавать свои ошибки и нести ответственность за чужие)- тем сложнее человеку говорить ''я'' вместо ''мы'', даже после просьбы. Правда слишком много ''я'' тоже настораживает - бывают же и патологические лжецы...

Я еще обращаю внимание на скорость речи, длительность пауз между вопросами и ответами, изменение высоты голоса - очень хорошо выдают обман. Это то, за чем обычно следят не так тщательно, как за конкретными словами (и мимикой). И, опять же, личное наблюдение - по телефону почему-то люди привирают чаще и охотнее. За это я люблю телефонные интервью. Столько интересного... :)

Кто соберется писать книгу или статью про распознавание лжи в разговоре - возьмите в соавторы :D

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Новости
Компания «Целевое Управление» представляет новый формат обучения

Пройти курс в «KPI-Школе Управления и Мотивации» и получить диплом можно всего за три дня. Опубликован календарь занятий до конца 2017 года.

RTB House определила сезонность использования мобильных устройств

Анализ рекламных кампаний, которые используют ретаргетинг, показал, что активность использования смартфонов и планшетов в летние месяцы выросла более чем на 30%.

Eurostat проанализировала экспортные перевозки из РФ в страны Евросоюза

Согласно статистики Eurostat, «главным сократителем» автомобильного экспорта из РФ в ЕС в 2017 году является товарная группа «минеральное топливо, масла и продукты их перегонки».

В ЦНТИ Прогресс подготовили план курсов для руководителей на 2018 год

Уже сегодня можно ознакомиться с планом курсов и тренингов и тем самым запланировать обучение на следующий год заранее.